ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-152/2021 от 23.11.2021 Конышевского районного суда (Курская область)

УИД 46RS0009-01-2021-000229-96

Дело №2а-152/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> 23 ноября 2021 года

Конышевский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Батуро С.В.,

при секретаре Клюевой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Конышевского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Конышевского района Курской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны поля фильтрации, приведения его в соответствие с требованиями законодательства и заключении договора эксплуатации поля фильтрации с организацией водопроводно-коммунального хозяйства,

установил:

Прокурор Конышевского района Курской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Конышевского района Курской области (далее Администрация) о признании незаконным бездействия и возложении обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны поля фильтрации, его реконструкции, приведения в соответствие с требованиями законодательства и заключении договора эксплуатации поля фильтрации с организацией водопроводно-коммунального хозяйства.

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Конышевского района Курской области проведена проверка исполнения Администрацией законодательства в области жилищно-коммунального хозяйства. В ходе проверки установлено, что на территории п. Конышевка Курской области, на земельном участке с кадастровым номером 46:09:010146:8, расположено поле фильтрации, собственником которого является Администрация. В нарушение требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (МДК 3-02.2001), Ведомственных норм технологического проектирования «Канализация сельских населенных пунктов и фермерских хозяйств» (ВНТП-К-97), Свода правил «Канализация. Наружные сети и сооружения» (СП 32.13330.2018) Администрацией не принято мер к установлению санитарно-защитной зоны поля фильтрации, его реконструкции, приведению в соответствие с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также заключению договора эксплуатации поля фильтрации водопроводно-коммунального хозяйства. При этом, процент износа поля фильтрации составляет 89,4 %.

С учетом уточнений, просят суд признать незаконным бездействие Администрации в части непринятия мер к разработке проекта санитарно-защитной зоны поля фильтрации, не заключении договора эксплуатации поля фильтрации с организацией водопроводно-коммунального хозяйства, не принятия мер к приведению поля фильтрации, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 46:09:010146:8, в соответствие с требованиями пункта 5.3.20 ВНТП-К-97 «Канализация сельских населенных пунктов и фермерских хозяйств» в части посадки по контуру поля фильтрации влаголюбивых растений, пункта 11.1.2 СП 32.13330.2018 «Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85» в части приведения ограждения очистного сооружения в соответствие с правилами техники безопасности и возложении обязанности на Администрацию устранить указанные нарушения в течение одного года после вступления решения суда в законную силу.

В возражениях на административное исковое заявление административный ответчик указывает, что поле фильтрации является локальным очистным сооружением и не является объектом, в отношении которого существует обязанность проектирования и оборудования санитарно-защитной зоны. Согласно проектной документации, а именно «Корректировки рабочего проекта школы в <адрес>», канализирование предусмотрено на локальные очистные сооружения, проектируемые для школы. Согласно акту выбора трассы канализационного коллектора, коллектор проложен по <адрес> с переходом на <адрес> и далее через пастбище на очистные сооружения. В связи с отсутствием канализации поселка, канализирование школы предусмотрено на локальные очистные сооружения, с учетом приема стоков от школьного комплекса с общим объемом 95 м3 в сутки. Санитарно-эпидемиологическим заключением от <дата> установлено, что «Корректировка рабочего проекта школы в <адрес>» соответствует СП 2.4.2.782-99 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений». В соответствии с п. 1.1.9 МДК 3-02.2001, эксплуатация систем и сооружений ВКХ допускается только при наличии у организации ВКХ лицензии на данный вид деятельности. В связи с отсутствием в <адрес> централизованной системы канализации, такие организации отсутствуют. Также поле фильтрации не имеет подключение к системе канализации, в связи с чем организации ВКХ не могут физически осуществлять прием сточных вод. На основании изложенного, просят в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме.

В судебном заседании административный истец – помощник прокурора Конышевского района Курской области Кириченко Ю.В. поддержал заявленные требования в полном объеме с учетом уточнений.

Представитель административного ответчика администрации Конышевского района Курской области – ФИО1, действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании <данные изъяты> от <дата>, административный иск не признала по основаниям указанным в возражении на административное исковое заявление. Также пояснила, что требования ВНТП-К-97 «Канализация сельских населенных пунктов и фермерских хозяйств» распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых систем наружной канализации. Посадка по контуру поля фильтрации влаголюбивых растений целесообразна на земельных участках с глинистыми почвами, на данном же земельном участке, согласно гидрологическому заключению, почвы представлены в виде суглинка, мергеля, мела. Вместе с тем, не возражала против удовлетворения требований в части восстановления ограждения очистного сооружения.

Представитель заинтересованного лица МКОУ «<данные изъяты> СОШ» - директор МКОУ «<данные изъяты> СОШ» ФИО2 в судебном заседании пояснил, что работает в должности директора с 2010 года по настоящее время. В этот период договоров с какими-либо организациями на осуществление обслуживания очистного сооружения заключено не было. Очистное сооружение работает в автоматическом режиме и производит сброс стоков на поле фильтрации. В штатном расписании МКОУ «<данные изъяты> СОШ» имеется должность слесаря-сантехника по обслуживанию очистного сооружения. Данная должность не является вакантной. Также указал, что в настоящее время закуплены материалы для восстановления ограждения поля фильтрации.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ст.9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и сохраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В судебном заседании установлено что, водоотведение школьного комплекса МКОУ «<данные изъяты> СОШ» организовано со сбросом стоков на нецентрализованное очистное сооружение, включающее в своем составе – поле фильтрации, расположенное на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым :8, собственником которого является администрация <данные изъяты> района <данные изъяты> области.

Постановлением главы <данные изъяты> района <данные изъяты> области от <дата>, вышеуказанное очистное сооружение закреплено за МКОУ «<данные изъяты> СОШ» на праве оперативного управления.

Как следует из п. 1.11 Устава МКОУ «<данные изъяты> СОШ», учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальный район «<данные изъяты> район» <данные изъяты> области.

Собственник имущества вправе передать учреждению или казенному предприятию любое имущество, принадлежащее ему на праве собственности, как движимое, так и недвижимое.

Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и вправе распоряжаться этим имуществом с согласия собственника.

Толкование п. 1 ст. 296 ГК РФ позволяет сделать вывод о наличии у лица, владеющего имуществом на праве оперативного управления, полномочий собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченных лишь законом, целями деятельности предприятия или учреждения, назначением имущества, а также заданиями его собственника. В связи с изложенным лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, обременено обязанностями по содержанию такого имущества, аналогичными обязанностям собственника.

Однако, обязанность по содержанию переданного имущества возникает с момента регистрации прав, а не с момента передачи имущества. До регистрации прав бремя содержания имущества несет собственник.

Как установлено в судебном заседании право оперативного управления имуществом очистным сооружением и в том числе, входящим в его состав полем фильтрации, за МКОУ «Конышевская СОШ» не зарегистрировано, в связи с чем, суд приходит к выводу, что именно администрация <данные изъяты> района <данные изъяты> области, как собственник указанного имущества несет бремя по его содержанию.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Пунктом 1.1 статьи 6 вышеуказанного Федерального закона установлено, что полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 1, 3, 4 и 5 ст. 32 Устава, Администрация – орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции. Администрация обладает правами юридического лица и по организационно-правовой форме является учреждением. Администрация осуществляет следующие полномочия: обеспечивает исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения <данные изъяты> района в соответствии со ст. 7 Устава в интересах населения муниципального района; управляет имуществом, находящимся в собственности <данные изъяты> района, в случаях и порядке, установленных Представительным Собранием <данные изъяты> района <данные изъяты> области; осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п.п. 1, 3, 9,10 и 21 п. 2 ст. 7 Устава МО «<данные изъяты> район» <данные изъяты> области, утвержденного решением Представительного собрания <данные изъяты> района <данные изъяты> области от <дата>, к вопросам местного значения <данные изъяты> района относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета <данные изъяты> района, контроль за исполнением данного бюджета; владение пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности <данные изъяты> района; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории <данные изъяты> района, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории <данные изъяты> района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно- бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона N52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.6.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" здания хозяйствующих субъектов оборудуются системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения согласно законодательству о техническом регулировании в сфере безопасности зданий и сооружений. При отсутствии централизованной системы водоснабжения и водоотведения хозяйствующие субъекты оборудуются нецентрализованными (автономными) системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее Правила).

Требования Правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений (п. 2.1 Правил).

В соответствии с п. 3.1 Правил, размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.

Разделом 7.1.13 Правил, предусмотрено установление санитарно-защитных зон для канализационных очистных сооружений к которым, в том числе, относятся и поля фильтрации.

В связи с чем, суд находит несостоятельным довод административного ответчика о том, что поле фильтрации не является объектом, в отношении которого существует обязанность проектирования и оборудования санитарно-защитной зоны.

Кроме того, согласно «Корректировке рабочего проекта школы в <данные изъяты><данные изъяты> области», подготовленного ГОУ территориальный проектный институт гражданского строительства планировки и застройки городов и поселков «Курскгражданпроект» для отведения сточных вод от школьного комплекса запроектирована система внутриплощадочных и внеплощадочных сетей и сооружений хозяйственно-бытовой канализации. Очистные сооружения производительностью 60,6 м3/сут. приняты в составе:

- тангенциальные песколовки, сблокированные с приемной камерой;

- двухъярусные отстойники;

- поля фильтрации:

- иловые площадки;

- наблюдательные скважины;

- здания для обслуживающего персонала.

В соответствии со СНиП 2.04.03-85 вышеуказанным проектом приняты санитарно-защитные зоны очистных сооружений на полях фильтрации – 200 м от жилой застройки, от насосной станции – 15 м.

Согласно п. 7 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" в срок не более одного года со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, в отношении которого установлена или изменена санитарно-защитная зона, правообладатель такого объекта обязан обеспечить проведение исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и в случае, если выявится необходимость изменения санитарно-защитной зоны, установленной или измененной исходя из расчетных показателей уровня химического, физического и (или) биологического воздействия объекта на среду обитания человека, представить в уполномоченный орган заявление об изменении санитарно-защитной зоны.

На основании п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 Правил установления санитарно-защитных зон, в срок не более одного года со дня вступления в силу указанного Постановления.

Из имеющейся в материалах дела технической документации следует, что очистное сооружение введено в эксплуатацию в 2006 году.

Однако, административным ответчиком вышеуказанные требования законодательства не исполнены, проект санитарно-защитной зоны поля фильтрации, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 46:09:010146:8 не разработан, что свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика.

Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 №168 утверждены МДК 3-02.2001 «Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации» (далее Правила ТЭ), которые регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и их соответствия санитарным нормам (п. 1.1.1 Правил ТЭ).

Вместе с тем Правила ТЭ обязательны для персонала организаций водопроводно-коммунального хозяйства, обслуживающих населенные пункты (п. 1.1.4 Правил ТЭ). Правила ТЭ являются обязательными для предприятий водоснабжения и канализации, обслуживающих население, независимо от их ведомственной принадлежности.

В соответствии с действующим законодательством, водоснабжение и водоотведение могут осуществляться с использованием централизованных и нецентрализованных систем водоснабжения и водоотведения (ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").

Нецентрализованная система водоотведения используется, когда инженерные сооружения по отводу вод предусмотрены для одного многоквартирного или частного дома. Нецентрализованное водоотведение допускается при обосновании его целесообразности в соответствующих природных условиях. Водоотведение в сельских и других малых населенных пунктах решается органами местного самоуправления или отдельными водопользователями исходя из природных и хозяйственных условий в соответствии с санитарными и природоохранными нормами.

В судебном заседании установлено, что водоотведение МКОУ «<данные изъяты> СОШ» осуществляется с использованием нецентрализованной системы водоотведения, согласно проектной документации, в виду отсутствия централизованной системы водоотведения <данные изъяты> области, что не противоречит требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, в частности вышеуказанного Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

В силу части 5 статьи 7 Закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения, абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

Из указанной нормы следует, что для абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, обязанностью является заключение договора водоотведения с гарантирующей организацией. При отсутствии подключения объекта абонента к централизованной системе водоотведения абонент вправе заключить договор водоотведения с гарантирующей организацией либо с организацией, оказывающей такие услуги, как вывоз жидких бытовых отходов, которая, в свою очередь, обязана заключить договор водоотведения с организацией водопроводно-канализационного хозяйства (предполагающий очистку таких отходов).

Из указанных норм закона следует, что для абонентов, объекты капитального строительства которых не подключены к централизованной системе водоотведения, законодателем не установлена обязанность по заключению договора с организацией ВКХ.

Кроме того, как установлено в судебном заседании и следует из проектной документации, отведение сточных вод от школьного комплекса происходит на очистное сооружение, в состав которого входит поле фильтрации, которое является разновидностью водоочистного сооружения, представляет собой земельный участок, на котором распределяются канализационные (сточные) воды с целью их биологической очистки путем фильтрации через слои почвы, что само по себе делает невозможным их последующий сброс в централизованную систему канализации.

Также из штатного расписания МКОУ «<данные изъяты> СОШ» усматривается, что в МКОУ «<данные изъяты> СОШ» имеется должность слесаря-сантехника по обслуживанию очистного сооружения, которая, как следует из пояснений представителя МКОУ «<данные изъяты> СОШ» не является вакантной, в этой должности состоит лицо, в обязанности которого входит обслуживание очистного сооружения.

С учетом изложенного, административные исковые требования административного истца о признании незаконным бездействия и возложении обязанности заключения с организацией ВКХ договора эксплуатации поля фильтрации удовлетворению не подлежат.

Согласно пункта 11.1.2 СП 32.13330.2018 «Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85» территория очистных сооружений водоотведения поселений и городских округов, а также промышленных предприятий, располагаемых за пределами промышленных площадок, во всех случаях должна быть ограждена. Тип ограждения необходимо выбирать с учетом местных условий. В необходимых случаях для отдельных сооружений следует предусматривать ограждения в соответствии с правилами техники безопасности. Поля фильтрации и поглощения допускается не ограждать.

Согласно п. 5.3.20 ВНТП-К-97 «Канализация сельских населенных пунктов и фермерских хозяйств» по контуру полей фильтрации следует предусматривать посадку влаголюбивых растений, ширину защитной полосы принимать не менее 10 м.

Как следует из заключения от <дата> по рабочему проекту «Корректировка рабочего проекта школы в <данные изъяты> области» проектной документацией предусмотрено ограждение очистного сооружения, вместе с тем проектом не предусмотрена посадка влаголюбивых растений по контуру полей фильтрации, в связи с чем, суд находит не подлежащими удовлетворению требований административного искового заявления о признании незаконным бездействия Администрации, выразившееся в части не принятия мер по посадке влаголюбивых растений по контуру полей фильтрации и возложении обязанности устранить данное нарушение.

Из акта осмотра от <дата> и фототаблицы к нему следует, что прокуратурой <данные изъяты> района <данные изъяты> области произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 46:09:010146:8, расположенного по адресу: <адрес>, на территории которого расположено очистное сооружение – поле фильтрации. Территория очистного сооружения огорожена по периметру металлическим забором, что соответствует проектной документации, вместе с тем осмотром установлено, что ограждение имеет повреждения, въездные ворота деформированы и частично отсутствуют.

Учитывая что, эксплуатация и содержание такого объекта как очистное сооружение должно обеспечиваться надлежащим образом в соответствии с действующим законодательством и его эксплуатация не должна наносить вред окружающей среде и ставить под угрозу жизнь и здоровье граждан, а также то обстоятельство, что очистное сооружение находится на небольшом расстоянии от здания МКОУ «Конышевская СОШ» и наличие повреждений в его ограждении не препятствует доступу к очистному сооружению посторонних лиц, в том числе, несовершеннолетних обучающихся, что может создавать реальную угрозу их жизни и здоровью, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в не принятии мер в части приведения ограждения очистного сооружения согласно правилам техники безопасности и устранении допущенного нарушения.

При указанных обстоятельствах, с учетом приведенных норм материального права, суд приходит к выводу о том, что бездействие Администрации нарушает права и законные интересы граждан на благоприятную окружающую среду и способствует возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в связи с чем, требования прокурора к Администрации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принятии мер к устранению допущенных нарушений подлежат частичному удовлетворению.

Учитывая характер, подлежащих удовлетворению требований административного искового заявления, суд полагает определить срок исполнения решения суда в один год, со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 170-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора <данные изъяты> района <данные изъяты> области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> области в части непринятия мер к разработке проекта санитарно-защитной зоны поля фильтрации, приведения в соответствие с требованиями СП 32.13330.2018 «Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85» в части приведения ограждения очистного сооружения в соответствие с правилами техники безопасности.

Возложить на администрацию <данные изъяты> района <данные изъяты> области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обязанности:

- разработать проект санитарно-защитной зоны поля фильтрации, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 46:09:010146:8, в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;

- обязать привести ограждение поля фильтрации, расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером 46:09:010146:8, в соответствие с правилами техники безопасности.

В удовлетворении оставшейся части административных исковых требований отказать.

Об исполнении решения сообщить суду и административному истцу в течение одного месяца со дня его исполнения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Конышевский районный суд Курской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено – 26.11.2021.

Судья Батуро С.В.