ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1539/20 от 11.08.2020 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело -----а-1539/20 21RS0023-01-2020-000418-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 августа 2020 года г.Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары под председательством судьи Порфирьевой А.В. при секретаре Герасимовой М.В., с участием административного истца Столярова Е.И., представителей административного ответчика Прокопьевой Л.В., Артемьева В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Столярова Е.И. к администрации Главы Чувашской Республики о признании незаконным решения конкурсной комиссии Управления государственной гражданской службы, кадровой политики и государственных наград в части признания его не соответствующим требованиям, предъявляемым к кандидатам на замещение вакантной должности заместителя министра культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, возложении обязанности включить в кадровый резерв государственных органов категории «руководители» высшей группы должностей государственной гражданской службы Чувашской Республики,

установил:

Столяров Е.И. обратился в суд с иском к администрации ФИО6 Республики и, с учетом уточнения исковых требований, просит признать решение конкурсной комиссии Управления государственной гражданской службы, кадровой политики и государственных наград от дата. ----- в части признания его не соответствующим требованиям, предъявляемым к кандидатам на замещение вакантной должности ------ и на включение в кадровый резерв государственных органов, не соответствующим п. 26 Единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 г. № 397, п.19 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента РФ от 01,02.05г. №112, и п.п. 4.11, 4.12 Методики проведения конкурсов на замещения вакантных должностей государственной гражданской службы Чувашской Республики, относящихся к категории «Руководители» высшей группы должностей государственной гражданской службы Чувашской Республики, утвержденной Указом Главы Чувашской республики от 30.11,13г. №122; обязать конкурсную комиссию Управления государственной гражданской службы, кадровой политики и государственных наград включить его в кадровый резерв государственных органов категории руководители высшей группы должностей государственной гражданской службы Чувашской Республики.

В обоснование требований указал, что в дата. он участвовал в конкурсе на замещение вакантной должности ------, однако решением конкурсной комиссии № 5 от дата. был признан не соответствующим требованиям на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Чувашской Республики и на включение в кадровый резерв государственных органов. Данное решение административный истец считает незаконным, поскольку, полагает, что всем требованиям, предъявляемым законодательством к кандидатам, он соответствует, конкурсное тестирование прошел успешно, а результаты собеседования должным образом оформлены не были. На все поставленные членами комиссии вопросы он ответил, а мнение членов комиссии является субъективным. Протокол заседания конкурсной комиссии не представлен, голосование членами комиссии не проводилось, рейтинг кандидатов не составлялся, аудиозапись собеседования не представлена, также как и перечень вопросов для кандидатов при собеседовании.

В судебном заседании Столяров Е.И. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.

Представители административного ответчика Прокопьева Л.В. и Артемьев В.Г. просили отказать в удовлетворении административного искового заявления за отсутствием правовых оснований.

Заинтересованные лица ФИО20, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18 в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенные о его времени и месте.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 64 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" для замещения вакантных должностей гражданской службы из числа гражданских служащих (граждан) формируются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв субъекта Российской Федерации, кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации.

Включение граждан в кадровый резерв государственного органа производится по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа.

Конкурс на включение в кадровый резерв государственного органа проводится конкурсной комиссией государственного органа.

Включение гражданского служащего (гражданина) в федеральный кадровый резерв оформляется правовым актом федерального государственного органа по управлению государственной службой, в кадровый резерв субъекта Российской Федерации - правовым актом государственного органа по управлению государственной службой субъекта Российской Федерации, а в кадровый резерв государственного органа - правовым актом государственного органа.

Положение о кадровом резерве на федеральной гражданской службе, устанавливающее порядок формирования федерального кадрового резерва и кадрового резерва федерального государственного органа и работы с ними, утверждается нормативным правовым актом Президента Российской Федерации.

Положение о кадровом резерве на гражданской службе субъекта Российской Федерации, устанавливающее порядок формирования кадрового резерва субъекта Российской Федерации и кадрового резерва государственного органа субъекта Российской Федерации и работы с ними, утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

ФИО1 Президента РФ от 01.02.2005 N 112 утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

Указом Главы ЧР от 30.11.2013 N 122 утверждены Положение о конкурсной комиссии по вопросам проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Чувашской Республики, относящихся к категории "руководители" высшей группы должностей государственной гражданской службы Чувашской Республики, назначение на которые осуществляется решениями Главы Чувашской Республики и Кабинета Министров Чувашской Республики, и включение в кадровый резерв государственного органа Чувашской Республики (далее – Положение) и Методика проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Чувашской Республики, относящихся к категории "руководители" высшей группы должностей государственной гражданской службы Чувашской Республики, назначение на которые осуществляется решениями Главы Чувашской Республики и Кабинета Министров Чувашской Республики, и включение в кадровый резерв государственного органа Чувашской Республики" (далее – Методика).

В соответствии с п.4 Положения Распоряжением Главы Чувашской Республики № 250-РГ от 17.10.2013г. утвержден состав конкурсной комиссии по вопросам проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Чувашской Республики, относящихся к категории «руководители» высшей группы должностей государственной гражданской службы Чувашской Республики, назначение на которые осуществляется решениями Главы Чувашской Республики и Кабинета Министров Чувашской Республики (далее – конкурсная комиссия).

Заседание конкурсной комиссии, согласно п.7 Положения, считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов. Проведение заседания конкурсной комиссии с участием только ее членов, замещающих государственные должности Чувашской Республики и должности гражданской службы, не допускается.

Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимаются в отсутствие кандидата открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании.

Конкурсная комиссия вправе также принять решение, имеющее рекомендательный характер, о включении в кадровый резерв государственного органа Чувашской Республики кандидата, который не стал победителем конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, но профессиональные и личностные качества которого получили высокую оценку.

При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.

Согласно п.1.2 Методики, конкурсы проводятся в целях оценки профессионального уровня граждан Российской Федерации (государственных гражданских служащих Чувашской Республики), допущенных к участию в конкурсах (далее - кандидат), а также их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения соответствующих должностей гражданской службы (далее соответственно - квалификационные требования, оценка кандидатов).

Для оценки профессионального уровня кандидатов, их соответствия квалификационным требованиям в ходе конкурсных процедур используются такие обязательные методы оценки, как индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы (группе должностей гражданской службы, по которой формируется кадровый резерв) (далее - тестирование), а также могут дополнительно использоваться иные не противоречащие федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методы оценки, включая анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата и иных письменных работ (п.2.3 Методики).

Оценка соответствия кандидатов квалификационным требованиям осуществляется исходя из категорий и групп вакантных должностей гражданской службы (группы должностей гражданской службы, по которой формируется кадровый резерв) в соответствии с методами оценки согласно приложению N 1 к единой методике проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 г. N 397 (далее - Единая методика), и описанием методов оценки согласно приложению N 2 к Единой методике (п.2.4 Методики).

Методы оценки должны позволить оценить профессиональный уровень кандидатов в зависимости от областей и видов профессиональной служебной деятельности, а также такие профессиональные и личностные качества, как стратегическое мышление, командное взаимодействие, персональная эффективность, гибкость и готовность к изменениям, лидерство и принятие управленческих решений (п.2.5 Методики).

Конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы объявляется по решению Руководителя Администрации Главы Чувашской Республики при наличии вакантной (не замещенной гражданским служащим) должности гражданской службы, замещение которой в соответствии со статьей 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" производится на конкурсной основе (п.3.1 Методики).

Конкурс на включение в кадровый резерв государственного органа Чувашской Республики (далее - конкурс на включение в кадровый резерв) объявляется по решению Руководителя Администрации Главы Чувашской Республики в целях своевременного замещения вакантных должностей гражданской службы (п.3.2 Методики).

В соответствии с раздело 4 Методики, в ходе конкурсных процедур проводится тестирование кандидатов, при котором используется перечень из 40 - 60 вопросов, подготовленный Управлением кадров совместно с государственным органом Чувашской Республики, на замещение вакантной должности гражданской службы в котором проводится конкурс и (или) в котором реализуется область профессиональной служебной деятельности по группе должностей гражданской службы, по которой проводится конкурс на включение в кадровый резерв.

Оценка теста проводится по балльной системе:

Результаты тестирования оформляются в виде краткой справки.

Индивидуальное собеседование проводится после выполнения и оценки других конкурсных заданий.

В рамках индивидуального собеседования задаются вопросы, направленные на оценку профессионального уровня кандидата.

Оценка индивидуального собеседования проводится по балльной системе:

3 балла - кандидат последовательно, в полном объеме раскрыл содержание тем вопросов, правильно использовал понятия и термины;

2 балла - кандидат последовательно, в полном объеме, глубоко и качественно раскрыл содержание тем вопросов, правильно использовал понятия и термины, но допустил неточности и незначительные ошибки;

1 балл - кандидат последовательно, но не в полном объеме раскрыл содержание тем вопросов, не всегда правильно использовал понятия и термины, допустил неточности и ошибки;

0 баллов - кандидат не раскрыл содержание тем вопросов, при ответе неправильно использовал основные понятия и термины, допустил значительные неточности и ошибки.

Принятие решения конкурсной комиссией об определении победителя конкурса без проведения индивидуального собеседования конкурсной комиссии с кандидатом не допускается.

Конкурсная комиссия оценивает кандидата в его отсутствие.

Устанавливаются максимальный балл за выполнение каждого конкурсного задания, процент максимального балла, позволяющий считать конкурсное задание выполненным.

Кандидаты, не набравшие при выполнении конкурсного задания процент максимального балла, позволяющий считать конкурсное задание выполненным, к дальнейшему участию в конкурсе не допускаются.

По окончании индивидуального собеседования с кандидатом каждый член конкурсной комиссии заносит в конкурсный бюллетень, составляемый по форме согласно приложению N 3 к Единой методике, результат оценки кандидата при необходимости с краткой мотивировкой, обосновывающей принятое членом конкурсной комиссии решение.

Итоговый балл кандидата определяется как сумма среднего арифметического баллов, выставленных кандидату членами конкурсной комиссии по результатам индивидуального собеседования, других конкурсных заданий, и баллов, набранных кандидатом по итогам тестирования и выполнения иных аналогичных конкурсных заданий.

Итоговый балл округляется до десятых долей.

По результатам сопоставления итоговых баллов кандидатов секретарь конкурсной комиссии формирует рейтинг кандидатов в порядке убывания итоговых баллов.

Голосование членов конкурсной комиссии с целью определения победителя конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы (кандидата (кандидатов) для включения в кадровый резерв) проводится персонально по каждому кандидату.

Результаты голосования конкурсной комиссии оформляются решением конкурсной комиссии по итогам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы по форме согласно приложению N 4 к Единой методике или протоколом заседания конкурсной комиссии по результатам конкурса на включение в кадровый резерв по форме согласно приложению N 5 к Единой методике.

Конкурсная комиссия вправе принять решение, имеющее рекомендательный характер, о включении в кадровый резерв государственного органа Чувашской Республики кандидата, который не стал победителем конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, но профессиональные и личностные качества которого получили высокую оценку, если итоговый балл кандидата составляет не менее 50 процентов максимального балла.

Как следует из дела, Распоряжением Администрации Главы Чувашской Республики от дата----- объявлен конкурс на замещение вакантной должности ------

датаг. участие в 1 этапе (тестировании) приняло 3 кандидата, в том числе Столяров Е.И.. О результатах тестирования участников конкурса дата. была оформлена Справка, согласно которой процент правильных ответов кандидата Столярова Е.И. составил 76%. Балл за выполнение конкурсного задания -1.

Данное конкурсное задание признано выполненным Столяровым Е.И., он был допущен ко второму обязательному методу оценки кандидатов - индивидуальному собеседованию.

В целях оценки профессионального уровня кандидатов конкурсной комиссией датаг. кандидатами, в том числе с истцом, было проведено индивидуальное собеседование.

По результатам индивидуального собеседования сумма среднего арифметического баллов, выставленных ФИО5 членами конкурсной комиссии, составила 0,3 (один член комиссии выставил 2 балла, один член комиссии - 1 балл, семь членов комиссии - по 0 баллов). Процент баллов, набранных ФИО5 за индивидуальное собеседование, составил 10%, что, с учетом положения п.4.8 Методики, является основанием для недопуска данного кандидата к дальнейшему участию в конкурсе.

датаг. конкурсной комиссией вынесено решение -----, согласно которому в связи с отсутствием кандидатов, набравших процент максимального балла, позволяющих считать конкурсные задания выполненными, рейтинг кандидатов не составлялся и голосование победителя конкурса на замещение вакантной должности не проводилось. Комиссией кандидаты на замещение вакантной должности не выявлены.

Указанное решение оформлено в соответствии с приложением ----- к единой методике проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от дата-----.

Выписка из решения конкурсной комиссии от датаг. направлена ФИО5 письмом от датаг. ----- на основании его письменного обращения.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемое истцом решение конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность заместителя ------ является законным, нарушений при его принятии в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено, конкурсная комиссия проведена с соблюдением норм действующего законодательства, нарушение прав истца в данном случае не установлено.

Вопреки доводам истца решение полностью соответствует требованиям, предъявляемым постановлением Правительства Российской Федерации от датаг. -----, Положению о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденному ФИО1 Президента РФ от дата N 112, а также Методике, утвержденной ФИО1 ЧР от дата N 122.

На основании представленных в материалы дела документов подтверждается объективный результат совместной оценки членов комиссии профессиональных и личностных качеств участников конкурса, данной на основе всей совокупности сведений об участниках, полученных в ходе изучения представленных всеми участниками конкурса документов в равной мере, а также заслушивания их ответов при индивидуальном собеседовании. Порядок формирования конкурсной комиссии не нарушен, кворум для вынесения решения конкурсной комиссией имелся.

Доводы истца о том, что в решении конкурсной комиссии просматривается предвзятость, суд находит несостоятельными, поскольку не представлено доказательств, свидетельствующих о субъективности состава комиссии. Также суд не усматривает каких-либо нарушений установленного законом порядка проведения конкурса, которое могло бы поставить под сомнение результаты голосования членов комиссии.

То обстоятельство, что конкурсная комиссия приняла иное решение, отличное от желаемого результата для административного истца, не свидетельствует о нарушении конкурсной комиссией норм действующего законодательства, не свидетельствует о существенном нарушении порядка принятия решения.

Административный истец реализовал свое право на участие в конкурсе по отбору кандидатур на должность заместителя ------ ему были созданы необходимые условия для эффективной реализации его конституционных прав.

Поскольку нарушений в порядке принятия решения конкурсной комиссией допущено не было, суд считает, что нет оснований полагать о нарушении прав административного истца принятым решением.

Отсутствие аудиопротоколирования заседания конкурсной комиссии не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения, поскольку ведение аудиозаписи при проведении индивидуального собеседования, согласно п.4.6.3 Методики, является правом, а не обязанностью руководителя администрации. Соответствующего решения руководителя ФИО4 не представлено и, согласно пояснениям стороны административного ответчика, не выносилось.

При таком положении правовых основании для признании оспариваемого решения незаконным, не соответствующим положениям действующего законодательства, нет.

Не имеется у суда оснований и для возложения обязанности на конкурсную комиссию по включению Столярова Е.И. в кадровый резерв государственных органов категории «руководители» высшей группы должностей государственной гражданской службы Чувашской Республики, поскольку включение в соответствующий резерв кандидата не входит в компетенцию суда. Более того, как указано выше, решение, имеющее рекомендательный характер, о включении в кадровый резерв государственного органа Чувашской Республики кандидата, который не стал победителем конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, но профессиональные и личностные качества которого получили высокую оценку, если итоговый балл кандидата составляет не менее 50 процентов максимального балла, тогда как Столяров Е.И., согласно результатам конкурса, не набрал количество процентов максимального балла, необходимое для включения его в резерв на соответствующие должности.

Учитывая изложенное, требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Столярова ФИО21 к администрации Главы Чувашской Республики о признании незаконным решения конкурсной комиссии Управления государственной гражданской службы, кадровой политики и государственных наград от дата. ----- в части признания его не соответствующим требованиям, предъявляемым к кандидатам на замещение вакантной должности ------, возложении обязанности включить в кадровый резерв государственных органов категории «руководители» высшей группы должностей государственной гражданской службы Чувашской Республики.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен, в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.

Мотивированное решение изготовлено 14.08.2020г.

Председательствующий судья А.В.Порфирьева