ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1544/2022 от 24.05.2022 Клинского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Аррыковой Л.Д.,

при секретаре Андрющенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1544/2022 по административному исковому заявлению Давыдова А. Ф. к Управлению Росреестра по /адрес/ о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете, об обязании устранить допущенное нарушение,

установил:

Давыдов А.Ф. обратился в суд к Управлению Росреестра по /адрес/ о признании незаконным решения от /дата//номер/ об отказе в государственном кадастровом учете, об обязании устранить допущенное нарушение.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на основании договора купли-продажи домовладения от /дата//номер/ является собственником жилого дома, находящегося по адресу: /адрес/, общей площадью /данные изъяты/., кадастровый номер объекта /номер/, а также земельного участка, находящегося по адресу: /адрес/, общей площадью /данные изъяты/, кадастровый номер объекта: /номер/.

Административным истцом в Управление Росреестра было подано заявление о государственном кадастровом учете в отношении земельного участка с кадастровым номером /номер/ с приложением всех необходимых документов.

/дата/ административным ответчиком было вынесено уведомление № /номер/ о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, ссылаясь на то, что в межевом плане отсутствуют сведения, подтверждающее фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером /номер/ (документ, подтверждающий давность пользования земельным участком, содержащий исчерпывающее текстовое или картографическое описание границ данного земельного участка).

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по /адрес//дата/ вынесло уведомление № /номер/ об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с не устранением причин, препятствующих осуществлению, государственной регистрации прав.

Считает оспариваемое уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета нарушающим права административного истца, просит суд признать незаконным уведомление административного ответчика об отказе государственного кадастрового учета от /дата//номер/ на объект недвижимости, а именно: земельный участок, находящийся по адресу: /адрес/, общей площадью /данные изъяты/, кадастровый номер объекта: /номер/, обязав Управление Росреестра по /адрес/ осуществить государственную регистрацию кадастрового учета на указанный объект недвижимости.

Административный истец Давыдов А.Ф. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, его представитель по доверенности Каширская З.В. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, считая, что оснований для отказа у Управления Росреестра не имелось, поскольку план земельного участка от /дата/ приложен к межевому плану, как документ, на который кадастровый инженер основывался в своем заключении. Межевой план полностью соответствует ст. 22 ФЗ №218-ФЗ.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по /адрес/ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее представил в суд возражения на административный иск, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку в представленном межевом плане отсутствуют сведения, подтверждающие фактическое местоположение границ и увеличение площади с /данные изъяты/ до /данные изъяты/, земельного участка с кадастровым номером /номер/ (л.д. 41-42).

Руководствуясь ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассматривать дело в отсутствие административного ответчика, явка которого не признана судом обязательной.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

В силу ст. 27 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закон.

В силу статьи 26 Федерального закона 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям этого Федерального закона (пункт 5 части 2). Осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца (часть 9).

В случае если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета (пункт 6 части 2 статьи 27 вышеназванного Федерального закона).

Судом установлено, что административный истец на основании договора купли-продажи домовладения от /дата//номер/ является собственником жилого дома, находящегося по адресу: /адрес/, общей площадью /данные изъяты/., кадастровый номер объекта /номер/, а также земельного участка, находящегося по адресу: /адрес/, общей площадью /данные изъяты/, кадастровый номер объекта: /номер/. Документы-основания - Постановление главы Покровской поселковой /адрес/ «О выдаче свидетельства о праве собственности на землю» /номер/, выданный /дата/.

Административным истцом в Управление Росреестра было подано заявление о государственном кадастровом учете в отношении земельного участка с кадастровым номером /номер/ с приложением всех необходимых документов.

/дата/ административным ответчиком было вынесено уведомление № /номер/ о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, ссылаясь на то, что в межевом плане отсутствуют сведения, подтверждающее фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером /номер/ (документ, подтверждающий давность пользования земельным участком, содержащий исчерпывающее текстовое или картографическое описание границ данного земельного участка) (л.д. 29).

Административным ответчиком были вынесены уведомления о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета от /дата//номер/, от /дата//номер/ (л.д. 27-28).

В связи с истечением срока приостановления, а так же в связи с не устранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, уведомлением от /дата//номер/ об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с тем, что в межевом плане отсутствуют сведения, подтверждающее фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером /номер/ (документ, подтверждающий давность пользования земельным участком, содержащий исчерпывающее текстовое или картографическое описание границ данного земельного участка (л.д. 26).

С уведомлением о возврате прилагаемых к заявлению о государственном учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения от /дата//номер/, поскольку заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующему формату, установленному органом нормативно-правового регулирования (межевой план не заверен ЭПЦ) (л.д. 24).

/дата/ в Управление Росреестра по /адрес/ административным истцом вновь были представлены документы для государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером /номер/.

/дата/ административным ответчиком было вынесено уведомление № /номер/ о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, ссылаясь на то, что в межевом плане отсутствуют сведения, подтверждающее фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером /номер/ (документ, подтверждающий давность пользования земельным участком, содержащий исчерпывающее текстовое или картографическое описание границ данного земельного участка) (л.д. 21).

Осуществление кадастрового учета объектов недвижимости и государственной регистрации прав на него с /дата/ регулируются Федеральным законом от /дата/ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с ч.1 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленный Законом о регистрации порядке.

Частью 3 статьи 25 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

В силу части 9 статьи 38 указанного Федерального закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в этой части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно п. 1 ч. 5 ст. 27 указанного Федерального закона при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке пли земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В соответствии с частью 10 статьи 22 Закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно пункту 28 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении регистрации в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

Как усматривается из материалом дела, в межевом плане, представленном административным истцом для регистрации государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером /номер/, отсутствуют сведения, подтверждающие фактическое местоположение границ и увеличение площади с /данные изъяты/ на /данные изъяты/, (документ, подтверждающий давность пользования земельным участком, содержащий исчерпывающее текстовое или картографическое описание границ данного земельного участка).

Кроме того, из представленных сведений следует, что в составе межевого плана представлен «план земельного участка» от /дата/ выданный «Бюро технической инвентаризации», согласно которому площадь земельного участка с кадастровым номером /номер/ расположенного по адресу: /адрес/, составляет /данные изъяты/.

Таким образом, отказ Управлению Росреестра по /адрес/ является правомерным, так как имеется несоответствие фактической площади земельного участка площади, указанной в правоустанавливающих документах, решения о предоставлении Давыдову А.Ф. дополнительного земельного участка, либо увеличении фактической площади ранее выделенного участка по фактическому пользованию, полномочными органами не выносилось.

Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что нарушений прав истца административным ответчиком допущено не было, принятые решения соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения иска Давыдова А.Ф. о признании незаконным решения от /дата//номер/ об отказе в государственном кадастровом учете в отношении земельного участка с кадастровым номером /номер/, об обязании устранить допущенное нарушение, не имеется.

руководствуясь положениями ст. ст. 175, 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Давыдова А. Ф. к Управлению Росреестра по /адрес/ о признании незаконным решения от /дата//номер/ об отказе в государственном кадастровом учете, об обязании устранить допущенное нарушение – оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московской областной суд через Клинский городской суд /адрес/ в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья /подпись/ Аррыкова Л.Д.

Мотивированное решение суда изготовлено /дата/.

Судья /подпись/ Аррыкова Л.Д.

Копия верна.