ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1544/2017 от 19.06.2017 Арзамасского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 2а-1544/2017Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<дата> г.Арзамас

Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Фиминой Т.А.,

при секретаре Григораш Т.В.,

с участием представителя административных истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 по доверенности ФИО11

представителей административного ответчика Арзамасской городской Думы Нижегородской области по доверенностям ФИО12 и ФИО13

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 к Арзамасской городской Думе Нижегородской области о признании проведения заседания Арзамасской городской Думы Нижегородской области и решения незаконными

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к Арзамасской городской Думе о признании проведения двадцать седьмого заседания Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва <дата> Арзамасской городской думой Нижегородской области незаконным, признании решения Арзамасской городской Думы Нижегородской области от <дата> «О формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса» незаконным, понуждении Арзамасской городской Думы Нижегородской области отменить решение от <дата> «О формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса» указывая, что является депутатом Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу .

<дата> с официального электронного адреса Арзамасской городской Думы Нижегородской области были направлены на его адрес электронной почты проект повестки дня двадцать седьмого заседания Арзамасской городской Думы, а так же соответствующие проекты решений Арзамасской городской Думы. В соответствии с проектом повестки дня двадцать седьмого заседания Арзамасской городской Думы заседание Арзамасской городской Думы было назначено временно исполняющим полномочия главы муниципального образования - мэра города Арзамаса на <дата> в 14:00 в малом зале администрации города (<адрес>

<дата> в выпуске газеты «Арзамасские Новости» было также опубликовано извещение, в соответствие с которым <дата> в 14:00 в малом зале администрации города (<адрес>) созывается заседание Арзамасской городской Думы.

Письмом от <дата> временно исполняющий полномочия главы муниципального образования - мэра города Арзамаса ФИО14 сообщил об отмене проведения заседания Арзамасской городской Думы <дата> в 14 часов 00 минут и назначении даты проведения заседания Арзамасской городской Думы на <дата> на 14 часов 00 минут по причине его командировки <дата> в Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области.

<дата> на имя временно исполняющего полномочия главы муниципального образования - мэра города Арзамаса ФИО14 было направлено письмо от группы депутатов в количестве 12 депутатов о том, что перенос заседания Арзамасской городской Думы, назначенного на <дата> на основании письма от <дата> является незаконным, поскольку данное решение противоречит пункту 6 статьи 2 Регламента Арзамасской городской Думы Нижегородской области, утвержденного решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области от <дата> «О Положении об Арзамасской городской Думе Нижегородской области, Регламенте Арзамасской городской Думы Нижегородской области», в соответствии с которым о времени, о месте проведения, проекте повестки дня заседания депутатам сообщается не позднее чем за 3 дня до начала заседания. В этой связи, депутатами предлагалось провести заседание Арзамасской городской Думы в с соответствии с установленным порядком.

<дата> в 14:00 по адресу: 607220, <адрес> проведено двадцать седьмое заседание Арзамасской городской Думой Нижегородской области шестого созыва. При установленном числе депутатов Арзамасской городской Думой Нижегородской области в количестве 25, на заседании присутствовало 13 депутатов. В ходе проведения заседания присутствующими депутатами был рассмотрен ряд вопросов, в числе которых был вопрос о формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса.

По результатам рассмотрения данного вопроса Арзамасской городской Думой Нижегородской области принято решение от <дата> «О формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса». Данное решение опубликовано в газете «Арзамасские Новости» от <дата>.

Узнав о том, что двадцать седьмое заседание Арзамасской городской Думы Нижегородской области прошло <дата> и на нем было принято решение от <дата> «О формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования-мэра города Арзамаса», полагает, со ссылкой на пункты 1, 2 статьи 4 Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной Федеральным законом Российской Федерации от 11 апреля 1998 года №55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления», ст.12, п.«н» ч.1 ст.72, ч.ч.2 и 5 ст.76 Конституции РФ, ч.1 ст.4, ст.35, ст.43, ч.2 ст.43, п.6 ч.1 ст.44 Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.3 ст.14, ст.31 Устава города Арзамаса Нижегородской области, Регламент Арзамасской городской Думы Нижегородской области, что действия Арзамасской городской Думы и группы 13 депутатов Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва по участию и проведению данного заседания являются незаконными, а принятое решение от <дата> «О формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса» также является незаконным.

Нарушение определенной Регламентом порядка организации работы, проведения заседаний Арзамасской городской Думы, подготовки и принятия нормативных правовых актов (решений Думы) с учетом вышеуказанных требований будет является нарушением Федерального законодательства и Устава города Арзамаса Нижегородской области, обладающих большей юридической силой.

Положениями статей 2,6,8 Регламента предусмотрен порядок работы Арзамасской городской Думы по проведению заседаний Арзамасской городской Думы.

Так, в соответствии со статьей 2 Регламента очередные заседания городской Думы созываются мэром города не реже одного раза в три месяца. Внеочередные заседания созываются по инициативе мэра города, главы администрации города или депутатов в количестве не менее одной пятой от установленного Уставом города числа депутатов. О времени, о месте проведения, проекте повестки дня заседания депутатам сообщается не позднее чем за 3 дня до начала заседания. Информационные сообщения о заседаниях городской Думы, принятых ею актах публикуются в газете «Арзамасские новости».

В нарушение требований статьи 2 Регламента, временно исполняющий полномочия главы муниципального образования - мэра города Арзамаса ФИО14 направил в адрес депутатов Арзамасской городской Думы уведомление от <дата> о том, что в связи с предстоящей командировкой <дата> в Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области его присутствие на двадцать седьмом заседании Арзамасской городской Думы Нижегородской области в 14 часов 00 минут не представляется возможным, в связи с чем, оповещает об отмене проведения заседания Арзамасской городской Думы <дата> в 14 часов 00 минут и назначает дату проведения заседания Арзамасской городской Думы на <дата> на 14 часов 00 минут.

Часть 2 статьи 6 Регламента устанавливает, что на заседаниях Думы председательствует мэр города или один из его заместителей в случае отсутствия мэра города. В случае же отсутствия мэра города и его заместителей заседание открывается старейшим по возрасту депутатом и председательствующий выбирается на заседании Думы из числа ее депутатов простым большинством голосов присутствующих депутатов.

Таким образом, предстоящая у временно исполняющего полномочия главы муниципального образования - мэра города Арзамаса ФИО14 командировка <дата> в Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области и невозможность его присутствия на двадцать седьмом заседании Арзамасской городской Думы Нижегородской области в 14 часов 00 минут не является основанием для отмены проведения заседания Арзамасской городской Думы Нижегородской области <дата> и переноса ее на более позднюю дату.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Регламента мэр города как председатель городской Думы осуществляет, в том числе, следующие полномочия: руководит подготовкой заседания городской Думы, созывает его и ведет заседание Думы.

В число полномочий временно исполняющего полномочия главы муниципального образования - мэра города Арзамаса не входит отмена проведения уже назначенного заседания Арзамасской городской Думы Нижегородской области и его перенос на более позднюю дату.

Положениями части 1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 1 статьи 5 Закона Нижегородской области от 03 октября 2008 года №133-3 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области», части 4 статьи 2 Устава города Арзамаса Нижегородской области, частью 7 статьи 26 Положения об Арзамасской городской Думе Нижегородской области, принятого решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области от <дата> «О Положении об Арзамасской городской Думе Нижегородской области, Регламенте Арзамасской городской Думы Нижегородской области» установлено, что депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

Кроме того, в соответствии со статьей 7 Положения об Арзамасской городской Думе формами депутатской деятельности являются участие в подготовке (индивидуальной или совместно с другими депутатами) материалов для рассмотрения Думой; участие в заседаниях Думы. Частью 7 статьи 26 Положения об Арзамасской городской Думе также установлено, что депутат имеет право на своевременное оповещение его о проводимых городской Думой мероприятиях, на получение необходимой для депутатской деятельности информации и материалов. Депутат городской Думы принимает участие в решении всех вопросов, отнесенных к полномочиям городской Думы, в соответствии с Уставом города и Положением об Арзамасской городской Думе.

Являясь избранным депутатом Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва, полагает что Арзамасской городской Думой Нижегородской области нарушены его гражданские права и свободы, созданы препятствия к осуществлению его депутатской деятельности как депутата Арзамасской городской Думы Нижегородской области.

В соответствии с пунктом 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Отмена проведения уже назначенного на <дата> заседания Арзамасской городской Думы Нижегородской области и переноса заседания Арзамасской городской Думы Нижегородской области на <дата>, вопреки законной цели и его правам, законным интересам как депутата Арзамасской городской Думы Нижегородской области, нарушение сроков и порядка уведомления депутатов, являются основаниями для признания двадцать седьмого заседания Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва от <дата> незаконным.

В ходе проведения заседания <дата> присутствующими депутатами был рассмотрен ряд вопросов, в числе которых был вопрос о формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса.

Незаконность проведения двадцать седьмого заседания Арзамасской городской Думы Нижегородской области от <дата> указывает на неправомочность принятия Арзамасской городской Думой Нижегородской области решения от <дата> «О формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса».

Двадцать седьмое заседание Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва, проведенное <дата>, созвано, организовано и проведено с существенным нарушением требований установленного порядка (Регламента Арзамасской городской Думы Нижегородской области), что влечет незаконность принятого <дата> решения «О формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса», что в свою очередь, повлекло нарушение его прав, законных интересов как депутата Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва.

Со ссылкой на п.1 части 2, часть 2.1 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.2 ст.4 Закона Нижегородской области от 05 ноября 2014 года № 152-3 «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Нижегородской области», ч.ч.1,2 статьи 39.1 Устава города Арзамаса Нижегородской области, Решение Арзамасской городской Думы Нижегородской области от <дата>, которым принят порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса указывает, что решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области от <дата> «О формировании конкурсной комисии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса» членами конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса назначены пять депутатов Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва: Ц., Ц., С., П. , Г.

При подготовке проекта решения не были соблюдены требования ст.8 Регламента, в связи с чем проект решения Арзамасской городской Думы Нижегородской области «О формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса» на рассмотрение Думы <дата> не должен был вноситься. Таким образом, решение о назначении членов конкурсной комиссии принято с нарушением установленного Регламентом Арзамасской городской Думы Нижегородской области порядка.

В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования.

В этой связи, оспариваемое решение принято Арзамасской городской Думой вопреки установленной Регламентом процедуры, то есть с нарушением статьи 31 Устава города Арзамаса Нижегородской области, обладающего высшей юридической силой в системе муниципальных правовых актов и, как следствие, с нарушением требований федерального законодательства - статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В связи с тем, что двадцать седьмое заседание Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва, проведенное <дата>, созвано, организовано и проведено с существенным нарушением требований установленного порядка (Регламента Арзамасской городской Думы Нижегородской области), что повлекло нарушение порядка подготовки правового акта: решения Арзамасской городской Думы Нижегородской области «О формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса», и ограничило его права как депутата на участие в принятии решения по данному вопросу, он не смог реализовать право как депутата в соответствии с установленным Порядком предложить свою кандидатуру в состав конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса и, как следствие, быть избранным Арзамасской городской Думой членом соответствующей конкурсной комиссией.

ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 обратились в суд с административными исками к Арзамасской городской Думе о признании проведения двадцать седьмого заседания Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва <дата> Арзамасской городской думой Нижегородской области незаконным, признании решения Арзамасской городской Думы Нижегородской области от <дата> «О формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса» незаконным, понуждении Арзамасской городской Думы Нижегородской области отменить решение от <дата> «О формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса».

Определениями Арзамасского городского суда от <дата>. административные дела объединены в одно производство.

В дополнительных заявлениях к административным искам административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 указывают, что проведение двадцать седьмого заседания Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва <дата> Арзамасской городской думой Нижегородской области и решение Арзамасской городской Думы Нижегородской области от <дата> «О формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса» являются незаконными, т.к. в нарушение требований пункта 6 статьи 2 Регламента, временно исполняющий полномочия главы муниципального образования - мэра города Арзамаса ФИО14 направил в адрес депутатов Арзамасской городской Думы уведомление от <дата> о том, что в связи с предстоящей командировкой <дата> в Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области его присутствие на двадцать седьмом заседании Арзамасской городской Думы Нижегородской области в 14 часов 00 минут не представляется возможным, в связи с чем, оповещает об отмене проведения заседания Арзамасской городской Думы <дата> в 14 часов 00 минут и назначает дату проведения заседания Арзамасской городской Думы на <дата> на 14 часов 00 минут, то есть за 1 день (менее чем за 3 дня) до дня заседания Арзамасской городской Думы, причем в данном уведомлении не содержится никаких сведений о месте проведения назначенного на <дата> на 14 часов 00 минут заседания Арзамасской городской Думы Нижегородской области. Проект повестки дня заседания Арзамасской городской Думы на <дата>, утвержденный временно исполняющим полномочия главы муниципального образования-мэром города Арзамаса, исполняющим полномочия председателя Арзамасской городской Думы, так же не был определен, проект повестки дня заседания Арзамасской городской Думы на <дата> на 14 час.00 мин. до сведения депутатов не доводился, также ни одного проекта решения Арзамасской городской Думы, предполагаемого для рассмотрения <дата> на заседании Арзамасской городской Думы Нижегородской области не было доведено до депутатов. Временно исполняющим полномочия главы муниципального образования -мэра города Арзамаса ФИО14 был вновь сформирован и утвержден проект повестки дня заседания Арзамасской городской Думы на <дата> на 14час. 00 мин. с перечнем вопросов, отличных от содержащихся в проекте повестки заседания Арзамасской городской Думой на <дата>. Информационного сообщения о заседании Арзамасской городской Думы Нижегородской области <дата> опубликовано не было. Кроме того, на каждом заседании городской Думы ведутся протоколы, в которых фиксируется работа Думы (абзац первый пункта 1 статьи 6 Регламента). В нарушение положений п.п.«а» и «б» п.1, абзаца 10 пункта 1 ст.6 Регламента, сведения, предусмотренные п.п.«а» и «б» п.1, абзаца 10 пункта 1 ст.6 Регламента, в протоколе двадцать седьмого заседания Арзамасской городской Думы шестого созыва от <дата> отсутствуют. Административный ответчик квалифицирует отмену временно исполняющим полномочия главы муниципального образования - мэра города Арзамаса проведения двадцать седьмого заседания Арзамасской городской Думы_<дата> в 14 часов 00 минут и назначение проведения заседания Арзамасской городской Думы на <дата> на 14 часов 00 минут как перенос проведения заседания представительного органа в связи с наличием судебного разбирательства в Нижегородском областном суде по иску администрации города Арзамаса к Арзамасской городской Думе об оспаривании части положений Устава города Арзамаса. Данные доводы административного ответчика основаны на неверном толковании норм материального права и свидетельствуют о желании уйти от юридической ответственности. Так же отмечают, что пунктом 8 статьи 26 Положения предусмотрено, депутат, осуществляющий свои полномочия на непостоянной основе, на основании письменного заявления освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту работы, в том числе посредством предоставления отпуска без сохранения заработной платы на время участия в заседаниях Думы, ее комиссий и иных органов Думы.

Административные истцы работают на постоянном месте работы: ФИО4 в *** ФИО2 работает в *** ФИО1 работает *** ФИО10 *** ФИО9 *** ФИО3 *** ФИО6 ***», в связи с чем, не смогли реализовать права, предусмотренные вышеназванным пунктом Положения, а административные истцы ФИО8, ФИО7, ФИО5 не смогли реализовать права, предусмотренные п.7 ст.26 Положения.

Проведение заседания Арзамасской городской Думы Нижегородской области <дата> с существенным нарушением установленного порядка организации и проведения заседания Арзамасской городской Думы вопреки законной цели и их правам, законным интересам как депутатов Арзамасской городской Думы Нижегородской области, являются основаниями для признания двадцать седьмого заседания Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва от <дата> незаконным.

В ходе проведения заседания <дата> присутствующими депутатами был рассмотрен ряд вопросов, в числе которых был вопрос о формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса.

Незаконность проведения двадцать седьмого заседания Арзамасской городской Думы Нижегородской области от <дата> указывает на неправомочность принятия Арзамасской городской Думой Нижегородской области решения от <дата> «О формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса», что в свою очередь, повлекло нарушение их прав, законных интересов как депутатов Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва.

В силу статьи 1 Закона Нижегородской области от <дата> «О наименованиях органов местного самоуправления муниципальных образований в Нижегородской области» (далее по тексту - Закон Нижегородской области №41-3) представительные органы городского округа имеют следующие наименования: городская Дума, Совет депутатов.

Статьей 2 Закона Нижегородской области №41-3 установлено, что главы муниципальных городского округа имеют следующие наименования; глава города, мэр города.

При изложенных обстоятельствах считают, что оспариваемое решение Арзамасской городской Думы противоречит Федеральному закону №131-Ф3, Закону Нижегородской области №41-3.

В настоящее время ФИО11 в Нижегородской областном суде оспариваются положения Устава города Арзамаса и решения Арзамасской городской Думы Нижегородской области от <дата> «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса» в части наименований представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования.

При подготовке проекта решения не были соблюдены требования статьи 8 Регламента. По этой причине проект решения Арзамасской городской Думы Нижегородской области «О формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса» на рассмотрение Думы <дата> не должен был вноситься.

В нарушение п.1 ст.5 Регламента, решение городской Думы по голосованию по оспариваемому решению в целом или сначала за основу не принималось. С учетом изложенного, не представляется возможным определить результаты голосования, а именно принятие оспариваемого решения в целом или за основу. Протокол двадцать седьмого заседания Арзамасской городской Думы от <дата> таких сведений также не содержит, что в свою очередь влечет нарушение установленного порядка принятия решения и утверждения результатов голосования.

Таким образом, решение о назначении членов конкурсной комиссии не соответствует положениям Федерального закона №131-Ф3, Закона Нижегородской области №41-3, положениям Устава города Арзамаса и принято с нарушением установленного Регламентом Арзамасской городской Думы Нижегородской области порядка.

В связи с тем, что двадцать седьмое заседание Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва, проведенное <дата>, созвано, организовано и проведено с существенным нарушением требований установленного порядка (Регламента Арзамасской городской Думы Нижегородской области), что повлекло нарушение порядка подготовки правового акта: решения Арзамасской городской Думы Нижегородской области «О формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса», и ограничило их права как депутата на участие в принятии решения по данному вопросу, они не смогли реализовать право как депутата в соответствии с установленным Порядком предложить свою кандидатуру в состав конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса и, как следствие, быть избранными Арзамасской городской Думой членами соответствующей конкурсной комиссией.

В судебное заседание административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило.

В судебном заседании представитель административных истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 по доверенности ФИО11 административные иски и все доводы, изложенные в исках и дополнениях, поддержал.

Представитель административного ответчика Арзамасской городской Думы по доверенности ФИО12 с административным иском не согласилась и пояснила, что 27 заседание Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва <дата> Арзамасской городской думой Нижегородской области было проведено в соответствие с требованиями действующего законодательства. Решение Арзамасской городской Думы Нижегородской области от <дата> «О формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса» было также принято без нарушений норм права.

Представитель административного ответчика Арзамасской городской Думы по доверенности ФИО13 с административными исками не согласилась.

Свидетель Л. в судебном заседании пояснил, что с <дата>. по <дата>. он работал начальником управления организационной работы Арзамасской городской Думе. В его обязанности входила организация проведения заседаний Арзамасской городской Думы. <дата>. планировалось проведение заседания Арзамасской городской Думы, в связи с чем данная информация была опубликована в газете, ФИО14 была подписана повестка заседания, были подготовлены проекты решений, которые были рассмотрены на комиссиях, а депутаты были оповещены о заседании с электронной почты Арзамасской городской Думы. <дата>. ФИО14 попросил оповестить депутатов о том, что <дата>. заседание Думы не состоится по причине нахождения его в командировке. ФИО14 было подписано соответствующее письмо, которое было разослано депутатам. За время его(Л.) работы все заседания городской Думы проводились в одном месте, а именно в малом зале администрации г.Арзамаса.

Свидетель Г.. в судебном заседании пояснил, что в период с <дата>. по <дата>. работал он начальником финансово-правового управления Арзамасской городской Думы. Управление готовило проекты решений, в том числе был подготовлен проект решения . <дата> планировалось проведение заседания Арзамасской городской Думы, проект повестки заседания был подписан. Было подготовлено письмо в прокуратуру, с приложением всех проектов решений. <дата>. ФИО14 подписал письмо о том, что заседание Думы <дата>. отменяется, т.к. ему необходимо быть в Министерстве и назначил заседание Думы на <дата>. Письмо было отсканировано и разослано депутатам. Проекты решений, которые были подготовлены к заседанию на <дата>., были рассмотрены и приняты на заседании Думы <дата>

Выслушав представителя административных истцов, представителей административного ответчика, свидетелей Л. и Г., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

На основании ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В судебном заседании установлено следующее.

Решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области от <дата> «Об избрании главы муниципального образования-мэра города Арзамаса, исполняющего полномочия председателя Арзамасской городской Думы Нижегородской области» ФИО8 избрана главой муниципального образования - мэром города Арзамаса, исполняющим полномочия председателя Арзамасской городской Думы Нижегородской области.

Решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области от <дата> «О досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования - мэра города Арзамаса ФИО8» с <дата> полномочия главы муниципального образования - мэра города Арзамаса ФИО8 досрочно прекращены в связи с отставкой по собственному желанию.

Решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области от <дата> «О возложении временного исполнения полномочий главы муниципального образования-мэра города Арзамаса» с <дата>г. временное исполнение полномочий главы муниципального образования-мэра города Арзамаса возложены на заместителя председателя Арзамасской городской Думы ФИО14 с обьемом полномочий, соответствующим полномочиям главы муниципального образования мэра города Арзамаса.

Административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 являются депутатами Арзамасской городской Думы Нижегородской области.

<дата> с официального электронного адреса Арзамасской городской Думы Нижегородской области на адреса электронной почты депутатов Арзамасской городской Думы, в том числе и на адрес электронной почты административных истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, были направлены проект повестки дня двадцать седьмого заседания Арзамасской городской Думы, а так же соответствующие проекты решений Арзамасской городской Думы, планируемых к рассмотрению, что не отрицается административными истцами в административных исках и их представителем в судебном заседании.

В соответствии с проектом повестки дня двадцать седьмого заседания Арзамасской городской Думы, заседание Арзамасской городской Думы было назначено временно исполняющим полномочия главы муниципального образования - мэра города Арзамаса ФИО14 на <дата> в 14час.00мин. в малом зале администрации города (<адрес>).

В повестку дня, в числе прочих, включены вопросы:

-о признании конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования-мэра города Арзамаса, несостоявшимся,

- об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования-мэра города Арзамаса,

-о формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования-мэра города Арзамаса.

<дата> в выпуске газеты «Арзамасские Новости» было опубликовано извещение о созыве Арзамасской городской Думы <дата> в 14 час.00 мин. в малом зале администрации города (<адрес>).

Письмом от <дата> временно исполняющий полномочия главы муниципального образования - мэра города Арзамаса ФИО14 сообщил депутатам Арзамасской городской Думы Нижегородской области и аппарату Арзамасской городской Думы Нижегородской области об отмене проведения заседания Арзамасской городской Думы <дата> в 14 часов 00 минут и назначении даты проведения заседания Арзамасской городской Думы на <дата> на 14 часов 00 минут по причине его командировки <дата> в Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области.

<дата> с официального электронного адреса Арзамасской городской Думы Нижегородской области на адреса электронной почты депутатов Арзамасской городской Думы, в том числе и на адрес электронной почты административных истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, было направлено указанное выше письмо от <дата>. Факт получения указанного письма административными истцами не оспаривается.

<дата> на имя временно исполняющего полномочия главы муниципального образования - мэра города Арзамаса ФИО14 было направлено письмо от группы депутатов, в которую вошли и административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, что подтверждается их подписями в письме, о том, что перенос заседания Арзамасской городской Думы, назначенного на <дата> на основании письма от <дата> является незаконным, поскольку данное решение противоречит пункту 6 статьи 2 Регламента Арзамасской городской Думы Нижегородской области, в соответствии с которым о времени, о месте проведения, проекте повестки дня заседания депутатам сообщается не позднее чем за 3 дня до начала заседания. Информационные сообщения о заседаниях городской Думы, принятых ею актах, публикуются в газете «Арзамасские новости» с указанием точной даты, времени и месте проведения заседания. Считают, что все решения, принятые на данном заседании Арзамасской городской Думы являются нелегитимными и могут быть оспорены любой заинтересованной стороной в суде, поскольку заведомо имеют признаки процедурных нарушений. В этой связи, депутатами предлагалось провести заседание Арзамасской городской Думы в с соответствии с Регламентом.

<дата> в 14 час. 00 мин. в малом зале администрации города (<адрес>) было проведено двадцать седьмое заседание Арзамасской городской Думой Нижегородской области шестого созыва.

Административные истцы считают, что двадцать седьмое заседание Арзамасской городской Думой Нижегородской области шестого созыва было проведено с нарушениями, в связи с чем проведение двадцать седьмого заседания Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва <дата> Арзамасской городской Думой Нижегородской области является незаконным.

Однако с данным утверждением согласиться нельзя.

Решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области от <дата> были приняты Положение об Арзамасской городской Думе Нижегородской области, Регламент Арзамасской городской Думы Нижегородской области.

Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законодательством Нижегородской области, Уставом Нижегородской области, Уставом города Арзамаса и определяет правовой статус, функции, организационные, финансовые основы и порядок деятельности Арзамасской городской Думы Нижегородской области (далее - Дума), ее постоянных и временных комиссий и депутатов.

На основании ч.1 ст.1 Положения об Арзамасской городской Думе Нижегородской области, утвержденного решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области от <дата>, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Нижегородской области, Уставом города Арзамаса, настоящим Положением Дума является представительным органом местного самоуправления городского округа город Арзамас.

Статьей 4 Положения установлено, что городская Дума состоит из двадцати пяти депутатов. Депутаты городской Думы избираются по одномандатным избирательным округам. Порядок организации работы городской Думы устанавливается Регламентом городской Думы.

На основании п.2 ч.1 ст.7 Положения об Арзамасской городской Думе Нижегородской области, утвержденного решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области от <дата>, формами депутатской деятельности являются, в том числе, участие в заседаниях Думы.

Согласно ч.2 ст.7 Положения, основной формой работы городской Думы являются ее заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.

Заседания созываются председателем Арзамасской городской Думы, а в его отсутствие - заместителем председателя Арзамасской городской Думы.

На основании ст.8 указанного Положения, председатель Арзамасской городской Думы возглавляет и организует работу городской Думы в соответствии с настоящим Положением. Председатель Арзамасской городской Думы, в том числе, созывает заседания Арзамасской городской Думы, заблаговременно доводит до сведения депутатов и соответствующих лиц время и место проведения заседаний, проект повестки дня, ведет заседания Арзамасской городской Думы; организует работу Арзамасской городской Думы в соответствии с настоящим Уставом, Положением об Арзамасской городской Думе Нижегородской области и Регламентом Арзамасской городской Думы Нижегородской области; формирует проект повестки дня заседания Арзамасской городской Думы.

В соответствие с ч.6 ст.2 Регламента Арзамасской городской Думы Нижегородской области, утвержденного решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области от <дата>, о времени, о месте проведения, проекте повестки дня заседания депутатам сообщается не позднее чем за 3 дня до начала заседания.

Вместе с тем, Положение об Арзамасской городской Думе Нижегородской области и Регламент Арзамасской городской Думы Нижегородской области, утвержденные решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области от <дата>, Устав города Арзамаса Нижегородской области, не регулируют порядок отмены и перенесения заседания Думы, и не содержат запрета об отмене проведения заседания городской Думы или переносе заседания городской Думы.

Из представленных и исследованных в судебном заседании документов установлено, что об отмене проведения заседания Арзамасской городской Думы <дата> и назначении даты проведения заседания <дата>. в 14 час.00мин., депутаты Арзамасской городской Думы были извещены <дата>. надлежащим образом, в повестку заседания, как на <дата>., так и на <дата>., в числе прочих, были включены вопросы: о признании конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования-мэра города Арзамаса, несостоявшимся, об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования-мэра города Арзамаса, о формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования-мэра города Арзамаса.

Частью 1.1. статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Согласно ч.1.1 ст.29 Устава г.Арзамаса, заседание городской Думы не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

На основании ч.2 ст.7 указанного выше Положения, заседание городской Думы не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Как следует из протокола 27-го заседания Арзамасской городской Думы Нижегородской области от <дата>., на заседании присутствовало 13 депутатов, что подтверждается списком депутатов, присутствующих на заседании Думы, который является Приложением №1 к протоколу 27-го заседания Арзамасской городской Думы. Также в Приложении №1 указаны 12 депутатов, которые отсутствовали на заседании Думы.

При изложенных обстоятельствах, 27-е заседание Арзамасской городской Думы от <дата> соответствует норме правомочности, поскольку указанным Федеральным законом, Уставом г.Арзамаса, Положением предусмотрено, что минимально допустимым кворумом для проведения заседаний является простое (неквалифицированное) большинство от установленной численности депутатов.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Следовательно, деятельность представительного органа местного самоуправления является гарантией реализации конституционного права граждан на выражение своего суверенитета - возможности осуществлять власть в Российской Федерации через представительные органы, участвовать в решении вопросов местного значения. Гарантией того, что вопросы местного значения будут своевременно решаться в интересах населения муниципального образования, является закрепленная в ч.2 ст.7 указанного Положения Арзамасской городской Думы норма правомочности проведения заседания представительным органом муниципального образования, в том числе в случае, когда отдельные депутаты не реализуют свое право на личное участие в заседании городской Думы.

На основании п.«а» ч.3 ст.12 Регламента Арзамасской городской Думы, депутат городской Думы обязан: присутствовать на всех заседаниях городской Думы, на заседаниях комиссий, членом которых он является (отсутствие депутатов на вышеуказанных заседаниях допускается только по уважительным причинам).

Доводы административных истцов, изложенные в административных исках и в дополнениях к искам, а также доводы их представителя ФИО11, изложенные в судебном заседании, о незаконности проведения двадцать седьмого заседания Арзамасской городской Думы Нижегородской области от <дата>, поскольку заседание было проведено с нарушением требований Положения об Арзамасской городской Думе Нижегородской области, Регламента Арзамасской городской Думы Нижегородской области, принятых решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области от <дата>, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку ни Положение об Арзамасской городской Думе Нижегородской области, ни Регламент, ни иной правовой акт не содержит запрета на отмену или перенос проведения заседаний представительного органа. Права административных истцов, как депутатов, предусмотренные Регламентом, нарушены не были, препятствий к осуществлению депутатской деятельности созданы не были, поскольку они были извещены надлежащим образом о проведении заседания Арзамасской городской Думы <дата>. заблаговременно <дата>., получили проекты решений, планируемых к рассмотрению на 27-м заседании Арзамасской городской Думы. О переносе заседания Арзамасской городской Думы с <дата>. на <дата> административные истцы были извещены, при этом они в добровольном порядке отказались от реализации своих прав на участие в заседании Думы, голосованию по вопросам повестки и принятию решений. Ни один из административных истцов в обращении от <дата>., направленном временно исполняющему полномочия главы муниципального образования-мэру г.Арзамаса ФИО14 не сообщил о причинах, по которым он не сможет принять участие в заседании Думы, в том числе мотивов и доказательств, подтверждающих невозможность принять участие в заседании Думы по причине невозможности покинуть постоянное место работы представлено не было, как не было представлено таких доказательств и суду.

В соответствии с частью 2 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

В соответствии с частью 2.1 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования. В городском округе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Представительному органу муниципального образования для проведения голосования по кандидатурам на должность главы муниципального образования представляется не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов.

В соответствии с частью 3.1 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, устав соответствующего муниципального образования подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации. В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, данный порядок применяется после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Нижегородской области от 05 ноября 2014 года №152-3 «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Нижегородской области» глава городского округа избирается представительным органом соответствующего муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.

Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа устанавливается представительным органом городского округа. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Общее число членов конкурсной комиссии в городском округе устанавливается представительным органом городского округа.

В городском округе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина-Губернатором Нижегородской области.

Решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области от <дата> «Об избрании главы муниципального образования -мэра города Арзамаса, исполняющего полномочия председателя Арзамасской городской Думы Нижегородской области» ФИО8 избрана главой муниципального образования - мэром города Арзамаса, исполняющим полномочия председателя Арзамасской городской Думы Нижегородской области.

В соответствии с редакцией статьи 4 Закона Нижегородской области от <дата> «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Нижегородской области», действовавшей на момент принятия решения Арзамасской городской Думы Нижегородской области от <дата> «Об избрании главы муниципального образования мэра города Арзамаса, исполняющего полномочия председателя Арзамасской городской Думы Нижегородской области», глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава путем открытого голосования.

Решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области от <дата> «О досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования - мэра города Арзамаса ФИО8» с <дата> полномочия главы муниципального образования - мэра города Арзамаса ФИО8 досрочно прекращены в связи с отставкой по собственному желанию.

В соответствие с ч.2 ст.34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Законом Нижегородской области от 01.06.2016 N83-3 "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Нижегородской области" в Закон №152-3 были внесены изменения, в соответствии с которыми был измен порядок избрания главы местного самоуправления и порядок формирования органов местного самоуправления.

Согласно ч.2 ст.4 Закона №152 (в редакции Закона №83-3) глава муниципального района, городского округа избирается представительным органом соответствующего муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.

В соответствии с ч.2 ст.5 Закона №152 (в редакции Закона №83-3) местную администрацию муниципального района, городского округа возглавляет глава соответствующего муниципального образования.

В соответствии со ст.2 Закона №83-3 Уставы муниципальных образований (городских округов, муниципальных районов) подлежат приведению в соответствие с требованиями настоящего Закона в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.

Решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области от <дата> был принят Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса.

На основании п.1.2 указанного Порядка, целью конкурса является отбор на альтернативной основе кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса из числа претендентов, представивших документы для участия в конкурсе.

Согласно п.п.2.1-2.3 Порядка, конкурс объявляется решением Арзамасской городской Думы. Решение об объявлении конкурса принимается в случаях:

-истечения срока полномочий главы муниципального образования - мэра города Арзамаса;

-досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования - мэра города Арзамаса;

-признания конкурса несостоявшимся;

-в случаях, предусмотренных пунктами 6.11 - 6.12 настоящего Порядка.

В случае, предусмотренном в подпункте 2.2.1 пункта 2.2 настоящего Порядка, решение об объявлении конкурса принимается не позднее чем за 45 календарных дней до истечения срока полномочий главы муниципального образования - мэра города Арзамаса. В остальных случаях решение об объявлении конкурса принимается в течение 30 календарных дней со дня наступления обстоятельств, предусмотренных в подпунктах 2.2.2 - 2.2.4 пункта 2.2 настоящего Порядка.

На основании п.2.5 и п.2.6 Порядка, если конкурс признан несостоявшимся, Арзамасская городская Дума принимает решение о назначении нового конкурса в порядке, установленном Разделом II настоящего Порядка. Одновременно с решением об объявлении конкурса должно быть принято решение о формировании конкурсной комиссии. В решении указывается персональный состав конкурсной комиссии, назначаемый Арзамасской городской Думой.

Согласно п.п.3.1-3.5 Порядка, проведение конкурса осуществляет конкурсная комиссия. Конкурсная комиссия формируется на период проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии составляет 10 человек. ФИО15 членов конкурсной комиссии назначается Арзамасской городской Думой из числа депутатов Арзамасской городской Думы, другая половина - Губернатором Нижегородской области. Конкурсная комиссия считается сформированной с момента назначения органами, указанными в пункте 3.3 настоящего Порядка, всех ее членов. Первое заседание конкурсной комиссии проводится в течение 10 дней со дня опубликования решения о проведении конкурса.

<дата> Арзамасской городской Думой Нижегородской области было принято решение «О признании конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования-мэра города Арзамаса несостоявшимся».

Решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области от <дата> «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования-мэра города Арзамаса» объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования-мэра города Арзамаса; проведение конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования-мэра города Арзамаса назначено на <дата> в 13 часов 00 минут; конкурс по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования-мэра города Арзамаса провести по адресу: <адрес> кабинет (малый зал заседаний администрации города Арзамаса Нижегородской области); документы для участия в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования-мэра города Арзамаса подаются гражданами с <дата> по <дата> включительно по адресу: <адрес>, кабинет (аппарат Арзамасской городской Думы Нижегородской области) в рабочие дни с 8 часов 00 минут до 12 часов 00 минут и с 13 часов 00 минут до 17 часов 00 минут с понедельника по четверг и с 8 часов 00 минут до 12 часов 00 минут и с 13 часов 00 минут до 16 часов 00 минут по пятницам.

Решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области №17 от 01.03.2017 года «О формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования-мэра города Арзамаса» членами конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса назначены: Ц., Ц., С., П. , Г.

Доводы административных истцов, изложенных в административных исках и в дополнениях к искам, а также их представителя ФИО11, изложенные в судебном заседании о том, что указанное решение было принято с нарушениями законодательства и Регламента Арзамасской городской Думы Нижегородской области, принятого решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области от <дата>, являются несостоятельными.

Вопрос о формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса был включен в повестку дня 27-го заседания Арзамасской городской Думы шестого созыва.

В соответствие со ст.22.2 Положения об Арзамасской городской Думе, постоянная комиссия по местному самоуправлению, правовым вопросам, взаимодействию с общественными организациями, средствами массовой информации осуществляет подготовку проектов решений Думы и предложений в пределах своих полномочий в рамках действующего законодательства по вопросам в том числе формирование и организация работы органов местного самоуправления.

Как следует из протокола от <дата>. заседания постоянной комиссии по местному самоуправлению, правовым вопросам, взаимодействию с общественными организациями, средствами массовой информации Арзамасской городской Думы Нижегородской области, на данном заседании были рассмотрены вопросы об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования-мэра города Арзамаса и о формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса. По результатам рассмотрения указанных вопросов были приняты решения о вынесении проектов решений «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования-мэра города Арзамаса» и «О формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса» на заседание Арзамасской городской Думы Нижегородской области для их принятия.

Необходимо отметить, что указанные проекты решений Думы, были рассмотрены на заседании постоянной комиссии по местному самоуправлению, правовым вопросам, взаимодействию с общественными организациями, средствами массовой информации Арзамасской городской Думы и не были признаны на заседании комиссии, как представленные в комиссию с нарушением требований ст.8 Регламента и возвращены. Кроме того, на 27-м заседании Арзамасской городской Думы упомянутые проекты решений также не были признаны как представленные с нарушением требований ст.8 Регламента.

На основании ч.1 и ч.6 ст.7 Регламента Арзамасской городской Думы, городская Дума принимает в пределах своих полномочий, определенных Уставом города Арзамаса, нормативные правовые акты и иные правовые акты. Правовые акты городской Думы, не носящие нормативного характера, принимаются городской Думой в форме решений и считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от числа присутствующих на заседании депутатов, и вступают в силу со дня их принятия, если в них не определено иное.

Как усматривается из протокола 27-го заседания Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва от <дата>. за решения «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования-мэра города Арзамаса» и «О формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса» проголосовали все присутствующие на заседании депутаты.

Ссылка административных истцов о том, что двадцать седьмое заседание Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва, проведенное <дата>, ограничило их права как депутатов на участие в принятии решения по данному вопросу, они не смогли реализовать право как депутата в соответствии с установленным Порядком и предложить свою кандидатуру в состав конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса и, как следствие, быть избранными Арзамасской городской Думой членами соответствующей конкурсной комиссией, суд также не может принять во внимание, поскольку существенных нарушений порядка созыва, подготовки и проведения двадцать седьмого заседания Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва <дата> и принятии решения Арзамасской городской Думы Нижегородской области «О формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса», как было указано выше установлено не было, как не было установлено и нарушения прав административных истцов, поскольку они в добровольном порядке отказались от реализации своих прав на участие в заседании Думы, голосованию по вопросам повестки и принятию решений. Уважительных причин неявки на 27-е заседание Арзамасской городской Думы <дата>. ни одним из депутатов приведено не было, не было представлено указанных доказательств и суду.

Согласно статьи 1 Закона Нижегородской области от 06 мая 2005 года №41-3 «О наименованиях органов местного самоуправления муниципальных образований в Нижегородской области» (далее по тексту - Закон Нижегородской области №41-3) представительные органы городского округа имеют следующие наименования: городская Дума, Совет депутатов.

Статьей 2 Закона Нижегородской области №41-3 установлено, что главы муниципальных образований в Нижегородской области имеют следующие наименования:

городского округа - глава города, мэр города, глава местного самоуправления;

На основании ч.1 ст.13 Устава г.Арзамаса, принятого решением Арзамасской городской Думы Нижегородской области от <дата> и зарегистрировано в ГУ Минюста РФ по Приволжскому федеральному округу <дата>, к органам местного самоуправления городского округа город Арзамас относятся:

- представительный орган - Арзамасская городская Дума Нижегородской области, формируемая в соответствии с федеральными законами, законами Нижегородской области, настоящим Уставом;

- глава муниципального образования-мэр города Арзамаса-высшее должностное лицо муниципального образования, избираемое Арзамасской городской Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляющее администрацию города Арзамаса.

Доводы административных истцов, изложенные в дополнениях к искам, а также представителя административных истцов, изложенные в судебном заседании о том, что оспариваемое решение Арзамасской городской Думы противоречит Федеральному закону №131-Ф3, Закону Нижегородской области №41-3, поскольку наименование должности главы муниципального образования-мэра города Арзамаса и наименование Арзамасской городской Думы Нижегородской области не соответствует требованиям законодательства, являются несостоятельными, поскольку наименование должности главы муниципального образования-мэра города Арзамаса и наименование Арзамасской городской Думы Нижегородской области, указаны в соответствие с ч.1 ст.13 Устава г.Арзамаса.

На момент рассмотрения административного дела положения Устава г.Арзамаса и решения Арзамасской городской Думы от <дата>. «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования-мэра города Арзамаса» в части наименований представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования, не действующими не признаны.

Изложенные обстоятельства указывают на то, что оспариваемое решение Арзамасской городской Думы Нижегородской области от <дата>. «О формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования-мэра города Арзамаса» является законным, поскольку принято уполномоченным органом в соответствии с нормами законодательства, и не нарушает права административных истцов.

Указание административных истцов в дополнениях к искам и их представителя в судебном заседании на то, что административный ответчик квалифицирует отмену временно исполняющим полномочия главы муниципального образования - мэра города Арзамаса проведения двадцать седьмого заседания Арзамасской городской Думы <дата> в 14 часов 00 минут и назначение проведения заседания Арзамасской городской Думы на <дата> на 14 часов 00 минут как перенос проведения заседания представительного органа в связи с наличием судебного разбирательства в Нижегородском областном суде по иску администрации города Арзамаса к Арзамасской городской Думе об оспаривании части положений Устава города Арзамаса, являются несостоятельными, поскольку из письма от <дата> временно исполняющего полномочия главы муниципального образования - мэра города Арзамаса ФИО14, которое было направлено депутатам Арзамасской городской Думы Нижегородской области и аппарату Арзамасской городской Думы Нижегородской области следует, что отменой проведения заседания Арзамасской городской Думы <дата> в 14 часов 00 минут и назначение даты проведения заседания Арзамасской городской Думы на <дата> на 14 часов 00 минут является командировка <дата> временно исполняющего полномочия главы муниципального образования - мэра города Арзамаса ФИО14 в Министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области, что было также подтверждено показаниями свидетелей Г. и Л.

Указание административных истцов в дополнениях к искам и их представителя в судебном заседании на то, что действия Арзамасской городской Думы, выразившиеся в не опубликовании информационного сообщения о заседании Арзамасской городской Думы Нижегородской области <дата> и не оповещении жителей города Арзамаса о предстоящем заседании данного представительного органа, противоречит принципам информационной открытости и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления, а в конкретном случае о деятельности Арзамасской городской Думы Нижегородской области, являются несостоятельными, поскольку административным истцам законодательством не предоставлено право обращаться в суд в защиту интересов иных лиц. Вместе с тем, проведение заседания Думы и принятие оспариваемого решения приняты в целях реализации прав жителей муниципального образования на участие в местном самоуправлении через избранный ими представительный орган. Кроме того, как следует из письма МУ «Телерадиокомпания Арзамас», репортаж о 27-м заседании Арзамасской городской Думы, состоявшийся <дата>., выходил в эфир в итоговой программе <дата> а из Приложения №2 к протоколу 27-го заседания городской Думы усматривается, что на заседании Думы присутствовали и приглашенные лица от аппарата Думы, от контрольно-счетной палаты, от администрации, СМИ газета «Арзамасские новости», ТРК «Арзамас», «ТВС», от прокуратуры

Ссылка представителя административных истцов ФИО11 в судебном заседании на представленную им видеозапись 27-го заседания Арзамасской городской Думы Нижегородской области, которая была получена из информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и воспроизведенная в судебном заседании, а также показания свидетелей Г. и Л. судом не может быть принята во внимание, поскольку не подтверждает наличие обстоятельств, на которые ссылаются административные истцы.

Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в том числе выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным, необходимо установление его противоправности и одновременно факта нарушения прав административного истца или незаконного привлечения его к ответственности в результате такого решения.

Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется, и судом установлено не было.

В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о незаконности проведения двадцать седьмого заседания Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва <дата> Арзамасской городской Думой Нижегородской области и принятия Арзамасской городской Думой Нижегородской области решения «О формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса» <дата>, нарушений прав, свобод и законных интересов административных истцов допущено не было, оснований для удовлетворения административного иска не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 в удовлетворении административного иска.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 обратились с административным иском о признании незаконным решения Арзамасской городской Думы от <дата>. и о признании проведения двадцать седьмого заседания Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва <дата> Арзамасской городской Думой Нижегородской области незаконным, административные иски поданы <дата>., в связи с чем срок для подачи исков не пропущен.

Руководствуясь ст.ст.175,178-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 в удовлетворении административного иска к Арзамасской городской Думе Нижегородской области о признании проведения двадцать седьмого заседания Арзамасской городской Думы Нижегородской области шестого созыва <дата> Арзамасской городской Думой Нижегородской области незаконным, признании решения Арзамасской городской Думы Нижегородской области от <дата> «О формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса» незаконным, понуждении Арзамасской городской Думы Нижегородской области отменить решение от <дата> «О формировании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования - мэра города Арзамаса» отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Судья Т.А.Фимина