№2а-1536/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2020 года Алуштинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Ващенко С.С., при ведении протокола судебного заседания ФИО5, с участием: представителей истца: ФИО2, ФИО6, представителя Администрации г. ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Алуште дело по административному иску Садоводческого некоммерческого товарищества «Каменское» в лице председателя правления ФИО2 к Администрации города Алушты, Главе Администрации города Алушты ФИО3 о признании действий незаконными, признании ответов незаконными, понуждению утвердить документацию по планировке территории,
УСТАНОВИЛ:
СНК «Каменское» в лице председателя правления ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать действия Администрации г. Алушты незаконными; Обязать Администрацию г. Алушты утвердить документацию по планировке территории в составе: Проекта межевания территории СНК «Каменское», расположенное по адресу: г.о. Алушта, в районе ул. Судакской, общей площадью <данные изъяты><данные изъяты> кв.м., из которых: ЗУ 1 площадью <данные изъяты> кв.м., ЗУ 2 площадью <данные изъяты> кв.м., ЗУ 3 площадью <данные изъяты> кв.м., находящихся в государственной собственности Республики Крым; признать процедуру предусмотренной нормой ч.5 ст.46 ГрК РФ Проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных слушаниях, проведенных ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконными следующие ответы Администрации г. Алушты; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ №№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ №№, №; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№.
Свои исковые требования мотивируют тем, что в настоящее время у СНТ «Каменское», состоящего из 155 членов отсутствуют правоустанавливающие документы на используемые членами товарищества земельные участки. Реализуя свое право, административным истцом в Администрацию г. Алушты были подан полный пакет документов для утверждения документации по планировке межевания территории СНТ. Между тем, административный ответчик неоднократно указывал административному истцу на наличие выявленных недостатков в поданных документах. Истец считает ссылки административного ответчика на выявленные недостатки в поданных документах необоснованными по мотивам, изложенным в административном иске.
В судебном заседании представители административного истца просили удовлетворить исковые требования.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
При этом суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в полном объеме (ч.8 ст.226 КАС РФ).
В силу п.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц.
Из представленных материалов следует, что СНТ «Каменское» является юридическим лицом, о чем в ЕГРЮЛ 27.05.2019 года внесена соответствующая запись ОГРН 1159102049149.
Заключением межведомственной комиссии для рассмотрения о возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах Совета Министров РК от 16.11.2017 года принято решение о возможности ТСН «Садоводы Каменского» (в настоящее время СНТ «Каменское») расположение садоводческого объединения граждан на земельном участке площадью 84 219 кв.м. в учтенных границах при условии:
- размещения и функциональной эксплуатации объекта в соответствии с утвержденной градостроительной документацией согласно требований ст.9 ГрК РФ;
- соблюдения требований природоохранного законодательства;
- дальнейшего согласования проекта межевания территории с ФГУП «ПАО «Массандра»;
- ограничение хозяйственной деятельности согласно п.15, п.17 ст.65 ВК РФ;
- без права приватизации земельного участка в пределах береговой полосы в соответствии с п.8 ст.27 ЗК РФ;
- обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосы, согласно ст.6 ВК РФ.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений РК № от ДД.ММ.ГГГГ, по обращению ТСН «Садоводы Каменского» о предварительном согласования предоставления земельного участка была утверждена схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее – схема расположения земельных участков) общей площадью <данные изъяты> кв.м., из них ЗУ 1 <данные изъяты> кв.м., ЗУ 2 площадью <данные изъяты> кв.м., ЗУ 3 площадью <данные изъяты> кв.м., находящихся в собственности Республики Крым, местоположение земельного участка: г.Алушта, в районе ул. Судаксокй. Указанные земельные участки отнесены к категории земель – земли населённых пунктов, вид разрешенного использования – ведение садоводства.
Вышеуказанным приказом на ТСН «Садоводы Каменского» также возложена обязанность разработать проект межевания территории садоводческого некоммерческого объединения в границах вышеуказанных земельных участков.
Судом установлено, что 20.05.2019 года на имя Главного архитектора Администрации г. Алушты поступило заявление ТСН «садоводы Каменского» с просьбой дать разрешение на разработку проекта межевания территории ТСН «Садоводы Каменского» в границах земельных участков согласно ст.45 ГрК РФ.
Из содержания ответа начальника управления градостроительства и архитектуры, главного архитектора г. Алушты на имя ТСН «садоводы Каменского» от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что проект планировки территории и (или) проекта межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения до их утверждения должны быть одобрены общим собранием членов соответствующего объединения (собранием уполномоченных). В указанном ответе также имеются ссылки на положения п.п.1 ч.1 ст.45 ГрК РФ, ч.7 ст.45 ГрК РФ.
Так, согласно п.п.1 ч.1 ст.45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства стандартного жилья, договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.
Между тем, в указанном ответе от ДД.ММ.ГГГГ№ содержание указанной статьи изложено в следующей редакции: «решение о подготовке документации по планировке территории садоводческого или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленному такому товариществу для ведения садоводства или огородничества, принимаются самостоятельно».
Таким образом, утверждение административного истца о незаконности указанного сообщения от ДД.ММ.ГГГГ вследствие неприменимости к спорным отношениям ссылки административного ответчика на нормы п.п.01 ч.1 ст.45 ГрК РФ являются обоснованными. При это суд также учитывает, что решение уполномоченного органа о предоставлении СНТ «Каменское» в установленном порядке не принималось, зарегистрированных договоров аренды или безвозмездного пользования земельным участком отсутствует, что представителем Административного ответчика не оспаривается.
Учитывая указанные обстоятельства, суд считает, что ответ Администрации г. Алушты от ДД.ММ.ГГГГ№ следует признать незаконным.
Также судом установлено, что 25.09.2019 года СНТ «Каменское» в адрес Администрации г. Алушты было подано заявление №, с котором Товарищество просило согласовать проект межевания СНТ «Каменское», находящееся в районе ул. Судакской, согласно Закона №320-ЗРК от 23.11.2016 года «Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории РК и о внесении изменений в некоторые законы РК», п.8.1 дорожной карты №.
На вышеуказанное обращение, СНТ «Каменское» был получен ответ Администрации г. Алушты от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которого, заявление и проект межевания территории СНТ «Каменское» рассмотрены Администрацией на предмет соответствия ч.19 ст.45 ГрК РФ.
Из содержания указанного ответа следует, что в связи с выявленными нарушениями, Администрация г. Алушты отклоняет проект от утверждения как несоответствующий законодательству и направляет его на доработку.
Основания отклонения проекта и направления его на доработку согласно указанного ответа фактически сводятся не соответствие требованиям законодательства формата и состава предоставленной для утверждения документации, и не предоставление материалов в электронном виде.
Так согласно ч.10 ст.45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в ч.1 ст.11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Между тем, из анализа вышеуказанной нормы права не следует, что в ней содержатся прямые указания на обязанность заявителя предоставить материалы проекта межевания в электронном виде на стадии подачи указанного заявления об утверждении проекта.
Кроме того, согласно ч.3 ст.43 ГрК РФ проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.
Из содержания вышеуказанного оспариваемого ответа не усматривается, в чем конкретно выразились недостатки поданного заявителем проекта межевания территории в это части.
Ссылка в оспариваемом ответе на отсутствие уведомления в Администрацию г. Алушты о принятии решения о подготовке проекта межевания территории в соответствии с ч.7 ст.45 ГрК РФ является необоснованной, поскольку в данном случае она не применима, поскольку как указывалось выше СНТ «Каменское» земельный участок для ведения садоводства в установленном порядке не предоставлялся, следовательно, ч.7 ст.45 ГрК РФ к СНТ в данном случае не применима.
Утверждение административного истца о незаконности ответа в части отсутствия в техническом задании требований к инженерным сетям со ссылкой на п.6 Постановления Правительства РФ №402 от 31.03.2017 года и ч.1.1 ст.45 ГрК РФ также является обоснованной, поскольку как указывалось выше у СНТ отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок.
Ссылка административного ответчика в оспариваемом ответе на то обстоятельство, что геодезическая подоснова проекта межевания территории выполнена в 2014 года и не актуализирована ч.8 ст.43 ГрК РФ является необоснованной, поскольку как следует из материалов дела, СНТ «Каменское» в конце 2014 года была произведена Топографическая съемка земельного участка кооператива. Разработка проекта межевания территории была начата летом 2019 года. В мае 2019 года было принято решение на общем собрании членов кооператива об актуализации геодезической съемки в связи с изменениями за период с 2014 года, следовательно работы по актуализации выполнены.
Ссылка административного ответчика в оспариваемом ответе на поступление обращения граждан – членом СНТ «Каменское» о несоответствии границ земельных участков в материалах проекта межевания фактической ситуации также является необоснованно ввиду следующего.
СНТ Каменское» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 29.07.2017 №217-ФЗ.
Как следует из материалов дела, 19.05.2019 года было проведено общее собрание ТСН «Каменское», на котором было принято решение приступить к разработке проекта межевания территории, согласно приказа МИЗО, а также утверждено местоположение границ, конфигурацию, площадь земельного участка по факту пользования землепользователем (Протокол №1).
14.09.2019 года было проведено общее собрание СНТ «Каменское» на котором было принято решение (Протокол №2) об одобрении проекта межевания территории.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что к компетенции Администрации не относится обязывать изменять конфигурацию и площадь образуемого земельного участка, находящегося на территории закрепленного за юридическим лицом на землях за границами населенного пункта. Проведение указанных действий относится исключительно к компетенции общего собрания членов товарищества.
Согласно Закона Республики Крым от 31.07.2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории РК», особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан устанавливаются Законом Республики Крым.
Согласно ст.20 Закона Республики Крым от 15.01.2015 №66-ЗРК/2015 члены объединений граждан, созданных до 18 марта 2014 года и перерегистрированных в соответствии с законодательством РФ в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести бесплатно в собственность земельный участок в ранее определенных границах или размерах.
При таких обстоятельствах, ссылка административного ответчика на то обстоятельство, что минимальный размер земельного участков не соответствует правилам землепользования и застройки муниципального образования является необоснованной, поскольку земельные участки, имеющие площадь менее 300 кв.м. подлежат оформлению и передаче в собственность согласно Законом Республики Крым.
Ссылка административного ответчика на отсутствие линий на чертежах проекта межевания линий отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений сооружений, границ публичных сервитутов также является необоснованной, поскольку опровергается материалами дела.
Учитывая вышеперечисленные обстоятельства и нормы права, суд считает ответ Администрации г. Алушты от ДД.ММ.ГГГГ№ следует признать незаконным.
Также судом установлено, что по результатам личного прима Главы Администрации г. Алушты, состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ, а также прилагаемого обращения председателя правления СНТ «Каменское» от ДД.ММ.ГГГГ, касающегося содействия в возврате экземпляра проекта межевания СНТ «Каменское», Администрацией г. Алушты был подготовлен письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Признавая незаконными остальные письма-сообщения Администрации г.Алушты, а именно: от ДД.ММ.ГГГГ №№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ №№, №; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№ суд исходит из того, что из их содержания следует, что в них фактически дублируются информация, ранее изложенная в письмах-ответах Администрации г. Алушты от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ на имя СНТ «Каменское», и которые как указывалось выше признаны судом незаконными.
При таких обстоятельствах, ответы Администрации г. Алушты от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ №№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ №№, №; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№ следует признать незаконными, и удовлетворить исковые требования в данном части.
Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1).
Пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст.39.2 названного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации). Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4).
При этом в силу п.3 ст.10 ФЗ «О введение в действие Земельного Кодекса РФ», ч.2 ст.11 ЗК РФ, полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, либо земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления. В том числе к исключительной компетенции органа местного самоуправления относится решение об утверждении схемы расположения земельного участка (ч.13 ст.11.10 ЗК РФ).
Принимая решение в части возложении на Администрацию г. Алушты обязанности утвердить документацию по планировке территории, и удовлетворяя частично исковые требования в этой части, суд исходит из того, что судебные органы не вправе подменять собой решения органа местного самоуправления относительно земельных участков, находящихся в их собственности.
Между тем, суд считает, что поскольку судом выявлены нарушения прав истца, при подготовке администрацией г. Алушты ответов, которые в свою очередь послужили основанием для отказа в утверждении документации по планировке территории, суд считает, что в данном случае на администрацию необходимо возложить обязанность повторно рассмотреть заявление СНТ «Каменское» с учетом признания судом оспариваемых ответов незаконными.
При таких обстоятельствах, на Администрацию г. Алушты следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление СНТ «Каменское» об утверждении документации по планировке территории с учетом установленных по делу обстоятельств, а именно признания незаконными ответов Администрации г. Алушты от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ №№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ №№, №; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№, и принять решение в соответствии с действующим законодательством в установленный законом срок.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части признания общего собрания членов СНТ «Каменское», состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ общественным обсуждением или публичным слушанием, суд исходит из того, что данное требование противоречит нормам действующего законодательства, и основано на неверном толковании административным истцом норм права, регулирующих спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах, исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175-180 РФ, -
РЕШИЛ:
Административные исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконными следующие ответы Администрации города Алушты; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ №№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ №№, №№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№.
Обязать Администрацию города Алушты Республики Крым повторно рассмотреть заявление Садоводческого некоммерческого товарищества «Каменское» заявление об утверждении документации по планировке территории в составе: Проекта межевания территории СНТ «Каменское», расположенного по адресу: РК, городской округ Алушта, в районе ул.Судакской, общей площадью <данные изъяты> кв.м., из которых: ЗУ 1 площадью <данные изъяты> кв.м., ЗУ 2 площадью <данные изъяты> кв.м., ЗУ 3 площадью <данные изъяты> кв.м., находящихся в государственной собственности Республики Крым, с учетом признания судом незаконными ответов Администрации города Алушты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ №№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ №№, №№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№, и принять решение в соответствии с действующим законодательством в установленный законом срок.
В удовлетворении исковых требования в части возложения обязанности на Администрацию города Алушты утвердить документацию по планировке территории отказать.
В удовлетворении исковых требований в части признания общего собрания членов СНТ «Каменское», состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ общественным обсуждением или публичным слушанием – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд Республики Крым в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Алуштинского
городского суда С.С. Ващенко