Дело № 2а-153/2022
УИД 74RS0030-01-2021-006087-12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Магнитогорск 12 января 2022 года
Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего Фадеевой О.В.,
при секретаре Михайловой О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску публичного акционерного общества "Сбербанк России" в лице Челябинского отделения № 8597 к администрации г. Магнитогорска Челябинской области о признании незаконным действия по возврату исполнительного документа,
УСТАНОВИЛ
ПАО "Сбербанк России" в лице Челябинского отделения № 8597 обратилось в суд с иском к администрации г. Магнитогорска Челябинской области о признании незаконным действия по возврату исполнительного документа.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 27 апреля 2018 года решением Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области вынесено решение по иску ПАО "Сбербанк" к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, действующему в интересах малолетней ФИО6, администрации г. Магнитогорска Челябинской области о взыскании задолженности по кредитному договору, обращения взыскания на заложенное имущество, судебных расходов. 19 июля 2018 года апелляционным определением Челябинского областного суда решение суда в части взыскания задолженности по кредитному договору и в части распределения судебных расходов изменено, принято новое решение. С администрации г. Магнитогорска Челябинской области в пользу банка взыскана задолженность по кредитному договору, заключенному между ФИО7, а именно: просроченный основный долг в размере 57806 рублей 91 копейки, просроченные проценты в размере 4885 рублей 92 копеек за счет и в пределах суммы, полученной от реализации наследственного имущества, в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 2080 рублей 78 копеек. На основании судебного акта были выданы исполнительные листы от 18 сентября 2018 года (ФС № ФС №, ФС №). 02 октября 2018 года судебным приставом-исполнителем Орджоникидзевского РОСП УФССП России по Челябинской области на основании исполнительного листа ФС № возбуждено исполнительное производство № в отношении администрации г. Магнитогорска Челябинской области. 25 июня 2019 года указанное исполнительное производство окончено согласно п.п.2 п.1 ст.47 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Задолженность по кредитному договору была частично погашена в пределах суммы полученной от реализации наследственного имущества. 01 сентября 2021 года банк обратился к администрации г. Магнитогорска Челябинской области с заявлением о принятии к исполнению исполнительного листа ФС № от 18 сентября 2018 года о взыскании задолженности в размере 2080 рублей 78 копеек. 14 сентября 2021 года банком получено уведомление о возвращении исполнительного документа в связи с пропуском срока предъявления исполнительного документа к исполнению. 07 октября 2021 года банк повторно обратился к администрации г. Магнитогорска Челябинской области с заявлением о принятии к исполнению исполнительного документа. 18 октября 2021 года уведомление о возвращении исполнительного документа получено повторно. В обоснование отказа в исполнении исполнительного листа административный ответчик ссылается на пропуск срока предъявления исполнительного документа к исполнению. Банк считает, что данный отказ необоснован, поскольку администрацией г. Магнитогорска Челябинской области не учтен перерыв течения срока для предъявления исполнительного документа к исполнению, отказ в исполнении исполнительного документа при наличии непогашенной задолженности является неправомерным, нарушающим права банка. Просит признать действия администрации г. Магнитогорска Челябинской области по возврату исполнительного документа незаконными, обязать административного ответчика принять к исполнению исполнительный лист ФС № от 18 сентября 2018 года, взыскать расходы в размере 2000 рублей за подачу административного искового заявления.
Представитель административного истца ФИО8, действующая по доверенности, при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимала, заявила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, в котором указала, что требования поддерживает, просит их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФИО9, действующая на основании доверенности, извещена надлежащим образом, заявила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В материалы дела представлен письменный отзыв, в котором административный ответчик не согласен с заявленными требованиями, считает их не подлежащими удовлетворению, поскольку исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ производится в соответствии с п.1 ст.242.1 БК РФ, исполнение иных судебных актов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования, документы направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования. В соответствии с ч.1 ст.429 ГПК РФ допускается выдача нескольких исполнительных листов по одному делу, если исполнение должно быть произведено в различных местах. Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу. В соответствии с п.п.1 ч.1 ст.22 Федерального закона "Об исполнительном производстве" срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению, предъявление исполнительного листа в орган, не осуществляющий его исполнение, в данном случае ФССП, а не в орган местного самоуправления, не является основанием для перерыва срока предъявления к исполнению. Основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является нарушение установленного законодательством РФ срока предъявления исполнительного документа к исполнению.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пункту 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию (пункт 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ).
Пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, а именно: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 названной статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве; предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника; предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования) в целях исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства участников казначейского сопровождения, не подлежащие казначейскому сопровождению (за исключением судебных актов по искам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью); нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Судом установлено, что решением Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 27 апреля 2018 года частично удовлетворены исковые требования ПАО "Сбербанк России", которое после апелляционного обжалования вступило в законную силу. 19 июля 2018 года на основании указанного решения, вступившего в законную силу, выписан, в том числе исполнительный лист ФС №, по которому с администрации г. Магнитогорска Челябинской области в пользу ПАО "Сбербанк России" по кредитному договору № от 07 марта 2013 года, заключенному между ФИО7, умершим <данные изъяты> года, и открытым акционерным обществом "Сбербанк России", взысканы просроченный основной долг в размере 57806 рублей 91 копейки, просроченные проценты в размере 4885 рублей 92 копеек, за счет и в пределах суммы, полученной от реализации наследственного имущества, в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины 2080 рублей 78 копеек. Солидарно взыскано с ФИО6, ФИО3, администрации г. Магнитогорска Челябинской области в пределах стоимости перешедшего к наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО7, по кредитному договору № от 23 декабря 2015 года, заключенному между ФИО10, ФИО11, умершими <данные изъяты> года, с одной стороны, и ПАО "Сбербанк России", с другой, основной долг 895883 рубля 92 копейки, проценты 53011 рублей 44 копейки, но не более 549000 рублей, за счет и в пределах суммы, полученной от реализации наследственного имущества, в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины 12358 рублей 29 копеек, по оплате оценки 87 рублей 35 копеек. Обращено взыскание путем продажи на публичных торгах на заложенное имущество (ипотека в силу закона) - квартиру, общей площадью 31,7 кв.м., кадастровый (условный) номер <данные изъяты>, расположенную по адресу: <данные изъяты>, принадлежащую ФИО7, установив начальную продажную стоимость квартиры - 943600 рублей.
02 октября 2018 года судебным приставом-исполнителем Орджоникидзевского РОСП г. Магнитогорска УФССП России по Челябинской области по исполнительному листу ФС № в отношении должника - администрации г. Магнитогорска Челябинской области возбуждено исполнительное производство №, предмет исполнения: задолженность по кредитным платежам (кроме ипотеки), обращение взыскания на квартиру в размере 561445 рублей 64 копеек. Исполнительное производство по взысканию возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 2080 рублей 78 копеек судебным приставом-исполнителем не возбуждалось.
25 июня 2019 года вынесено постановление об окончании указанного исполнительного производства, поскольку оно фактически исполнено за счет одного или нескольких должников по требованию о солидарном взыскании.
04 августа 2021 года взыскатель обратился с заявлением в Орджоникидзевский РОСП г. Магнитогорска Челябинской области об отмене постановления об окончании исполнительного производства № по исполнительному документу ФС № в отношении администрации г. Магнитогорска Челябинской области и продолжить взыскание суммы задолженности в размере 2080 рублей 78 копеек.
31 августа 2021 года заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Орджоникидзевского РОСП г. Магнитогорска УФССП России по Челябинской области вынесено постановление об отмене постановления об окончании исполнительного производства № от 25 июня 2019 года, возобновлении данного исполнительного производства, которому присвоен №
Начальником отдела - старшим судебным приставом Орджоникидзевского РОСП г. Магнитогорска УФССП России по Челябинской области 31 августа 2021 года вынесено постановление об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства № на основании ст.31 Федерального закона "Об исполнительном производстве", поскольку исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
01 сентября 2021 года ПАО "Сбербанк России" обратился с заявлением в администрацию г. Магнитогорска Челябинской области о принятии к исполнению исполнительного листа ФС № о взыскании с администрации г. Магнитогорска Челябинской области в пользу ПАО "Сбербанк России" задолженности в размере 2080 рублей 78 копеек.
10 сентября 2021 года в адрес банка администрация г. Магнитогорска Челябинской области направляет уведомление о возвращении исполнительного документа в связи с пропуском срока его предъявления к исполнению.
07 октября 2021 года банк повторно направляет заявление о принятии к исполнению исполнительного листа, в котором просить учесть, что, поскольку исполнительный лист изначально был предъявлен в службу судебных приставов и по нему велось исполнительное производство, срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению, частичным исполнением исполнительного документа должником, после перерыва течения срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется, время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.
18 октября 2021 года администрация г. Магнитогорска Челябинской области возвращает исполнительный документ взыскателю, ссылаясь на то, что в данном случае исполнение решения по исполнительному документу подлежало исполнению в различных местах: в части взыскания долга наследодателя (в пределах стоимости наследственного имущества) - путем предъявления исполнительного листа в ФССП; в части оплаты взысканной государственной пошлины (за счет средств местного бюджета) - путем направления исполнительного листа в финансовый орган муниципального образования. Правом на получение нескольких исполнительных листов взыскатель не воспользовался, исполнительный лист в части, подлежащей исполнению за счет средств местного бюджета, в финансовый орган муниципального образования был предъявлен 01 сентября 2021 года, тогда как решение суда вступило в законную силу 19 июля 2018 года, то есть за пределами трехлетнего срока предъявления исполнительного документа к исполнению.
В соответствии с приказом ФССП от 15 мая 2009 года № 195 "Об утверждении методических рекомендаций по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" в случае предъявления исполнительного документа по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов непосредственно в структурное подразделение территориального органа ФССП России, исполнительный документ без возбуждения исполнительного производства возвращается взыскателю с разъяснением порядка исполнения установленного Федеральным законом от 27 декабря 2005 года № 197-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В данном случае исполнительный лист был принят в службу судебных приставов в части взыскания долга наследодателя (в пределах стоимости наследственного имущества), в связи с чем не мог быть возвращен взыскателю.
При этом взыскатель не был лишен возможности знакомиться с исполнительным производством, в связи с чем не мог не знать о том, что в части оплаты взысканной государственной пошлины (за счет средств местного бюджета) по исполнительному листу ФС № от 19 июля 2018 года исполнительное производство не возбуждалось. Не воспользовался своим правом, предусмотренным ч.1 ст.429 ГПК РФ, где установлено, что если исполнение должно быть произведено в различных местах, суд по просьбе взыскателя должен выдать несколько исполнительных листов с точным указанием места исполнения или той части решения, которая по данному листу подлежит исполнению.
Поскольку исполнительный лист ФС № от 19 июля 2018 года, срок его предъявления заканчивается 19 июля 2021 года. В администрацию г. Магнитогорска Челябинской области банком данный исполнительный лист первоначально предъявлен 01 сентября 2021 года, то есть за пределами трехлетнего срока для предъявления исполнительного документа к исполнению.
Довод административного истца о том, что течение срока прервалось предъявлением исполнительного документа к исполнению в ФССП является несостоятельным, поскольку в части взыскания задолженности в размере 2080 рублей 78 копеек исполнительное производство не возбуждалось.
Предусмотренный пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ перечень оснований для возврата исполнительного документа взыскателю является исчерпывающим, в связи с чем, основания, по которым администрацией г. Магнитогорска Челябинской области возвращен исполнительный лист взыскателю, являются законными и обоснованными.
В соответствии с ч.1 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что спорное решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина (юридического лица) не были нарушены.
Поскольку административный ответчик действовал в пределах своих полномочий, оснований для признания действия администрации г. Магнитогорска Челябинской области незаконным, возложении обязанности принять исполнительный документ к исполнению за пределами трехлетнего срока, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований публичного акционерного общества "Сбербанк России" в лице Челябинского отделения № 8597 к администрации г. Магнитогорска Челябинской области о признании незаконным действия по возврату исполнительного документа отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня принятия судом мотивированного текста решения путем подачи апелляционной жалобы через Правобережный районный суд г.Магнитогорска Челябинской области.
Председательствующий
Мотивированный текст решения изготовлен 26 января 2022 года.