Дело № 2а-1536/2020
70RS0005-01-2020-004655-91
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 ноября 2020 года Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Камыниной С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лукьянец А.А.
с участием
представителей административного истца Пимоновой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске административное дело №2а-1536/2020 по административному иску Коробковой Марии Николаевны к Администрации Зоркальцевского сельского поселения об оспаривании решений от 05.10.2020 о недопустимости размещения объектов на земельном участке,
у с т а н о в и л:
Коробкова М.Н. (далее - административный истец) обратилась в суд с административным иском к Муниципальному образованию «Зоркальцевское сельское поселение» в лице Администрации Зоркальцевского сельского поселения (далее – административный ответчик) о признании незаконным решения о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельных участках с кадастровыми номерами №, выраженные в уведомлениях: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, понуждении Муниципального образование «ФИО5 сельское поселение» в лице ФИО4 сельского поселения устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем повторного рассмотрения уведомлений Коробковой М.Н. о планируемом строительстве объекта ИЖС от ДД.ММ.ГГГГ per. №№, №.
В обоснование административного иска административный истец указала, что она является собственником следующих земельных участков: земельного участка, местоположение: <адрес> 664 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для размещения дачного некоммерческого партнерства «Слобода Вольная», для иных видов сельскохозяйственного использования; земельного участка, местоположение: <адрес> кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для размещения дачного некоммерческого партнерства «Слобода Вольная», для иных видов сельскохозяйственного использования; земельного участка, местоположение: <адрес> кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственною назначения, вид разрешенного использования: для размещения дачного некоммерческого партнерства «Слобода Вольная», для иных видов сельскохозяйственного использования; земельного участка, местоположение: <адрес>. общей <адрес> кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: размещения дачного некоммерческого партнерства «Слобода Вольная», для иных видов сельскохозяйственного использования. Указанным земельным участкам Администрацией Зоркальцевского сельского поселения были присвоены адреса, что подтверждается следующими документами: постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении земельному участку с кадастровым номером № адреса: <адрес>, а также адресной справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении земельному участку с кадастровым номером № адреса: <адрес> а также адресной справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении земельному участку с кадастровым номером № следующего адреса: <адрес>, а также адресной справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении земельному участку кадастровым номером № адреса: <адрес> а также адресной справкой № от ДД.ММ.ГГГГ. С учетом вида разрешенного использования указанных земельных участков, а именно для размещения дачного некоммерческого партнерства «Слобода Вольная», административным истцом было принято решение о строительстве на них жилых домов. В связи с чем ДД.ММ.ГГГГ Коробкова М.Н. обратилась в Администрацию Зоркальцевского сельского поселения с уведомлениями о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на принадлежащих ей земельных участках. В ответ на поданные уведомления Администрация Зоркальцевского сельского поселения направила в адрес административного истца уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуально жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельных участках: уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка кадастровым номером №, уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка кадастровым номером №, уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка кадастровым номером №, уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка кадастровым номером №. При этом в каждом из перечисленных уведомлений Администрация Зоркальцевского сельского поселения указывает одинаковое основание, по которому ею было принято решение о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащих Коробковой М.Н. земельных участках, а именно: «Согласно пункту 4 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-Ф3 земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не мог использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства». С решениями, содержащимися в указанных уведомлениях, о недопустимости размещения объектов индивидуального жилищного строительства на земельных участках административный истец не согласна, полагает, данные решения незаконными и необоснованными по следующим основаниям: отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселении, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности, что закреплено в ч.1 ст.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В 2008 году ответчик распорядительным актом установил правовой режим спорной территории, а именно Постановлением Главы Администрации Зоркальцевского сельского поселения № 287 от 01.04.2008 утвержден проект планировки территории дачного поселка «Слобода «Вольная». Постановлением Главы Администрации Зоркальцевского сельского поселения № 677 24.09.2010 в указанное Постановление № 287 от 01.04.2008 внесены изменения с целью уточнения перечня документов, входящих в проект планировки территории дачного поселка «Слобода «Вольная». Утвержденный в установленном порядке проект планировки территории предусматривает размещение на территории ДНП «Слобода «Вольная» различных функциональных зон, в том числе зоны жилой застройки на земельных участке административного истца. Поскольку строительство объектов ИЖС на спорных земельных участках полностью соответствует утвержденным документам территориального планирования, установленных законом препятствий к такому строительству не имеется. При этом ссылка административного ответчика на пункт 4 статьи 78 ЗК РФ, как на основание недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на спорных земельных участках, противоречит нормам гражданского законодательства об обратной силе закона. Так, пункт 4 указанной статьи Земельного кодекса РФ был введен в действие Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению и использовании с нарушением законодательства Российской Федерации" от 03.07.2016 N 354 ФЗ. Поскольку проект планировки территории ДНП «Слобода «Вольная», согласно которому на территории ДНП допускается размещение объектов капитального строительства, в том числе объектов ИЖС и садовых домов, утвержден в установленном законом порядке до вступления в силу пункта 4 статьи 78 ЗК РФ, данная норма не применима при регулирование спорных правоотношений. Таким образом, оспариваемые решения Администрации Зоркальцевского сельского поселения о недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельных участках административного истца, выраженные в уведомлениях от ДД.ММ.ГГГГ №№, №, №, № являются незаконными, необоснованными и грубо нарушают право административного истца на реализацию его права собственника на пользование земельными участками по виду его разрешенного использования в соответствии с документами о территориальном планировании.
В судебное заседание административный истец не явилась, была надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, об уважительности причин неявки не сообщила, доказательств этому не предоставила.
Представитель административного истца Пимонова Т.В., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия десять лет, иск поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно указала, что Коробкова М.Н. является собственником земельных участков с 2013 года на основании брачного договора, в ЕГРН право зарегистрировано в 2020 году в связи с перераспределением земельных участков. Приобретая в 2013 году земельные участки административный истец была связана правовым режимом земельных участков, установленным в ст.81 ЗК РФ, которая в 2014 году была исключена, и рассчитывала осуществлять дачное строительство. Полагает, что внесение изменений в закон не свидетельствует об автоматической смене правового режима земельных участков. Кроме того, проектом планировки территории предусмотрена застройка спорных земельных участков жилыми домами. Использование земельных участков сельскохозяйственного назначения под садоводство является допустимым, разрешимым и легальным. Федеральным законом №217-ФЗ предусмотрена возможность использования земельных участков с ранее установленным видом разрешенного использования для садоводств и огородничества, при этом строительство садовых домов на садовых участках не запрещено.
Административный ответчик Администрация Зоркальцевского сельского поселения, извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание свое представителя не направила, об уважительности причин его неявки не извещала, об отложении судебного заседания не просила, доказательств обстоятельств, предусмотренных п.п. 3, 4 ч.9, ч.10 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представила.
Руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п.2 ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Административный истец обратился в суд с административным иском 19.10.2020, при этом оспариваемые решения изложены в уведомлениях от 05.10.2020, учитывая изложенное, административным истцом соблюден срок обращения с административным иском.
На основании ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 (соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) и в части 10 настоящей статьи - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из содержания п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В ходе судебного разбирательства дела судом установлено, что Коробкова М.Н. является собственником:
- земельного участка, местоположение: <адрес> кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для размещения дачного некоммерческого партнерства «слобода вольная», для иных видов сельскохозяйственного использования;
- земельного участка, местоположение: <адрес>.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для размещения дачного некоммерческого партнерства «слобода вольная», для иных видов сельскохозяйственного использования;
- земельного участка, местоположение: <адрес> кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственною назначения, вид разрешенного использования: для размещения дачного некоммерческого партнерства «слобода вольная», для иных видов сельскохозяйственного использования;
- земельного участка, местоположение: <адрес> кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: размещения дачного некоммерческого партнерства «слобода вольная», для иных видов сельскохозяйственного использования.
Основанием возникновения права собственности Коробковой М.Н. являются брачный договор от ДД.ММ.ГГГГ, договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ, решения собственника, в том числе об объединении и о разделении земельного участка, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку с кадастровым номером <адрес>
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку с кадастровым номером <адрес>
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку с кадастровым номером <адрес>
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку кадастровым номером <адрес>
Приняв решение о возведении на принадлежащих ей земельных участках жилых домов, Коробкова М.Н. обратилась в Администрацию Зоркальцевского сельского поселения с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилого строительства или садового домика от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером №, уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилого строительства или садового домика от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером №, уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилого строительства или садового домика от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером №, уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилого строительства или садового домика от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером №.
Согласно ч.ч. 1, 4 ст.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему кодексу.
В соответствии с ч.1 ст.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Таким образом, для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.
На основании ч.4 ст.41 Градостроительного кодекса Российской Федерации видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.
Пунктом 5.5 ч.1.1 ст.45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества.
Заинтересованные лица, указанные в части 1.1 ст. 45 Кодекса, осуществляют подготовку документации по планировке территории в соответствии с требованиями, указанными в ч. 10 ст. 45 настоящего Кодекса, и направляют ее для утверждения в орган местного самоуправления поселения или в орган местного самоуправления городского округа (ч.3.1 ст.46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории не проводятся, если они подготовлены в отношении территории в границах земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу для ведения садоводства или огородничества (4.5.1 указанной статьи).
Исходя из приведенных положений градостроительного законодательства проект планировки и проект межевания территории осуществляется садоводческим товариществом как заинтересованным лицом самостоятельно и предоставляется для утверждения в орган местного самоуправления.
В силу п.4 ст.46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и направлении ее на доработку.
Согласно п.20 ч.1, ч.4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории относятся к вопросам местного значения муниципального района.
Постановлением Главы Администрации Зоркальцевского сельского поселения № 287 от 01.04.2008 утвержден проект планировки территории дачного поселка «Слобода «Вольная».
Постановлением Главы Администрации Зоркальцевского сельского поселения № 677 24.09.2010 в Постановление № 287 от 01.04.2008 внесены изменения с целью уточнения перечня документов, входящих в проект планировки территории дачного поселка «Слобода Вольная».
Согласно проекту планировки территории дачного поселка с возможностью круглогодичного проживания «Слобода Вольная» в окрестностях с. Зоркальцево Томского района Томской области на планируемой территории предусмотрены основные функциональные зоны, среди которых - территории усадебных жилых домов, территории зеленых насаждений общего пользования, территории размещения объектов программы возрождения деревянного зодчества. В пределах территории поселка размещается 184 участка для застройки усадебными жилыми домами с площадью участков от 1500 до 3000 кв.м.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (ч.1 ст.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.1 ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
На основании п.7 ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, то указанное обстоятельство на основании пункта 2 части 10 статьи 51.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации является основанием для уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Рассмотрев уведомления Коробковой М.Н. о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, Администрация Зоркальцевского сельского поселения направила в адрес административного истца уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объектах индивидуально жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельных участках:
- уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка кадастровым номером №
- уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка кадастровым номером №
-уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка кадастровым номером №,
-уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка кадастровым номером №
сославшись в качестве основания несоответствий на п.4 ст.78 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более 30 км от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.
В соответствии с подп.2 п.1 ст.40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель Российской Федерации входят земли сельскохозяйственного назначения. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии с ч.1 ст.78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) в том числе гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Согласно ч.5 ст.15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 15.04.1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (действовавшего до 01.01.2019) возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом планировки территории и (или) проектом межевания территории, а также градостроительным регламентом.
Проект планировки территории дачного поселка «Слобода Вольная» утвержден 01.04.2008 (с учетом изменений от 24.09.2010), сведений и доказательств о признании данного Проекта недействительным, о его отмене и (или) изменении, об изменении категории земель (земли сельскохозяйственного назначения) либо вида разрешенного использования (для размещения дачного некоммерческого партнерства «слобода вольная», для иных видов сельскохозяйственного использования) в отношении земельных участков Коробковой М.Н. и (или) участков, из которых на основании решений собственника были образованы данные участки, сторонами не представлено и судом не установлено.
Таким образом, с учетом проекта планировки территории дачного поселка «Слобода Вольная», утвержденного 01.04.2008, и законодательства, действующего в соответствующий временной период, возможность возведения строений на земельных участках данного дачного некоммерческого партнерства была предусмотрена законом.
С 01.01.2019 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ садовый земельный участок – это земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
Как следует из п.4 ст.78 Земельного кодекса Российской Федерации, введенного в действие Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению и использовании с нарушением законодательства Российской Федерации" от 03.07.2016 N 354 ФЗ, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
В то же время в силу положений п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ возведение жилых и (или) садовых домов не исключает использование земельного участка сельскохозяйственного назначения по его целевому назначению.
Кроме того, в соответствии со ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
Согласно ч.2 ст.422 Гражданского кодекса Российской Федерации если после заключения договора принят закон устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие ранее заключенных договоров.
Суд полагает, что, исходя из установления вида разрешенного использования земельных участков и утверждения проекта планировки территории ДНП «Слобода Вольная», утвержденного в установленном законом порядке в 2008 году, согласно которому на земельных участках, расположенных в границах данной территории, допускается размещение объектов капитального строительства, в том числе объектов ИЖС и садовых домов, введенные после этого ограничения по использованию данных земельных участков не могут применяться.
В связи с чем, суд полагает, что доводы стороны истца о недопустимости применения к правоотношениям по землепользованию Коробковой М.Н. земельными участками в ДНП «Слобода Вольная», введенные п.4 ст.78 Земельного кодекса Российской Федерации в 2016 году, обоснованы.
Каких-либо иных оснований кроме ссылки на п.4 ст.78 Земельного кодекса Российской Федерации оспариваемые уведомления Администрации Зоркальцевского сельского поселения не содержат.
Никаких доказательств законности и обоснованности оспариваемых уведомлений административным ответчиком в нарушение ст.226 КАС РФ предоставлено не было.
При указанных обстоятельствах, суд не может признать законными и обоснованными уведомления Администрации Зоркальцевского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка кадастровым номером №, уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка кадастровым номером № уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка кадастровым номером №, уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка кадастровым номером №, в связи с чем полагает иск Коробковой М.Н. подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч.9 ст.227 Кодекса административного судопроизводства в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
В целях восстановления права административный истец просит о понуждении Муниципального образование «Зоркальцевское сельское поселение» в лице Администрации Зоркальцевского сельского поселения устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем повторного рассмотрения уведомлений Коробковой М.Н. о планируемом строительстве объекта ИЖС от ДД.ММ.ГГГГ per. №№ Указанный способ восстановления прав и законных интересов суд находит обоснованным, при этом полагает, что срок 10 рабочих дней является достаточным для повторного рассмотрения уведомлений Коробковой М.Н. о планируемом строительстве объекта ИЖС от ДД.ММ.ГГГГ №№.
Согласно ч.1 ст.103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу ч.1 ст.111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Административным истцом при обращении с настоящим иском в суд уплачена государственная пошлина в размере 1 200 руб., что подтверждается чеком-ордером от №, операция 361, поскольку требования административного истца удовлетворены, а административный ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в силу закона, сумма уплаченной государственной пошлины подлежит возвращению административному истцу из соответствующего бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административный иск Коробковой Марии Николаевны удовлетворить.
Признать незаконными решения Администрации Зоркальцевского сельского поселения о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельных участках с кадастровыми номерами №, выраженные в уведомлениях № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Администрацию Зоркальцевского сельского поселения устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Коробковой Марии Николаевны путем повторного рассмотрения уведомлений Коробковой Марии Николаевны о планируемом строительстве объекта ИЖС от ДД.ММ.ГГГГ вх.№, от ДД.ММ.ГГГГ вх.№, от ДД.ММ.ГГГГ вх.№ и от ДД.ММ.ГГГГ вх.№ в течении 10 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу.
Возвратить Коробковой Марии Николаевне из местного бюджета города Томска государственную пошлину в размере 1200 рублей, уплаченную согласно чек-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, выданному Томским отделением 8616/111 ПАО Сбербанк.
Решение суда может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.В. Камынина