ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-154 от 29.07.2021 Кобяйского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дела №2а- 154 /2021 14RS0013-01-2021-000245-54

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

п.Сангар 29 июля 2021 года

Кобяйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Тимофеева А.И., единолично, при секретаре Гридневой М.Н., с участием представителя административного ответчика Иванова А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску главы муниципального образования «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) Левина И.И. к Улусному (районному) Совету депутатов Муниципального образования «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) о признании незаконной бездействия, выразившееся в не предоставлении решения по заслушиванию отчета главы МО «Кобяйский улус (район)» Левина И.И. о результатах деятельности за 2020 год и стенограммы к нему, решения по рассмотрению протеста прокурора Кобяйского района на решение от 08.07.2020 года №3 «Об отчете главы МО «Кобяйский улус (район)» о результатах деятельности за 2019 год, принятые на ХХVII очередной сессии 11.06.2021 года, об обязании административного ответчика незамедлительно представить в администрацию МО «Кобяйский улус (район) решение по заслушиванию отчета главы МО «Кобяйский улус (район)» Левина И.И. о результатах деятельности за 2020 год и стенограммы к нему, решения по рассмотрению протеста прокурора Кобяйского района на решение от 08.07.2020 года №3 «Об отчете главы МО «Кобяйский улус (район)» о результатах деятельности за 2019 год», принятые на ХХVII очередной сессии 11.06.2021 года,

У С Т А Н О В И Л:

Глава МО «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) Левин И.И. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на то, что 11.06.2021 года проведена ХХVII очередная сессия Улусного (районного) Совета депутатов МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я), на которой был заслушан ежегодный отчет главы о результатах деятельности за 2020 год, рассмотрен протест прокурора Кобяйского района на решение от 08.07.2020 год «Об отчете главы МО «Кобяйский улус (район)» о результатах деятельности за 2019 год». Отчет и решение Совета публикуются в муниципальных средствах массовой информации и размещаются на официальном сайте муниципального образования, однако, Улусным (районным) Советом депутатов вышеназванные решения в администрацию района не представлены, в связи с чем, они не опубликованы в средствах массовой информации и не размещены в официальном сайте муниципального района. Указанное бездействие ответчика нарушает принципы открытости, доступности и законности, ограничивают своевременный доступ к информации деятельности органов местного самоуправления, препятствуют исполнительному органу местного самоуправления на выполнение обязанностей по официальному опубликованию (обнародованию) актов местного самоуправления. Данные решения напрямую затрагивают права и интересы главы МО «Кобяйский улус (район)» Левина И.И. на осуществление им полномочий, предусмотренных федеральным законодательством, уставом МО и муниципальными правовыми актами.

Просит суд признать незаконной бездействия ответчика, выразившиеся в не предоставлении решения по заслушиванию отчета главы МО «Кобяйский улус (район)» Левина И.И. о результатах деятельности за 2020 год и стенограммы к нему, решения по рассмотрению протеста прокурора Кобяйского района на решение от 08.07.2020 года №3 «Об отчете главы МО «Кобяйский улус (район)» о результатах деятельности за 2019 год, принятые на ХХVII очередной сессии 11.06.2021 года, обязать административного ответчика незамедлительно представить в администрацию МО «Кобяйский улус (район) решение по заслушиванию отчета главы МО «Кобяйский улус (район)» Левина И.И. о результатах деятельности за 2020 год и стенограммы к нему, решения по рассмотрению протеста прокурора Кобяйского района на решение от 08.07.2020 года №3 «Об отчете главы МО «Кобяйский улус (район)» о результатах деятельности за 2019 год, принятые на ХХVII очередной сессии 11.06.2021 года.

Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

Административный истец Левин И.И. заявлением просит рассмотреть дело без его участия.

Представитель административного ответчика по доверенности Иванов А.Ф. полностью не признав исковые требования в суде пояснил, что решения об оценке деятельности Главы района за 2020 год и решение по протесту прокурора района администрацие района предоставлены и они опубликованы на официальном сайте администрации и вывешены на официальном стенде на 2 этаже администрации района. Что касается стенографии, они ее, согласно Регламента, не предоставляют, стенография велась раньше, сейчас они ведут аудиозапись и на основе этой записи составляют протокол. Также ранее администрации была предоставлена выписка из протокола.

Административный истец надлежащим образом извещен, просит рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем, в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, судом определено рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Суд, заслушав представителя Иванова А.Ф., изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ч. 11.1 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования. В соответствии с п. 2 ч. 6.1 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

На основании ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с указанным Федеральным законом принят Устав муниципального образования «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия), который зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) 07.07.2014 года с учетом изменений и дополнений по состоянию на 24.05.2021 года.

Согласно ст.21 Устава структуру органов местного самоуправления муниципального образования составляют: улусный (районный) Совет депутатов – представительный орган муниципального образования; глава улуса (района) – высшее должностное лицо муниципального образования; улусная (районная) администрация – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования; контрольно-счетная палата муниципального образования – постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля. Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п. 10 ст.29 Устава МО, глава улуса (района) в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению и улусному (районному) Совету депутатов.

В соответствии с п.п.1.1 ст.24 Устава МО глава улуса (района) ежегодно представляет им отчеты о результатах своей деятельности, в том числе его отчеты как главы улусной (районной) администрации о результатах деятельности улусной (районной) администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных улусным (районным) Советом депутатов муниципального образования.

Согласно ст.37 Устава МО систему муниципальных правовых актов образуют, в том числе и решения, постановления и распоряжения улусного (районного) Совета депутатов.

В соответствии с п.4 ст.40 Устава МО нормативный правовой акт, принятый улусным (районным) Советом депутатов муниципального образования, направляется главе улуса (района) для подписания и обнародования в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно ч.1 ст.45 Устава МО (в соответствии с изменениями, внесенными решением №2 от 02.12.2015 года) официальное опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов осуществляется путем их опубликования в районных средствах массовой информации или средствах массовой информации, учрежденном органом местного самоуправления в течение пяти рабочих дней после подписания, или путем их вывешивания на информационном стенде, установленном в здании улусной (районной) администрации, а также на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет.

Согласно ст.2 Положения о порядке представления и рассмотрения ежегодного отчета Главы муниципального образования «Кобяйский улус (район)» РС(Я), являющегося приложением к решению Улусного (районного) Совета МО «Кобяйский улус (район) РС(Я) от 24.06.2010 года №29, не позднее 1 апреля следующего за отчетным периодом года Глава муниципального образования «Кобяйский улус (район)» РС(Я) вносит текст Отчета в Совет депутатов муниципального образования «Кобяйский улус (район)» РС(Я).

В соответствии со ст.6 Положения после рассмотрения Отчета Главы муниципального образования на заседании Совета Отчет и решение Совета о его рассмотрении публикуются главой муниципального образования в муниципальных средствах массовой информации (или обнародуются) и размещаются на официальном сайте муниципального образования.

Решением ХХI внеочередной сессии №4 от 29.09.2020 года утверждён регламент Улусного (районного) Совета депутатов муниципального образования «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия).

Согласно п.3 ст. 8 Регламента заседания Совета носят открытый характер. В соответствии со ст.20 Регламента протокол заседания Улусного (районного) Совета депутатов составляется на основе стенограмм заседания, подписывается председателем на заседании Совета. Изготовление и копирование стенограмм возлагается на аппарат Совета, который обеспечивает хранение протоколов и стенограмм в течение двух лет, после чего передает их в установленном порядке в архив. Протокол заседания комиссии оформляется в течение 3 рабочих дней, со дня окончания заседания. Выписки из протоколов заседания направляется либо предоставляется по письменному запросу государственных органов и органов местного самоуправления, структурных подразделений, после его полного оформления в течение 3 рабочих дней. Заседание комиссии по представлению председателя может проводиться с помощью аудиозаписи.

Согласно ст.21 Регламента решения принимаются на заседаниях Улусного (районного) Совета большинством голосов от общего числа депутатов, присутствующих на заседании, если иное не установлено законодательством, Уставом МО, настоящим регламентом. Полный текст решения оформляется в течение 3 рабочих дней со дня окончания заседания.

Как установлено в судебном заседании, решением №5 от 28.09.2017 года Иванова А.В. избрана председателем Улусного (районного) Совета депутатов муниципального образования.

Согласно распоряжению Администрации муниципального образования «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) от 17.09.2018 года №23-лс Левин И.И. вступил на должность главы муниципального образования «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия).

11.06.2021 года была проведена очередная сессии Улусного (районного) Совета депутатов Муниципального образования «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия).

Согласно протоколу от 11.06.2021 года на повестке дня для рассмотрения поставлены вопросы, в том числе под № 2 отчет главы МО «Кобяйский улус (район» РС(Я) за 2020 год и под № 4 протест прокурора Кобяйского района РС(Я) на решение Улусного (районного) Совета депутатов №3 от 08.07.2020 год «Об отчете главы МО «Кобяйский улус (район» РС(Я) за 2019 год».

Как указано в протоколе заседания, по второму вопросу слушали главу МО «Кобяйский улус (район» РС(Я) Левина И.И. и путем голосования приняли решение. По четвертому вопросу рассмотрели протест прокурора на решение от 08.07.2020 год №3 «Об отчете главы МО «Кобяйский улус (район» РС(Я) за 2019 год» и путем голосования приняли решение.

17.06.2021 года исх. №01-1040 главой Левиным И.И. на имя председателя Улусного (районного) Совета депутатов МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) Ивановой А.И. направлено письмо о предоставлении решения о результатах деятельности за 2020 год, выписку из протокола и стенограмму из очередной сессии, также решение по результатам рассмотрения протеста прокурора.

24.06.2021 года исх. №01-1095 главой Левиным И.И. вторично на имя председателя Улусного (районного) Совета депутатов МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) Ивановой А.И. направлено письмо о предоставлении решения о результатах деятельности за 2020 год, выписку из протокола и стенограмму из очередной сессии, также решение по результатам рассмотрения протеста прокурора.

02.07.2021 года исх. №01-1040 главой Левиным И.И. на имя председателя Улусного (районного) Совета депутатов МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) Ивановой А.И. направлено письмо о предоставлении решения о результатах деятельности за 2020 год и стенограмму из очередной сессии, также решение по результатам рассмотрения протеста прокурора.

24.06.2021 года ответчику предоставлена выписка из протокола с очередной сессии от 11.06.2021 года, что подтверждается копией сопроводительного письма в котором имеется отметка о получении Администрацией МО «Кобяйский улус (район» РС(Я) под вх. №1719/114 от 24.06.2021 года, 09.07.2021 года предоставлены решения №3 и №6, принятые по результатам рассмотрения вопросов №2 и №4 на заседании от 11.06.2021 года, что подтверждается сопроводительными письмами в которых имеется отметка о получении Администрацией МО «Кобяйский улус (район» РС(Я) под вх. №1850/114 от 09.07.2021 года.

В соответствии со ст.20 Регламента протокол заседания Улусного (районного) Совета депутатов составляется на основе стенограмм заседания, подписывается председателем на заседании Совета. Изготовление и копирование стенограмм возлагается на аппарат Совета, который обеспечивает хранение протоколов и стенограмм в течение двух лет, после чего передает их в установленном порядке в архив.

Согласно Большому энциклопедическому словарю от 2012 года стенограмма – это текст, представляющий дословную запись устной речи по методу стенографии.

Стеногра?фия — способ письма посредством особых знаков и целого ряда сокращений, дающий возможность быстро записывать устную речь.

Согласно протоколу ХХVII очередной сессии 11.06.2021 года в начале заседания председательствующий предупредил о ведении заседания очередной сессии с помощью аудио и видеозаписей. В протоколе заседания запись о том, что велась стенограмма заседания, не имеется. Также в возражении административный ответчик указывает, что стенограмма сессии не велась.

Доводы административного ответчика о том, что административный истец не представил доказательства того, что указанными бездействиями затрагиваются права административного истца, судом не принимаются, т.к. нормативный правовой акт, принятый улусным (районным) Советом депутатов муниципального образования, также подписывается и обнародуется главой.

Таким образом, судом установлено, что 11.06.2021 года проведена сессия Улусного (районного) Совета депутатов, в котором был заслушан отчет главы за 2020 год, рассмотрен протест прокурора, по результатом которых приняты решения. Заседание сессии велась с использованием аудиозаписи. Административный ответчик признал, что, в нарушение ст.45 Устава МО и ст.21 регламент Улусного (районного) Совета депутатов муниципального образования «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия), решения, принятые, по результатам рассмотрения вопросов на ХХVII очередной сессии 11.06.2021 года, несвоевременно предоставил главе для опубликования (обнародования). Решение предоставлены административному истцу 09.07.2021 года, после их неоднократного истребования.

Следовательно, на момент рассмотрения дела, требуемые административным истцом решения, были вручены истцу, стенограмма заседания не велась.

Доказательств того, что велась стенограмма заседания, административным истцом, суду не представлены.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска не имеется, иск подлежит отказу в удовлетворении.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.179-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска главы муниципального образования «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) Левина И.И. к Улусному (районному) Совету депутатов Муниципального образования «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) о признании незаконной бездействия, выразившееся в не предоставлении решения по заслушиванию отчета главы МО «Кобяйский улус (район)» Левина И.И. о результатах деятельности за 2020 год и стенограммы к нему, решения по рассмотрению протеста прокурора Кобяйского района на решение от 08.07.2020 года №3 «Об отчете главы МО «Кобяйский улус (район)» о результатах деятельности за 2019 год, принятые на ХХVII очередной сессии 11.06.2021 года, об обязании административного ответчика незамедлительно представить в администрацию МО «Кобяйский улус (район) решение по заслушиванию отчета главы МО «Кобяйский улус (район)» Левина И.И. о результатах деятельности за 2020 год и стенограммы к нему, решения по рассмотрению протеста прокурора Кобяйского района на решение от 08.07.2020 года №3 «Об отчете главы МО «Кобяйский улус (район)» о результатах деятельности за 2019 год», принятые на ХХVII очередной сессии 11.06.2021 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РС(Я) в течение десяти дней со принятия судом решения, путем подачи жалобы через Кобяйский районный суд РС(Я).

Мотивированное решение окончательно изготовлено 29.07.2021 года.

Судья: п/п Тимофеев А.И.

Копия верна.

Судья: А.И. Тимофеев.