ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1539/2023 от 22.05.2023 Московского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

Дело №2а- 1539/2023

УИД 62RS0002-01-2023-000113-06

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 мая 2023 года г. Рязань

Московский районный суд г.Рязани в составе: председательствующего судьи Малышевой О.В., при помощнике судьи Гусевой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению ИП ФИО4 к ФИО1‚ начальнику отделения – старшему судебному приставу ФИО2‚ судебному приставу-исполнителю ФИО3‚ УФССП России по Рязанской области о признании незаконными бездействий должностных лиц‚

У С Т А Н О В И Л :

ИП ФИО4 обратился с административным иском к начальнику отделения – старшему судебному приставу ОСП по г.Рязани и Рязанскому району ФИО1‚ судебному приставу-исполнителю о признании незаконными бездействий должностных лиц. В обоснование заявленных требований административный истец указал‚ что 14 октября 2022 года в адрес ОСП по г.Рязани и Рязанскому району взыскателем направлялось заявление о возбуждении исполнительного производства в отношении ФИО10 на основании исполнительного листа ФС 040508322‚ выданного Советским районным судом г.Рязани 16 декабря 2021 года по делу №2-2110/2021 о взыскании с ФИО10 в пользу ИП ФИО4 задолженности по кредитному договору и расходов по уплате госпошлины в размере 509142 руб. 15 коп. Заявление о возбуждении исполнительного производства с приложенным исполнительным документом было получено 18 октября 2022 года. Сведения о возбуждении исполнительного производства на сайте ФССП отсутствуют‚ постановление о возбуждении исполнительного производства‚ либо отказе в возбуждении исполнительного производства взыскателю не поступало. 14 ноября 2022 года через интернет-приемную ФССП была направлена жалоба №224938343658 на бездействие судебного пристава-исполнителя. 16 декабря 2022 года в адрес ИП ФИО4 поступил ответ на обращение‚ в котором указано ”Добрый день. На основании изложенного‚ Вам будет подготовлена справка об отсутствии на исполнении исполнительного документа”. таким образом‚ жалоба ИП ФИО4 была рассмотрена с нарушением срока‚ предоставленный ответ не соответствовал требованиям действующего законодательства. Также административный истец полагает‚ что судебным приставом-исполнителем нарушен срок принятия решения о возбуждении (отказе в возбуждении) исполнительного производства. Административный истец просит признать незаконным нарушение должностными лицами действующего законодательства: начальником отдела – старшим судебным приставом ч.1 ст.126‚ ч.1 ст.127 ФЗ ”Об исполнительном производстве”‚ ч.2 ст.10 ФЗ №118 ”Об органах принудительного исполнения Российской Федерации”; судебным приставом- ч.8 ст.30 ФЗ ”Об исполнительном производстве”; обязать судебного пристаа принять решение в соответствии с ч.8 ст.30 ФЗ ”Об исполнительном производстве”‚ с установлением разумного срока на совершение указанных действий в соответствии с ч.8 ст.30 ”Об исполнительном производстве”‚ то есть в течение трех дней с даты вынесения решения; в случае утери оригинала исполнительного документа обязать судебного пристава-исполнителя направить в адрес ИП ФИО4 справку об утере исполнительного документа с целью последующего обращения взыскателя в суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа; в случае невозможности предоставления вышеуказанной справки – обязать должностных лиц ОСП по г.Рязани и Рязанскому району самостоятельно обратиться с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа в суд.

Впоследствии к участие в деле были привлечены в качестве соответчиков начальник отделения Калужский С.И.‚ судебный пристав-исполнитель ФИО3‚ УФССП России по Рязанской области‚ заинтересованное лицо ФИО10

В судебное заседание представитель административного истца ИП ФИО4‚ старший судебный пристав ОСП по г.Рязани и Рязанскому району Калужский С.И.‚ ФИО1‚ судебный пристав-исполнитель ФИО3‚ УФССП России по Рязанской области‚ заинтересованное лицо ФИО10‚ надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела‚ не явились‚ о причинах неявки не сообщили.

На основании ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы административного дела, представленные материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.

В силу ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Анализ указанной нормы закона позволяет сделать вывод, что в рамках производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных и иных органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию, являются факт нарушения положений действующего законодательства со стороны органов и их должностных лиц, чьи действия либо решения оспариваются административными истцами, а также факт того, что данные нарушения привели к нарушению прав и законных интересов заявителей, либо к незаконному возложению на них каких-либо обязанностей. При этом по смыслу, придаваемому законодателем изложенной норме, решение об удовлетворении заявленных исковых требований может быть вынесено при условии одновременного выполнения двух вышеперечисленных оснований, установленных в ходе рассмотрения дела по существу.

По смыслу ст.227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями незаконным необходимо наличие двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.

При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии со ст.2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В силу ст.4 названного Закона исполнительное производство осуществляется на принципах законности и своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Исполнительное производство возбуждается судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено названным законом (ч.1 ст.30), при условии отсутствия обстоятельств, указанных в п.п.1-11 ч.1 ст.31 названного Закона.

В силу положений ч.7 ст.30 Закона об исполнительном производстве заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

При поступлении к судебному приставу-исполнителю исполнительного документа он в трехдневный срок выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства ч.8 ст.30 ФЗ ”Об исполнительном производстве”.

Положениями ст.30 данного Закона предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст.112 и 116 указанного Закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с Законом об исполнительном производстве действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно и на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (ч. 1 ст. 64 Закона).

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями ФЗ об исполнительном производстве.

Как следует из списка внутренних почтовых отправлений‚ ИП ФИО4 14 октября 2022 года направил в адрес ОСП по г.Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области заявление о возбуждении исполнительного производства и исполнительный документ в отношении должника – ФИО10

Согласно сведений официального сайта Почта России‚ заявление и исполнительный документ были получены адресатом 18 октября 2022 года.

06 марта 2023 года судебным приставом-исполнителем ФИО3 на основании исполнительного листа №ФС 040508322 от 16 декабря 2021 года возбуждено исполнительное производство №69973/23/62034-ИП‚ должником по которому является ФИО10‚ взыскателем – ИП ФИО4

ФЗ "Об органах принудительного исполнения" устанавливает, что старший судебный пристав организует работу судебных приставов‚ обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве" (абз.3 п.2 ст.10); осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности‚ имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов (абз.10 п.2 ст.10); судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов (абз.2 п.1 ст.12).

Таким образом‚ контроль за своевременной регистрацией входящей корреспонденции и передачи исполнительных документов судебным приставам отнесен к компетенции старшего судебного пристава.

Сведений о своевременной регистрации поступившего заявления и исполнительного документа‚ а также о времени его передачи судебному приставу-исполнителю ФИО3 суду не представлено‚ в связи с чем оснований для признании бездействия указанного должностного лица‚ выразившегося в несвоевременном возбуждении исполнительного производства не имеется.

Согласно ч.1 ст.123 ФЗ "Об исполнительном производстве" жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.

Согласно п. 1 ст. 126 Федерального Закона "Об исполнительном производстве", жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.

В силу пп. 1, 2‚ 6 ст. 127 Закона решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления‚ в котором должны быть указаны: должность, фамилия и инициалы должностного лица, принявшего решение по жалобе; фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации; краткое изложение жалобы по существу; обоснование принятого решения; принятое по жалобе решение; сведения о порядке обжалования принятого решения.

По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично.

Копия постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления.

14 ноября 2022 года ИП ФИО4 в адрес ОСП по г.Рязани и Рязанскому району была направлена жалоба на бездействие должностных лиц‚ в связи с непринятием решения относительно возбуждения исполнительного производства.

15 декабря 2022 года в адрес ИП ФИО4 был направлен ответ в рамках ФЗ ”о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”‚ за подписью заместителя начальника отделения ФИО8‚ в котором заявителю сообщалось о том‚ что ему будет подготовлена справка об отсутствии на исполнении исполнительного документа.

Между тем‚ доказательств вынесения постановления старшим судебным приставом Калужским С.И. по жалобе заявителя и направления его заявителю суду не представлено.

При таких обстоятельствах‚ административные исковые требования ИП ФИО4 о признании незаконным бездействия старшего судебного пристава ФИО2‚ не принявшего решения в связи с поданной жалобой‚ суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Между тем‚ как на момент обращения административного истца с заявлением о возбуждении исполнительного производства‚ так и впоследствии‚ ФИО1 не являлась начальником ОСП по г.Рязани и Рязанскому району‚ в связи с чем административные исковые требования‚ заявленные к ней‚ удовлетворению не подлежат.

Поскольку в настоящее время исполнительное производство находится на исполнении в ОСП г.Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области‚ административные исковые требования ИП ФИО4 о предоставлении ему справки об утрате исполнительного документа‚ либо возложении на должностных лиц ОСП обязанности самостоятельного обращения в суд за дубликатом‚ являются необоснованными и также не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования ИП ФИО4 к ФИО1‚ начальнику отделения – старшему судебному приставу ФИО2‚ судебному приставу-исполнителю ФИО3‚ УФССП России по Рязанской области о признании незаконными бездействий должностных лиц удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области ФИО2‚ выразившееся в нерассмотрении жалобы №224938343658 от 14 ноября 2022 года‚ поденной ИП ФИО4.

В остальной части административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Московский районный суд г.Рязани в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья подпись О.В. Малышева

Верно: судья О.В. Малышева