ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-152/2018 от 06.02.2018 Кимрского городского суда (Тверская область)

дело № 2а-152/2018 подлинник

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кимрский городской суд Тверской области

в составе:

председательствующего судьи Аксёнова С. Б.

с участием прокурора Муравьевой С. М.,

при секретаре Иноземцевой К. А.,

а также представителя административного ответчика – Горбуновой М. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кимры 6 февраля 2018 года административное дело по административному иску Кимрского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетней ФИО7, к МО МВД России «Кимрский», отделению по вопросам миграции МО МВД России «Кимрский» о возложении обязанности по совершению действий по восстановлению положения, существовавшего до нарушения права, путём постановки на регистрационный учёт по месту жительства,

у с т а н о в и л:

Кимрский межрайонный прокурор Тверской области, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетней ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к МО МВД России «Кимрский», отделению по вопросам миграции МО МВД России «Кимрский» о возложении обязанности по совершению действий по восстановлению положения, существовавшего до нарушения права, путём постановки несовершеннолетней ФИО9 на регистрационный учёт по месту жительства по адресу: <адрес>

Данные требования мотивированы тем, что Кимрской межрайонной прокуратурой по обращению законного представителя (опекуна) несовершеннолетней ФИО10ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проведена проверка исполнения жилищного законодательства, а также законодательства о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регламентирует дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей.

Указанные гарантии распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), имевших закреплённое жилое помещение; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения.

В соответствии со ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В силу ст. 71 Жилищного кодекса Российской Федерации временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечёт за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.

Согласно п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признаётся место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей, опекунов. Несмотря на то, что гражданский закон не упоминает в перечне законных представителей приёмных родителей, всё же можно сказать, что приёмный ребёнок следует за приёмным родителем, то есть местом жительства приёмного ребёнка является место жительства лица, принявшего его в свою семью на воспитание.

В то же время п. 2 ст. 8 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает необходимость регистрационного учёта ребёнка, как по месту жительства, так и по месту его временного пребывания. Для целей указанного закона местом жительства несовершеннолетнего признаётся место закрепления его жилой площади, а местом временного пребывания - место жительства, в частности, приёмного родителя.

Соответственно, наличие или отсутствие у ребёнка права на жилое помещение не влияет на определение его места жительства.

В силу п. 119 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учёту граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Административный регламент), утверждённого приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года № 288, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, регистрируются по месту пребывания в специализированных учреждениях (образовательных, социального обслуживания населения, системы здравоохранения и других аналогичных учреждениях), а также в общежитиях и жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, занимаемых семьёй опекуна (попечителя) или приёмной семьёй, в порядке, установленном регламентом.

Регистрация по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилую площадь, на которой они проживали с родителями, осуществляется самостоятельно в порядке, установленном регламентом. При этом лицам, не достигшим 14-летнего возраста, к свидетельству о рождении выдаётся свидетельство о регистрации по месту жительства формы № 8 (приложение № 15 к регламенту).

В соответствии с п. 136 Административного регламента снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учёта по месту жительства или по месту пребывания осуществляется в порядке, установленном регламентом.

При этом дополнительно представляется письменное согласие соответствующего органа опеки и попечительства на изменение места пребывания или места жительства ребёнка.

Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 года № 156 упразднена Федеральная миграционная служба, её функции и полномочия переданы МВД России.

В ходе проведённой проверки установлено, что ФИО11., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постановлением Главы администрации г. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№* была направлена в детское государственное учреждение. При этом за несовершеннолетней ФИО12 была сохранена жилая площадь по адресу: <адрес>

Постановлением Главы администрации Калязинского района ДД.ММ.ГГГГ года №*ФИО13 назначена опекуном ФИО14

Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№* за несовершеннолетней ФИО15 сохранена жилая площадь по адресу: <адрес>, на всё время пребывания её у опекуна ФИО16 по адресу: <адрес>

Согласно карточки учёта №*, выписки из домовой книги №*, единого жилищного документа №* от 31 марта 2017 года несовершеннолетняя ФИО17 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ временно зарегистрирована по месту жительства опекуна ФИО18 по адресу: <адрес>, то есть по месту пребывания.

В нарушение вышеуказанных норм законодательства ФИО19 была снята с регистрационного учёта по месту нахождения закреплённого имущества (месту жительства) по адресу: <адрес> в 2006 году. При этом письменное согласие на изменение места пребывания или места жительства ребёнка ТОСЗН по <адрес> получено не было.

Незаконное снятие с регистрационного учёта несовершеннолетней ФИО20 повлекло нарушение её жилищных прав, а также её право на предоставление дополнительных гарантий в виде предоставление жилого помещения как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании прокурор Муравьева С. М. требования Кимрского межрайонного прокурора поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – МО МВД России «Кимрский» - Горбунова М. А. административный иск Кимрского межрайонного прокурора Тверской области признала, поэтому в его удовлетворении не возражала.

Административный истец ФИО21 её законный представитель – ФИО22 представитель административного ответчика – отделения по вопросам миграции МО МВД России «Кимрский», представители заинтересованных лиц: ГКУ <адрес> «Центр социальной поддержки населения» <адрес>, отдел социальной защиты населения района Коптево <адрес> в судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом извещались судом о времени и месте рассмотрения дела.

При этом от законного представителя административного истца ФИО23 в адрес суда поступило заявление от 30 января 2018 года, в котором она просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Суд, заслушав доводы прокурора Муравьевой С. М., объяснения представителя административного ответчика – Горбуновой М. А., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Исходя из пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что Кимрской межрайонной прокуратурой по обращению законного представителя несовершеннолетней ФИО26ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проведена проверка исполнения жилищного законодательства, а также законодательства о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой выявлено, что ФИО27 постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№* была направлена в детское государственное учреждение. Этим же постановлением за несовершеннолетней на всё время пребывания её в детском государственном учреждении была сохранена жилая площадь по адресу: <адрес>

Постановлением Главы Калязинского района от ДД.ММ.ГГГГ№* и внесёнными в него постановлением Главы Калязинского района от ДД.ММ.ГГГГ№* изменениями ФИО28 назначена опекуном ФИО29

Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№* за несовершеннолетней ФИО30. сохранена жилая площадь по адресу: <адрес> на всё время пребывания её у опекуна ФИО31 по адресу: <адрес>

По данным карточки учёта №* от 3 апреля 2017 года, выписки из домовой книги №* от 3 апреля 2017 года, единого жилищного документа №* от 31 марта 2017 года несовершеннолетняя ФИО32ФИО33 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ временно зарегистрирована по месту жительства ФИО34 по адресу: <адрес> то есть по месту пребывания опекуна.

Как следует из поквартирной карточки (формы №*ФИО35. ДД.ММ.ГГГГ была снята с регистрационного учёта по месту нахождения закреплённого имущества (месту жительства) по адресу: <адрес>, к опекуну ФИО36

В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.

Статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регламентирует дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей. Указанные гарантии распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), имевших закреплённое жилое помещение; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения.

Согласно пункту 1 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В силу статьи 71 Жилищного кодекса Российской Федерации временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечёт за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.

Исходя из пункта 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признаётся место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрена необходимость регистрационного учёта ребёнка, как по месту жительства, так и по месту его временного пребывания. Для целей указанного закона местом жительства несовершеннолетнего признаётся место закрепления его жилой площади, а местом временного пребывания - место жительства, в частности, опекуна.

Соответственно, наличие или отсутствие у ребёнка права на жилое помещение не влияет на определение его места жительства.

В соответствии с пунктом 119 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учёту граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Административный регламент), утверждённого приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года № 288, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, регистрируются по месту пребывания в специализированных учреждениях (образовательных, социального обслуживания населения, системы здравоохранения и других аналогичных учреждениях), а также в общежитиях и жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, занимаемых семьёй опекуна (попечителя) или приёмной семьёй, в порядке, установленном регламентом.

Регистрация по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилую площадь, на которой они проживали с родителями, осуществляется самостоятельно в порядке, установленном регламентом. При этом лицам, не достигшим 14-летнего возраста, к свидетельству о рождении выдаётся свидетельство о регистрации по месту жительства формы № 8 (приложение № 15 к регламенту).

Согласно пункту 136 Административного регламента снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учёта по месту жительства или по месту пребывания осуществляется в порядке, установленном регламентом.

При этом дополнительно представляется письменное согласие соответствующего органа опеки и попечительства на изменение места пребывания или места жительства ребёнка.

Как обоснованно указано прокурором, снятие ФИО37 регистрационного учёта по месту нахождения закреплённого имущества (месту жительства) по адресу: <адрес> было произведено в нарушение вышеприведённых норм законодательства. При этом письменного согласия на изменение места пребывания или места жительства ребёнка из органа опеки и попечительства получено не было, что не отрицалось в судебном заседании представителем административного ответчика - Горбуновой М. А.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд, соглашаясь с доводами прокурора, приходит к выводу, что данные действия административных ответчиков, повлекшие нарушение жилищных прав несовершеннолетней, а также её право на предоставление дополнительных гарантий в виде предоставление жилого помещения как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нельзя признать правомерными, поэтому на МО МВД России «Кимрский» и отделение по вопросам миграции МО МВД России «Кимрский» следует возложить обязанность по совершению действий по восстановлению положения, существовавшего до нарушения права, путём постановки ФИО38 на регистрационный учёт по месту жительства по адресу: <адрес>

На основании изложенного и руководствуясь статьями 14, 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Возложить на МО МВД России «Кимрский» и отделение по вопросам миграции МО МВД России «Кимрский» обязанность по совершению действий по восстановлению положения, существовавшего до нарушения права, путём постановки несовершеннолетней ФИО39ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на регистрационный учёт по месту жительства по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Кимрский городской суд Тверской области в течение месяца, со дня его принятия в окончательной форме.

Судья ______________

мотивированное решение составлено

2 марта 2018 года