Дело № 2а-152/2021
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Чегдомын 25 марта 2021 г.
Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Рамзиной С.Н.,
рассмотрев в порядке главы 33 КАС РФ административное дело по административному исковому заявлению прокурора Верхнебуреинского района в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Сулукского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности провести диагностику и паспортизацию автодорожного путепровода, являющегося частью автомобильной дороги, расположенной в п. Сулук,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верхнебуреинского района обратился в суд с указанным административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что в ходе проведенной прокуратурой проверки выявлено, что диагностика в соответствии с требованиями ГОСТ 33161-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах» администрацией Сулукского сельского поселения автодорожного путепровода, являющегося частью автомобильной дороги, расположенной в п. Сулук от поворота на 83 километре территориальной дороги Новый Ургал – Комсомольск-на-амуре до водозабора, не проведена, что является нарушением законодательства в сфере дорожной деятельности. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Сулукского сельского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в связи с непринятием мер по проведению диагностики в соответствии с требованиями ГОСТ 33161-2014, обязать администрацию Сулукского сельского поселения в срок до 01.09.2021 провести диагностику и паспортизацию автодорожного путепровода, являющегося частью автомобильной дороги с кадастровым номером №, расположенной в <адрес> от поворота на 83 километре территориальной дороги Новый Ургал - Комсомольск-на-Амуре до водозабора, в соответствии с требованиями ГОСТ 33161-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах».
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 291 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
При рассмотрении дела судом установлено следующее.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства.
Статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита гражданских прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурору представлено право обращения в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 3, 5, 8 ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего
пользования.
В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 1.1, 1.2 ГОСТ 33161-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах» (Далее - ГОСТ) Настоящий стандарт устанавливает общие требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования.
Требования настоящего стандарта распространяются на искусственные сооружения следующих типов:
- мостовое сооружение (мост, путепровод, эстакада, виадук, разводной мост, скотопрогон, зверопроход, биопереход мостового типа и т.п.);
- искусственное сооружение в теле насыпи (путепровод засыпного типа, водопропускная труба или труба иного назначения);
- тоннельное сооружение (тоннель автодорожный, тоннель пешеходный, биопереход тоннельного типа и т.п.);
- противолавинное сооружение (галерея, отбойная дамба);
- противокамнепадное сооружение (галерея);
- селепроводное сооружение (селедук, селеспуск);
- снегоспуск, косогорная труба, водосброс;
- подпорная стена.
Пунктом 3.10 ГОСТ установлено, что искусственное
сооружение: инженерное сооружение, обеспечивающее движение транспортных средств, пешеходов, пропуск животных, прокладку коммуникаций в местах пересечения в разных уровнях автомобильных дорог, с иными путями сообщения, а также естественными или искусственными препятствиями и в местах неблагоприятных природных воздействий (камнепад, сход лавин и т.п.).
Согласно п. 4.3 ГОСТ основной задачей диагностики искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования должно являться получение актуальной и достоверной информации о параметрах и уровне их технического состояния для оценки соответствия условий эксплуатации требованиям ГОСТ 32871, ГОСТ 32944, ГОСТ 33128, ГОСТ 33180, ГОСТ 33181, ГОСТ 33384, ГОСТ 33391, ГОСТ 33220, требованиям безопасности с целью своевременного устранения или снижения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий и обеспечения сохранности искусственного сооружения, создание в процессе эксплуатации безопасных условий перевозки грузов и пассажиров по искусственному сооружению в течение установленного срока их службы.
Требованием п. 4.4 ГОСТ установлено, что результаты диагностики и паспортизации должны использовать для эффективного решения различных вопросов эксплуатации, в том числе:
-технического учета объектов дорожно-транспортной инфраструктуры;
-безопасности движения транспортных средств;
-определения условий пропуска по грузоподъемности и габариту произвольных транспортных средств по маршрутам движения;
-рационального планирования работ по реконструкции, ремонту и содержанию искусственных сооружений;
-поиска и отслеживания групп элементов искусственных сооружений по заданным типовым, характерным, количественным параметрам и диапазонам;
-формирования и выпуска паспортов, ведомостей, актов и другой отчетной документации для повышения эффективности принятия управленческих решений;
-назначения режимов эксплуатации при помощи дорожных знаков и других средств регулирования;
-выявления неправильных, неэффективных проектных и организационных решений для их последующего статистического анализа, снижения рисков, совершенствования норм и конструктивно-технологических решений.
Согласно п. 4.5 ГОСТ работы по диагностике и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования должны выполняться специализированными организациями, лабораториями и специалистами, имеющими практический опыт проведения обследований, испытаний и прочностных расчетов конструкций искусственных сооружений, подтвержденный необходимыми допусками и другими необходимыми квалификационными документами в порядке, установленном национальными законодательствами государств.
Пунктами 7.1, 7.2, 7.3 ГОСТ установлено, что диагностика искусственных сооружений по объему и видам работ подразделяется на первичную диагностику и диагностику, выполняемую в период эксплуатации сооружения. Диагностика, выполняемая в период эксплуатации сооружения, подразделяется на плановую и внеплановую диагностику.
Первичную диагностику вновь построенных и реконструированных искусственных сооружений, а также диагностику законченных капитальным ремонтом искусственных сооружений следует производить перед вводом сооружения в постоянную эксплуатацию с составлением первичного технического паспорта или карточки искусственного сооружения.
Плановую диагностику эксплуатируемых искусственных сооружений следует проводить регулярно в установленные сроки и на протяжении всего срока их службы с периодичностью, установленной национальными нормами, но не реже одного раза в пять лет.
Из материалов дела усматривается, что в ходе прокурорской проверки выявлено, что диагностика в соответствии с требованиями ГОСТ 33161-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах» администрацией Сулукского сельского поселения автодорожного путепровода, являющегося частью автомобильной дороги, расположенной в п. <адрес> от поворота на 83 километре территориальной дороги Новый Ургал – Комсомольск-на-амуре до водозабора, не проведена.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости автомобильная дорога, расположенная в <адрес> от поворота на 83 километре территориальной дороги Новый Ургал - Комсомольск-на-Амуре до водозабора с кадастровым номером № находится в собственности Сулукского сельского поселения (л.д. 7-9).
При рассмотрении дела установлено, что автодорожный путепровод, являющийся частью автомобильной дороги, расположенной в <адрес> от поворота на 83 километре территориальной дороги Новый Ургал – Комсомольск-на-амуре до водозабора находятся в административных границах муниципального образования Сулукского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края. Вопросы касаемые дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации в границах населенных пунктов в соответствии с Федеральным законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к вопросам местного значения, следовательно, именно на администрацию поселения возлагается обязанность по проведению диагностики и паспортизации автодорожного путепровода, являющегося частью автомобильной дороги, расположенной в <адрес>.
Диагностика и паспортизация автодорожного путепровода, являющегося частью автомобильной дороги, расположенной в <адрес> не проведена, что подтверждается сообщением главы Сулукского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района от 25.02.2021 (л.д. 32).
Непринятие административным ответчиком - администрацией Сулукского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края своевременных мер по проведению диагностики не позволяет определить мероприятия необходимые для надлежащего содержания рассматриваемого путепровода, при этом ненадлежащее содержание путепровода может привести к его обрушению, остановке автомобильного и железнодорожного сообщения, вследствие чего будут нарушены права неопределённого круга лиц на транспортную доступность. Кроме того, устранение последствий обрушения путепровода потребует затраты значительных материальных и финансовых ресурсов органов местного самоуправления.
Таким образом, с учетом приведенных норм закона и установленных по делу обстоятельств, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 293, 294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Верхнебуреинского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Сулукского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, выразившееся в непринятии мер по проведению диагностики в соответствии с требованиями ГОСТ 33161-2014 автодорожного путепровода, являющегося частью автомобильной дороги с кадастровым номером № расположенной в <адрес> от поворота на 83 километре территориальной дороги Новый Ургал - Комсомольск-на-Амуре до водозабора.
Возложить на администрацию Сулукского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края обязанность в срок до 01.09.2021 провести диагностику и паспортизацию автодорожного путепровода, являющегося частью автомобильной дороги с кадастровым номером №, расположенной в <адрес> от поворота на 83 километре территориальной дороги Новый Ургал - Комсомольск-на-Амуре до водозабора, в соответствии с требованиями ГОСТ 33161-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья С.Н. Рамзина