ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-152/19 от 08.08.2019 Киквидзенского районного суда (Волгоградская область)

Административное дело № 2а-152/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Преображенская 08 августа 2019 года

Киквидзенский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Клиновской О.В., единолично,

при секретаре судебного заседания Комаровой О.П.,

с участием административного истца ФИО1,

административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 7 по Волгоградской области в лице ФИО2, действующего на основании доверенности № 24 от 09.01.2019 года (сроком действия по 31.12.2019 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании в станице Преображенской Киквидзенского района Волгоградской области административное дело по административному исковому заявлению

ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 7 по Волгоградской области о признании незаконным решения налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 7 по Волгоградской области о признании незаконным решения налогового органа, указав, что налоговым органом в отношении ФИО1 по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки (акт камеральной налоговой проверки 24.01.2019 г. N 90) вынесено решение от 15 марта 2019 года N 169 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым налогоплательщик привлечён к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 части первой Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в сумме 39 678 рублей; доначислен налог в сумме 198 390 рублей; начислены пени в сумме 31 142, 27 рублей за несвоевременную уплату налога.

Решением УФНС России по Волгоградской области от 27.05.2019 года № 648 апелляционная жалоба ФИО1 оставлена без изменения. Решение от 15 марта 2019 года N 169 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения считает недействительным и нарушающим права и законные интересы ФИО1 в связи со следующим.

В силу ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации и не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Как следует из ст. 209 НК РФ, объектом налогообложения НДФЛ признаётся доход, полученный налогоплательщиками.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 210 НК РФ). Согласно ст. 41 НК РФ доходом признаётся экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности её оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой «Налог на доходы физических лиц».

Из пп. 7 п. 1 ст. 228 НК РФ следует, что исчисление и уплату налога на доходы физических лиц, кроме прочих, про изводят физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных п. 18.1 ст. 217 названного Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет. \

Пунктом 18.1 ст. 217 НК РФ предусмотрено, что доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.

Исходя из положений П. 3 ст. 54 НК РФ, физические лица, при получении в порядке дарения недвижимого имущества, исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений об объектах налогообложения.

Поскольку доходы, полученные в порядке дарения (за исключением денежных средств) от организаций и индивидуальных предпринимателей относятся к доходам, полученным в натуральной форме, в целях исчисления налога налоговая база по имуществу, полученному в порядке дарения, в соответствии с п. 1 ст. 211 НК РФ рассчитывается исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ.

Если дарителем является физическое лицо, налоговая база рассчитывается налогоплательщиком исходя из существующих на дату дарения цен на такое же или аналогичное имущество и имущественные права. Таким образом, вне зависимости от субъектного состава договора дарения, налоговая база должна определяться единообразно, то есть исходя из рыночных цен.

В соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ рыночная цена определяется с учётом положений, предусмотренных пунктами 4-11 данной статьи. Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4 ст. 40 НК РФ).

В соответствии с Письмом ФНС РФ от 8 февраля 2007 года № 04-2-03/11, в целях определения налоговой базы налогоплательщиком используется договорная стоимость даримого недвижимого имущества, при этом налоговые органы вправе с учётом положений пп. 2-11 ст. 40 НК РФ проверить правильность применения договорной стоимости такого имущества.

В период с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г. Сухова Т<данные изъяты>;И. получила доходы в виде экономической выгоды от полученных в дар1/4 доли земельных участков (земли сельскохозяйственного назначения), по адресу: <адрес>, кадастровый , , , , .

На основании договора дарения от 17.10.2016 г. ФИО1 через представителя Ж.О.И. получила в дар от А.Н.В. 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения. Одаряемая ФИО1 и даритель А.Н.В. оценили отчуждаемые по 1/4 доли в праве общедолевой собственности на земельные участки в 20 000 рублей каждую. К декларации налогоплательщиком представлены копии договора дарения от 17.10.2016 г., а также отчет об оценке земельных паев .

Межрайонная ИФНС России № 7 по Волгоградской области в акте проверки сослалась на то, что в ЕГРП отсутствует информация о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, полученных в дар, в связи с чем, по мнению Инспекции, представленный отчёт об оценке рыночной стоимости земельного участка, представленного ФИО1, при расчете размера экономической выгоды проверяющим использован размер кадастровой стоимости земельных участков.

Административный истец полагает, что ФИО1 обязана была указать в налоговой декларации доход, полученный в натуральной форме по договорам дарения, исходя из рыночной стоимости долей земельных участков, переданных ей в собственность, при этом рыночная стоимость долей должна определяться на основании отчета об определении рыночной стоимости.

Действующее законодательство предусматривает два вида стоимости земельного участка: кадастровую и рыночную. Кадастровая стоимость для долей в праве собственности на земельные участки не определена, при этом рыночная стоимость доли в праве на земельный участок не обязательно равна частному от кадастровой стоимости целого земельного участка.

В целях обеспечения единообразного подхода к разрешению споров, связанных с применением положений главы 23 «Налог на доходы физических лиц», Верховным судом Российской Федерации подготовлен «Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации», утверждённый Президиумом Верховного Суда РФ от 21 октября 2015 года. В пункте 6 вышеуказанного Обзора указано, что налоговая база при дарении недвижимости между физическими лицами может определяться исходя из кадастровой (инвентаризационной) стоимости полученного гражданином имущества. При этом Верховный Суд указал, что при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости имущества не исключается также право гражданина использовать иные сведения о стоимости недвижимости, полученной в дар.

Кадастровая стоимость земельного участка не может достоверно характеризовать экономическую выгоду, полученную ФИО1, в связи с тем, что ей в дар поступил не весь земельный участок, а только доля в праве на земельные участки. Учитывая специфику долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения, следует прийти к выводу о том, что рыночная стоимость доли в праве на земельный участок не может быть определена в результате простого деления величины кадастровой стоимости целого земельного участка на размер перешедших к налогоплательщику долей в праве.

Рассчитанная Инспекцией для целей налогообложения ФИО1 стоимость объектов недвижимости не соответствует полученной налогоплательщиком выгоде в натуральной форме в денежном выражении с учётом рыночной цены.

Письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 23.06.2015г. № 03-04-05(36275 установлено, что доход в виде экономической выгоды, полученной в натуральной форме, определяется рыночной стоимостью полученного в дар имущества.

Таким образом, обжалуемое решение не соответствуют действующему налоговому законодательству.

Нарушение прав и законных интересов налогоплательщика обжалуемым решением налогового органа выражается в том, что данное решение означает лишение налогоплательщика имущества, принадлежащего ему на законных основаниях.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лиц государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд ИЛИ оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

22.06.2019г. в адрес ФИО1 поступило требование № 17511 об уплате задолженности на основании обжалуемого решения.

Согласно ч. 1 ст. 85 КАС РФ по заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц, суд может принять меры предварительной защиты по административному иску.

Согласно части 2 статьи 85 КАС РФ суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску в случаях, предусмотренных частью 1 указанной статьи, если КАС РФ не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел.

Административный истец полагает, что защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия мер предварительной защиты в виде приостановления действия решения от 15 марта 2019 года № 169 о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового право нарушения (далее также - обжалуемое решение), в соответствии с которым: налогоплательщик привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 части первой Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в сумме 39 678 рублей; доначислен налог в сумме 198 390 рублей; начислены пени в сумме 31 142, 27 рублей за несвоевременную уплату налога, а также приостановления исполнения требования № 17511 об уплате налога, штрафа и пени.

Просит суд признать недействительным решение МИ ФНС России № 7 по Волгоградской области от 15 марта 2019 года N 169 о при влечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым: налогоплательщик привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 части первой Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в сумме 39 678 рублей; доначислен налог в сумме 198 390 рублей; начислены пени в сумме 31 142, 27 рублей за несвоевременную уплату налога.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддерживала, просит суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 7 по Волгоградской области в лице ФИО2 в судебном заседании поддержал возражения, просит в удовлетворении административного иска отказать.

Заслушав мнения участвующих лиц, изучив материалы деда, материалы камеральной налоговой проверки в отношении ФИО1, суд приходит к следующему.

Существо административного иска сводится к тому, что доходы в виде имущества, полученного в результате дарения, являются доходами в натуральной форме, в целях исчисления налога на доходы физических лиц налоговая база по данному виду доходов должна исчисляться в соответствии с п. l ст. 211 НК РФ, то есть из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 Налогового кодекса РФ. В силу ст. 105.3 НК РФ для целей определения размера налогообложения по мнению административного истца должны использоваться рыночные цены на соответствующее имущество и расчет налоговой базы на основании данных о кадастровой стоимости предметов договоров дарения противоречит положениям п. l ст. 211, ст. 40, ст. 105.3 НК РФ. Заявитель считает, что при определении налоговой базы на основании рыночной оценки имущества, налогоплательщик в полном объеме реализовал право о принятии рыночной стоимости спорных земельных участков, для исчисления НДФЛ за 2016 год (рыночная оценка произведена 05.10.2017, после заключения договора дарения датированного 17.10.2016. и полагает, что оценка земельных участков, произведенная ООО «КФ «Центр Аналитик» по состоянию на 17.10.2016, может служить официальной рыночной оценкой для исчисления ей НДФЛ за 2016 год по доходам, полученным в виде дара земельных участков.

Вышеуказанные доводы ФИО1 отклоняются судом ввиду следующего.

Налогоплательщиком ФИО1 13.04.2017 в налоговый орган представлена первичная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2016 год, а 10.10.2018 представлена уточненная налоговая декларация (корректировка № 7) по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2016 год в которых заявлен доход от продажи земельных участков, доход от полученных в дар 1/4 доли земельных участков, доход от налоговых агентов, социальные и имущественные налоговые вычеты.

В ходе проведения камеральной налоговой проверки, в соответствии с пунктами 1, 3 статьи 88 НК РФ выявлены разногласия в части доходов, заявленных налогоплательщиком от принятых в дар 1/4 доли земельных участков (земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровыми номерами: ; ; ; ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме. При дарении одаряемый получает экономическую выгоду в виде полученного в дар имущества или имущественного права либо в виде освобождения его от имущественной обязанности.

Согласно статье 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 НК РФ.

Доход в виде экономической выгоды от полученного дара подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 НК РФ. В соответствии с пунктом 18.1 статьи 217 НК РФ, доходы в виде недвижимого имущества, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами). Так как указанный перечень является закрытым и расширенному толкованию не подлежит, члены семьи или близкие родственники вправе дарить без налоговых обязательств недвижимое имущество. Иные основания, кроме близкого родства, в целях освобождения от налогообложения не принимаются. Если в качестве дарителя выступает физическое лицо, не являющееся членом семьи или близким родственником одаряемого физического лица в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, то, учитывая положения статей 228 и 229 НК РФ, одаряемое физическое лицо обязано самостоятельно исчислить налог на доходы физического лица с таких доходов, представить в налоговый орган по месту своего учета декларацию по налогу на доходы физических лиц не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а также уплатить налог в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса Российской Федерации договор дарения является безвозмездным, следовательно, указание стоимости передаваемой дарителем вещи (земельных участков) в собственность одаряемому не является существенным условием указанного договора.

Налогообложение указанных доходов производится по установленной пунктом 1 статьи 224 НК РФ ставке в размере 13 % для налоговых резидентов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2015, физические лица исчисляют налоговую базу с доходов, полученных в порядке дарения на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений об объектах налогообложения. К числу таких сведений об объекте налогообложения могут быть отнесены официальные данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости, полученные из Единого государственного реестра недвижимости.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости. В ходе определения кадастровой стоимости объектов недвижимости оценщик осуществляет сбор достаточной и достоверной рыночной информации об объектах недвижимости. При построении модели оценки оценщик использует ценовую информацию, соответствующую сложившемуся на дату проведения оценки уровню рыночных цен. В случае недостаточности рыночной информации для построения модели оценки проводится оценка рыночной стоимости, определяемой индивидуально для конкретного объекта недвижимости. При определении кадастровой стоимости оценщик использует данные, включенные в фонд данных государственной кадастровой оценки, а также государственный кадастр недвижимости, фонд данных землеустроительной документации, фонды данных и базы данных, имеющиеся в распоряжении организаций и учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.

Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Росреестра (п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 (далее – Правила).

В пункте 12 Правил предусмотрено, что споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке. Таким образом, уменьшение или увеличение стоимостной характеристики земельного участка (и исчисление налога исходя из иных данных) возможно только при наличии на то судебного решения. Аналогичный вывод можно сделать и из п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, учитываются при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Кроме того, положениями статьи 24.20 Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (включая цели налогообложения), с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В уточненной налоговой декларации по НДФЛ за 2016 год (корректировка № 7), представленной налогоплательщиком 10.10.2018, сумма полученного дохода заявлена 14 668 509, 69 рублей, в том числе:

- доход, полученный от продажи земельных участков 14 314 000 рублей;

- доход, полученный от дарения 1/4 доли в размере 100 000 рублей.

На основании договора дарения от 17.10.2016 года ФИО1, через представителя Ж.О.И., получила в дар от А.Н.В. 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения:

- с кадастровым номером поле , расположенного по адресу: <адрес>, сельское поселение <адрес>

- с кадастровым номером поле , расположенного по адресу: <адрес>, сельское поселение <адрес>

- с кадастровым номером поле , расположенного по адресу: <адрес>, сельское поселение <адрес>

- с кадастровым номером поле , расположенного по адресу: <адрес>, сельское поселение <адрес>;

- с кадастровым номером поле , расположенного по адресу: <адрес>, сельское поселение <адрес>

Одаряемая ФИО1 и даритель А.Н.В. оценили отчуждаемые по 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельные участки в 20 000 (двадцать тысяч) рублей каждую. К декларации налогоплательщиком представлены копии договоров купли - продажи, копия договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ.

Документы, подтверждающие степень родства дарителя А.Н.В. с одаряемой ФИО1, к декларации не представлены.

В соответствии статьи 88 Налогового Кодекса РФ, по обстоятельствам указанным выше, налогоплательщику, в ходе проведения камеральной налоговой проверки, направлены требования о представлении пояснений от 02.10.2018 № 09-70/78251 от 13.12.2018, № 09 -70/82157.

В ответ на требование налогоплательщик представила пояснения, в которых сообщила, что налоговая база по НДФЛ от долей участков, полученных в дар по договору дарения, определена на общую стоимость в размере 100 000 рублей. В подтверждение к указанной стоимости полученных в дар земельных долей, в целях налогообложения, компанией ООО «КФ Центр Аналитик» была сделана их оценка. Рыночная стоимость полученных в дар долей в земельных участках после определения оценки составила 97 000 рублей. В целях налогообложения, налогоплательщиком принято решение в декларации формы 3-НДФЛ за 2016 год отразить стоимость полученных в дар земельных участков указанную в договоре дарения, так как она больше рыночной стоимости. Внесения изменений в кадастр налогоплательщик считает не целесообразным, так как это отразится на исчислении налога на землю. К декларации ФИО1 представила копию договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, выписки о государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельные участки и отчет о рыночной оценке земельных паев.

Отчет о рыночной оценке земельных паев составлен ООО «КФ« Центр Аналитию) по заданию на оценку, заказчиком является ООО «Агропромышленный комплекс «Родина».

Поскольку в Едином Государственном Реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, полученных в дар, представленная рыночная оценка не может быть отнесена к числу официальных сведений о стоимости объекта, налогоплательщик для определения суммы дохода по НДФЛ за 2016 год не вправе применить установленную оценщиком рыночную оценку земельных участков.

Согласно сведениям, полученным Инспекцией от Росреестра, в соответствии со ст. 85 НК РФ и информации о кадастровой стоимости земельных участков полученной налоговым органом из Единого государственного реестра недвижимости, а также сведений о кадастровой стоимости земельных участков (справочная информация в режиме Онлайн - Публичная кадастровая карта Росреестра), представленных налогоплательщиком кадастровая стоимость 1/4 доли объектов недвижимости (земли сельхозназначения) с кадастровыми номерами №; ; ; ; , находящихся по адресу: <адрес>, <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 1 626 075 рублей.

Рыночная стоимость <данные изъяты> доли земельных участков с кадастровыми номерами ; ; ; ; , полученных в дар ФИО1, определена оценщиком на основании осмотра объекта оценки в размере 97 000 рублей.

Вместе с тем, представленный в Инспекцию отчет № 200/2017 об оценке земельных паев, полученных налогоплательщиком в дар 1/4 доли земельных участков, не может с достоверностью подтвердить рыночную стоимость объекта (земельных участков), так как отчет не прошел проверку путем проведения экспертизы, либо подтверждение о результатах определения кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров, а также подтверждение в суде, предусмотренное Федеральным законом от 29.07.1998 N~135- ФЗ «Об оценочной деятельности».

Определение налоговой базы по НДФЛ исходя из сведений о рыночной оценке земельных участков, рассчитанной оценщиком, либо исходя из сведений о стоимости объектов полученных в дар по договору дарения не предусмотрено ни налоговым Кодексом, ни разъяснениями Верховного Суда РФ, данными вышеуказанном Обзором.

По результатам камеральной налоговой проверки, налоговая база, заявленная налогоплательщиком в виде дара 1/4 доли земельных участков не подтвержден, доход в декларации по налогу на доходы физических лиц за 2016 год от дарения 1/4 доли земельных участков определен в соответствии с кадастровой стоимостью земельных участков, полученной из Единого Государственного Реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

По сведениям Единого Государственного Реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним общая кадастровая стоимость объектов, полученных в 2016 году в дар ФИО1, составила 1 626 075 рублей.

Таким образом, в декларации налогоплательщиком неправомерно занижен полученный в 2016 году доход в порядке дарения, что привело к занижению налогооблагаемой базы на сумму 1 526 075 рублей (1 626 075 – 100 000 = 1 526 075), и занижению исчисленной суммы налога к уплате по НДФЛ за 2016 год в размере 198 390 рублей.

По данным налогового органа сумма полученного дохода от дарения 1/4 доли земельных паев: 1 626 075 рублей, сумма исчисленного налога к уплате – 211 390 рублей (1 626 075 *13%). По данным налогоплательщика сумма полученного дохода от дарения 1/4 доли земельных паев: 100 000 рублей, сумма налога исчисленного к уплате 13 000 рублей.

В нарушение статьи 210 НК РФ ФИО1 занижена налогооблагаемая база, что привело к занижению суммы налога подлежащей уплате в бюджет в размере 198 390 рублей.

Налоговым органом при определении налогооблагаемой базы для исчисления НДФЛ за 2016 год, принята кадастровая стоимость 1/4 долей земельных участков, полученных ФИО1 в дар в размере 1 626 075 рублей, общая сумма исчисленного налога 211 390 рублей. Расхождения по исчисленной сумме налога к уплате в бюджет за 2016 составили 198 390 рублей.

Исчисленная сумма налога в размере 198 390 рублей на дату представления уточненной налоговой декларации по НДФЛ за 2016 год налогоплательщиком не уплачена.

ФИО1 с выводами и предложениями налогового органа, изложенными в решении, не согласилась, 17.04.2019 обратилась с апелляционной жалобой в УФНС по Волгоградской области, в которой просила отменить решение инспекции от 15.03.2019 № 169 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика УФНС по Волгоградской области 27.05.2019 принято решение № 648, которым апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.

При определении стоимости полученных ФИО1 в виде дара 1/4 долей земельных участков могут быть использованы только официальные данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости, полученные из Единого государственного реестра недвижимости.

Заявитель полагает, что в соответствии с позицией Минфина России, изложенной в письме от 23.06.2015 № 03-04-05/36275, доход в виде экономической выгоды, полученный в натуральной форме, определяется рыночной стоимостью полученного в дар имущества.

В то же время, налогоплательщиком не учтено, что в данном письме содержится указание на то, что рыночная стоимость должна быть установлена в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ « Об оценочной деятельности в Российской Федерации», либо в судебном порядке, что не было сделано заявителем.

Следовательно, определение налоговой базы по НДФЛ исходя из сведений о рыночной оценке земельного участка, рассчитанной оценщиком, не предусмотрено ни налоговым Кодексом, ни разъяснениями Верховного Суда РФ, а также данными в вышеуказанном Обзоре.

На момент получения в дар земельных участков и в ходе камеральной налоговой проверки ФИО1 в комиссию по рассмотрению споров определения кадастровой стоимости не обращалась, в том же налоговом периоде не оспорила кадастровую стоимость земельных участков в судебном порядке. На дату заключения договора дарения вышеуказанных земельных участков у ФИО1 отсутствовали сведения о рыночной стоимости объектов недвижимости и, соответственно, она была обязана использовать кадастровую стоимость земельных участков, установленную для целей налогообложения.

Таким образом, переоценка оценщиком, произведенная по состоянию на 05.10.2017 года не может служить официальной рыночной оценкой для исчисления ФИО1 по НДФЛ за 2016 год дохода, полученного в виде дара 1/4 долей земельных участков, сумма дохода от полученных в дар 1/4 долей земельных участков, заявленная ФИО1 в декларации в размере 100 000 рублей не подтверждена.

Довод налогоплательщика о неправомерности использования для определения рыночной стоимости доли в праве на земельный участок простого деления величины кадастровой стоимости целого земельного участка на размер перешедших к налогоплательщику долей в праве также подлежит отклонению судом, поскольку налогоплательщиком не приведено иного расчета для использования, более того вопреки мнению заявителя, в соответствии с п. 1 ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

При указанных обстоятельствах, налог на доходы физических лиц в отношении ФИО1, за 2016 год, при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, правомерно исчислен, исходя из кадастровой стоимости спорных земельных участков, пропорционально её доле в общей долевой собственности.

При таких установленных судом обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 не имеется.

Руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 7 по Волгоградской области о признании незаконным решения налогового органа – оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Киквидзенский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Судья Киквидзенского районного суда Клиновская О.В.

Решение изготовлено в совещательной комнате собственноручно с использованием компьютерной техники.

Мотивированное решение изготовлено 13.08.2019 года.

Судья Клиновская О.В.