ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1548/20 от 17.09.2020 Белорецкого городского суда (Республика Башкортостан)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Белорецк РБ 17 сентября 2020 года

Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан

в составе: председательствующего судьи Галимовой И.А.,

при ведении протокола помощником судьи Гниятовой А.Х.,

с участием административного истца помощника прокурора Алтыншина А.Г., действующего в интересах неопределённого круга лиц,

представителя административного ответчика администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан – ФИО1, действующей на основании доверенности,

заинтересованного лица ФИО2,

рассмотрев открытом судебном заседании административное дело по административному иску Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах неопределённого круга лицк администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об устранении нарушений федерального законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Белорецкий межрайонный прокурор Республики Башкортостан обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об устранении нарушений федерального законодательства, указав, что при проведении проверки Белорецкой межрайонной прокуратурой Республики Башкортостан в области исполнения федерального законодательства в деятельности межведомственной комиссии администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, выявлены нарушения порядка обследования помещений инвалидов.

Так, постановлением главы администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от ... создана муниципальная комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов. В состав комиссии вошли представители отделов архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и муниципального контроля и другие, представитель общественного объединения инвалидов определяется «по согласованию». В результате бездействия администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан в обследованиях проведённых ... и ..., представитель общественного объединения инвалидов не участвовал.

В нарушение требований Положения о муниципальной межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в котором проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности, к Акту от ... обследования жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид по адресу ..., не составлено заключение межведомственной комиссии о возможности или об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Просит признать бездействие межведомственной комиссии администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, незаконным, обязать администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан провести повторное обследование общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу ..., подъезд №..., с участием представителя общественного объединения инвалидов, по результатам которого составить заключение о возможности или об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Административное исковое требование так же содержит требование об устранении нарушения порядка обеспечения условий доступности перевозки пассажиров из числа инвалидов, с указанием, что в конкурсной документации №... на право получения свидетельства об осуществлении перевозок на территории муниципального района ... Республики Башкортостан за ... год в пунктах ... и ... отсутствуют требования к характеристикам транспортных средств, влияющих на возможность перевозки лиц с ограниченными возможностями здоровья (наличие низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло и т.п.).

Согласно актам осмотра от ... перевозчиками ИП ФИО3, ИП ФИО4, ИП ФИО5, Белорецкой колонной АТП ГУП «Башавтотранс» нарушаются требования ст. 21.1 Федерального закона №... от ... "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в соответствии с которым пассажирам из числа инвалидов обеспечиваются условия доступности их перевозки и перевозки их багажа автомобильным транспортном и городским наземным электрическим транспортом наравне с другими пассажирами.

Просит признать бездействие администрации муниципального района ... Республики Башкортостан выраженное в не включении в конкурсную документацию №... требований предусмотренных Порядком обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и представляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации №... от ... и обязать администрации муниципального района ... Республики Башкортостан внеси в действующее положение конкурсной документации на право получения свидетельств по осуществлению пассажирских перевозок требования п. 6 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и представляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации №... от ....

Алтыншин А.Г. - помощник Белорецкого межрайонного прокурора, действующий в интересах неопределённого круга лиц, в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации муниципального района ... Республики Башкортостан ФИО1, действующая по доверенности, возражала против заявленных требований указав, что в обследованиях, проведенных комиссией ... и ... без участия представителя общественного объединения инвалидов интересы инвалидов не были нарушены.

По результату проведения комиссией обследования общего имущества в подъезде №... многоквартирного дома по адресу: ...... не составлено заключение в связи с тем, что ребенок - инвалид не зарегистрирован по данному адресу, что подтверждается справкой №... от ..., выданной паспортистом ООО «Домовое хозяйство».

Таким образом, считает необоснованным требование истца об обязании повторного обследования общего имущества подъезда №... многоквартирного дома по адресу ..., поскольку ребенок-инвалид по данному адресу не проживает.

По второму заявленному требованию, пояснила, что на основании Постановления администрации №... от ... «О проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан», утверждается конкурсная документация по проведению открытого конкурса.

Положения конкурсной документации, в том числе требования к участникам открытого конкурса, принимаются в соответствии с Федеральным законом от ...№...-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Требования к участникам открытого конкурса регламентируются ст.23 вышеуказанного Федерального закона, а также п. 4 Конкурсной документации №... на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан и не предусматривают обязательного требования к характеристикам транспортного средства, влияющих на возможность перевозки пассажиров из числа инвалидов.

Согласно п. 4 общим условиям проведения открытого конкурса, к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям:

1) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе;

3) непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого

конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства;

4) отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период;

5) наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества);

6) отсутствие в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, участника договора простого товарищества обстоятельств, предусмотренных частью 8 статьи 29 настоящего Федерального закона № 220-ФЗ 9действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок прекращено по некоторым основаниям)

Таким образом, администрацией при проведении открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, не нарушаются требования действующего законодательства.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции, нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, и распространяется, прежде всего, на их акты и действия в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Указанные истцом требования считает приводят к ограничению, устранению конкуренции, ущемлению законных прав хозяйствующих субъектов, создают препятствия к подаче заявки на участие в конкурсе, в том числе ввиду значительных финансовых затрат из-за необходимости предоставления большого количества нотариально заверенных копий документов.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ...№... (зарегистрирован в Минюсте России ...№...) утвержден Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи.

Согласно пункту 2 указанного Порядка обеспечение условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее - транспортные средства) и объектов осуществляется перевозчиками и владельцами объектов, оказывающими услуги, связанные с перевозками на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте пассажиров.

Пунктом 6 указанного Порядка перевозчики обеспечивают для пассажиров из числа инвалидов:

а) посадку в транспортные средства и высадку из них, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;

б) возможность провозить без взимания платы кресло-коляску пассажира из числа инвалидов;

в) провоз собак-проводников при наличии специального документа;

г) оснащение транспортных средств надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно- точечного шрифта Брайля.

При этом характеристики транспортного средства, влияющие на возможность перевозки пассажиров из числа инвалидов, оцениваются конкурсной комиссией в качестве дополнительных баллов при оценке и сопоставлении заявок на участие в открытом конкурсе. Данная процедура предусмотрена критериями оценки заявок, и отражена в приложении №... к конкурсной документации.

Дополнительно сообщает, что перевозчики осуществляющие деятельность на территории муниципального района, проинформированы письмом администрации №...- ЖКХ от ... о необходимости обеспечения доступности транспортных средств для перевозки пассажиров из числа инвалидов.

Считает, что требование истца о признании бездействия Администрации и обязании внести изменения в конкурсную документацию являются необоснованными.

Представитель Белорецкой городской и районной организации Башкирской республиканской организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» в судебное заседание не не явился, ранее показала, что не была приглашена в качестве представителя и не участвовала при обследованиях проведённых ... и ..., как представитель общественного объединения инвалидов.

Заинтересованное лицо ФИО2, исковые требования поддержала, решение оставила на усмотрение суда.

ИП ФИО4 ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, решение оставил на усмотрение суда.

Заинтересованные лица ФИО6, ФИО7, представитель заинтересованных лиц ИП ФИО3, ИП ФИО5, Белорецкой колонны АТП ГУП «Башавтотранс», в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом и в срок, причину неявки суду не сообщили.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с ч.1 ст.37 Федерального закона от ...№...-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 15 Федерального закона от ...№...-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. При этом в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Принимая во внимание, что спорное жилое помещение, по адресу ..., в котором проживает инвалидребенок, находится в муниципальной собственности, реализация мер по доступности жилого помещения инвалидам в данном жилом доме в полной мере возложена на орган местного самоуправления, осуществляющего полномочия собственника в отношении указанного жилого помещения.

Постановлением Правительства РФ от ...№... «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребности инвалидов» утверждены «Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме» (далее - Правила).

В соответствии с п. 2 Правил доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Согласно п. 6 Правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

В соответствии с п.10 Правил порядок создания и работы региональной и муниципальной комиссий устанавливается уполномоченным органом.

Постановлением администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от ...№... утвержден вышеназванный План мероприятий, а так же Положение о муниципальной межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

Согласно пункту 1 Положения, настоящее положение устанавливает порядок создания и работы муниципальной межведомственная комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

В соответствии с п. 1.2 Положения муниципальная межведомственная комиссия осуществляет обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, к которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного фонда муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.

Пунктом 2.1 Положения установлены задачи муниципальной межведомственной комиссии это организация деятельности по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды,

для оценки возможности приспособления жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности инвалидов.

Пунктом 2.2 Положения установлены функции муниципальной межведомственной комиссии: обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид; оформление актов обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида; вынесение заключения о возможности или об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключения об отсутствии такой возможности по формам, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от ...№.../пр «Об утверждении форм заключений о возможности или об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида».

В силу п. 1.6 Положения в состав муниципальной межведомственной комиссии включаются представители: органов муниципального жилищного надзора; органов исполнительной власти Республики Башкортостан в сфере архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, земельных и имущественных отношений, социальной защиты населения, общественных объединений инвалидов.

Пунктом 3.2 Положения установлено, что заседание муниципальной межведомственной комиссии проводится по мере необходимости не реже 1 раза в год.

Согласно пункту 3.9 Положения секретарь муниципальной межведомственной комиссии информирует членов комиссии и лиц, привлечённых к участию в работе муниципальной межведомственной комиссии о повестке дня заседания, дате и месте его проведения не позже чем за 3 дня до заседания.

В ситу п.3.11 Положения заключение в возможности или отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида выносится муниципальной межведомственной комиссией на основании: акта обследования, решения региональной межведомственной комиссии об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

В последующем, постановлением администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от ...№... утвержден Порядок создания и работы муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а так же частного жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов. Утвержден план мероприятий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а так же частного жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

В ходе рассмотрения административного дела установлено, что представитель Белорецкой городской и районной организации Башкирской республиканской организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», которая входит в состав межведомственной муниципальной комиссии не был извещен о работе межведомственной муниципальной комиссии, в обследовании жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, ..., ..., ... не участвовал, в заседании комиссии также не принимали участия, суд не находит оснований для признания бездействия ответчика в данном случае незаконным.

Председатель Белорецкой городской и районной организации Башкирской республиканской организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» обозначен в постановлениях от ...№... и ...№... как лицо, приглашаемое на заседания муниципальной межведомственной комиссии – «по согласованию».

Отсутствие представителя Белорецкой городской и районной организации Башкирской республиканской организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» в работе муниципальной комиссии не нарушало требований приказа Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от ...№... п. 4.3, 4.4 согласно которому решения Муниципальной комиссии принимаются большинством голосов членов комиссии, муниципальная комиссия правомочна осуществлять полномочия при наличии кворума, который составляет не менее половины членов комиссии от общего состава комиссии.

При этом суд соглашается с доводами прокурора о бездействии ответчика относительно непринятия заключения о возможности либо отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида, по результату проведения обследования общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу ... о чем составлен акт обследования от ..., с учетом потребности инвалида, которое не составлено до настоящего времени, как того требует п. 18 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от ...№..., согласно которому результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности.

Формы соответствующих заключений утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от ...№.../пр утверждены названные формы заключений.

Пунктами 19 и 20 Правил предусмотрено, что заключение о возможности (об отсутствии возможности) выносятся на основании акта обследования и решения комиссии об экономической целесообразности/нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта дома (части дома).

Анализ требований пунктов 7.1-7.5 Порядка, утвержденного приказом Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от ...№..., также позволяет сделать вывод, что Муниципальная комиссия заканчивает свою работу вынесением соответствующего заключения.

Между тем, в нарушение требований Постановления Правительства Российской Федерации от ...№..., Приказа Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от ...№... межведомственной муниципальной комиссией по обследованию общего имущества в подъезде №... многоквартирного дома, по адресу ..., соответствующее заключение не выносилось.

От вынесенного заключения зависят дальнейшие действия органа местного самоуправления, а именно включение мероприятий по оборудованию жилого помещения в План мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом их потребностей либо рассмотрение Межведомственной комиссией вопроса о пригодности жилого помещения инвалида для проживания.

Таким образом, до настоящего времени межведомственная муниципальная комиссия не выполнила конечные цели и задачи, которые предусмотрены Положением.

В связи с тем, что бездействие ответчика, выраженное в не составлении заключения о возможности либо отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида не составлено до настоящего времени, административный иск прокурора о признании незаконным бездействия ответчика по непринятию заключения подлежит удовлетворению.

В связи с тем, что межведомственная муниципальная комиссия является действующим коллегиальным органом, заседания которой проводятся по мере необходимости не реже 1 раза в год, создана администраций муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан для проведения обследования жилых помещений, входящих в состав муниципального жилищного фонда, суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность провести повторное обследование общего имущества в подъезде №... многоквартирного дома, по адресу ..., по результатам которого составить заключение о возможности приспособления общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида.

Довод административного ответчика о том, что акт обследования №... от ... является итоговым документом, в котором отражается необходимость приспособления общего имущества в многоквартирном доме с учётом потребностей инвалида, поскольку ребенок-инвалид на момент обследования по адресу ... зарегистрирован не был, согласно справке, выданной ООО «Домовое хозяйство», суд находит не состоятельными, основанными на неверном толковании норм права и подлежащим отклонению, как противоречащий положениям пунктов 18, 19, 20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

Так же подлежит отклонению довод административного ответчика о пропуске срока исковой давности для обращения с данным административным иском в суд, суд признает его не основанными на законе, т.к. бездействие ответчика, выраженное в непринятии заключения о возможности либо отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида, с учетом потребности инвалида, не вынесено до настоящего времени, что свидетельствует об отсутствии оснований для исчисления срока давности обращения в суд с настоящим административным иском.

Требование административного истца об устранении нарушения порядка обеспечения условий доступности перевозки пассажиров из числа инвалидов, с указанием, что в конкурсной документации №... на право получения свидетельства об осуществлении перевозок на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан за 2019 год в пунктах 4 и 6 отсутствуют требования к характеристикам транспортных средств, влияющих на возможность перевозки лиц с ограниченными возможностями здоровья (наличие низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло и т.п.) суд находит не подлежащим удовлетворению на основании следующего.

Решением Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от ...№... утверждены «Положения в сфере транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан».

Постановлением администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от ... утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок.

Постановлением №... от ... внесены изменения в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок.

Решением Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от ...№... внесены изменения в решение Совета от ...№..., изложив «Положения о порядке проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан» в новой редакции.

Решения и постановления приняты уполномоченным органом местного самоуправления - администрацией муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, в соответствии с Уставом муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, подписаны Главой администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, опубликованы на официальном сайте муниципального района Белорецкий района Республики Башкортостан в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет».

В развитие вышеуказанного Решения от ... и Положения «О порядке проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, в приложении №... указаны Критерии оценки заявок на участие в конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального района Белорецкий района Республики Башкортостан и отражены в конкурсной документации №... на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам.

В указанном приложении №... одним из критериев для конкурсной комиссии установлен, в том числе наличие низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пандус (для транспортных средств категории М3).

Таким образом, довод административного истца о том, что конкурсная документация не содержит требования к участникам транспортного обслуживания населения и претендентам на участие в конкурсе требований к характеристикам транспортных средств влияющих на возможность перевозки лиц с ограниченными возможностями является необоснованным

Кроме того, административным истцом пропущен для оспаривания конкурсной документации, так как Постановление о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального района Белорецкий район республики Башкортостан №... от ..., конкурс состоялся,, ,,,,,,,,,,,,,, истец обратился в суд ..., что при отсутствии ходатайства о его восстановлении, согласно п.8 ст.219 КАС РФ является самостоятельным основанием к отказу в иске.

Таким образом, требование истца о признании бездействия администрации и обязании внести изменения в конкурсную документацию являются необоснованными. Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах неопределённого круга лицк администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об устранении нарушений федерального законодательства, о признании незаконным бездействия, обязании устранения допущенных нарушений, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан в части не составления заключения о возможности либо отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида по результату проведения обследования общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу ....

Обязать администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, устранить допущенные нарушения.

В удовлетворении остальных требований Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан.

Мотивированное решение изготовлено 18.09.2020 года

Судья: И.А. Галимова