ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1532/18 от 19.01.2018 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2а-1532/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2018 г. г. Сургут

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Бурлуцкого И.В., при секретаре Сагдеевой Г.Д., с участием административного истца ФИО1, административного ответчика заместителя прокурора г.Сургута Литвинцева С.А., представителя административного ответчика прокуратуры ХМАО-Югры – помощника прокурора г.Сургута Ширяевой И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к прокуратуре города Сургута, Управлению Федеральной службы судебных приставов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, заместителю прокурора г.Сургута Литвинцеву С.А., прокуратуре Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, старшему судебному приставу отдела судебных приставов по г.Сургуту УФССП России по ХМАО-Югре ФИО13 о признании незаконными действий, о приостановлении взыскания по исполнительному производству,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском, в котором указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к старшему судебному приставу отдела судебных приставов по г.Сургуту УФССП России по ХМАО-Югре ФИО2 с заявлением в связи с необоснованным отказом должностных лиц отдела судебных приставов по г.Сургуту в удовлетворении ее ходатайства о приостановлении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к заместителю прокурора г.Сургута Литвинцеву С.А. в связи с необоснованным отказом должностных лиц отдела судебных приставов по г.Сургуту в удовлетворении ее ходатайства о приостановлении указанного исполнительного производства. В ходе проверки по ее обращению помощником прокурора ПТГ был сделан неверный вывод о замене взыскателя по исполнительному производству ПАО «МДМ Банк» на ООО «КФ МДМ». При этом административным истцом была получена выписка из ПАО «МДМ Банк», согласно которой с ФИО1 в пользу ООО «КФ МДМ» производились удержания в размере 540 036,48 руб. в ходе проверки также было установлено, что ссудный счет на который судебный пристав-исполнитель ОСП по г.Сургуту ТИГ перевела денежные средства в размере 1 300 000 руб., полученные от обращения взыскания на заложенное имущество – квартиру истицы, был открыт ДД.ММ.ГГГГ, в то время как сам перевод, согласно документам, состоялся в апреле 2010 года, и следовательно, не мог быть осуществлен. Административный истец считает, что проведенная прокуратурой проверка являлась некачественной, поскольку не было выяснено обстоятельство удержания с нее указанной суммы денег в пользу ООО «КФ МДМ». На этом основании административный истец просит признать незаконными действия заместителя прокурора г.Сургута Литвинцева С.А., выразившиеся в ненадлежащем рассмотрении жалобы на бездействие должностных лиц УФССП России по ХМАО-Югре в связи с необоснованным отказом в удовлетворении ходатайства по исполнительному производству, а также признать незаконными действия старшего судебного пристава отдела судебных приставов по г.Сургуту УФССП России по ХМАО-Югре ФИО2, выразившиеся в необоснованном отказе в удовлетворении ходатайства о приостановлении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ; обязать должностных лиц устранить допущенные нарушения в части ненадлежащего рассмотрения жалоб ФИО1 Кроме того, административный истец просит суд приостановить взыскание по исполнительному производству до выяснения причин расхождения по суммам удержания из ее заработной платы.

В судебном заседании административный истец ФИО1 свои административные исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что к старшему судебному приставу ФИО2 она обратилась ДД.ММ.ГГГГ, попросив приостановить взыскание по исполнительному производству. ДД.ММ.ГГГГ ей был дан ответ, в котором ее ходатайство было оставлено без удовлетворения. Данный ответ она получила ДД.ММ.ГГГГ В прокуратуру обратилась ДД.ММ.ГГГГ, где также поставила вопрос о приостановлении исполнительного производства. ДД.ММ.ГГГГ получила ответ заместителя прокурора Литвинцева С.А., которым ее жалоба была оставлена без удовлетворения. Данный отказ она обжаловала ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру ХМАО-Югры, откуда до настоящего времени не получила ответ.

Административный ответчик заместитель прокурора г.Сургута Литвинцев С.А. и представитель прокуратуры ХМАО-Югры Ширяева И.П. в судебном заседании административные исковые требования не признали. Административный ответчик Литвинцев С.А. пояснил, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в общественную приемную на официальном Интернет-сайте прокуратуры ХМАО-Югры с заявлением, в котором выражала несогласие с порядком проведения публичных торгов по реализации заложенного имущества – квартиры в рамках исполнительного производства, с действиями судебных приставов-исполнителей по организации торгов и по перечислению вырученных на торгах денежных средств в пользу взыскателя по исполнительному производству. Вопрос о приостановлении исполнительного производства в обращении ФИО1 не ставился. Данное обращение было направлено для проверки доводов в прокуратуру г.Сургута, где было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ В ходе проверки были истребованы и изучены материалы исполнительного производства. Заявителю ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ по всем обозначенным ей вопросам.

Представитель административного ответчика Управления ФССП России по ХМАО-Югре и административный ответчик старший судебный пристав ФИО2 в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, обратились с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие, представили письменные возражения на административное исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица – взыскателя по исполнительному производству ПАО «БИНБАНК» не явился, уведомлен надлежащим образом.

В соответствии со ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административных ответчиков и представителя заинтересованного лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные письменные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 КАС РФ обжалование действий (бездействия) сотрудников прокуратуры является правом административного истца.

В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакция печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры (статья 11 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре в Российской Федерации").

Органами прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством (части 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1).

Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные ст. 22 настоящего Федерального закона.

В силу части 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.

В соответствии с поименованными выше законами приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция).

Порядок рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации установлен Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45.

Общий срок рассмотрения заявлений, жалоб и обращений граждан установлен пунктом 5.1 Инструкции - 30 дней.

В соответствии с положениями пункта 3.1 Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению.

На основании статьи 26 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно положений части 2 указанной статьи Федерального закона органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Полномочия прокурора при осуществлении возложенных на него функций, определены, в том числе статьями 22, 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".

Как следует из положений статей 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица, дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

В соответствии с указанными нормами права органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, и при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принимать меры реагирования с целью их устранения.

В судебном заседании установлено, что решением Сургутского городского суда ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 в пользу ОАО «УРСА Банк» взыскана задолженность по кредитному договору в размере 3 715 829,94 руб.; обращено взыскание на заложенное имущество – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, принадлежавшую должнице на праве собственности.

ДД.ММ.ГГГГ на основании поступивших исполнительных листов (л.д.84) судебным приставом-исполнителем были возбуждены исполнительные производства – о взыскании денежной суммы в размере 3 715 829,94 руб. (л.д.86) и – об обращении взыскания на заложенное имущество – квартиру.

В ходе исполнительного производства судебным приставом-исполнителем был наложен арест на квартиру, организованы публичные торги по продаже квартиры, по итогам которых квартира была продана. ДД.ММ.ГГГГ денежные средства от реализации квартиры в размере 1 300 000 руб. поступили на депозитный счет отдела судебных приставов и затем перечислены взыскателю по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ копия исполнитлеьного листа о взыскании денежной суммы была направлена по месту работы должницы для производства удержаний из заработной платы ФИО1 в ООО «Газпром Переработка Сургут»

Данные обстоятельства подтверждаются информацией из Отдела судебных приставов по г.Сургуту (л.д.73-75), из Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Центральном федеральном округе Банка России от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42-46).

Указанными ведомствами также была дана информация о том, что денежные средства, вырученные от реализации заложенного имущества в размере 1 300 000 руб., были направлены на погашение задолженности по кредитному договору, и что правопреемником ОАО «УРСА Банк» в результате реорганизации стал ПАО.

Факт реорганизации банка подтверждается выпиской из протокола внеочередного общего собрания акционеров ОАО «УРСА Банк» от ДД.ММ.ГГГГ, копией протокола внеочередного общего собрания акционеров ПАО «МДМ Банк» от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу определением Сургутского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО1 было отказано в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства (л.д.87-94).

ПАО «БИНБАНК» факт зачисления денежных средств в размере 1 300 000 руб. в счет погашения задолженности по кредитному договору подтвердил и в ответе от ДД.ММ.ГГГГ на запрос сообщил, что сумма задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 750 089,28 руб.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в общественную приемную на официальном Интернет-сайте прокуратуры ХМАО-Югры с заявлением, в котором выражала несогласие с порядком проведения публичных торгов по реализации заложенного имущества – квартиры в рамках исполнительного производства, с действиями должностных лиц Сургутского отдела Управления Росреестра по ХМАО-Югре, с действиями судебных приставов-исполнителей по организации торгов и по перечислению вырученных на торгах денежных средств в пользу взыскателя по исполнительному производству (л.д.69-70).

В соответствии с пунктом 3.2 Инструкции обращение ФИО1 было направлено в прокуратуру г.Сургута, где было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ входящий номер (л.д.68).

В ходе проверки заместителем прокурора г.Сургута Литвинцевым С.А. было направлено начальнику ОСП по г.Сургуту требование о предоставлении всей информации по исполнительному производству с приложением копий документов (л.д.72).

ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора г.Сургута Литвинцевым С.А. заявителю ФИО1 был дан ответ, в котором ей были изложены установленные обстоятельства по доводам ее обращения, сообщено об отсутствии нарушений требований федерального законодательства и об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования. Поскольку в обращении не содержалось доводов несогласия с действиями (бездействием) судебных приставов в связи с необоснованным отказом в удовлетворении ходатайства о приостановлении взыскания по исполнительному производству, оснований обсуждать такие доводы и давать им оценку у заместителя прокурора г.Сургута Литвинцева С.А. не имелось.

Доводы ФИО1 о формальности и немотивированности ответа на ее обращение являются несостоятельными, поскольку противоречат имеющимся в деле доказательствам, свидетельствующим о проведенной по заявлениям проверочной работе органа прокуратуры.

Необходимо отметить, что разделом 6 Инструкции на прокуратуру не возложена обязанность проводить проверку и принимать меры прокурорского реагирования по каждому заявлению гражданина.

Анализ положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и Инструкции позволяет прийти к выводу о том, что прокуратура наделена правом самостоятельно решать вопросы о необходимости проведения проверки и принятия мер прокурорского реагирования, их видов.

Согласно указаниям Верховного Суда Российской Федерации в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" оценивать целесообразность принятого решения или совершенного действия (бездействия), когда принятие решений и совершение (несовершение) действия отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе.

Таким образом, обращение ФИО1, зарегистрированное в прокуратуре города ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено в установленном законом порядке с соблюдением предусмотренного нормативными актами срока. По форме и содержанию ответ прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ не противоречит требованиям Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и Инструкции.

Учитывая изложенное, административные исковые требования ФИО1 о признании незаконными действий заместителя прокурора г.Сургута Литвинцева С.А., выразившихся в ненадлежащем рассмотрении жалобы на бездействие должностных лиц УФССП России по ХМАО-Югре в связи с необоснованным отказом в удовлетворении ходатайства по исполнительному производству, и о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения не подлежит удовлетворении.

В судебном заседании установлено также, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направила обращение в электронной форме на официальный сайт Управления ФССП России по ХМАО-Югре, в котором попросила приостановить взыскание по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ, находящегося в производстве у судебного пристава-исполнителя ПМА до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия Управлением Росреестра по ХМАО-Югре решения о приостановлении выдачи закладной (л.д.97).

ДД.ММ.ГГГГ данное обращение было направлено в отдел судебных приставов по г.Сургуту и в тот же день зарегистрировано в Отделе, вх.номер (л.д.96).

14.11.2017 г. в адрес заявителя направлен ответ начальника отдела – старшего судебного пристава ФИО2 об отказ в приостановлении исполнительного производства, поскольку основания, предусмотренные ст.40 Закона об исполнительном производстве отсутствуют.

Согласно пункту 1 статьи 64.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.

Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (п.2 ст.64.1 Закона).

В силу пункта 5 указанной статьи, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.

Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Конкретный порядок рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, предусмотрен в Методических рекомендациях, утвержденных ФССП России 11.04.2014 № 15-9, в соответствии с п.2.5 которых при исчислении сроков, предусмотренных ст. 64.1 Закона, необходимо руководствоваться ч. 2 ст. 15 Закона, и в указанные сроки не включаются нерабочие дни.

Случаи, в которых исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем, предусмотрены в ст.40 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ.

Основания, по которым исполнительное производство может быть или подлежит приостановлению судом предусмотрены в ст.39 данного Закона.

В обращении ФИО1 в Управление ФССП России по ХМАО-Югре каких-либо оснований для приостановления исполнительного производства, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ, не названо. Принятие Управлением Росреестра по ХМАО-Югре решения о приостановлении выдачи закладной к числу таких оснований не относится.

Учитывая, что ходатайство ФИО1 было рассмотрено уполномоченным должностным лицом, в установленный законом срок и в установленном порядке, по существу ее ходатайство было разрешено верно.

При таких обстоятельствах ее административный иск в части требований о признании незаконными действия старшего судебного пристава отдела судебных приставов по г.Сургуту УФССП России по ХМАО-Югре ФИО2, выразившиеся в необоснованном отказе в удовлетворении ходатайства о приостановлении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения не подлежит удовлетворению.

Кроме того, как пояснила ФИО1 в судебном заседании, об оспариваемом отказе старшего судебного пристава ФИО2 она узнала 16.12.2017 г., в то время как административное исковое заявление было подано ей в суд 10.01.2017 г. Таким образом, ей был пропущен процессуальный срок для обращения с данным требованием, предусмотренный ч.3 ст.219 КАС РФ, что является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении требований.

Поскольку, как указано выше, административным истцом не представлено доказательств наличия предусмотренных в ст.39 Закона об исполнительном производстве оснований для приостановления судом исполнительного производства, ее соответствующее требование также не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175, 178-180, 182, 227 КАС РФ, суд,

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 к прокуратуре города Сургута, Управлению Федеральной службы судебных приставов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, заместителю прокурора г.Сургута Литвинцеву С.А., прокуратуре Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, старшему судебному приставу отдела судебных приставов по г.Сургуту УФССП России по ХМАО-Югре ФИО14 о признании незаконными действий, о приостановлении взыскания по исполнительному производству, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы, представления через Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Судья И.В. Бурлуцкий