ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-153/20 от 04.02.2020 Тутаевского городского суда (Ярославская область)

Принято в окончательной форме 13.02.2020 г.

УИН 76RS0021-01-2019-001584-45

Дело № 2а-153/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

4 февраля 2020 г. г. Тутаев

Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Мазевич Я.Ю.,

при секретаре Сурковой В.В.,

с участием представителя административного истца Кораблёвой Г.С.,

представителя административного ответчика Перминовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Володарского М.И. к Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области о признании незаконным решения, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление,

у с т а н о в и л:

Володарский М.И. обратился в суд с указанным административным иском, в котором просит признать незаконным решение Комиссии по подготовке изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки поселений, входящих в состав Тутаевского муниципального района Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области от 04.10.2019 года, обязать Администрацию Тутаевского муниципального района Ярославской области повторно рассмотреть заявление Володарского М.И. от 17.09.2019 года о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения Тутаев по основанию их несоответствия генеральному плану поселения.

В обоснование административного иска указано, что Володарский М.И. является собственником земельного участка расположенного по адресу: <адрес>. Постановлением Главы Администрации Тутаевского муниципального округа от 19.10.1995 года Володарскому М.И. было выдано разрешение на строительство 6-ти квартирного жилого дома на указанном земельном участке, распоряжением Главы Тутаевского муниципального округа от 03.12.2003 года истцу было разрешено произвести перепроектирование 6-ти квартирного жилого дома на 12-ти квартирный жилой дом. Право собственности на объект незавершенного строительства было зарегистрировано истцом 02.11.2005 года. 18 февраля 2008 года Администрацией городского поселения Тутаев истцу было выдано разрешение на строительство 12-ти квартирного жилого дома срок действия, которого был установлен до 28.02.2009 года и в дальнейшем продлен до 18.02.2010 года. В 2019 году Володарский М.И. обратился в Администрацию ТМР для оформления градостроительного плана спорного земельного участка для последующего получения разрешения на строительство, ему было разъяснено о необходимости обращения с заявлением в Комиссию по подготовке изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки поселений, входящих в состав Тутаевского муниципального района, в связи с тем, что указанный земельный участок попал в зону Ж3, которая не предусматривает строительство малоэтажного многоквартирного дома. 04 октября 2019 года Комиссией по подготовке изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки поселений было рассмотрено заявление Володарского М.И. и принято решение «о нецелесообразности размещения многоквартирного жилого дома вблизи застройки индивидуальными жилыми домами. Территориальная зона Ж3 предусматривает вид разрешенного использования «блокированная жилая застройка». Полагает, что при принятии указанного решения Администрацией Тутаевского муниципального района были нарушены требования действующего законодательства.

Административный истец Володарский М.И. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, направил в судебное заседание представителя по доверенности Кораблеву Г.С.

Представитель административного истца по доверенности Кораблева Г.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика по доверенности Перминова О.А. в судебном заседании заявленные требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, просила в удовлетворении заявленных требований отказать. Пояснила, что действительно Володарский М.И. обращался с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения Тутаев (далее – ПЗЗ) в части изменения зоны усадебной застройки (ЖЗ) на зону, предполагающую строительство малоэтажного многоквартирного жилого дома (Ж2). По данному заявлению Комиссией по подготовке изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки поселений было подготовлено заключение о нецелесообразности размещения многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером . Согласно Приказу Министерства Культуры Российской Федерации от 14.01.2019г. «Об утверждении предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Тутаев Ярославской области» указанный земельный участок частично попадает в границы территории исторического поселения, что можно увидеть в выписке из ПЗЗ, также земельный участок попадает в зону периферийной усадебной застройки (УСЖ) – зона для регулирования традиционной усадебной застройки, являющейся фоном для исторического ядра города и влияющей на силуэт и панорамы города с главных точек обзора – с трассы р. Волги и с каждого из берегов на противоположную сторону. Требования к составу видов разрешенною использования направлены на сохранение и развитие жилых кварталов усадебной застройки, на воссоздание типов традиционной жилой застройки кварталов, а также на ограничение размещения объектов, не совместимых с исторической средой по функции и иным параметрам, согласно указанному приказу на данных земельных участках предусмотрены основные виды разрешенного использования, в число которых не входит малоэтажная застройка. Также земельный участок административного истца частично расположен в зоне строгого регулирования согласно ПЗЗ и Проекту зон охраны памятников истории и культуры г. Тутаева, утвержденному Решением Ярославского областного Совета народных депутатов 23.11.1990 года в зоне строгого регулирования запрещается: искажение исторической планировки и ландшафта, изменение красных линий, снос или искажение облика художественно и градостроительно ценных зданий, а также искажение облика окружающей среды, строительство новых зданий свыше 10 м высотой и указанных для конкретных участков габаритов, проведение мероприятий, мешающих восприятию памятников. В зоне требуется сохранение градостроительных качеств исторической среды: новое строительство, сомасштабное историческому. Максимальные габариты 20x15м и высотой до 10м. Прием застройки – усадебный. Об ограничениях, установленных на указанный земельный участок согласно данному нормативному акту, административный истец был уведомлен в ответе на его заявление о предоставлении сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, который был получен его представителем 16.09.2019 года. С доводами административного истца о несоответствии ПЗЗ городского поселения Тутаев Генеральному плану городского поселения Тутаев согласилась, указала, что Управлением архитектуры и градостроительства Администрации ТМР ЯО в ближайшее время будет инициировано внесение изменений в Генеральный план городского поселения Тутаев в соответствии со ст. 24 ГрК РФ в части изменения функциональной зоны, в которой расположен участок истца, с зоны застройки малоэтажными жилыми домами на зону застройки индивидуальными жилыми домами. Спорный земельный участок практически со всех сторон окружен зонами ЖЗ, при этом зона Ж2 не находится в непосредственной близости к нему как на это указывает административный истец. В непосредственной близости к указанному земельному участку находится лишь зона ОД2 (зона образования и дошкольного воспитания), которая исторически сложились до утверждения Генерального плана и Правил землепользования и застройки. Разрешение на строительство 12-ти квартирного жилого дома, было выдано Володарскому М.И. до утверждения Генерального плана и ПЗЗ, таким образом, на сегодняшний день нецелесообразно строительство многоквартирного дома на спорном земельном участке, ввиду ограничений видов разрешенного использования в соответствии с Приказом Министерства Культуры Российской Федерации от 14.01.2019 г., так как часть указанного земельного участка находится в зоне строгого регулирования согласно Проекту зон охраны памятников истории и культуры г. Тутаев, утвержденного Решением Ярославского областного Совета народных депутатов 23.1 1.1990 г., а также в связи со сложившейся застройкой в данной территориальной зоне индивидуальными жилыми домами. Не оспаривала, что имеются процессуальные нарушения при вынесении решения Комиссией по подготовке изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки поселений, так как указанное решение действительно Главой Администрации ТМР ЯО не подписывалось.

Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 и 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В судебном заседании установлено, что Володарский М.И. является собственником земельного участка площадью 4430 кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Согласно выписке из ЕГРН (л.д. 35-37) земельный участок поставлен на кадастровый учет 07.10.1999 года, относится к категории земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: для строительства 6-ти квартирного жилого дома.

Распоряжением Главы Тутаевского муниципального района от 03.12.2003 года «О разрешении перепроектирования» Володарскому М.И. было разрешено перепроектирование 6-ти квартирного жилого дома под 12-ти квартирный жилой дом (л.д. 11).

18 февраля 2008 года Управлением архитектуры и землепользования Администрации городского поселения Тутаев Володарскому М.И. было выдано разрешение на строительство 12-ти квартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 9).

17 сентября 2019 года Володарский М.И. обратился в Администрацию ТМР с заявлением о внесении изменений в правила землепользования и застройки городского поселения Тутаев в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в части изменения территориальной зоны Ж3 на зону предполагающую строительство малоэтажного многоквартирного жилого дома.

На заседании комиссии по подготовке изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки поселений, входящих в состав Тутаевского муниципального района от 04.10.2019 года по результатам рассмотрения указанного заявления было принято решение: о нецелесообразности размещения многоквартирного жилого дома вблизи застройки индивидуальными жилыми домами. Территориальная зона Ж3 предусматривает вид разрешенного использования «блокированная жилая застройка» (л.д. 15).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренным статьями 31 и 32 настоящего кодекса. При этом основаниями для рассмотрения главой администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

В соответствии с частью 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки направляются, в том числе физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 статьи 33).

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33).

Как следует из материалов дела и не оспаривалось представителем административного ответчика, предусмотренная законом процедура рассмотрения заявления о внесении изменений в правила землепользования и застройки административным ответчиком не соблюдена. Оспариваемое решение комиссией по подготовке изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки (далее – комиссия) не содержит причин, по которым отклонено предложение Володарского М.И. о внесении изменения в ПЗЗ, ссылок на нормативные акты, являющиеся основанием для принимаемого решения. Заключение, данное комиссией, главе администрации не направлялось, решение по результатам рассмотрения заключения комиссии Главой Администрации Тутаевского муниципального района ЯО не принималось.

При изложенных обстоятельствах решение Комиссии по подготовке изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки поселений, входящих в состав Тутаевского муниципального района Администрации ТМР ЯО от 04.10.2019 года, принятое по заявлению Володарского М.И. является незаконным, так как принято с нарушением требований ст. 33 ГрК РФ.

Приведенные административным истцом доводы в обоснование принятого комиссией решения и возражений по рассматриваемым требованиям судом оценены быть не могут, поскольку в нарушение ч. 5 ст. 33 ГрК РФ данные основания не указаны в оспариваемом решении, что привело к нарушению прав Володарского М.И. на принятие законного решения по поданному им заявлению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение Комиссии по подготовке изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки поселений, входящих в состав Тутаевского муниципального района, Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области от 4 октября 2019 года, принятое по заявлению Володарского М.И. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения Тутаев.

Обязать Администрацию Тутаевского муниципального района Ярославской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Володарского М.И. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения Тутаев от 17 сентября 2019 года и сообщить об исполнении решения в Тутаевский городской суд Ярославской области и административному истцу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Я.Ю. Мазевич