ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1533/2018 от 04.04.2018 Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 апреля 2018 года г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Бунаевой А.Д., при секретаре судебного заседания Цыренжаповой Л.Г., с участием представителей административного истца Цыбикжаповой О.В., Аюшеевой С.Н., представителя административного ответчика Жамбалова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дуберштейн В. П. к Комитету по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ о признании действий незаконными, признании распоряжения незаконным и его отмене,

У С Т А Н О В И Л :

Обращаясь в суд к администрации г. Улан-Удэ в лице Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ, административный истец Дуберштейн В.П. просит признать действия исполнявшего обязанности председателя Комитета по архитектуре и градостроительству г. Улан-Удэ РБ Мясищева М.Н. по отзыву согласования устройства закрытой террасы квартиры дома по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, признать распоряжение председателя Комитета по архитектуре и градостроительству г. Улан-Удэ РБ Маренича А.В. от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в выдаче согласования эскизного проекта «Устройство закрытой террасы квартиры дома по <адрес> незаконным и отменить его.

Требования мотивированы тем, что Дуберштейн В.П., будучи собственником квартиры дома по <адрес>, обратившись в Комитет по архитектуре и градостроительству, получила согласование проектного предложения «Устройство закрытой террасы квартиры по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в рамках изменения архитектурно-градостроительного облика здания. Впоследствии согласование было отозвано и выдано распоряжение об отказе в согласовании эскизного предложения. В результате незаконных действий должностных лиц по отзыву согласования и отказу в согласовании эскизного предложения нарушены права истицы, повлекшие для нее убытки. Устройство террасы не является переустройством и перепланировкой, поскольку не ведет к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, ухудшению сохранности и внешнего вида всего дома, нарушению противопожарных устройств.

В судебное заседание административный истец Дуберштейн В.П. не явилась, будучи извещенной о рассмотрении дела, в исковом заявлении заявила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представители административного истца по доверенности Цыбикжапова О.В., Аюшеева С.Н. исковые требования поддержали в полном объеме, суду пояснили, что Дуберштейн В.П. обратившись в Комитет по архитектуре и градостроительству, получила согласование проектного предложения «Устройство закрытой террасы квартиры по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ Однако, ДД.ММ.ГГГГ исполняющий обязанности председателя Комитета Мясищев М.Н. отозвал ранее выданное согласование от ДД.ММ.ГГГГ,мотивируя тем, что Комитет не наделен полномочиями по перепланировке жилых помещений, поэтому для получения разрешения на перепланировку необходимо обратиться в Комитет городского хозяйстваг. Улан-Удэ. Отзыв согласования является незаконным и необоснованным. Кроме этого, распоряжением председателя Комитета по архитектуре и градостроительству г. Улан-Удэ Маренича А.В. от ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано в выдаче согласования эскизного проекта «Устройство закрытой террасы», основанное на том, что устройство закрытой террасы является переустройством квартиры и не является изменением фасада, с чем представители не согласны, поскольку остекление балкона в виде устройства закрытой террасы не является перепланировкой или переустройством по смыслу ст. 25 Жилищного кодекса РФ, остекление террасы не ведет к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, ухудшению сохранности и внешнего вида всего дома, нарушению противопожарных устройств, а также в работе инженерных систем и оборудования, по проекту не предусмотрена установка электросетей и какого-либо оборудования.

Представитель административного ответчика Комитета по архитектуре и градостроительству г.Улан-Удэ» по доверенности Жамбалов В.В. административное исковое заявление не признал, представил письменный отзыв, пояснил, что собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции дома. Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ, в состоянии, обеспечивающем доступность пользования помещениями общего пользования, соблюдение прав и законных интересов. В соответствии с проектом устройства закрытой террасы, в чертежах основного комплекта разработан план жилого помещения до перепланировки (лист ) и план жилого помещения (лист ), следовательно, сам проект устройства жилой террасы предполагает перепланировку (переустройство) жилого помещения. Истцом фактически произведена незаконная перепланировка (переустройство) в отсутствие соответствующих разрешений и согласований. Факт возведения металлических конструкций террасы установлен уже в ДД.ММ.ГГГГ., что не оспаривается ответчиком и подтверждается предписанием Комитета городского хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ о приведении жилого помещения в первоначальный вид, а также письмом МБУЗ «Городская поликлиника » в Прокуратуру Октябрьского района г. Улан-Удэ о разъяснении факта незаконного строительства. Таким образом, истцом сначала были произведены строительные работы по установлению металлических конструкций, а после предприняты действия посогласованию эскизного проекта устройства закрытой террасы с целью узаконения перепланировки жилого помещения произведенного без согласования всех собственников жилого дома и в отсутствие разрешительной документации в нарушении установленного порядка перепланировки (переустройства) помещений в жилом доме. В соответствии со статьей 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно­-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения втехнический паспорт жилого помещения, включая также изменение площади жилого помещения. Вместе с тем, жилая площадь указанной квартиры до проведения перепланировки составляет <данные изъяты> кв.м., после перепланировки общая площадь составит ориентировочно около 180,0 кв.м. В соответствии с Постановлением Администрации г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа "Город Улан-Удэ" в редакции от ДД.ММ.ГГГГ переоборудование фасада здания, строения, сооружения - это упразднение, изменение элементов фасадов либо размещение дополнительных элементов и устройств на фасадах зданий и сооружений, в том числе с устройством новых архитектурных деталей или заменой существующих, пробивкой и заделкой проемов, изменением формы окон и рисунка переплетов, без изменения параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема). Устройство закрытой террасы не является переоборудованием фасада здания, поскольку влечет изменения параметров объекта капитального строительства в части увеличения площади жилого помещения, и как следствие не является предметом порядка согласования эскизного проекта архитектурно­-градостроительного облика здания строения, сооружения при изменении фасада здания, строения и сооружения на территории городского округа "Город Улан-Удэ".

Выслушав названных лиц, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствие с п. 25. ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанным правилами.

Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила благоустройства территории городского округа «город Улан-Удэ», которыми установлены единые и обязательные для исполнения в сфере благоустройства территории городского округа и содержат требования по проектированию и размещению объектов благоустройства, требования по содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены, требования к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений.

Указанными Правилами определено, что переоборудованием фасада здания, строения, сооружения является упразднение, изменение элементов фасадов либо размещение дополнительных элементов и устройств на фасадах зданий и сооружений, в том числе с устройством новых архитектурных деталей или заменой существующих, пробивкой и заделкой проемов, изменением формы окон и рисунка переплетов, без изменения параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты,количества этажей, площади, объема).

Пунктом 5.2.4.1 Правил определено, что изменение внешнего вида фасада осуществляется в соответствии с эскизным проектом архитектурно-градостроительного облика здания, строения и сооружения (далее - эскизный проект), согласованного с Комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ.Порядок выдачи согласования эскизного проекта утверждается постановлением Администрации г. Улан-Удэ.

Под изменением внешнего вида фасадов согласно указанным Правилам понимается: создание, изменение или ликвидация крылец, навесов, козырьков, карнизов, балконов, лоджий, веранд, террас, эркеров, декоративных элементов, дверных, витринных, арочных и оконных проемов; замена облицовочного материала; покраска фасада, его частей в цвет, отличающийся от цвета здания; изменение конструкции крыши, материала кровли, элементов безопасности крыши, элементов организованного наружного водостока; изменение цветового решения, рисунка и толщины переплетов и других элементов устройства и оборудования окон и витрин; установка (крепление) или демонтаж дополнительных элементов и устройств (флагштоки, указатели, рекламные конструкции) (п. 5.2.4.3.Правил).

Согласно п. 11 Положения о порядке согласования эскизного проекта архитектурно-градостроительного облика здания, строения, сооружения при изменении фасада здания, строения, сооружения,утвержденного постановлением Администрации г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ, Комитет по архитектуре и градостроительству г. Улан-Удэ рассматривает заявление о согласовании эскизного плана и принимает решение о согласовании эскизного плана либо об отказе в согласовании эскизного проекта.

Установлено, что Дуберштейн Е.Л., будучи собственником квартиры дома по <адрес>, обратилась в Комитет по архитектуре и градостроительству г. Улан-Удэ о согласовании проектного предложения «Устройство закрытой террасы квартиры по <адрес>» в рамках изменения архитектурно-градостроительного облика здания.

Комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ в лице исполнявшего обязанности председателя комитета Мясищева М.Н. рассмотрено проектное предложение и направлено заявителю сообщению от ДД.ММ.ГГГГ о его согласовании.

Однако, впоследствии Комитетом по архитектуре и градостроительству в лице должностного лица Мясищева М.Н. согласование проектного предложения от ДД.ММ.ГГГГ отозвано в связи с отсутствием разрешительных полномочий по перепланировке жилых помещений, заявителю Дуберштейн В.П. рекомендовано обратиться в Комитет городского хозяйства г. Улан-Удэ.

Распоряжением Комитета по архитектуре и градостроительству г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ заявителю Дуберштейн В.П. отказано в выдаче согласования эскизного проекта «Устройство закрытой террасы квартиры по <адрес>», так как устройство закрытой террасы является переустройством квартиры и не является изменением (переоборудованием) фасада.

Согласно эскизному проекту «Устройство закрытой террасы квартиры по <адрес>» устройство закрытой террасы квартиры предусмотрено на крыше здания первого этажа и предполагает крепление конструкций террасы к внешней стене многоквартирного дома, кроме этого, в соответствие с п. и эскизного проекта план помещения до перепланировки не соответствует плану помещения после перепланировки.

Требования к содержанию эскизного проекта предусмотрены пунктом 7 названого Положения согласно которому в эскизном проекте, в частности, лист 1 является титульным листом, лист 2 должен содержать сводную ведомость отделочных материалов, на листе 3 должны быть расположены материалы фотофиксации существующего состояния фасадов, на листе 4 следует расположить графические чертежи фасадов здания с обозначением создаваемых, изменяемых или ликвидируемых элементов фасада: крылец, навесов, козырьков, карнизов, балконов, лоджий, веранд, террас, эркеров, декоративных элементов, дверных, витринных, арочных и оконных проемов, входных групп, на листе 5 – колористическое решение фасадов, на листе 6 – схема размещения дополнительных элементов и устройств (места размещения флагштоков, указателей, рекламных конструкций).

Требования к содержанию эскизного проекта сводятся к тому, что допустимо только проектирование изменение внешнего вида фасадов, при этом без изменения параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема).

Комитет по архитектуре и строительству отказал в согласовании эскизного проекта «Устройство закрытой террасы…», поскольку устройство закрытой террасы является переустройством квартиры и не является изменением (переоборудованием) фасада. Указанное основание отказа в согласовании проекта следует оценить как оформление эскизного проекта с нарушением требований к его содержанию, что является основанием для отказа в согласовании эскизного проекта.

Исследовав представленный эскизный проект «Устройство закрытой террасы…», суд соглашается с решением Комитета об отказе в согласовании эскизного проекта, поскольку представленный эскизный проект оформлен с нарушением требований к его содержанию, указанных в п. 7 названного Положения, эскизный проект переоборудования фасада по содержанию фактически является проектом перепланировки жилого помещения, что подтверждается пунктами 6 и 8 эскизного проекта, предусматривающими план помещения до перепланировки и после перепланировки, кроме этого, представленное эскизное предложение не соответствует определению переоборудования фасада здания, которое содержится в Правилах благоустройства территории городского округа «<адрес>», основным критерием которого является изменение фасада здания без изменения параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади и объема). Между тем, представленное эскизное предложение предусматривает изменение площади жилого помещения, следовательно, эскизное предложение не подлежало согласованию в рамках изменения архитектурно-градостроительного облика здания, поэтому отказ Комитета в согласовании эскизного предложения является законным.

В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса РФ и пунктом 6 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и иных требований.

Согласно ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, а перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Положения части 1 статьи 26 ЖК РФ предусматривают, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме.

В соответствии с ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о Комитете городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ.

Согласно п.п. «б» п. 3.2.8 указанного Положения Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ является уполномоченным органом по предоставлению муниципальных услуг по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Эскизное предложение «Устройство закрытой террасы…» предусматривает перепланировку жилого помещения, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, путем крепление возводимых конструкций закрытой террасы к несущей внешней стене многоквартирного дома, а также к перекрытию помещения на первом этаже дома, что означает присоединение закрытой террасы к несущей стене многоквартирного дома, являющегося общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, что, в свою очередь, влечет необходимость получения согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на такую перепланировку, согласования переустройства или перепланировки жилого помещения Комитетом городского хозяйства, поэтому разъяснение Комитета по архитектуре и градостроительству об обращении истицы с указанным предложением в Комитет городского хозяйства соответствует установленному порядку проведения перепланировки или переустройства жилого помещения.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия органа государственной власти, если установит, что оспариваемые решение, действие нарушают права и свободы административного истца, а также не соответствуют нормативным правовым актам (пункт 1). В случае отсутствия совокупности названных условий суд отказывает в удовлетворении требования о признании незаконными оспариваемых решения, действия (пункт 2).

Оспариваемый истицей отзыв согласования эскизного предложения от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует Положению о порядке согласований эскизного проекта, поскольку согласно указанному Положению решение об отказе согласования эскизного проекта принимается в форме распоряжения. Однако, отзыв согласования эскизного проекта, оформленный в виде письменного сообщения, а не распоряжения об отказе согласования, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, поэтому в отсутствие совокупности названных условий закона суд отказывает в удовлетворении заявления о признании незаконным отзыва согласования эскизного предложения.

При изложенных обстоятельствах, анализируя вышеприведенные правовые нормы и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Дуберштейн В. П. к МУ «Комитет по архитектуре и градостроительству» Администрации г. Улан-Удэ о признании действий незаконными, признании распоряжения незаконным оставить без удовлетворения

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: А.Д. Бунаева