К делу № 2а-1539/2017 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кропоткин 28 августа 2017 года
Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе: председательствующего - судьи Сотникова И.А.,
при ведении протокола секретарем Турищевой А.И.,
с участием административного истца Крюковой Н.А.,
представителя административного ответчика - администрации Кропоткинского городского поселения Токаревой Е.Т., действующего на основании доверенности № 200-34/17-01 от 09.01.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Крюковой Нины Анатольевны к администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района, о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
В Кропоткинский городской суд с административным иском к администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района обратилась Крюкова Н.А. о признании отказа в выдаче разрешения на строительство локального очистного сооружения (герметичного септика) по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований указала, что ей на праве собственности принадлежит 1/2 доли домовладения и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. В связи с плотностью застройки для строительства локального очистного сооружения в целях повышения благоустройства своего домовладения, ей администрацией Кропоткинского городского поселения был предоставлен в аренду земельный участок площадью 100 кв.м. по адресу: <адрес>. После подготовки проектной документации она обратилась к администрации с заявлением о выдаче ей разрешения на строительство, но постановлением главы администрации № 1059 от 05.09.2016 ей было отказано в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. После доработки документации она вновь обратилась в администрацию Кропоткинского городского поселения и постановлением № 1562 от 23.12.2016 ей повторно было отказано в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Причиной отказа, по мнению истца, послужило планируемое размещение септика на расстоянии менее 0,8 м. от границы с её земельным участком. Административный истец считает отказ необоснованным, так как земельный участок соответствует назначению - для строительства септика, устройство будет герметичным, согласие соседа на размещение вблизи его гаража имеется. В связи с длительным изготовлением проектной документации, она просит восстановить пропущенный по уважительной причине срок для обжалования спорных постановлений.
В судебном заседании Крюкова Н.А. поддержала заявленные требования по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административного ответчика возражал против удовлетворения иска, считая действия администрации Кропоткинского городского поселения при издании оспариваемых постановлений законными и обоснованными.
Третье лицо Морозова Н.А. заявила о согласии с заявленными требованиями и рассмотрении дела без её участия.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела Крюкова Н.А. и Морозова Н.А. являются собственниками, каждая по 1/2 доли, земельного участка площадью 717 кв.м., предназначенного для индивидуального жилищного строительства, и жилого дома площадью 111,9 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, о чем свидетельствует государственная регистрация прав собственности от 26.10.2010, от 27.05.2014, от 27.08.2014.
Согласно постановлению № 653 от 19.03.2015 главы муниципального образования Кавказский район в связи с предварительным согласованием Крюковой Н.А. места размещения объекта: Локальное очистное сооружение, на земельном участке по адресу: <адрес> и на основании её заявления, указанный земельный участок предоставлен ей в аренду на 5-летний срок для строительства локального очистного сооружения.
Согласно договору от 20.03.2015 администрацией МО Кавказский район Крюковой Н.А. предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером № площадью 100 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> для строительства локального очистного сооружения. Одной из обязанностей арендатора договором (п.4.2.9.) предусмотрено осуществление строительства и работ, необходимых для ввода локального очистного сооружения в эксплуатацию и регистрация права собственности на него в срок до 19.03.2020 года.
Согласно сведениям кадастрового учета, отраженным в кадастровом паспорте, земельный участок площадью 100 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый № относится к землям населенных пунктов. Вид его разрешенного использования - для строительства локального очистного сооружения.
Проектной документацией ООО «Инвестпроект» по заказу Крюковой Н.А. предусмотрены схема планировочной организации земельного участка, конструктивные и объемно-планировочные решения с местом размещения герметичного септика на минимальном расстоянии 5 м. от капитального гаража.
Нотариально заверенным письменным согласием от 05.04.2017 ФИО1, являющийся собственником гаража, расположенного по адресу: <адрес>, согласился со строительством Крюковой Н.А. герметичного септика по адресу: <адрес> на расстоянии трех метров от принадлежащего ему гаража.
Постановлением № 1059 от 05.09.2016 администрации Кропоткинского городского поселения отказано в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства локального очистного сооружения местной канализации по адресу: <адрес> в связи с размещением септика на расстоянии менее 5 метров.
Как следует из постановления администрации Кропоткинского городского поселения № 1562 от 23.12.2016 в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства локального очистного сооружения местной канализации по адресу: <адрес> отказано в связи с заключением комиссии по результатам публичных слушаний от 20.12.2016 и поданными возражениями правообладателя смежного земельного участка по адресу: <адрес>, ул. <адрес> гр-на ФИО2
Частью 1 статьи 15 Конституции РФ провозглашено, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции РФ). Конституционный Суд РФ неоднократно разъяснял, что в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1, Конституции РФ), каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для его осуществления (статья 40, части 1 и 2, Конституции РФ). Соответственно, правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда - исходя из конституционных целей социальной политики РФ, обусловленных признанием высшей ценностью человека, его прав и свобод, которыми определяются смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции РФ), - должно осуществляться таким образом, чтобы гарантировать гражданам соблюдение конституционного права граждан на жилище. На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 40 Градостроительного кодекса РФ, правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых, неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации. Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.
В соответствии со ст. 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Исходя из вышеперечисленных обстоятельств право административного истца Крюковой Н.А. на строительство локального очистного сооружения на арендуемом ею земельном участке кадастровый №, расположенном по адресу: <адрес> подтверждается постановлением администрации МО Кавказский район № 653 от 19.03.2015, договором аренды № 0900003108 от 20.03.2015.
Размещение локального очистного сооружения в пределах существующих границ данного земельного участка предусмотрено проектной документацией.
Со стороны собственника соседнего гаража ФИО1 согласие на размещение септика на расстоянии не менее трех метров от его гаража имеется.
Суд считает, что само по себе немотивированное возражение других лиц против строительства Крюковой Н.А. герметично изолированного локального очистного сооружения, на предназначенном для этой цели земельном участке, не может служить основанием для отказа в отклонении от предельных параметров строительства. При этом администрацией Кропоткинского городского поселения не предоставлено доказательств того, используемый Крюковой Н.А., земельный участок с существующим видом разрешенного использования: «для строительства локального очистного сооружения» - представляет опасность для жизни или здоровья истца, иных лиц, а равно для окружающей среды. Истцом были предприняты все зависящие от него меры к соблюдению предусмотренных законом административных процедур, каким-то иным образом, без признания незаконным отказа ответчика в выдаче разрешения, истец лишен возможности реализовать свои права землепользователя.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обжалуемый отказ администрации Кропоткинского городского поселения от разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства локального очистного сооружения местной канализации безосновательно препятствует Крюковой Н.А. в использовании арендуемого земельного участка по его прямому назначению, реализации своих прав собственника жилого дома на коммунальные удобства и благоприятную среду обитания.
С учетом заказа и длительного изготовления проектной документации на строящийся объект, в целях обеспечения прав административного истца на доступность к правосудию и соблюдения его прав и свобод, суд, на основании ст. 95 КАС РФ считает необходимым восстановить пропущенный Крюковой Н.А. по уважительной причине процессуальный срок обращения с административным исковым заявлением.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Крюковой Нины Анатольевны к администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района, о признании незаконными отказов в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства локального очистного сооружения местной канализации по адресу: <адрес>, оформленных постановлениями № 1059 от 05.09.2016 и № 1562 от 23.12.2016, удовлетворить.
Признать незаконными постановления администрации Кропоткинского городского поселения № 1059 от 05.09.2016 и № 1562 от 23.12.2016 об отказе Крюковой Н.А. в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства локального очистного сооружения местной канализации по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию Кропоткинского городского поселения в течение 10-ти дней с даты вступления в законную силу настоящего решения выдать Крюковой Нине Анатольевне разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства локального очистного сооружения местной канализации по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Кропоткинский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 04 сентября 2017 года
Председательствующий: