ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1547/2021 от 14.09.2021 Вяземского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2а-1547/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Вязьма 14 сентября 2021 года

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Титовой Е.В.

при секретаре Захаровой Е.Н.

с участием представителя истца Довгополова В.Н., заинтересованного лица Борисова Б.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Воробьевой В. М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о признании отказа в государственном кадастровом учете незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать отказ в государственном кадастровом учете от 20 мая 2021 года за № ХХХ, вынесенным межмуниципальным Ярцевским отделом Управления Росреестра по Смоленской области незаконным. В обоснование доводов административный истец указала, что кадастровым инженером выполнены кадастровые работы на основании ее заявки. 15 февраля 2021 года в адрес административного ответчика ею направлено заявление с приложенными документами государственном кадастровом учете. 20 февраля государственный кадастровый учет приостановлен, о чем ей получено уведомление, в котором предложено обратиться к кадастровому инженеру. 20 мая 2021 года административным ответчиком принято решение об отказе в кадастровом учете за № ХХХ. В основе отказа административного ответчика – не достаточная точность координат точек углов поворота смежных земельных участков ХХХ и ХХХ уже стоящих на кадастровом учете (Приказ Росреестра от 23 октября 2020 года № П/0393) и обязал устранить данное несоответствие в соответствии с Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденного приказом Минэконоразвития России от 08.12.2015 № 921. Кроме того, в межевой план не внесены определенные разделы, в связи с чем нарушены Требования, в частности:

- Пункт 11: Раздел «Сведения об уточняемых земельный участках» включается в состав межевого плана, подготавливаемого в результате выполнения кадастровых работ;

- Пункт 60: в реквизит «5» раздела «Сведения об образуемых земельных участках», в реквизит «4» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках» включаются сведения о смежных земельных участках, границы которых уточнены в результате выполнения кадастровых работ.

- Пункт 61: сведения о правообладателях смежных земельных участков в графе «3» реквизита «5» раздела «Сведения об образуемых земельных участках», в графе «3» реквизита «4» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках»;

- Пункт 62: сведения о правообладателях смежных земельных участков;

Все указанные нарушения Требований находятся в причинно-следственной взаимосвязи с указанным ответчиком основанием для отказа – недостаточная точность точек угла поворотов смежных участков. Однако, п. 16 Приказа Росреестра от 23.10.2020 № П/0393 определяет необходимость определения общих характерных точек с точностью, соответствующей наиболее высокой точности определения координат только, если смежные участки имеют различные требования к точности координат характерных точек. В данном случае все участки имеют одинаковую точность определения координат.

Административный истец в судебное заседание не явилась, доверила представлять свои интересы Довгополому В.Н., поддержавшему требования административного иска и дополнившему, что смежные земельный участки с кадастровыми номерами: ХХХ и ХХХ стоят на кадастровом учете. Согласно выписок из ЕГРН в особых отметках сведений о характеристиках земельных участков, а также в разделе «Описание месторасположения земельного участка» отсутствуют какие-либо записи о недостаточной точности определения углов поворотных точек. Из письма Министерства экономического развития РФ от 06.11.2018 № 32226-ВА/Д234 следует, что согласование границ земельного участка является обязательным, если установлено, что земельный участок является смежным, а в ЕГРН отсутствует описание местоположения границ смежного земельного участка. Требованиями Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства Федеральной службы земельного кадастра России от 2003 года установлена нормативная точность межевания объектов землеустройства (Таблица № 1); в землях поселений (города) средняя квадратическая ошибка М положения межевого знака относительно ближайшего пункта исходной основы составляет не более 0,1 метра. Все отмежеванные земельные участки, поставленные на кадастровый учет, имеют точность межевания не ниже указанного в методических рекомендациях. Соответственно, все земельные участки в черте г. Вязьма имеют одинаковую точность определения координат поворотных точек. Пункт 16 Приказа Росреестра от 23.10.2020 № П/0393 определяет необходимость определения общих характерных точек с точностью, соответствующей наиболее высокой точности определения координат только, если смежные участки имеют различные требования к точности координат характерных точек.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил возражение на административное исковое заявление, в котором указал, что в соответствии со сведениями государственного реестра недвижимости смежные с образуемым земельным участком являются земельные участки с кадастровыми номерами: ХХХ и ХХХ, описание местоположения границ которых не соответствует установленным требованиям к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а именно: координаты точек углов поворота земельных участков определены с недостаточной точностью – 0,3 м., тогда как в соответствии с Приказом Росреестра от 23.10.2020 № П/0393 «Об отверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места» средняя квадратическая погрешность определения координат (местоположения) характерных точек для земельный участков, отнесенных к землям населенных пунктов, должна быть 0,1 м. Для устранения замечаний заявителю рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру, выполнявшему кадастровые работы для заполнения сведений в раздел «Сведения об уточняемых земельных участках»; внести сведения о смежных земельных участках в соответствии с п.п. 60-62 Требований; при оформлении Чертежа учесть п.п. 77, 78, 82 и 85 Требований; провести согласование местоположения границ с правообладателями данных участков.

На основании ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся административного истца и представителя административного ответчика.

Выслушав объяснения представителя административного истца, заинтересованного лица, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с положениями п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. При этом указанные условия должны иметь место в совокупности.

Как следует из материалов дела 15 февраля 2021 года представителем администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области Е.В. подано в электронном виде заявление в Управление Росреестра по Смоленской области о постановке на кадастровый учет земельного участка с образованием одного земельного участка путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами ХХХ и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Заказчиком кадастровых работ является административный истец.

В связи с обращением административного истца Воробьевой В.М. кадастровым инженером подготовлен межевой план в результате кадастровых работ по образованию земельного участка, общей площадью 1472 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, образованного в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером ХХХ площадью 845 кв.м., находящегося в собственности Воробьевой В.М., и земельного участка площадью 627 кв.м. из земель, государственная собственность на которые не разграничена (л.д. 49-58).

Уведомлением от 20 февраля 2021 года № ХХХ действия по государственному кадастровому учету в отношении объектов недвижимости, расположенных в переделах кадастрового квартала, документы на который представлены с заявлением от 15 февраля 2021 года, приостановлены до 20 мая 2021 года в связи том, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям п. 7. ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ), а именно: в соответствии с ЕГРН смежными с образуемым земельным участком являются земельные участки с кадастровыми номерами – ХХХ и ХХХ, местоположение границ которых не установлено в соответствии с требованиями земельного законодательства – координаты точек углов поворота земельного участка определены с недостаточной точностью (Приказ Росреестра от 23.10.2020 № П/0393). В связи с этим необходимо: провести согласование местоположения границ с правообладателями данных участков; заполнить раздел «Сведения об уточняемых земельных участках» в случае уточнения части границ смежного участка, в который добавляются новые точки, и уточняется граница, в XML-файле межевого плана заполнить ветку для смежного земельного участка; в XML-схеме межевого плана внести сведения о смежных земельных участках, границы которых должных быть уточнены в результате выполнения кадастровых работ; при оформлении Чертежа учесть пункты 77, 78, 82 и 85 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 (л.д. 25).

Уведомлением от 20 мая 2021 года № ХХХ в государственном кадастровом учете в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала, документы на который представлены вместе с заявлением от 15 февраля 2021 года, отказано в связи с не устранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета (л.д. 24).

Из пояснений заинтересованного лица – кадастрового инженера Борисова Б.Б., полагавшего удовлетворить административный иск, следует, что отсутствуют основания для согласования границ смежных земельных участков, поскольку значения координат не изменились, местонахождение не изменилось. Смежные земельные участки поставлены на кадастровый учет давно, требования к постановке на кадастровый учет не изменились. Согласование требуется при изменении технических характеристик. Такой технической характеристики, как точность координат, нет. Росреестр указывает на точность координат 0,3, но эту точность никто не определял. Соответственно, необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями, согласно которым точность межевания объектов землеустройства в городе – 0,1.

В соответствии со ст. 68 ЗК РФ землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Согласно ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

На основании п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В силу требований ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.

Федеральным законом № 218-ФЗ предусмотрены особенности осуществления кадастрового учета при уточнении границ земельных участков (ст. 43). Государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (п.1). Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (п. 2).

Требования к межевому плану, изложенные в ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ, предусматривают, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (п. 8). Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (п. 23).

Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка утверждены приказом Росреестра от 23.10.2020 № П/0393 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места».

Согласно п. 16 данных Требований если смежные земельные участки имеют различные требования к точности определения координат их характерных точек, то общие характерные точки границ земельных участков определяются с точностью, соответствующей наиболее высокой точности определения координат характерных точек границ земельного участка.

Из материалов дела следует, что указанные в уведомлении об отказе государственного кадастрового учета смежные с образуемым являются земельные участки с кадастровыми номерами: ХХХ и ХХХ, координаты точек углов поворота которых определены с недостаточной точностью.

Вместе с тем, как видно из выписок ЕГРН от 9 августа 2021 года земельные участки с кадастровыми номерами: ХХХ и ХХХ стоят на кадастровом учете; в особых отметках сведений о характеристиках земельных участков отсутствуют какие-либо записи о недостаточной точности определения углов поворотных точек; в разделе «Описание месторасположения земельного участка» указаны координаты X, Y поворотных точек, сведения о недостаточной точности либо о превышениях погрешностей при определении поворотных точек также отсутствует (л.д. 62-76).

Из письма Министерства экономического развития РФ от 06.11.2018 № 32226-ВА/Д234 следует, что согласование границ земельного участка является обязательным, если установлено, что земельный участок является смежным, а в ЕГРН отсутствует описание местоположения границ смежного земельного участка (87-92).

Более того, на основании «Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства», утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, межевание земельных участков различного целевого назначения земель проводится с точностью не ниже точности, приведенной в таблице 1, согласно которой в землях поселений (города) средняя квадратическая ошибка Mt положения межевого знака относительно ближайшего пункта исходной геодезической основы – не более 0,1 метра. Соответственно, все отмежеванные земельные участки, поставленные на кадастровый учет, в том числе и с кадастровыми номерами: ХХХ и ХХХ, имеют точность межевания не ниже указанного в методических рекомендациях, а также одинаковую точность определения координат поворотных точек.

При таких обстоятельствах у Межмуниципального Ярцевского отдела Управления Росреестра по Смоленской области отсутствовали основания для отказа в государственном кадастровом учете земельного участка от 20 мая 2021 года.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства, суд считает исковые требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 180, 218, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить административное исковое заявление Воробьевой В. М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о признании отказа в государственном кадастровом учете незаконным.

Признать незаконным Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете объекта недвижимости от 20 мая 2021 года за № ХХХ, выданное Межмуниципальным Ярцевским отделом Управления Росреестра по Смоленской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.В. Титова