ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-15302/2015 от 29.01.2016 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2а-2293/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 января 2016 года г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Демьяненко Т.А.

при секретаре Суворовой К.А.,

с участием представителя истца Силиной А.В.,

представителя ответчика Крыловой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Рыболовецкого колхоза имени ФИО4 об оспаривании предписания заместителя начальника отдела Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Камчатскому краю ФИО6,

УСТАНОВИЛ:

Рыболовецкий колхоз имени ФИО4 обратился в суд с заявлением о признании незаконным предписания заместителя начальника отдела Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Камчатскому краю ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны, в котором на него возлагается обязанность по созданию защитных сооружений гражданской обороны для укрытия наибольшей рабочей смены Рыболовецкого колхоза имени ФИО4 в военное время. Предписание считает незаконным, ссылаясь на то, что действующим законодательством в области гражданской обороны такая обязанность на него не возложена.

В судебном заседании представитель истца ФИО5 требования поддержала по изложенным в нем основаниям. Пояснила, что Рыболовецкий колхоз имени ФИО4 предпринимает меры по приспособлению имеющегося подвального помещения под зданием заводоуправления под убежище, однако, это требует значительных материальных затрат. Кроме того, указала на то, что в предписании указан срок исполнения, который является нереальным для исполнения.

Представитель ответчика ФИО6 просила в иске отказать, ссылаясь на законность вынесенного предписания. Указала на то, что предписания с теми же требованиями выносились в адрес Рыболовецкого колхоза имени ФИО4 неоднократно, однако, они не выполняются. Считает, что поскольку истец отнесен к первой категории по гражданской обороне, он должен заключить договор аренды убежища, находящегося в муниципальной или государственной собственности или заключить договор на поставку материалов для строительства быстровозводимого убежища, строящегося в особый период.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика ГУ МЧС России по Камчатскому краю в судебное заседание представителя не направил.

Выслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено в судебном заседании, заместителем начальника отдела Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Камчатскому краю ФИО6 года вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны, которым на Рыболовецкий колхоз имени ФИО4 возлагается обязанность обеспечить укрытие наибольшей рабочей смены в убежище гражданской обороны (путем заключения договора ответственного хранения с представителем собственника ЗС ГО или строительство ЗС ГО) со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное предписание является незаконным и нарушает права истца по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу статьи 2 Закона о гражданской обороне предоставление населению убежищ относится к основным задачам в области гражданской обороны.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о гражданской обороне организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно статье 6 Закона о гражданской обороне к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено определение порядка создания убежищ.

В соответствии с пунктом 3 Порядка убежища создаются для защиты: работников наибольшей работающей смены организаций, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время, а также работников работающей смены дежурного и линейного персонала организаций, обеспечивающих жизнедеятельность городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне; работников атомных станций и организаций, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих станций; нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, расположенных в зонах возможных сильных разрушений, а также обслуживающего их медицинского персонала; трудоспособного населения городов, отнесенных к особой группе по гражданской обороне.

Согласно пункту 7 Порядка создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством экономики Российской Федерации.

Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; организуют создание объектов гражданской обороны; принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их выполнение; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В деле отсутствуют какие-либо доказательства того, что соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации разработан план создания объектов гражданской обороны в мирное время на территории Камчатского края; приняты в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны; определена общая потребность в объектах гражданской обороны для организаций.

Как пояснил в судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля ФИО7, в должностные обязанности которого входит решение вопросов организации мероприятий по гражданской обороне в Рыболовецком колхозе имени ФИО4, Рыболовецкому колхозу до настоящего времени не предоставлена информация о наличии планов, разработанных федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством экономики Российской Федерации.

Представленные ответчиком копии направленных в адрес колхоза писем ГУ МЧС России по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ с информацией о том, что он постановлением Губернатора Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ отнесен к первой категории по гражданской обороне, а также от ДД.ММ.ГГГГ, в котором до сведения директора колхоза доведена информация о планировании эвакуационных мероприятий и укрытии в ЗС ГО, не свидетельствует о наличии упомянутых в п.7 ранее указанного Порядка планах.

Кроме того, как видно из содержания последнего письма от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что при отсутствии защитных сооружений гражданской обороны укрытие НРС планируется:

-в быстровозводимых защитных сооружениях гражданской обороны (далее БЗВС), возводимых в короткие сроки в период перехода с мирного на военное положение и в военное время с применением сборных ограждающих конструкций и упрощенного внутреннего оборудования, с простыми планировочно-конструктивными решениями, вытекающими из условий эксплуатации их только по прямому назначению, т.е. для защиты людей от расчетных средств поражения;

-в подвальных помещениях, дооборудованных до требований, предъявляемых к убежищам и противорадиационным укрытиям.

На обязанность организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, предусмотреть укрытие персонала в быстровозводимых защитных сооружениях гражданской обороны, строящихся в особый период в соответствии с проектом защитного сооружения, также указано в пункте 2 указанного выше Порядка.

Между тем, как видно из содержания предписания, должностное лицо ГУ МЧС России по Камчатскому краю обязывает истца в срок до 30.02.2016г. обеспечить укрытие наибольшей рабочей смены в убежище гражданской обороны (путем заключения договора ответственного хранения с представителем собственника ЗС ГО или строительство ЗС ГО), что выходит за рамки указанных выше правовых актов.

Ссылка представителя ответчика на пункт 10 Порядка, которым предусмотрена обязанность организаций в мирное время, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, создавать объекты гражданской обороны, ошибочна, поскольку указанная норма должна приниматься во взаимосвязи с положениями пунктов 7 и 8 Порядка.

Кроме того, указанный в предписании срок для строительства ЗС ГО, с учетом того, что ранее вынесенные предписания в этой части также не исполнены, явно не соответствует предполагаемым временным затратам на подготовку проекта, заключение договоров на строительство и закупку материалов, а также возведение объекта.

Согласно части 11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9, в том числе, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, и в части 10 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

С учетом изложенного предписание заместителя начальника отдела Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Камчатскому краю ФИО6 года от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны, которым на Рыболовецкий колхоз имени ФИО4 возлагается обязанность обеспечить укрытие наибольшей рабочей смены в убежище гражданской обороны (путем заключения договора ответственного хранения с представителем собственника ЗС ГО или строительство ЗС ГО) со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178-179 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Главы Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа удовлетворить.

Признать незаконным предписание заместителя начальника отдела Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Камчатскому краю ФИО6 года от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено 3 февраля 2016 года

Судья Т.А. Демьяненко