ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1541/2016 от 17.03.2016 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 марта 2016г. г. Астрахань

Кировский районный суд г. Астрахани в составе

председательствующего судьи Мелиховой Н.В.

при секретаре Миндалиевой Д.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43 административное дело №2а-1541/2016 по административному исковому заявлению Тамина А.Э.Х. к Управлению Федеральной миграционной службы России по Астраханской области о признании решения по итогам предварительного рассмотрения ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации незаконным и его отмене, возобновлении рассмотрения ходатайства о предоставлении статуса беженца

У С Т А Н О В И Л :

Тамина А.Э.Х. обратился в суд с заявлением, указав, что он является гражданином Сирийской Арабской Республики. В декабре 2015г. он обратился в УФМС России по Астраханской области с ходатайством о предоставлении статуса беженца на территории Российской Федерации. По итогам предварительного рассмотрения его ходатайства ДД.ММ.ГГГГг. УФМС России по Астраханской области принято решение об отказе в рассмотрении по существу его ходатайства на основании п.п. 5 п.1 ст. 5 Закона РФ «О беженцах», т.к. на него не распространяются положения этого закона. С названным решением не согласен, поскольку он не имеет возможности вернуться в Сирийскую Арабскую Республику в связи с военными действиями, проходящими на её территории. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГг. он заключил брак с гражданкой Российской Федерации. В связи с этим был вынужден обратиться в суд и просит отменить решение об отказе рассмотрения ходатайства о предоставлении ему статуса беженца на территории Российской Федерации, возобновить рассмотрение ходатайства о предоставлении ему статуса беженца на территории Российской Федерации, предоставить ему статус беженца на территории Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил заявленные требования и в настоящее время просит отменить решение об отказе рассмотрения ходатайства о предоставлении ему статуса беженца на территории Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг., обязать УФМС России по Астраханской области возобновить рассмотрение ходатайства о предоставлении ему статуса беженца на территории Российской Федерации.

В судебном заседании Тамина А.Э.Х. и его представитель по устной доверенности Фоломова Н.Д. заявленные требования с учетом дополнений, поддержали, просили удовлетворить.

Представитель УФМС РФ по Астраханской области Сидорова И.В. требования заявления не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, заслушав судебные прения, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с требованиями ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Федеральный закон №4528-1 от 19 февраля 1993г. «О беженцах» определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В силу требований ст. 3 Федерального закона №4528-1 от 19 февраля 1993г. «О беженцах» признание лица беженцем осуществляется в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом.

Признание лица беженцем предусматривает:

1) обращение с ходатайством о признании беженцем (далее - ходатайство);

2) предварительное рассмотрение ходатайства;

3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее - свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

Решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований.

Согласно требованиям п.4 ч.1 и п.2 ч.5 ст. 4 Федерального закона №4528-1 от 19 февраля 1993г. «О беженцах» лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего пребывания на законном основании на территории Российской Федерации.

Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в следующем порядке: ходатайство лица, находящегося в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации или на территории Российской Федерации, предварительно рассматривается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение пяти рабочих дней со дня поступления ходатайства.

В соответствии с п.5 и п.9 ч.1 ст. 5 Федерального закона №4528-1 от 19 февраля 1993г. «О беженцах» основаниями для отказа лицу в рассмотрении ходатайства по существу являются следующие обстоятельства: если лицо прибыло из иностранного государства, на территории которого имело возможность быть признанным беженцем; если лицо состоит в браке с гражданкой (гражданином) Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет возможность получить разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Тамина А.Э.Х. является гражданином <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГг. он обратился в УФМС России по Астраханской области с ходатайством о предоставлении статуса беженца на территории Российской Федерации.

В установленный законом срок указанное ходатайство было рассмотрено, при этом должностным лицом УФМС России по Астраханской области установлено, что Тамина А.Э.Х. ДД.ММ.ГГГГг. покинул <адрес> и по маршруту «<адрес><адрес><адрес>» прибыл ДД.ММ.ГГГГг. на территорию Российской Федерации на самолете через КПП «Аэропорт г. Нальчик». Таким образом, административный истец прибыл из иностранного государства (Ливан), на территории которого имел возможность быть признанным беженцем. Однако таким правом ни в Ливане, не в посольстве РФ на территории Сирии не воспользовался.

В связи с этим решением УФМС России по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГг. на основании п.п. 5 п.1 ст. 5 Федерального закона №4528-1 от 19 февраля 1993г. «О беженцах» в отношении Тамина А.Э.Х. принято законное и обоснованное решение об отказе в рассмотрении его ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу.

Данное решение от ДД.ММ.ГГГГг. принято и утверждено надлежащими должностными лицами УФМС России по Астраханской области в рамках их полномочий в установленный законом срок.

Доводы административного истца о том, что он не может вернуться в Сирийскую Арабскую Республику в связи с военными действиями, проходящими на её территории, не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения.

Доводы иска о том, что в настоящее время Тамина А.Э.Х. вступил в брак с гражданкой Российской Федерации, также не могут быть основанием для удовлетворения заявленных требований. Напротив указанное обстоятельство предусмотрено как самостоятельное основание для отказа в рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации (п.п.9 п.1 ст. 5 Закона «О беженцах»).

Учитывая изложенные обстоятельства и приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления Тамина ФИО1 к Управлению Федеральной миграционной службы России по Астраханской области о признании решения по итогам предварительного рассмотрения ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации незаконным и его отмене, возобновлении рассмотрения ходатайства о предоставлении статуса беженца отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.

Полный текст решения изготовлен 21 марта 2016г.

Судья: