ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1541/17 от 14.11.2017 Тулунского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тулун 14 ноября 2017 года

Тулунский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Мицкевича А.О., при секретаре Щукиной О.Н., с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, представителя административного ответчика Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1541/2017 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области *** от ......,

У С Т А Н О В И Л:

..........Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области с административным исковым требованием о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области *** от ......, указав в обоснование, что на основании решения *** от ...... руководителя Межрайонной ИФНС России *** по Иркутской области (далее - налоговая инспекция) с ...... по ...... у него, как у физического лица проведена выездная налоговая проверка. Предмет и период, за который проведена налоговая проверка: - НДФЛ, проверяемый период с ...... по ......; - НДС, проверяемый период с ...... по ....... По результатам проверки налоговая инспекция составила акт *** и вынесла решение от ......*** о привлечении его к налоговой ответственности: по п........... ст........... НК РФ в виде штрафа за неуплату НДС в размере .......... рублей и по ст........... НК РФ за непредставление в установленный срок налоговых деклараций по НДС в размере .......... рублей.

Решением от *** от ...... ему начислена сумма пени: - .......... по НДФЛ и .......... рублей по НДС. Кроме того, установлена неуплата налогов в сумме .......... рублей, в т.ч: 1. НДФЛ в сумме .......... рублей, в т.ч:- За ...... год-.......... рублей; -За ...... год - .......... рублей; -За ...... год - .......... рублей. 2. Налог на добавленную стоимость в сумме .......... рулей, в т.ч: за 1 квартал ...... - .......... рублей; за 2 квартал ...... - .......... рулей; - за 3 квартал ...... - .......... рублей; за 4 квартал ...... - ...... рублей; за 1 квартал ...... - .......... рублей; за 2 квартал ...... - .......... рублей; за 3 квартал ...... - .......... рублей; за 4 квартал ...... года - .......... рублей; за 1 квартал ...... - .......... рублей; за 2 квартал ...... - .......... рублей; за 3 квартал ...... - .......... рублей; за 4 квартал ...... - .......... рублей.

Решением Управления ФНС по Иркутской области *** от ...... апелляционная жалоба на решение Межрайонной ИНФС России *** по Иркутской области от ......*** о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без удовлетворения. Основанием для начисления НДФЛ и НДС за проверяемый период явилось то обстоятельство, что, по мнению налоговой инспекции, он осуществлял предпринимательскую деятельность без постановки на учет в налоговом органе, а именно оказывал услуги по сдаче в аренду находящегося у него в собственности имущества организациям и индивидуальным предпринимателям на возмездной основе.

Указанные в акте проверки и решении *** выводы не соответствуют действительности и действующему законодательству. Ему незаконно произведено начисление НДФЛ и НДС с дохода от предпринимательской деятельности. Он, как физическое лицо является собственником части нежилых помещений, указанных в акте проверки. Указанные помещения переданы во временное владение и пользование по договорам аренды юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Арендаторы уплачивали за пользование помещениями арендную плату, удерживая при этом налог на доходы физических лиц.

Закон связывает необходимость регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя с осуществлением им деятельности особого рода, а не просто с совершением возмездных сделок. Самого по себе факта совершения гражданином сделок на возмездной основе для признания гражданина предпринимателем недостаточно, если совершаемые им сделки не образуют деятельности. У индивидуальных предпринимателей и юридических лиц сдача внаем принадлежащих им жилых или нежилых помещений осуществляется путем организации определенного производственного процесса, включающего в себя такие необходимые элементы, как использование работников, имеющих определенную квалификацию, технических средств, материалов, энергии, информационных ресурсов и т.**** в этом случае осуществляется экономическая деятельность, которая характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции, то есть оказанием услуг потребителям.

Сдача в аренду принадлежащего физическому лицу на праве собственности имущества является юридическим актом, удостоверяющим факт использования собственником своего законного права на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом, и потому не содержит необходимых элементов, характеризующих приведенное выше понятие «предпринимательской деятельности».

Арендодатель получает обусловленный договором аренды доход в виде арендной платы, поименованный в ст.208 главы 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ и являющийся объектом налогообложения по налогу на доходы по ставке 13%, но при этом не осуществляет на свой риск какой-либо экономической деятельности, поскольку именно арендатор осуществляет деятельность с использованием арендованного имущества

Приобретение физическим лицом нежилого помещения не противоречит нормам гражданского законодательства и не свидетельствует о ведении им предпринимательской деятельности. Имущество приобреталось физическим лицом с целью вложения и сохранения имеющихся денежных средств. Доход перечислялся на банковскую карту, куда также перечислялась проценты по банковскому вкладу, получались наличными денежными средствами, осуществлялись расходы для личных нужд, то есть никакого учета хозяйственных операций не было.

Предпринимательская деятельность осуществляется гражданином на свой риск. Предпринимательский риск гражданина заключается в вероятности наступления событий, в результате которых продолжение осуществления данной деятельности станет не возможным. В данном случае предпринимательский риск отсутствует. Материалы проверки не содержат
доказательств, что он осуществляет предпринимательскую деятельность.

При отсутствии признаков предпринимательской деятельности физическое лицо имеет право заключить договор о сдаче имущества в аренду без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Бюджету ущерб не причинен. В случае регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, он обязательно бы воспользовался предоставленным ему правом и выбрать специальный налоговый режим (упрощенную систему налогообложения). В акте проверки отражено, что договоры аренды (имущественного найма) не являются, договором на выполнение работ (оказания услуг), и правоотношения по нему регулируются нормами главы 34 ГК РФ. На основании изложенного, и вывода, приведенного в акте проверки, что он не является плательщиком НДФЛ с дохода от предпринимательской деятельности, не является плательщиком НДС, так как отсутствуют операции по реализации товаров (работ, услуг).

В нарушение требований Налогового кодекса РФ - акт проверки *** от ...... не содержит ссылок на первичные документы, на основании которых налоговой инспекцией произведено начисление суммы налогов.

Решение в нарушение п. 6 ст. 101 НК РФ также не содержит ссылок на документы, иные сведения, подтверждающие обстоятельства налогового правонарушения. Доначисление налогов произведено только на основании представленных в МИФНС №6 налоговыми агентами справок по 2 НДФЛ за ...... года или по данным выписки из расчетных счетов арендаторов.

Как физическое лицо он является собственником части нежилых помещений, которые переданы во временное владение и пользование по договорам аренды. Арендаторы уплачивали за пользование помещениями арендную плату, удерживая при этом налог на доходы физических лиц.

В решении *** от ...... подтверждено, что перечисленные арендаторы в ...... являлись налоговыми агентами и, соответственно, имели обязанность удержать налог на доходы физических лиц с арендной платы, уплачиваемой за принятое в аренду имущество, принадлежащее на праве собственности ФИО1, а также представлять сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации.

По данным проверки расхождение по сумме налога подлежащего удержанию и сумме удержанного налога образовалась в связи с нарушением ООО «Свет» и ООО «Сибирская деловая компания» своих обязанностей. ООО «Свет» не представлена справка по Ф.2 НДФЛ за ...... ООО «Сибирская деловая компания» - нарушен порядок заполнения раздела .......... справки 2 НДФЛ.

В решении *** отражено, что арендаторы в ...... года являлись налоговыми агентами и, соответственно, имели обязанность удержать НДФЛ с арендной платы, уплачиваемой за принятое в аренду имущество, принадлежащее на праве собственности ФИО1, а также представлять сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ.

По данным проверки расхождение по сумме налога подлежащего удержанию и сумме удержанного налога образовалась в связи с нарушением ООО «Свет» и ООО «Артбайкал» своих обязанностей. ООО «Свет» не представлена справка по Ф. 2 НДФЛ за ....... ООО «Артбайкал» нарушен порядок заполнения раздела .......... справки 2 НДФЛ.

В решении *** акже отражено, что перечисленные арендаторы в ...... года являлись налоговыми агентами и имели обязанность удержать налог на доходы физических лиц с арендной платы, уплачиваемой за принятое в аренду имущество, принадлежащее на праве собственности ФИО1, а также представлять сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации.

Выводы по результатам мероприятий налогового контроля изложены в принятом решении, которые не соответствуют действительности.

Просит суд: признать незаконным п........... решения Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области *** от ...... о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п........... НК РФ в виде штрафа в размере .......... рублей; признать незаконным п........... решения Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области *** о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п........... НК РФ в виде штрафа в размере .......... рублей; признать незаконным п........... решения Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области *** в сумме начисленной пени в размере .......... рублей; признать незаконным п........... решения Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области *** в сумме начисления недоимки по НДФЛ и НДС в размере .......... рублей.

Одновременно с административным исковым заявлением ФИО1 представил в суд ходатайство о восстановлении срока на подачу административного иска, указав в обоснование, что решением Межрайонной ИФНС России *** по Иркутской области *** от ...... он привлечен к налоговой ответственности. Не согласившись с решением *** от ......, ФИО1 обжаловал его в Управление ФНС по ****. Решением Управления ФНС по ******* от ...... апелляционная жалоба на решение Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области *** от ...... оставлена без удовлетворения. Не согласившись с постановленными решениями, ...... ФИО1 почтовым отправлением направил в Тулунский городской суд Иркутской области административное исковое заявление. Отправленное письмо до адресата – Тулунского городского суда, так и не дошло, и было утрачено почтовой службой. Факт обращения ФИО1 с административным иском в установленные сроки подтверждается почтовой квитанцией и описью вложения. Полагает, что установленный процессуальный срок, пропущен истцом по уважительной причине, а он совершил все необходимые действия для подачи заявления. Просит суд восстановить срок на подачу административного искового заявления об оспаривании решения *** от ...... Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области.

В судебном заседании административный истец ФИО1 обстоятельства, изложенные в административном иске, подтвердил, как и подтвердил обстоятельства, изложенные в заявлении о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд с административным иском. Просил суд восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления об оспаривании решения *** от ...... Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области, а решение *** от ...... Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области – отменить. Дополнительно пояснил, что он обратился в консалтинговую контору в **** с целью составления ими иска для обжалования решения налогового органа, заключив с ними соответствующий договор. Они составили исковое заявление и направили его почтой ...... в Тулунский городской суд, однако оно потерялось на «Почте России». С ...... до момента подачи иска в суд он никаких действий не предпринимал, только ждал. Созванивался с юристом ФИО2, которой поручил розыск письма. С «Почтой России» сложно работать, так как у них постоянно что-то теряется.

Представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании доводы, изложенные в административном иске, поддержала, просила суд восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления об оспаривании решения *** от ...... Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области, а решение *** от ...... Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области – отменить. Дополнительно пояснила, что административным истцам пропущен процессуальный срок на обжалование решения Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области *** от ...... по уважительной причине. ФИО1 обратился в юридическую службу г.Москвы с целью обжалования решения налогового органа. В трехмесячный срок административное исковое заявление направлено в Тулунский городской суд по почте, однако до суда не дошло и назад отправителю не возвращено, было утеряно. В почтовое отделение г.Тулуна оно не поступало. Письменно они в ФГУП «Почта России» не обращались, только устно, в ...... звонили по телефону горячей линии, где им сообщить ничего не могли. Они надеялись, что письмо дойдет до адресата. На ФГУП «Почта России» письма теряются – это общеизвестно. Письменно они в ФГУП «Почта России» с заявлением о предоставлении информации относительно отправленной корреспонденции не обращались, их действия относительно потери письма не обжаловали. После того как МИФНС обратилось в суд с иском о взыскании задолженности по налогам с ФИО1 по оспариваемому решению и их иск судом удовлетворен, было принято решение об обращении в суд с данным административным иском об оспаривании данного решения.

В судебном заседании представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области ФИО3 возражал против удовлетворения требований административного иска, а также против восстановления судом пропущенного срока на обжалование решения МИФНС от ....... Дополнительно пояснил, что на административном истце лежала обязанность по отслеживанию почтового отправления из г.Москвы. Уважительных причин пропуска срока административным истцом не представлено.

Суд, выслушав административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, изучив административное исковое заявление, ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст.17 и 18; чч.1 и 2 ст.46, ст.52 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии со ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Часть 9 указанной статьи устанавливает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно п.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из оспариваемого решения Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области от ......*** усматривается, что на основании решения начальника Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области от ......*** проведена выездная налоговая проверка ФИО1 по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты по всем налогам и сборам за период с....... по ....... В соответствии с вышеуказанным решением, сумма подлежащая уплате в бюджет, составила .......... рублей, в том числе: налоги (сборы) - .......... рублей, в том числе: налог на доходы физических лиц в сумме .......... рублей, налог на добавленную стоимость в сумме .......... рублей; пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора) на ...... в размере .......... рублей, в том числе: по налогу на доходы физических лиц в сумме .......... рублей, по налогу на добавленную стоимость в сумме .......... рублей; штраф по налогу на добавленную стоимость в сумме .......... рублей.

Решение о привлечении к налоговой ответственности от ......*** ФИО1 обжаловалось в апелляционном порядке в соответствие с положениями ст.139 НК РФ в Управление ФНС России по Иркутской области и решением от ......*** жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения.

В силу положений ст.142 НК РФ жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, законодательством об административном судопроизводстве и иными федеральными законами.

Вместе с тем, судом установлено, что ФИО4 направил в Тулунский городской суд административное исковое заявление о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области *** от ...... почтовым отправлением (согласно штемпелю на конверте) ......, который поступил в суд ...... (входящий ***).

Согласно ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Оспариваемое решение Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области *** принято ......, по апелляционной жалобе ФИО1 оставлено без изменения Управлением ФНС России по Иркутской области и решением .......

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости исчисления начала течения срока для ФИО1 на обращение в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области *** от ...... – с .......

Вместе с тем, судом установлено, что настоящее административное исковое заявление ФИО1 поступило в Тулунский городской суд ...... (входящий ***), направлено по почте согласно штемпелю на конверте ....... Ранее в суд административных исков ФИО1 об оспаривании решения Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области не поступало.

В качестве основания для восстановления пропущенного процессуального срока на обжалование решения Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области административным истцом и его представителем указано на то обстоятельство, что ...... по поручению ФИО1 на почтовое отделение в г.Москве было сдано административное исковое заявление об оспаривании решения Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области от ......, однако по неизвестной им причине административный иск до суда не дошел, назад отправителю не вернулся, был утерян «Почтой России».

В подтверждении доводов обращения в суд с административным иском об обжаловании решения Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области *** от ...... ФИО1 суду представлена опись вложения в ценное письмо, в которой отражено, что ФИО1 направил в Тулунский городской суд Иркутской области ценное письмо: Административное исковое заявление от ......, копию решения от ......*** копию решения *** от ......, имеется штамп ФГУП «Почта России» .......Москва, а также платежный документ, согласно которому ФИО1 оплачена отправка письма в Тулунский городской суд .......

Однако, в Тулунский городской суд административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании решения Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области, направленное по ФГУП «Почта России» через почтовое отделение г.Москвы не поступало. Административный иск ФИО1 об оспаривании решения Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области от ...... поступил в суд ...... по ФГУП «Почта России», который был отправлен через почтовое отделение г.Иркутска ......, о чем свидетельствует штамп на конверте.

Довод административного ответчика и его представителя о том, что ФИО1 пропустил срок на обращение в суд с административным иском об обжаловании решения налогового органа по уважительной причине в связи с тем, что ФГУП «Почта России» утеряло его письмо, признается несостоятельным и не может служить основанием для удовлетворения ходатайства ФИО1 о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу такого иска. Кроме того объяснения административного истца и его представителя о том, что они устно обращались в отделения «Почта Росси» в г.Тулуне и г.Иркутске, а также звонили по телефону на горячую линию ФГУП «Почта России» с целью выяснить судьбу отправленного письма признается судом недоказанным стороной административного истца, поскольку каких-либо доказательств, с достоверностью свидетельствующих обращения административного истца или его представителей в ФГУП «Почта России» суду не представлено. Вместе с тем, административный истец действия ФГУП «Почта России» или его сотрудников по данному факту не обжаловал в судебном порядке, не обращался письменно с заявлением ни к руководству почтового отделения, через которое было направлено письмо, ни к руководству ФГУП «Почта России» с просьбой предоставить объективную информацию о нахождении отправленной корреспонденции, и разобраться в сложившейся ситуации. Довод административного истца о том, что он надеялся, на то, что отправленное ...... ценное письмо все же дойдет до Тулунского городского суда Иркутской области, в связи с чем не стал повторно обращаться в суд с указанным иском до того момента, пока суд не взыскал с него задолженность на основании оспариваемого решения от ......, признается судом несостоятельным и не может быть признан уважительной причиной пропуска процессуального срока.

Довод административного истца о направлении в Тулунский городской суд Иркутской области административного искового заявления судом признается несостоятельным и недостаточным для признания пропуска процессуального срока по уважительным причинам, поскольку само по себе направление административного иска в суд по почте, с учетом того, что ему было известно о том, что административный иск не поступил в суд своевременно, а также отсутствие активных действий со стороны ФИО1 для выяснения причин непоступления в суд его иска, а также тот факт, что ФИО1 своевременно вновь не обратился в суд с настоящим административным иском для защиты своих прав, а дождался вынесения решения суда по административному иску Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области о взыскании с него обязательных платежей и пени, насчитанных на основании оспариваемого решения от ......, после чего только направил в суд настоящий иск.

Доказательств того, что, действуя разумно и добросовестно, административный истец столкнулся с обстоятельствами, препятствующими своевременной подаче административного иска в суд, и наличия условий, ограничивающих возможность совершения соответствующих юридических действий, в суд стороной административного истца не представлено.

Таким образом, административным истцом не выполнена обязанность, возложенная на него п.11 ст.226 КАС РФ по доказыванию уважительности пропуска процессуального срока.

На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств уважительности пропуска ФИО1 процессуального срока на обращение в суд с административным иском об обжаловании решения Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области от ......, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворения ходатайства административного истца ФИО1 о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления об оспаривании решения *** от ...... Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что статья 46 Конституции Российской Федерации не предполагает возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам производства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами (определения от 29 сентября 2011 года № 1185-О-О, от 16 июля 2013 года № 1160-О, от 24 декабря 2013 года № 2126-О и др.).

Установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя и обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений.

Несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии таких заявлений - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в предварительном судебном заседании или в судебном заседании; заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (части 5 и 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). При этом суд, оценивая, является ли та или иная причина уважительной, действует не произвольно, а проверяет и учитывает всю совокупность обстоятельств конкретного дела (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 2599-О и от 28 февраля 2017 года № 360-О).

Согласно требованиям п.1 ст.10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В силу ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В связи с тем, что суд пришел к выводу о пропуске административным истцом срока обращения в суд, а также об отсутствии оснований для восстановления административному истцу ФИО1 указанного срока в связи с отсутствием уважительных причин пропуска срока подачи административного искового заявления, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворения административного иска ФИО1 об оспаривании решения *** от ...... Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области.

В силу ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

На основании изложенного и руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконными п........... решения Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области *** от ...... о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п.......... НК РФ в виде штрафа в размере .......... рублей; о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п........... НК РФ в виде штрафа в размере .......... рублей; в сумме начисленной пени в размере .......... рублей; а также о признании незаконным п........... решения Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области *** в сумме начисления недоимки по НДФЛ и НДС в размере .......... рублей – отказать в связи с пропуском ФИО1 срока обращения в суд с административным иском без уважительных причин.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Тулунский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.О. Мицкевич