ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1539/2018 от 18.07.2018 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-1539/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июля 2018 года г.Серпухов Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Цыцаркиной С.И.,

с участием:

административного истца ФИО1, его представителя по ордеру адвоката Губина А.В.,

представителя административного ответчика ГУ МВД России по Московской области по доверенности ФИО2,

при секретаре судебного заседания Васильковой Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области, ГУ МВД России по Московской области о признании незаконным и отмене решения о признании не состоящим в гражданстве Российской Федерации, об обязании совершить действие,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился в Серпуховский городской суд Московской области с административным исковым заявлением в ГУ МВД России по Московской области, Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области и с учетом уточнения требований, просил признать незаконным и отменить заключение от 13.02.2015г. проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства РФ у гражданина РФ ФИО1, вынесенное старшим инспектором отдела по вопросам гражданства УФМС России по Московской области капитаном внутренней службы К., утвержденное начальником УФМС России по Московской области полковником внутренней службы О., о признании ФИО1 не состоящим в гражданстве РФ, признании паспортов РФ: <номер> от 28.05.2010 года ОУФМС России по Пермскому краю в Пермском районе; <номер> от 16.05.2003 года Октябрьским РУВД города Екатеринбурга, выданного на имя ФИО1, <дата> рождения, уроженца <адрес>, необоснованно выданными, признании недействительным паспорта гражданина РФ удостоверяющим личность гражданина РФ за пределами РФ серия <номер>, выданного 21.03.2014 г. (сроком действия до 21.03.2024г.), обязать ГУ МВД России по Московской области совершить действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца ФИО1, а именно восстановить в гражданстве РФ с внесением соответствующих изменений в информационные учеты УВМ ГУ МВД России по Московской области.

Требования административного иска мотивированы тем, что в октябре 2014г. сыновья административного истца - Ш., <дата> рождения, Н., <дата><дата> рождения, находясь на территории Республики Таджикистан, обратились в Посольство РФ в Республике Таджикистан с целью получения гражданства РФ. Спустя некоторое время им было отказано в приобретении гражданства РФ. Административному истцу стало известно, что его паспорт РФ, выданный в установленном законом порядке, был признан необоснованно выданным, а сам он признан не состоящим в гражданстве РФ.

Указанное заключение в адрес административного истца направлено не было, он с ним не ознакомлен, был лишен возможности обжаловать его в установленном законом порядке. Обратившись за получением указанного решения и заключения в ОВМ МУ МВД России «Серпуховское» ему было устно отказано в его получении, предложено подать заявление на получение квоты, на основании которой впоследствии он может получить разрешение на временное проживание на территории РФ, то есть повторно получить гражданство РФ.

С выводами, изложенными в заключении, ФИО1 категорически не согласен, считает его незаконным и необоснованным.

Указывает, что он родился <дата> в Таджикской ССР (СССР).

27.06.1981 г. им был получен паспорт СССР, серия IV-ЕЖ <номер>, выданный ОВД Фрунзенского района г.Душанбе Таджикской ССР.

С 1984г. по 1986 г. он проходил срочную службу в СССР, дал присягу Советскому Союзу.

24.11.1993 г. поступил на службу в Вооруженные Силы РФ. Каких-либо попыток для неполучения гражданства РФ не предпринимал, в гражданство Республики Таджикистан не вступал, паспорт гражданина Республики Таджикистан не получал.

06.02.2003 г. ФИО1 по его заявлению в Посольстве РФ в Республике Таджикистан был выдан служебный паспорт на законных основаниях при наличии паспорта СССР образца 1974 года, а впоследствии получен новый в связи с истечением срока действия, где в графе гражданство указано, что он является гражданином РФ.

16.05.2003 г. Октябрьским РУВД города Екатеринбурга ему был выдан паспорт гражданина РФ <номер>, к/п 662-003 на основании паспорта СССР образца 1974 года и служебного паспорта РФ.

29.05.2010 г. Отделением УФМС России по Пермскому краю в Пермском районе ФИО1 был заменен паспорт РФ на новый в связи с достижением возраста 45 лет, серия <номер>, к/п 590-042.

При этом, проводились проверки, каких-либо замечаний не было.

На основании договора социального найма, заключенного между ФИО1 и Министерством Обороны РФ, ему была предоставлена в пользовании квартира, в которой он зарегистрирован и проживает.

Решением Серпуховского городского суда от 09.08.2013 г. за ним признано право собственности на указанную квартиру по праву приватизации, при этом указывает, что приватизация распространяется только на граждан РФ согласно Закона РФ о приватизации жилищного фонда в РФ.

В настоящее время он является военным пенсионером, общая выслуга лет 51 год, также является ветераном боевых действий, имеет детей, работает.

Ранее паспорта были выданы на законных основаниях и не изъяты в установленном законом порядке, никаких уведомлений о сдаче паспорта ФИО1 не направлялось. Каких-либо ложных сведений в компетентные организации для получения паспортов он не предоставлял. Указывает, что органы ФМС не считают, что служебный паспорт РФ, выданный 06.02.2003 году с указанием, что ФИО1 является гражданином РФ, паспорт СССР образца 1974 года являются незаконно выданными, не оспаривают решение, на основании которых данные паспорта были выданы. Основанием является только то, что на момент 06.02.1992 г. он не проживал на территории РФ и в компетентные органы за приобретением гражданства РФ не обращался. Органы ФМС России, делая вывод о том, что паспорта РФ выданы в нарушении установленного порядка не ссылаются на нормы права.

Считает проведенную проверку неполной, поскольку в материалах проверки имеется только его объяснение и копия послужного списка, при этом не были запрошены сведения из ОУФМС России по Пермскому краю, ОУФМС России по г.Екатеринбургу, МИД России, Посольства Республики Таджикистан в РФ (л.д. 114-117).

Административный истец ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал, пояснил, что в феврале 2015г. к нему домой приезжала инспектор ФИО3, которой он давал объяснения, т.к. его сыновья хотели оформить гражданство РФ. В дальнейшем он не получал каких-либо решений или уведомлений, но когда его сыновьям было отказано в оформлении гражданства РФ, он обратился с заявлением к Президенту РФ по вопросу того, почему его лишают гражданства РФ, ответ на обращение он не получал, в том числе из ФМС и прокуратуры. Также указал, что он постоянно проживал в Республике Таджикистан, в 1993г. войсковой частью с ним был заключен контракт, а по его истечении был заключен новый контракт. Перед получением служебного паспорта проводилась проверка. Между РФ и Республикой Таджикистан допускается двойное гражданство, им в 2000г. впервые был получен паспорт Республики Таджикистан. В марте 2018г. он обратился в банк за оформлением зарплатной карты, где ему сообщили, о том, что его паспорт недействителен, о чем ранее его не уведомляли.

Представитель административного истца ФИО1 – по ордеру адвокат Губин А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, указанным в уточненном административном исковом заявлении, пояснив, что если бы ФИО1 по состоянию на 1993г. не являлся гражданином РФ, с ним бы не был заключен контракт войсковой частью.

Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Московской области – по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против заявленных требований, представила письменные возражения, в которых указывает, что требования ФИО1 считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Также в письменных возражениях указано, что в соответствии с частью 4 статьи 11 Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее Федеральный закон) граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдений условий, предусмотренных пунктом «а» части 1 настоящей статьи, и без представления вида на жительство.

Согласно пункта 22.2 части II. 1 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 года (далее Положение) в целях урегулирования своего правового статуса лица, указанные в части 1 статьи 41.1 Федерального закона №62-ФЗ, вправе подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации, а лица, указанные в части 3 настоящей статьи (лица, проживающие на территории Российской Федерации, имевшие гражданство бывшего СССР, получившие паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года и не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства или действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве, а также их несовершеннолетние дети) - заявление о признании гражданином Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

В соответствии с частью 1 статьи 13 указанного Закона гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона (дата вступления в законную силу 06.02.1992 г.) если в течении одного года после этого дня не заявят о своем желание состоять в гражданстве Российской Федерации.

Как следует из объяснений ФИО1, данных им инспектору ФМС, до 1993 года, в том числе и на 06.02.1992 года, постоянно проживал и был зарегистрирован на территории Таджикистана. По вопросу приобретения гражданства Российской Федерации в компетентные органы не обращался.

По данным УФМС России по Московской области, по учетам ДКС МИД, переданным в УФМС России по Московской области, а также по данным ЦБДУИГ ФМС России сведения о приобретении гражданства Российской Федерации в отношении ФИО1 отсутствуют.

В соответствии с пунктом 15.8 Административного регламента исполнения федеральной миграционной службы государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, в случае отсутствия у проверяемого лица гражданства Российской Федерации ему в порядке, установленном пунктом 59 Положения, выдается соответствующая справка, оформленная в произвольной форме (это правило действует и том случае, если ранее принадлежность такого лица к гражданству Российской Федерации была ошибочно документально оформлена).

Согласно пункта 59 Положения лицу, состоявшему в гражданстве СССР, по его заявлению, составленному в произвольной форме, может быть выдана справка, подтверждающая отсутствие у него гражданства Российской Федерации, если это лицо не приобрело гражданства Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом, либо не оформило его в соответствии с действовавшим до вступления в силу Федерального закона законодательством Российской Федерации о гражданстве.

Кроме того, учитывая, что ФМС России на момент принятия спорного заключения являлось федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, в полномочия которого входило производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, то сбор сведений от своих территориальных органов о паспортах (бланках паспортов), которые утрачены (похищены) или подлежат изъятию как выданные в нарушение установленного порядка, и их учет, систематизация и дальнейшее информирование всех надлежащих органов о недействительных паспортах (бланках паспортов) входило в круг их полномочий и не может рассматриваться как незаконное.

Следовательно, оспариваемое заключение проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации от 13.02.2015г. законно, обоснованно и вынесено в соответствии с действующим законодательством, определяющим режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Об отсутствии гражданства Российской Федерации истец уже достоверно знал 02.02.2015г. Таким образом, можно сделать вывод о том, что истцом пропущен срок исковой давности (л.д. 107-110).

Представитель административного ответчика Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель заинтересованного лица Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен.

Суд, в соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав административного истца ФИО1, его представителя – по ордеру адвоката Губина А.В., представителя административного ответчика ГУ МВД России по Московской области - по доверенности ФИО2, допросив свидетеля ФИО3, проверив и исследовав письменные материалы дела, материалы гражданского дела № 2-2407/2013, оценив по правилам ст. 84 КАС РФ доказательства, представленные лицами, участвующими в деле и их представителями в обоснование своей позиции, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца в части по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением прав либо свобод заявителя (ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу положений ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ч. ч. 1 и 3 ст. 6 Конституции Российской Федерации, гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Частью 2 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, предусмотрено, что каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

В силу ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица.

В соответствии с ч. 7 ст. 4 указанного Федерального закона наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Ранее основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации устанавливались Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации".

В силу ч. 1 ст. 13 Закона гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона (то есть 06 февраля 1992 года), если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что 21.03.2018г. Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области получено заявление ФИО1, в котором он просит предоставить ему решение о признании необоснованно выданным паспорта <номер> на его имя (л.д. 28-31).

Из сообщения Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области от 17.04.2018г. в адрес ФИО1 на его обращение по вопросу приобретения гражданства РФ, усматривается, что заключением УФМС России по Московской области от 13.02.2015г. он признан не состоящим в гражданстве РФ. Разъяснен порядок выдачи вида на жительство, а также право обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке (л.д. 32-33).

В материалы дела представлен материал проверки, на основании которого дано оспариваемое административным истцом заключение.

Так, Управлением по вопросам гражданства ФМС России 15.12.2015г. направлен запрос № МС-2/6-136048 в адрес начальника УФМС России по Московской области о проведении проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства РФ у ФИО1, поскольку из Посольства РФ в Республике Таджикистан поступило заявление ФИО1 относительно приобретения гражданства РФ в упрощенном порядке, принятое на основании п. «а» ч.1 ст. 14 ФЗ от 31.05.2002г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». По информации УФМС России по Московской области от 15.01.2015г., отец заявителя ФИО1 зарегистрирован по месту жительства: <адрес>, по паспорту гражданина РФ серии <номер>, выданному 28.05.2010г. отделением УФМС России по Пермскому краю в Пермском районе. Согласно поступившего ответа из УФМС России по Свердловской области от 22.01.2015г. исх.2/78, отец заявителя ФИО1, 16.05.2003г. Октябрьским РУВД г.Екатеринбурга был документирован паспортом гражданина РФ серии <номер> на основании служебного паспорта гражданина РФ серии 20 <номер>, выданного 06.02.2003г. МИД России и паспорта СССР образца 1974г. серии IV-ЕЖ <номер>, выданного 27.06.1081г. Фрунзенским РОВД г.Душанбе. Однако, из представленного ФИО1 послужного списка следует, что он в ноябре 1993г. принят на военную службу в Вооруженные Силы РФ в войсковую часть 10883 (л.д. 59-60).

02.02.2015г. инспектором МРОУФМС России по Московской области в г.о. Серпухов ФИО3 получены объяснения от ФИО1, а которых он указал, что в 1984г. был призван в армию для прохождения службы в г.Душанбе, откуда вернулся в 1986г. в кишлачный совет Горный-Х Гиссарского района Республики Таджикистан. В 1987г. он окончил Политехнический институт и проживал в Р.Таджикистан, до 1993г. был зарегистрирован в к/с Горный-Х, Гиссарского района. 24.11.1993г. он приехал в г.Душанбе и поступил на службу по контракту в 201 Дивизию, которая находилась под юрисдикцией РФ, Указал, что основная войсковая часть находилась в г.Свердловске, а он служил по месту дислокации в г.Душанбе, в г.Свердловске он был документирован паспортом гражданина РФ на основании паспорта образца 1974г. и удостоверения личности военнослужащего – паспорта <номер>, выданного 126.05.2003г. Октябрьским РУВД г. Екатеринбурга, после получения паспорта уехал служить в часть, расположенную в г.Душанбе, был зарегистрирован при военной части в офицерском общежитии. Как военнослужащий в 2008г. он переехал в г.Пермь и продолжал службу в Российской армии до 25.03.2013г., когда уволился на пенсию. Был зарегистрирован: <адрес>, в/ч 40383, переименованная в/ч69806-2 от 19.01.2011г. В 2013г. он переехал на постоянное место жительство в г.Серпухов. За оформлением гражданства РФ не обращался. Был зарегистрирован постоянно в Таджикистане до получения паспорта РФ в 2003г. (л.д. 61-63).

Из выписки из послужного списка п.12, Прохождение военной службы старшины ФИО1 усматривается, что с 05.08.1984г. по 29.05.1986г. он проходил службу рядовым в в/ч 45943 Северо-Кавказского военного округа, уволен в запас 29.05.1986г.; в дальнейшем зачислен на контрактную службу № 286 от 24.11.1993г. в в/ч 10883 ВС РФ, с 24.11.1993г. по 02.11.1998г. – водитель-электрик в в/ч10883, Таджикистан; с 29.05.2001г. по 24.12.2008г. – старший водитель в в/ч 62853, Таджикистан; с 24.12.2008г. по 16.09.2010г. – командир взвода 2 технической роты БАТО, ВУС-837147А «старшина 9/6 т.р.» в в/ч 40383; с 16.09.2010г. по 23.11.2010г. – в распоряжении командира в/ч 40383, с 23.11.2010г. находился в распоряжении командира в/ч 69806-2 (л.д. 23, 64).

По запросу суда в материалы дела Военным комиссариатом Московской области была представлена копия послужного списка ФИО1 (л.д. 122-133).

МИД России 06.02.2003г. выдал административному истцу ФИО1 как лицу из состава вооруженный частей, дислоцированных на территории государств – участников СНГ, служебный паспорт <номер>, сроком действия 06.02.2008г., с указанием гражданства Российской Федерации (л.д. 12, 65).

Из копии свидетельства о рождении дочери административного истца – Ф., <дата>. усматривается, что имеется штамп Консульского отдела Посольства России в Республике Таджикистан от 06.07.2009г. с указанием гражданства РФ на основании ст. 14 ч.7 п. «а» (л.д. 69, 96).

Посольством России в Таджикистане 07.07.2010г. Ф. был выдан паспорт с указанием гражданства РФ, имеется отметка о принятии 07.07.2010г. на постоянное жительство в Таджикистане, снята с учета за выездом в Российскую Федерацию на постоянное место жительства 22.11.2012г. (л.д. 66).

Из копии свидетельства о рождении дочери административного истца – М., 04.06.2002г. усматривается, что имеется штамп Консульского отдела Посольства России в Республике Таджикистан от 02.04.2009г. с указанием гражданства РФ на основании ст. 14 ч.6 п. «а» (л.д. 70, 97).

Посольством России в Таджикистане 27.04.2010г. М. был выдан паспорт с указанием гражданства РФ, имеется отметка о принятии 27.04.2010г. на постоянное жительство в Таджикистане, снята с учета за выездом в российскую Федерацию на постоянное место жительства 22.11.2012г. (л.д. 67).

Из копии свидетельства о рождении сына административного истца – А., 07.08.1999г. усматривается, что имеется штамп Консульского отдела Посольства России в Республике Таджикистан от 02.04.2009г. с указанием гражданства РФ на основании ст. 14 ч.6 п. «а» (л.д. 71, 98).

Посольством России в Таджикистане 27.04.2010г. А. был выдан паспорт с указанием гражданства РФ, имеется отметка о принятии 27.04.2010г. на постоянное жительство в Таджикистане, снят с учета за выездом в российскую Федерацию на постоянное место жительства 22.11.2012г. (л.д. 68).

В СПО Мигрант-1 отсутствуют сведения в отношении ФИО1, <дата>.рождения и ФИО1, <дата>рождения (л.д. 72-73).

В материале проверки имеются сведения о регистрации административного истца по месту жительства, а также о выданных ему паспортах (л.д. 74-78).

Из заключения старшего инспектора старшего инспектора отдела по вопросам гражданства УФМС России по Московской области капитана внутренней службы К., утвержденного начальником УФМС России по Московской области 13.02.2015г., усматривается, что в результате проверки установлено, что по данным АС «Российский паспорт» ФИО1 документирован паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации серии <номер>, выданный 21.03.2014 года, сроком действия до 21.03.2024 г.; по данным УФМС России по <адрес>, по учетам ДКС МИД, переданным в УФМС России по Московской области, а также по данным ЦБДУИГ ФМС России сведения о приобретении гражданства Российской Федерации в отношении ФИО1 отсутствуют. Указано, что факт приобретения гражданства Российской Федерации ФИО1 не установлен, на 06.02.1992 года постоянно проживал на территории Республики Узбекистан, в связи с чем, руководствуясь п.51, 52 положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации утвержденный указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года №1325 и п.15 приказа ФМС России от 19 марта 2008 года №64 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации», постановлено считать законченной проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации ФИО1, <дата> рождения, он признан не состоящим в гражданстве Российской Федерации, выданные ему паспорта гражданина Российской Федерации серии <номер>, серии <...> признаны как выданные в нарушение установленного порядка; паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации серии <номер>, выданный 21.03.2014 года, сроком действия до 21.03.2024 года объявлен недействительным, направив соответствующее сообщение в Пограничную службу ФСБ России. Указано, о необходимости Межрайонному отделу УФМС России по Московской области в городском округе Серпухов внести соответствующие изменения в учеты базы данных с последующей выгрузкой в АС «Российский паспорт» в течении 2-х дней; о направлении копии заключения проверки в отдел обеспечения паспортной и регистрационной работы, в отдел организации работы по оформлению заграничных паспортов УФМС России по Московской области, в Межрайонный отдел УФМС России по Московской области в городском округе Серпухов, в ФМС России, в УФМС России по Пермскому краю, в УФМС России по Свердловской области. ФИО1 разъяснен порядок приема в российское гражданство в соответствии с Федеральным Законом № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон ФЗ-62 О гражданстве Российской Федерации» (л.д. 80-82).

Из выписки из домовой книги усматривается, что административный истец с 26.02.2013г. постоянно зарегистрирован по <адрес> (л.д.93).

Административный истец состоит в браке с С.<дата> (л.д. 99), являются родителями Б., <дата> рождения, и В., <дата>.рождения, в которых в свидетельствах о рождении отсутствуют штампы о гражданстве РФ (л.д. 94,95).

27.06.1987г. ФИО1 был выдан диплом, из которого усматривается, что в 1980г. он поступил в Душанбинский ордера Трудового Красного Знамени Политехникума им.Гагарина и в 1987г. окончил полный курс, решением Государственной комиссии от 22.06.1987г. присвоена квалификация техника-механика (л.д. 100).

Прохождение воинской службы ФИО1 отражено в военном билете АС <номер> (л.д. 137-140), в трудовой книжке отражены сведения о службе, местах учебы и работы ФИО1. Так, с 02.01.1991г. ФИО1 был переведен на должность механика по автопорту и 21.12.1992г. был уволен в связи с сокращением численности работников на основании ст. 36 п.1 КЗОТ Республики Таджикистан (л.д. 141-146).

В материалы дела представлена копия контракта от 24.11.1993г., согласно которого рядовой ФИО1 добровольно поступил на военную службу в РФ в в/ч п/п 10883 (вид Б) на срок 3 года (л.д. 162, 190). Из выписки из приказа командира войсковой части 10883 от 22.11.1993г. № 268 в соответствии с положением о прохождении действительной военной службы по контракту рядовой ФИО1 с 22.11.1993г. зачислен в списки личного состава части на все виды обеспечения, выдаче денежной компенсации взамен продовольственного пайка, и назначен на должность водителя-электрика группы боевого управления (л.д. 184), согласно сведениям архивной справки, рядовой ФИО1 зачислен в списки личного состава части, на все виды обеспечения, выдаче денежной компенсации взамен продовольственного пайка, и назначен на должность водителя-электрика группы боевого управления, ВУС-724037 (л.д. 186), из выписки из приказа Ленинского районного военного комиссара от 16.11.1993г. № 140 рядовой запаса ФИО1 призван на действительную военную службу в добровольном порядке и направлен в распоряжение командира войсковой и части пп 10883 (л.д. 189).

В материалы дела представлена копия контракта от 25.11.1997г. о прохождении рядовым ФИО1 военной службы в в/ч п/п 10883 по контракту по пункту «а» сроком на 3 года (л.д. 160-162, 192-193), а также копия контракта о прохождении военной службы, заключенного с мл.ст.ФИО1, гражданином России 12.06.1997г., о прохождении военной службы в войсковой части полевая почта 10883 сроком на 3 года (л.д. 195).

16.05.2003г. Октябрьским РУВД г.Екатеринбурга ФИО1 был выдан паспорт гражданина РФ серии <номер> (л.д. 14).

МИД России 01.08.2008г. выдал ФИО1 как лицу из состава вооруженный частей, дислоцированных на территории государств – участников СНГ, служебный паспорт <номер>, сроком действия 01.08.2013г., с указанием гражданства Российской Федерации (л.д. 13).

28.05.2010г. Отделением УФМС России по Пермскому краю ФИО1 был выдан паспорт гражданина РФ серии <номер> (л.д. 15).

03.10.2013г. ФИО1 выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на 1/3 долю квартиры по <адрес> (л.д. 16), вышеуказанное свидетельство выдано на основании решения Серпуховского городского суда от 09.08.2013г., из которого усматривается, что ФИО1 реализовал свое право на приватизацию (материалы гражданского дела № 2-2407/2013).

12.12.2013г. Военным комиссариатом Московской области ФИО1 выдано удостоверение серии ГФ <номер>, из которого усматривается, что пенсия назначена с 26.03.2013г. за выслугу 51 год (л.д. 18, 24).

Приказом № 121 от 01.03.2013г. старшина ФИО1, состоящий в распоряжении командира войсковой части 69806-2 Центрального военного округа, бывшего командира автомобильного взвода технической роты батальона аэродромно-технического обеспечения войсковой части 40383, досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас, календарная выслуга в Вооруженных силах – 21 год 01 месяц, в льготном исчислении – 30 лет 01 месяц, общий трудовой стаж – 51 год 3 месяца (л.д. 21-22, 134-135).

Из адресных листков убытия от 18.04.2003г. усматривается, что ФИО1 убывал на постоянное место жительство в в/ч п/п 62853, документами, удостоверяющими личность указаны: паспорт IV-ЕЖ <номер>, выданный ОВД Фрунзенского района г.Душанбе 27.06.1981г. и паспорт серии АО <номер>, выданный ГОМ Навобод ОВД Ленинского района 14.03.2000г. (л.д. 25).

Из сообщения МИД России усматривается, что в Консульском департаменте МИД России имеется информация об оформлении служебных паспортов ФИО1: 20 0145214, выданного 06.02.2003г., и 20 0265061, выданного 01.08.2008г. по заявкам Главного управления Генерального штаба ВС РФ. Сведениями о приобретении ФИО1 гражданства РФ в базе данных Консульского департамента не имеется (л.д. 202).

Из сообщения Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Свердловской области усматривается, что по учетам отдела по вопросам миграции отдела полиции № 7 УМВД России по г.Екатеринбургу, ФИО1 был документирован 16.05.2003г. Октябрьским РУВД г.Екатеринбурга по месту пребывания паспортом гражданина Российской Федерации серия <номер>, в связи с общим обменом (военнослужащий), основанием для выдачи послужил паспорт гражданина СССР серии IV-ЕЖ <номер>, выданный Фрунзенским РОВД г.Душанбе 27.06.1981г., а также служебный паспорт гражданина РФ серии 20 <номер>, выданный 06.02.2003г. МИД России (л.д. 205), представлена копия формы 1П и копия служебного паспорта (л.д. 206-207)..

Из сообщения и.о. зам.начальника ОВМ МУ МВД России «Серпуховское» от 20.09.2016г. на обращение ФИО1 по вопросу оформления гражданства Российской Федерации, усматривается, что 15.02.2015г. в отношении него УФМС России по <адрес> была проверка обоснованности документирования паспортом гражданина РФ. Паспорт 5710 <номер>, выданный 28.05.2010г. ОУФМС России по Пермскому краю в Пермском районе, признан необоснованно выданным. Разъяснены положения о проведении проверки, указано о необходимости лично явиться на прием по вопросу урегулирования правового статуса на территории РФ (л.д. 210-211).

21.11.2017г. административному истцу был выдан паспорт гражданина Республики Таджикистан, по которому он въехал в РФ 05.12.2017г. (л.д. 212-213).

По состоянию на 16.07.2018г. в базе МИД РФ отсутствуют сведения о приобретении гражданства ФИО1, <дата>.рождения, и ФИО1, <дата>.рождения (л.д. 217-218).

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО3 показала, что в феврале 2015г. ею были отобраны объяснения от ФИО1, в дальнейшем она сообщала ему о том, что он признан не состоящим в гражданстве РФ. Административный истец неоднократно приходил к ней по месту работы, ему был разъяснен порядок подачи документов для оформления гражданства РФ, однако, до настоящего времени он этого не сделал.

Определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации в силу п. "а" ст. 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", в том числе, отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы.

В силу п. п. 14.4, 21 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации к приказу МВД Российской Федерации от 15 сентября 1997 года N 605 для получения паспорта гражданин представляет соответствующим должностным лицам документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (если требуется подтвердить гражданство лица, обратившегося за получением паспорта). Поступившие от должностных лиц или граждан документы рассматриваются начальником паспортно-визового подразделения, а в случае отсутствия - заместителем или должностным лицом, исполняющим его обязанности, которые обязаны проверить представленные документы. Особое внимание при этом обращается на полноту и правильность заполнения заявлений о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П, визуально определяется подлинность документов, являющихся основанием для выдачи или замены паспорта. При выявлении в предъявленных документах признаков подделки руководитель рапортом докладывает об этом начальнику органа внутренних дел или его заместителю для проведения соответствующей проверки личности гражданина, обратившегося за получением паспорта.

В соответствии с п. 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом ч. 7 ст. 4 и ст. 42 Федерального закона. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд. Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) РСФСР при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, СССР, РСФСР и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, СССР и (или) РСФСР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом (п. 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации).

Из содержания оспариваемого заключения УФМС России по Московской области от 15.02.2015года следует, что к выводам о выдаче паспортов на имя ФИО1 в нарушение установленного порядка, о признании ФИО1 не состоящим в гражданстве, должностное лицо УФМС России по Московской области пришло исходя из того, что по данным УФМС России по Московской области, ФИО1 по учетам ДКС МИД, переданным в УФМС России по Московской области, а также по данным ЦБДУИГ ФМС России, сведения о приобретении гражданства Российской Федерации в отношении ФИО1 отсутствуют, в связи с чем, факт приобретения российского гражданства Российской Федерации ФИО1 не установлен, на 06.02.1992г. постоянно проживал на территории Республики Узбекистан, не является гражданином Российской Федерации, соответственно паспорта гражданина Российской Федерации серии <номер>, серии <номер> признаны как выданные в нарушение установленного порядка; паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации серии <номер>, выданный 21.03.2014 года, сроком действия до 21.03.2024 года объявлен недействительным.

Вместе с тем, действий, направленных на установление наличия либо отсутствия у ФИО1 гражданства Российской Федерации, должностными лицами УФМС России по Московской области, не производилось.

Из оспариваемого заключения не усматривается проведения УФМС России по Московской области анализа оснований, по которым административный истец мог являться гражданином Российской Федерации, с учетом установленных фактических обстоятельств.

Как видно из материалов дела ФИО1 действительно был документирован УФМС России по Свердловской области паспортом гражданина Российской Федерации серии <номер> на основании служебного паспорта гражданина Российской Федерации серии <номер> выданного <дата> МИД России и паспорта СССР образца 1974 года серии IV-ЕЖ <номер>, выданного 27.06.1981г. Фрунзенским РОВД гор.Душанбе.

Уполномоченный орган, выдавая ФИО1 паспорт гражданина Российской Федерации, признал тот факт, что он является гражданином Российской Федерации.

Данных о том, что паспорт гражданина Российской Федерации серии <номер>, признан недействительным, материалы дела не содержат.

Сведения, полученные УФМС России по Московской области о том, что ФИО1 не является гражданином Российской Федерации, а указанные выше паспорта выданы ему необоснованно, которые были заложены и в основу оспариваемого заключения, не подкреплены доказательствами.

Из оспариваемого заключения, а также из материалов административного дела не следует, что административным ответчиком при разрешении вопроса о гражданстве в полном объеме проводилась проверка факта обращения ФИО1 с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации в 2003 году.

Административным ответчиком не были выполнены требования Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации и Положения, регламентирующего порядок проведения соответствующей проверки наличия гражданства, о необходимости тщательной проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у лица гражданства, в связи с чем, оспариваемое заключение УФМС России по Московской области, нарушают права административного истца и не может быть признано соответствующими закону.

С учетом изложенного, суд, проанализировав приведенные нормы закона, фактические обстоятельства дела, полагает, что обжалуемое заключение от 15.02.2015 года законным и обоснованным признано быть не может, в связи с чем, требования ФИО1 в части признания незаконным заключение от 15.02.2015года подлежат удовлетворению, поскольку вывод о том, что ФИО1 не является гражданином Российской Федерации в нарушение п. 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, в оспариваемом заключении не мотивирован. В материалах проверки обоснованности выдачи паспортов, по результатам которой вынесено оспариваемое заключение, отсутствуют доказательства, подтверждающие факт осуществления административным ответчиком в порядке п. 51 указанного Положения действий, направленных на установление наличия либо отсутствия у ФИО1 гражданства Российской Федерации.

Факты, устанавливающие использование ФИО1 подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений, также отсутствуют.

На административного ответчика Управление Федеральной миграционной службы России по <адрес> следует возложить обязанность устранить в полном объеме допущенные нарушения прав административного истца и повторно провести проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации ФИО1, <дата> рождения, в связи с чем, не подлежат удовлетворению требования истца об обязании ГУ МВД России по Московской области совершить действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца ФИО1, путем восстановления в гражданстве РФ с внесением соответствующих изменений в информационные учеты УВМ ГУ МВД России по Московской области.

Принимая во внимание, что стороной ответчика не представлено документального подтверждения направления в адрес ФИО1 уведомления на основании оспариваемого заключения от 15.02.2015г., суд приходит к выводу о том, что срок на подачу настоящего административного иска ФИО1 не пропущен и считает, что срок на его подачу следует исчислять с 15 марта 2018 года, когда ФИО1 обратился с заявлением в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области о предоставлении ему копии оспариваемого заключения от 15.02.2015года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области, ГУ МВД России по Московской области о признании незаконным и отмене решения о признании не состоящим в гражданстве Российской Федерации, об обязании совершить действие, удовлетворить в части.

Признать незаконным заключение Управления Федеральной миграционной службы России по Московской области от 15 февраля 2015 года по результатам проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации у ФИО1, <дата> рождения.

Возложить на Управление Федеральной миграционной службы России по Московской области обязанность устранить допущенные нарушения прав административного истца, путем повторного проведения проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации ФИО1, <дата> рождения.

Об исполнении решения суда сообщить в течение месяца Серпуховский городской суд и административному истцу ФИО1.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: С.И.Цыцаркина

Мотивированное решение изготовлено 20 июля 2018 года.