ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1543/20 от 20.08.2020 Кстовского городского суда (Нижегородская область)

№ 2а-1543/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 августа 2020 г. г. Кстово

Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего - судьи Кравченко Е.Ю., при секретаре Жамалетдиновой Г.Т., с участием представителя административного истца - помощника Кстовского городского прокурора Лавровой Ю.Е., представителя административного ответчика - администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области и заинтересованного лица - КУМИ Кстовского муниципального района Нижегородской области - Товарновой Е.В. (по доверенностям), рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кстовского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, Министерству строительства Нижегородской области о признании действий администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области об установлении сроков расселения жителей аварийного (адрес обезличен) до (дата обезличена) года незаконными, обязании установить разумные сроки расселения жителей аварийного (адрес обезличен) – до (дата обезличена), установлении срока исполнения указанных требований в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу,

У С Т А Н О В И Л:

Кстовский городской прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области о признании действий администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области об установлении сроков расселения жителей аварийного (адрес обезличен) до (дата обезличена) года незаконными, обязании установить разумные сроки расселения жителей аварийного (адрес обезличен) – до (дата обезличена), установлении срока исполнения указанных требований в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Свой административный иск мотивируют следующим.

Кстовской городской прокуратурой рассмотрено коллективное обращение жильцов указанного дома по вопросу нарушения жилищного законодательства.

Конституция РФ закрепляет право каждого на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).

Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В силу данных норм закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц, относится к компетенции органа местного самоуправления, однако в силу ч.10 ст. 32 ЖК РФ, срок отселения и сноса аварийного дома должен быть разумным.

В п. 4.2 Постановления Правительства Нижегородской области от 29.03.2019 г. № 168 «Об утверждении государственной региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на (дата обезличена) годы» закреплена аналогичная норма о том, что в досрочном (внеочередном) порядке подлежат расселению многоквартирные дома из адресного перечня программы: при наличии судебных решений, предписывающих досрочное расселение домов или отдельных жилых помещений в таких домах; при наличии угрозы их обрушения, что подтверждается решениями муниципальных комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области.

При проведении проверки установлено, что межведомственной комиссией по представленному межведомственному заключению и визуальному осмотру, составлен акт обследования помещения от (дата обезличена)(номер обезличен) по адресу: (адрес обезличен), вынесено заключение от (дата обезличена)(номер обезличен) о признании жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, в связи с физическим износом (номер обезличен)%, издано распоряжение администрации г. Кстово Кстовского муниципального района Нижегородской области от (дата обезличена)(номер обезличен)-р.

В п. 3.1 распоряжения главы администрации г. Кстово Кстовского муниципального района от (дата обезличена)(номер обезличен)-р определено, что отселение нанимателей и собственников жилых помещений сносимого дома должно быть организовано в (дата обезличена) году.

Распоряжением главы администрации Кстовского муниципального района от (дата обезличена)(номер обезличен)-р внесены изменения в распоряжение главы администрации (адрес обезличен) муниципального района от (дата обезличена)(номер обезличен)-р. в соответствии с данными изменениями перенесен срок расселения граждан из аварийного дома с (дата обезличена) года.

При изучении государственной региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на (дата обезличена) г.г.», утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от (дата обезличена)(номер обезличен) установлено, что аварийный дом, расположенный по адресу: (адрес обезличен), включен в данную Программу.

Сроки расселения установлены в Программе в соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ в зависимости от срока признания аварийными и включены в соответствующий этап программы.

Дом по вышеуказанному адресу включен в 5-ый этап государственной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на (дата обезличена) годы», утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области (дата обезличена)(номер обезличен), подлежит расселению в (дата обезличена) годах.

Согласно акту обследования помещения от (дата обезличена)(номер обезличен) по адресу: (адрес обезличен), и заключению от (дата обезличена)(номер обезличен) о признании жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, физический износ дома составляет (номер обезличен)%, несущие элементы достигли износа, при котором их прочностные и деформационные характеристики, определенные визуальным методом, хуже предельно допустимых для действующих нагрузок в условиях эксплуатации. Дом находится в аварийном состоянии, подлежит сносу.

Срок расселения жителей дома в (дата обезличена) году нельзя признать разумным, поскольку имеется реальная угроза обрушения дома; проживание в аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья людей, т.к. имеется реальная опасность его самопроизвольного разрушения, и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Вышеуказанные нарушения посягают на интересы неопределенного круга лиц – собственников помещений многоквартирного дома, членов их семей, а также лиц, которые в будущем будут проживать в указанном доме, а также временно находящихся в жилых помещениях (посетители, гости, работники отделов соцзащиты, почтальоны, рабочие, и т.д.), и тех, кто находится непосредственно около жилых домов (например, прохожих, которые могут свободно передвигаться около дома, не отвечающего требованиям законодательства).

Прокурор обращается с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц, поскольку установление длительного срока для сноса указанного многоквартирного дома, не отвечающего принципу разумности, а также срока расселения из него жителей, влечет дальнейшую эксплуатацию данного дома, состояние которого грозит обрушением и может повлечь причинение вреда жизни и здоровью как лицам, в нем проживающим, так и временно находящимся в доме и рядом с ним.

В обоснование своих требований также ссылаются на п. 2 ст. 16, п.2 ст. 2 Федерального закона № 185-ФЗ от 21.07.2007 г. «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», разъяснения п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 02.07.2009 г.

В своём административном иске просят: признать действия администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области об установлении сроков расселения жителей аварийного (адрес обезличен) до (дата обезличена) года незаконными, обязать установить разумные сроки расселения жителей аварийного (адрес обезличен) - до (дата обезличена), установить срок исполнения указанных требований в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Министерство строительства Нижегородской области.

Представитель Кстовской городской прокуратуры - помощник Кстовского городского прокурора Лаврова Ю.Е. в судебном заседании на административном иске настаивал, согласно доводов административного иска.

В судебном заседании представитель административного ответчика – администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области и заинтересованного лица - КУМИ Кстовского муниципального района Нижегородской области - Товарнова Е.В. (по доверенностям), возражал против удовлетворения административного иска, согласно доводов возражений, приобщенных к делу в письменном виде.

Представитель административного ответчика - Министерства строительства Нижегородской области в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежаще, просили о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, с административным иском не согласны по доводам возражений, приобщенных к делу в письменном виде.

Иные участвующие в деле лица, в судебном заседании участия не принимали, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежаще.

С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотрение настоящего дела при данной явке.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий, решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено и материалами дела подтверждается следующее.

Кстовской городской прокуратурой рассмотрено коллективное обращение жильцов (адрес обезличен) по вопросу нарушения жилищного законодательства.

Конституция РФ закрепляет право каждого на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (ст. 2 ЖК РФ).

Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление (номер обезличен) от (дата обезличена) г. «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с п. 7 данного Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Согласно Положению, межведомственная комиссия создается органом местного самоуправления. Председателем комиссии является представитель органа местного самоуправления.

Таким образом, организация деятельности межведомственной комиссии возложена на орган местного самоуправления.

Пунктом 49 Положения установлено, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, срока отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Из материалов дела следует, что межведомственной комиссией по представленному межведомственному заключению и визуальному осмотру, составлен акт обследования помещения от (дата обезличена)(номер обезличен) по адресу: (адрес обезличен), вынесено заключение от (дата обезличена)(номер обезличен) о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу, в связи с физическим износом (номер обезличен)%, издано распоряжение администрации г. Кстово Кстовского муниципального района Нижегородской области от (дата обезличена)(номер обезличен)-р.

В п. 3.1 распоряжения главы администрации г. Кстово Кстовского муниципального района от (дата обезличена)(номер обезличен)-р определено, что отселение нанимателей и собственников жилых помещений сносимого дома должно быть организовано в (дата обезличена) году.

Распоряжением главы администрации Кстовского муниципального района от (дата обезличена)(номер обезличен)-р внесены изменения в распоряжение главы администрации (адрес обезличен) муниципального района от (дата обезличена)(номер обезличен)-р, в соответствии с которыми срок расселения граждан из аварийного дома перенесен с (дата обезличена) года.

Постановлением Правительства Нижегородской области (номер обезличен) от (дата обезличена) утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на (дата обезличена) годы».

Целью данной программы является финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из многоквартирных домов, признанных до (дата обезличена) в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Министерство строительства Нижегородской области является разработчиком и государственным заказчиком (координатором) указанной региональной адресной Программы, ответственным за её реализацию, и главным распорядителем бюджетными средствами.

В связи с низкой бюджетной обеспеченностью муниципальных образований, Правительством Нижегородской области в лице Министерства строительства Нижегородской области, оказывается финансовая поддержка в виде представления органам местного самоуправления субсидий на ликвидацию аварийного жилищного фонда в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Как усматривается из материалов дела, аварийный дом, расположенный по адресу: (адрес обезличен), включен в государственную региональную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории (адрес обезличен) на (дата обезличена) г.г.», утвержденную Постановлением (адрес обезличен) от (дата обезличена)(номер обезличен).

Сроки расселения установлены в Программе в соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ в зависимости от срока признания аварийными и включены в соответствующий этап программы.

Дом по вышеуказанному адресу включен в 5-ый этап государственной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на (дата обезличена) годы», утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области (дата обезличена)(номер обезличен), подлежит расселению в (дата обезличена) годах.

Согласно акту обследования помещения от (дата обезличена)(номер обезличен) по адресу: (адрес обезличен), и заключению от (дата обезличена)(номер обезличен) о признании жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, физический износ дома составляет (номер обезличен)%, несущие элементы достигли износа, при котором их прочностные и деформационные характеристики, определенные визуальным методом, хуже предельно допустимых для действующих нагрузок в условиях эксплуатации. Дом находится в аварийном состоянии, подлежит сносу.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал, что срок расселения жителей дома в (дата обезличена) году нельзя признать разумным, поскольку имеется реальная угроза обрушения дома; проживание в аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья людей, т.к. имеется реальная опасность его самопроизвольного разрушения, и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Относительно указанного довода административного истца, представитель административного ответчика пояснил, что жильцам данного дома предлагался маневренный фонд, расположенный на территории (адрес обезличен), однако от вселения в данные жилые помещения они отказались.

Указанное обстоятельство представитель административного истца в судебном заседании не оспаривал.

Материалами дела подтверждается, что администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области в полной мере исполнила свои обязательства по соблюдению процедуры признания жилого дома непригодным для проживания.

Как указано выше, дом барачного типа по указанному выше адресу, признан аварийным на основании распоряжения администрации от (дата обезличена)(номер обезличен)-р, с учетом указанной даты при формировании программы дом был включен в пятый этап Программы (срок реализации – (дата обезличена) годы, планируемый ориентировочный срок расселения – до (дата обезличена)).

В соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ и раздела 4.2 Программы, в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов.

При этом в досрочном (внеочередном) порядке подлежат расселению многоквартирные дома из адресного Перечня программы, в отношении которых:

- имеются в наличии судебные решения, предписывающие досрочное расселение домов или отдельных жилых помещений в таких домах;

-существует угроза их обрушения, которая подтверждается решениями муниципальных комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области.

Как следует из отзыва административного ответчика - Министерства строительства Нижегородской области на административный иск, в данном случае в отношении (адрес обезличен) судебные решения или решения вышеназванных муниципальных комиссий в министерство не представлены, в связи с чем оснований для его внеочередного расселения в рамках программы не усматривается. Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к полномочиям органов местного самоуправления. Мероприятия по переселению граждан из аварийных жилых домов осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований – участников программы. В связи с этим расселение дома ранее срока, установленного программой, может быть исполнено администрацией исключительно за счет средств местного бюджета и не в рамках Программы.

Соответственно, обращения физических или юридических лиц об оказании содействия в переносе сроков расселения аварийных домов не являются основаниями для внесения соответствующих изменений в Программу.

Таким образом, срок расселения дома установлен программой в соответствии с действующим законодательством.

На основании вышеуказанной региональной адресной программы, утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области (номер обезличен) от (дата обезличена), администрацией Кстовского муниципального района Нижегородской области была принята муниципальная адресная программа, утвержденная постановлением администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области (номер обезличен) от (дата обезличена).

Соответственно, администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области не обладает необходимыми полномочиями по внесению изменений в региональную адресную программу в части изменения сроков расселения спорного многоквартирного жилого дома. При этом муниципальная программа не подлежит изменению без внесения соответствующих изменений в региональную программу.

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Согласно ч. 10 ст. 31 ЖК РФ, признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Согласно п. п. 6 и 8 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу п. п. 8 и 9 ст. 14 ЖК РФ относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 3 ст. 15 ЖК РФ).

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 15 ЖК РФ).

Во исполнение указанной нормы закона, Постановлением Правительства РФ от (дата обезличена) N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47), на основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Из разъяснений, содержащихся в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.200 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу указанных норм, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока расселения физических и юридических лиц, является компетенцией органа местного самоуправления.

Данная позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2009 года (утвержден постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009 г.).

Администрация города Кстово Кстовского муниципального района издала распоряжение от (дата обезличена)(номер обезличен)-р «О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу» в части жилого дома, находящегося по адресу: (адрес обезличен).

Согласно п. 2 указанного распоряжения, собственникам помещений необходимо осуществить снос жилого дома в срок до (дата обезличена).

Из п.п. 3.1 п. 3 распоряжения (номер обезличен)-р следует, что отделу учета аварийного фонда, перепланировки и перевода помещений организовать отселение нанимателей и собственников жилых помещений сносимого дома (дата обезличена) году, после расселения 15 аварийных жилых домов в соответствии с региональной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории (адрес обезличен) с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на (дата обезличена) годы».

В связи с упразднением администрации города Кстово Кстовского района, администрация Кстовского муниципального района на основании решения городской Думы (адрес обезличен) от (дата обезличена)(номер обезличен) является правопреемником администрации города Кстово, в том числе, по обязательствам имущественного и неимущественного характера.

Реализуя свои полномочия в данной сфере, администрация Кстовского муниципального района издала распоряжение администрации Кстовского муниципального района от (дата обезличена)(номер обезличен)-р «О внесении изменений в распоряжение администрации города Кстово Кстовского района от (дата обезличена)(номер обезличен)-р «О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу», которым срок расселения установлен до (дата обезличена) года.

Постановлением администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области от (дата обезличена)(номер обезличен) утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Кстовского муниципального района Нижегородской области» на (дата обезличена) г.г.

Постановлением администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области от (дата обезличена)(номер обезличен) внесены изменения в постановление (номер обезличен) и муниципальная адресная программа изложены в новой редакции.

Из указанных постановлений следует, что срок расселения спорного дома будет произведен в 2024 году.

Из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 22 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ, в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос ил реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан), и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, применяются нормы частей 1-3,5-9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения ч. 4 ст. 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Учитывая, что собственниками многоквартирного дома в установленный срок дом не был снесен, администрация применяет меры для его расселения, а именно принимает муниципальную программу, включается в региональную адресную программу.

Расселение спорного дома включено в государственную региональную адресную Программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на (дата обезличена) годы», утв. Постановлением Правительства Нижегородской области от (дата обезличена)(номер обезличен), которая реализуется в рамках Федерального закона от (дата обезличена) № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства».

Включение спорного дома в региональную областную программу необходимо в связи с низкой бюджетной обеспеченностью бюджета города Кстово.

Из Постановления (номер обезличен) следует, что с учетом издания распоряжения (номер обезличен)-р от (дата обезличена) о признании спорного дома аварийным домом, спорный дом был включен в областную программу в пятый этап программы (срок реализации (дата обезличена) годы, планируемый ориентировочный срок расселения – до (дата обезличена)).

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанного аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от (дата обезличена) № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Как следует из п. 2 ч. 2 ст. 16 указанного Федерального закона, в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.

При этом в досрочном (внеочередном) порядке подлежат расселению многоквартирные дома из адресного перечня программы, утверждено постановлением (номер обезличен), в отношении которых: имеются в наличии судебные решения, предписывающие досрочное расселение домов или отдельных жилых помещений в таких домах;

-существует угроза их обрушения, которая подтверждается решениями муниципальных комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области.

В настоящее время решение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, отсутствует. Доказательств обратного в деле не имеется.

Администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области предлагала жителям спорного дома маневренный фонд, расположенный на территории города Кстово Нижегородской области.

Между тем, от вселения в данные жилые помещения жильцы спорного дома отказались, что никем из участвующим в деле лиц не оспаривалось.

Заявитель просит признать действия администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области об установлении срока расселения спорного дома незаконным, обязать установить сроки расселения жителей спорного дома до (дата обезличена).

Вместе с тем, вышеуказанные правовые акты администрации города Кстово, Кстовского муниципального района, Нижегородской области в части установления срока расселения спорного дома, недействительными признать не просила.

Вышеуказанные нормативные правовые акты до настоящего времени являются действующими, никем не оспорены, недействительными не признаны.

Как усматривается из материалов дела, администрацией Кстовского муниципального района Нижегородской области было издано указанное выше постановление, которым установлены сроки расселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, с указанием срока расселения - до (дата обезличена) года.

Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (ст. 85, ст. 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2009 года).

Исходя из этих норм, срок расселения граждан должен быть обоснован объективными критериями, не носить произвольный характер. Однако неразумность этого срока как основание для его изменения судом, ни нормативно-правовыми актами, ни разъяснениями по их применению, не установлена.

Согласно п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

В данном случае указанное исключает возможность рассмотрения в судах вопроса о разумности установленного срока расселения, а тем более -возложения на администрацию обязанности его изменить, как об этом просит заявитель.

Орган местного самоуправления, действуя в рамках Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47), реализует комплекс мероприятий, каждое из которых имеет определенную продолжительность, требует бюджетного обеспечения и соблюдения прав граждан при предоставлении жилья.

Срок расселения граждан определяется не самим фактом включения дома в программу переселения, а необходимостью исследования вопроса нуждаемости проживающих в нем лиц в жилом помещении, проверки законности вселения их в квартиры, определения персонального состава граждан и площадей занимаемых ими квартир, решения вопроса о защите прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, изыскания свободных жилых помещений для переселения.

Соответственно, администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области, действуя разумно и добросовестно в рамках своих полномочий, определяет сроки расселения спорного многоквартирного жилого дома.

При таких обстоятельствах и на основании вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что Министерство строительства Нижегородской области, является ненадлежащим административным ответчиком по настоящему делу, в связи с чем в удовлетворении всех административных исковых требований к названному административному ответчику, надлежит отказать.

В связи с вышеизложенным, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, приняв во внимание правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в ответе на вопрос (номер обезличен) Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, согласно которой определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, суд приходит к выводу, что каких-либо сведений, с бесспорностью свидетельствующих о незаконности действий администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области об установлении сроков расселения аварийного (адрес обезличен) до 2021 года, о необходимости изменения срока расселения дома, и неразумности установления такого срока до (дата обезличена) года, в материалах дела не имеется и в суд заявителем представлено не было.

По смыслу закона, нарушение прав и свобод административного истца является необходимым основанием для удовлетворения административного иска о признании незаконным действий (бездействия) и решений административного ответчика.

Отсутствие таких нарушений является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований и позволяет суду не давать оценку иным обстоятельствам дела.

Административным истцом в нарушение пункта 1 части 9, части 10 статьи 226 КАС РФ, доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, не представлено.

Исходя из положений ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования, если установит, что оспариваемое действие (бездействие) нарушает права, свободы, законные интересы граждан, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется, и судом установлено не было.

Доказательств обратного в деле нет.

Доводы административного иска не подтверждают и не могут служить основанием для признания действий администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области об установлении сроков расселения жителей аварийного (адрес обезличен) до (дата обезличена) года незаконными, в связи с чем отсутствуют основания утверждать, что административным ответчиком нарушены законные права неопределенного круга лиц, в интересах которых обратился с настоящим административным иском в суд Кстовский городской прокурор, или созданы препятствия к осуществлению имеющихся у них прав.

При таких обстоятельствах и на основании вышеприведенных правовых норм, по результатам анализа доводов сторон и имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца, предъявленных к администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, о признании действий администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области об установлении сроков расселения жителей аварийного (адрес обезличен) до (дата обезличена) года незаконными, находя такие требования необоснованными.

Соответственно, подлежат оставлению без удовлетворения производные от первоначальных административные исковые требования об обязании установить разумные сроки расселения жителей аварийного (адрес обезличен) – до (дата обезличена) и установлении срока исполнения указанных требований в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Доказательств, которые бы давали основания для иных выводов, суду не представлено и в материалах дела не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Кстовского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, Министерству строительства Нижегородской области о признании действий администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области об установлении сроков расселения жителей аварийного (адрес обезличен) до 2021 года незаконными, обязании установить разумные сроки расселения жителей аварийного (адрес обезличен) – до (дата обезличена), установлении срока исполнения указанных требований в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Кстовский городской суд Нижегородской области.

Судья Кравченко Е.Ю.