ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-152/19 от 26.06.2019 Орджоникидзевского районного суда (Республика Хакасия)

Дело № 2а-152/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

поселок Копьево 26 июня 2019 года

Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Южаковой М.Н.,

при секретаре судебного заседания Горбацевич Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Степанова А.Ф. о признании незаконным действие Администрации Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия, выраженное в отказе принять на муниципальный учет квартиру, и обязать Администрации Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия поставить на муниципальный учет квартиру,

У С Т А Н О В И Л:

Степанов А.Ф. обратился суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказ Администрации Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия принять на муниципальный учет квартиру и обязать Администрации Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия поставить на муниципальный учет квартиру. Требования мотивированы тем, что Степанов А.Ф. проживает по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, п.<данные изъяты>, ул.<данные изъяты>, дом №.., квартира №... Указанная квартира не числиться в муниципальной собственности, в связи с чем, приватизация данной квартиры не возможна. Согласно ч.3 ст.14 Федерального закона от 16.10.2003 №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). В соответствии с п.3 ч.1 ст.14 указанного закона, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Согласно ч.1 ст.225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. В соответствии с ч.3 ст.225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По указанным основаниям просил признать незаконным отказ Администрации Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия принять на муниципальный учет указанную квартиру и обязать Администрации Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия поставить на муниципальный учет указанную квартиру.

Определением суда от 28 мая 2019 года привлечены к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и несовершеннолетние ФИО6, ФИО5, ФИО7, в интересах которых действует ФИО3, и ФИО8, в интересах которой действует ФИО2.

В ходе рассмотрения дела административный истец заявленные требования уточнил, просил признать незаконным действие Администрации Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия, выраженное в отказе принять на муниципальный учет квартиру, и обязать Администрации Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия поставить на муниципальный учет квартиру.

В судебном заседании административный истец Степанов А.Ф. заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в административном иске.

Представитель административного истца ФИО9 ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика – глава Администрации Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия ФИО10 в судебном заседании пояснил, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, отказа в принятии квартиры, где проживает Степанов А.Ф, на муниципальный учет является правомерным.

Заинтересованное лицо ФИО3., действующий в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних ФИО6., ФИО5., ФИО7. оставил разрешение дела на усмотрение суда.

Заинтересованные лица ФИО1 и ФИО4, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Заинтересованное лицо ФИО2, действующая в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетней ФИО8, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствии, а также предоставила отзыв на административное исковое заявление, где указала, что с административным искровым заявлением не согласна. Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 “Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей“. В настоящее время в ЕГРП записи о постановке на учет спорного объекта недвижимого имущества- как бесхозяйных недвижимых вещей на территории Республики Хакасия не зарегистрированы. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного искового заявления об обязании администрации поставить данную квартиру на муниципальный учет и признать отказ администрации о принятии на муниципальный учет квартиры, не имеется. Иное противоречило бы положениям ст. 225 ГК РФ, регулирующей порядок принятия бесхозяйного имущества в муниципальную собственность. Поскольку процедура признания права муниципальной собственности прописана в законе, и данная процедура органом местного самоуправления не соблюдена - административный ответчик с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного спорного имущества не обращался, у суда не имеется законных оснований для возложения на Администрацию Копьевского поссовета Орджоникидзевского района обязанности включить спорное имущество в состав муниципального имущества. Считает, что административным истцом выбран неверный способ защиты своих нарушенных прав.

Суд в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Административный истец должен указать и представить доказательства тому, в чем заключается оспариваемое им бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями); доказать, какие права, свободы и законные интересы нарушены, или указать на причины, которые могут повлечь за собой их нарушение. Административный ответчик должен доказать законность оспариваемых решений, действий (бездействий).

Административный истец, обосновывая заявленные требования, указал на то, что он проживает в квартире, расположенной по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, п.<данные изъяты>, ул.<данные изъяты>, дом №.. квартира №... Поскольку данная квартира не является муниципальной собственностью, а истец не имеет возможности признать за собой право собственности, просит суд признать незаконным отказ Администрации Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия принять на муниципальный учет квартиру и обязать Администрации Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия поставить на муниципальный учет квартиру.

Из сообщения руководителя Орджоникидзевского Управления муниципального имущества следует, что квартира, расположенная по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, п...., ул...., дом №.. квартира №.., в реестре муниципального образования не значится.

Согласно выписки из ЕГРН, не зарегистрировано право собственности на жилое помещение - квартиру №.. дома №.. по ул.... п.... Орджоникидзевского района Республики Хакасия.

Истцом был представлен ордер на жилое помещение №38 от 22 августа 1991 года, выданный Исполнительным комитетом Орджоникидзевского районного Совета Народных Децугатов Степанову А.Ф. на семью из 7 человек на право занятия жилого помещения по указанному адресу, который свидетельствует о наличии договора социального найма.В материалах дела имеются ответы и.о.главы Копьевского поссовета о том, что квартира, расположенная по адресу: ..., в реестре муниципальной собственности не числится, в связи с чем, приобрести данную квартиру в собственность путем приватизации не представляется возможным, а также сведения на указанную квартиру о проектной, технической документации отсутствуют, решение на строительство, акт ввода в эксплуатацию не выдавались, информация о том, что ИЖС является самостоятельной постройкой отсутствует.

Из ответа главы Копьевского поссовета ФИО10 на заявление Степанова А.Ф. о принятии в муниципальную собственность квартиры, где Степанов А.Ф. проживает с семьей на основании ордера, следует, что в муниципальную собственность имущество может быть принято только в том случае, если собственник отказался от имущества, имущества не имеет собственника или собственник не известен. Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; вступившие в законную силу судебные акты; решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии со вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов (исполнительные листы предоставляются государственному регистратору совместно с решениями третейских судов); акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Ни одного из вышеуказанных актов на указанную квартиру в Администрации Копьевского поссовета нет. Рекомендовано обратиться в суд для признания права собственности на квартиру.

Порядок принятия в муниципальную собственность бесхозяйной вещи регламентируется ст. 225 ГК РФ.

На основании ч.1 ст.225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. (ч.3 ст.225 ГК РФ)

Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 “Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей“.

Согласно п.2,5 Положения, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

К таким документам в соответствии с п.7 и 8 Положения относятся: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы; заявление собственника об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества.

Согласно пунктам 21,27, 28 Положения, принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав.

После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, органу местного самоуправления выдается (направляется) выписка из Единого государственного реестра прав о принятии на учет объекта недвижимого имущества по форме согласно приложению N 1.

После принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него органу местного самоуправления и отказавшемуся от права собственности лицу выдается (направляется) выписка из Единого государственного реестра прав о принятии на учет объекта недвижимого имущества, от права собственности на который собственник отказался, по форме согласно приложению N 2.

В соответствии с ФЗ от 21.07.1997г.№ 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Управление Росреестра принимает на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации, бесхозяйные недвижимые вещи, путем внесения соответствующих записей в ЕГРП.

Административный ответчик с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного спорного имущества не обращался.

Согласно выписки из ЕГРН, жилое помещение - квартира №.. дома №.. по ул.... п.... Орджоникидзевского района Республики Хакасия не постановлена на учет как бесхозяйная недвижимая вещь на территории Республики Хакасия.

Согласно п.2 ч.3 ст. 225 ГК РФ, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.14 Федерального закона от 16.10.2003 №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Доказательств тому, что при отказе в принятии в муниципальную собственность квартиры, где проживает Степанов А.Ф., администрация Копьевского поссовета превысила свои полномочия, не установлено. Решение об отказе в принятии в муниципальную собственность квартиры было принято уполномоченными на то лицами, в пределах своих полномочий и обязанностей.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного искового заявления об обязании администрацию поставить данную квартиру на муниципальный учет и признании незаконными действия, выразившиеся в отказе администрации в принятии на муниципальный учет квартиры, не имеется.

Действиями административного ответчика не нарушены права, свободы и законные интересы административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования Степанова А.Ф. к Администрации Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными главой 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в Верховный Суд Республики Хакасия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия.

Решение в окончательной форме принято 01 июля 2019 года.

Судья М.Н. Южакова