ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1535/19 от 06.02.2020 Корсаковского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-190/2020

УИД 65RS0005-02-2019-001769-78

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 февраля 2020 года город Корсаков

Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Гаврилюк Н.А.,

при секретаре судебного заседания Головиной В.В.,

с участием административного истца Цой Л.С., представителя административных ответчиков администрации Корсаковского городского округа, департамента имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа Г., действующей на основании доверенностей от 9 января 2020 года и от 13 января 2020 года,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Цой Л. С. к администрации Корсаковского городского округа, департаменту имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа об оспаривании постановления и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Цой Л.С. обратилась в суд с административным иском к администрации Корсаковского городского округа об оспаривании постановления от 15 октября 2019 года и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В обоснование заявленных требований указано, что в 2019 году Цой Л.С. обратилась в администрацию Корсаковского городского округа с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Постановлением от 15 октября 2019 года ей, с составом семьи из нескольких человек отказано в принятии на соответствующий учет, в связи с тем, что ее мать Л. подарила долю в праве собственности на земельный участок и долю в праве собственности в жилом доме, расположенных по адресу: <адрес>, брату Б., и с момента этого события не прошло пять лет. Цой Л.С. полагает, что не имеет отношение к данной сделке, кроме того, дом по указанному адресу разрушен, они не проживают в нем с 1993 году. В настоящее время семья Цой Л.С. с ребенком-инвалидом, матерью, сестрой и племянником проживают в однокомнатной квартире, площадь которой меньше чем предусмотрено законодательством на пятерых человек. Считает постановление администрации Корсаковского городского округа незаконным и нарушающим ее права, в связи, с чем обратилась в суд с настоящим административным иском.

23 января 2020 года определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечен департамент имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа.

В судебном заседании административный истец Цой Л.С. поддержала требования по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель административных ответчиков Г., с требованиями не согласилась, пояснила, что на дату рассмотрения заявления Цой Л.С. жилищная комиссия установила, что мать заявителя И. продала жилой дом, с момента совершения сделки не прошел пятилетний срок, имеет в собственности квартиру, в связи с чем общая площадь жилых помещений по состоянию на 6 апреля 2017 года составляла выше установленной учетной нормы площади жилого помещения на одного члена семьи.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из содержания данной нормы следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В силу пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Основаниями к отказу в принятии на учет граждан, в качестве нуждающихся могут быть признаны умышленные и недобросовестные действия, в результате которых ухудшены жилищные условия.

Из материалов дела следует, что 20 сентября 2019 года Цой Л.С. обратилась в администрацию Корсаковского городского округа с заявлением о принятии ее и членов ее семьи на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В составе семьи указала мать И., дочь Д., сестру Е., племянника Ж.

В соответствии с выпиской из протокола от 15 октября 2019 года заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации Корсаковского городского округа, комиссия, рассмотрев представленные документы, руководствуясь статьями 49, 51, 52, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации рекомендовала администрации Корсаковского городского округа отказать Цой Л.С. и членам ее семьи в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В протоколе заседания комиссии указано, что из представленных документов следует, что по состоянию на 6 апреля 2017 года общая площадь жилых помещений на семью составляла 97,3 квадратных метров: 5 человек=19,46 квадратных метров на одного члена семьи, что выше установленной учетной нормы площади жилого помещения в муниципальном образовании Корсаковского района (решение Собрания муниципального образования Корсаковского района от 10 августа 2006 года № 60).

Постановлением администрации Корсаковского городского округа № 1701 от 15 октября 2019 года «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» Цой Л.С. отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании части 3 подпункта 2.8.2 пункта 2.8 административного регламента предоставления муниципальной услуги (не истек пятилетний срок со дня совершения заявителем действий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях).

Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденным постановлением администрации Корсаковского городского округа от 27 сентября 2017 года № 2522 (далее административный регламент) установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Согласно подпункта 2.8.2 пункта 2.8 административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является не истекший пятилетний срок со дня совершения заявителем действий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Судом установлено, что Цой Л.С. и члены ее семьи зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>.

Указанное жилое помещение общей площадью 42,20 квадратных метров, принадлежит на праве собственности матери Цой Л.С.И. на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке МУП «Расчетно-кассовый центр по обработке платы за жилое помещение и коммунальные услуги» от ДД.ММ.ГГГГ и выписке из домовой книги в указанной квартире зарегистрированы: собственник И., дочери Е. и Цой Л.С., внуки Ж. и Д.

В соответствии с выпиской из единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшихся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, И. являлась собственником <...> доли в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 55,10 квадратных метров, которая ею отчуждена на основании договора дарения в пользу Б.ДД.ММ.ГГГГ.

Действия члена семьи Цой Л.А., а именно ее матери И. по отчуждению принадлежащей ей <...> доли жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, могут свидетельствовать об ухудшении жилищных условий семьи, о намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье, что дает право ответчику для отказа в постановке на учет ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.

Доказательств того, что действия матери истца – И. по отчуждению принадлежащей ей <...> доли в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 55,10 квадратных метров не имели умысла на ухудшение жилищных условий административным истцом не представлено.

Довод административного истца о том, что жилищная комиссия необоснованно учла общую площадь жилого дома, поскольку ее матери принадлежала только <...> доля в указанном доме, который фактически отсутствовал как на дату сделки, так и на дату подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, суд находит несостоятельным в силу следующего.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы.

При этом согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.

В соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Районного Собрания муниципального образования Корсаковского района от 10 августа 2006 года установлена учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 12 квадратных метров общей площади на одного человека.

Так, член семьи заявителя И. по состоянию на 6 апреля 2017 года (дата отчуждения имущества) имела в собственности <...> доли в жилом доме по адресу: <адрес> (общая площадь 55,10 квадратных метров) и квартиру по адресу: <адрес> (общая площадь 42,20 квадратных метров), общая суммарная площадь указанных жилых помещений составляет 97,3 квадратных метров. Таким образом, на дату отчуждения доли в жилом доме, на одного члена семьи заявителя приходилось по 19,46 квадратных метров (97,3 квадратных метров (общая суммарная площадь жилых помещений)/5 (количество человек) = 19,46), что более учетной нормы, установленной органом местного самоуправления.

Таким образом, поскольку на дату отчуждения доли в жилом доме суммарный размер общей площади всех жилых помещений, находившихся в собственности семьи Цой Л.С. составлял 19,46 квадратных метров на одного члена семьи, что превышает установленную учетную норму, а со дня отчуждения <...> доли в жилом доме, не истек пятилетний срок, суд приходит к выводу, что Цой Л.С. правомерно отказано в постановке на учет составом семьи в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма.

Довод административного истца о том, что жилой дом по <адрес> не мог быть учтен при рассмотрении заявления о постановке на учет, поскольку был разрушен и Цой Л.С. с семьей там не проживали, суд находит не состоятельным, поскольку из материалов дела следует, что указанный жилой дом являлся предметом договора дарения от 30 марта 2017 года, заключенного между М., И., В., К. и Б., указанный договор дарения прошел государственную регистрацию, сторонами не оспорен.

Поскольку доказательств, свидетельствующих о непригодности указанного жилого дома для проживания не представлено, а с момента отчуждения указанного имущества не истек пятилетний срок, в связи, с чем его наличие в собственности у матери заявителя обоснованно учтено при принятии обжалуемого Цой Л.С. постановления администрации Корсаковского городского округа.

Принимая во внимание, что доказательств нарушения прав и законных интересов административного истца оспариваемым решением в материалы дела не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для удовлетворения требования истца о признании незаконным постановления администрации Корсаковского городского округа от от 15 октября 2019 года.

Требование Цой Л.С. о возложении обязанности на административного ответчика поставить ее составом семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как вытекающее из требования об оспаривании постановления об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, суд также оставляет без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Цой Л. С. к администрации Корсаковского городского округа, департаменту имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа об оспаривании постановления и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.А. Гаврилюк

Мотивированное решение составлено 13 февраля 2020 года.