Дело № 2а-152/22
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кривошеино 19 апреля 2022 года
Кривошеинский районный суд Томской области в составе
председательствующего судьи Серазетдинова Д.Р.,
при секретаре Сергун Н.А.,
с участием представителя административного истца –
помощника прокурора Кривошеинского района Хоменко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кривошеинского района Томской области о признании незаконным бездействия администрации Красноярского сельского поселения Кривошеинского района и возложении на административного ответчика обязанности осуществить переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде,
установил:
прокурор Кривошеинского района Томской области обратился в Кривошеинский районный суд Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Красноярского сельского поселения выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде и возложении на административного ответчика обязанности осуществить переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде.
В обоснование заявленных требований административный истец, сославшись на положения статей 1, 4, 5, 6, 10, 21, 29 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2016 №236, распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 №1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде», абз.7 п.1.2 раздела 4.6 национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного президиум Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 04.06.2019. Прокуратурой Кривошеинского района Томской области проведена проверка администрации Красноярского сельского поселения в сфере исполнения законодательства об организации предоставления муниципальных услуг в электронном виде. В нарушение указанных выше норм законодательства администрацией Красноярского сельского поселения до настоящего времени предоставление муниципальных услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» через официальный сайт администрации не обеспечено (в электронной форме предоставляется лишь одна муниципальная услуга «Выдача градостроительного плана земельного участка»).
В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Просит признавать незаконным бездействия администрации Красноярского сельского поселения выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде и возложении на административного ответчика обязанности осуществить переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенный, представил заявление, в котором указал, что исковые требования признает в полном объеме, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Суд, выслушав пояснения и доводы представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью первой статьи 39 КАС РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее по тексту — Закон № 210-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 4 Закона № 210-ФЗ основными принципами предоставления муниципальных услуг являются, в том числе, возможность получения муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
В соответствии с пунктом 2 и 3 статьи 5 Закона № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Согласно статье 6 Закона № 210-ФЗ предусмотрена обязанность органов власти и местного самоуправления предоставлять услуги дистанционно, в том числе, в электронной форме, используя информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона № 210-ФЗ при предоставлении муниципальных услуг в электронной форме осуществляются, в том числе предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о муниципальных услугах; подача заявителем запроса документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, и прием таких запроса и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе, Единого портала государственных и муниципальных услуг и региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
На основании части 1 статьи 21 Закона № 210-ФЗ Единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 данного Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 данного Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.
Согласно части 3 статьи 21 Закона № 210-ФЗ Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает:
1. доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 данного Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг;
2. доступность для копирования и заполнения в электронной форме запроса и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги либо услуги, указанной в части 3 статьи 1 данного Федерального закона;
3. возможность подачи заявителем с использованием информационнотелекоммуникационных технологий запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, заявления о предоставлении услуги, указанной в части 3 статьи 1 данного Федерального закона, и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги, заявления о предоставлении услуги, указанной в части 3 статьи 1 данного Федерального закона;
4. возможность получения заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, заявления о предоставлении услуги, указанной в части 3 статьи 1 данного Федерального закона;
5. возможность получения заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий результатов предоставления государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, когда такое получение запрещено федеральным законом, а также результатов предоставления услуги, указанной в части 3 статьи 1 данного Федерального закона.
Таким образом, предоставление муниципальных услуг, с учетом приведенных положений законодательства Российской Федерации, должно быть обеспечено, в том числе, и в электронной форме, с учетом того, что получение таких услуг в электронной форме является неотъемлемым правом заявителя.
Согласно части 4 статьи 29 Закона № 210-ФЗ предусмотрен переход на предоставление муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно органом местного самоуправления.
В соответствии с этапом № 5, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде», до 1 января 2014 года органам местного самоуправления необходимо обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2016 № 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и др. (далее по тексту - Требования).
При этом пунктом 2 Требований предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде осуществляется посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, а также официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В соответствии с абзацем 7 пункта 1.2 раздела 4.6 национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 04.06.2019, одной из целей программы является разработка, внедрение и эксплуатация облачной цифровой платформы обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг и сервисов, в том числе в электронном виде.
Отсутствие возможности получения муниципальных услуг в электронной форме препятствует реализации названного национального проекта.
Согласно предоставленной информации администрации Красноярского сельского поселения от 18.02.2022 следует, что в электронной форме предоставляется одна муниципальная услуга по выдаче градостроительного плана земельного участка (л.д. 12,13).
В целях устранения указанных нарушений законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг 22.02.2022 прокурор Кривошеинского района направил Главе Красноярского сельского поселения представление (л.д. 14-18), по результатам рассмотрения которого Глава поселения 21.03.2022 сообщил (л.д. 19), что работа по устранению выявленных нарушений в настоящее время проводится.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 23.03.2022, деятельность органов местного самоуправления на территории Красноярского сельского поселения Кривошеинского района осуществляет исполнительно-распорядительный орган муниципального образования – Администрация Красноярского сельского поселения (л.д.9-10).
Таким образом, на основании совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором исковых требований, а именно о признании незаконным бездействия администрации Красноярского сельского поселения выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде и возложении на административного ответчика обязанности осуществить переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде.
Непринятие Администрацией Красноярского сельского поселения необходимых мер для оказания муниципальных услуг в электронном виде создают административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц на предоставление муниципальных услуг, в том числе условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности на своевременное получение муниципальных услуг для реализации прав, предусмотренных Федеральным законом от от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы по повышению качества и доступности муниципальных услуг и может повлечь коррупционные проявления со стороны должностных лиц органов местного самоуправления, что противоречит требованиям Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Срок обращения в суд прокурором не был нарушен.
Частью 9 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
В соответствии с положениями статьи 227 КАС РФ суд устанавливает срок для устранения допущенных нарушений прав неопределенного круга лиц, учитывая требования разумности.
Суд полагает, что предложенный административным истцом срок является разумным для перехода административным ответчиком на предоставление муниципальных услуг в электронном виде.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Кривошеинского района Томской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействия администрации Красноярского сельского поселения Кривошеинского района, выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде.
Обязать администрацию Красноярского сельского поселения Кривошеинского района осуществить переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Кривошеинский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья: подпись Д.Р. Серазетдинов
Копия верна: судья Д.Р. Серазетдинов
Секретарь Н.А. Сергун
Мотивированный текст решения изготовлен 19.04.2022
Судья: Д.Р. Серазетдинов