Дело №2а-154/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 мая 2019 года г. Кизляр РД
Кизлярский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Августина А.А.,
при секретаре судебного заседания Расуловой Л.М.,
с участием
представителя административного истца ФИО3 – ФИО5,
действующего на основании доверенности <адрес>2 от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика
Администрации ГО «<адрес>» ФИО6,
действующего на основании доверенности 58-522/18 от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя прокуратуры ст.помощника прокурора <адрес>ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Администрации городского округа «<адрес>» о признании недействительным ненормативного правового акта, решения (действия) незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратилась в Кизлярский городской суд с административным иском к Администрации ГО «<адрес>» о признании недействительным ненормативного правового акта, решения (действия) незаконным по тем основаниям, что в соответствии с Протоколом об итогах проведения открытого аукциона № от 07.05.2018г. МКУ «Комитет по управлению имуществом <адрес>» выступающий от имени и в интересах муниципального образования «<адрес>», предоставил в аренду ФИО3 земельный участок из земель поселений с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> «д». В последующем, был заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ земельного участка общей площадью 100 кв.м. Участок предоставлен для целей строительства торгового павильона из сборных легких конструкций. Срок аренды земельного участка 5 лет с момента регистрации договора от ДД.ММ.ГГГГ№ (дата регистрации 06.08.2018г.). Она обратилась в администрацию городского округа «<адрес>» с заявлением о выдаче разрешения на строительство на вышеуказанном земельном участке. Администрацией городского округа «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ ей выдано Разрешение №RU№ на строительство торгового павильона из сборных легких конструкций на земельном участке с кадастровым номером № сроком до ДД.ММ.ГГГГ<адрес> проведении строительных работ истца устно уведомили о временном приостановлении строительства в связи проверкой прокуратуры по обстоятельствам, изложенным в коллективном заявлении жителей <адрес>. В январе 2019 года истцу стало известно, что Разрешение на строительство №RU№ отменено. Копия Решения об отмене Разрешения на строительство ею получена ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из содержания Решения, разрешение на строительство отменено, в связи с протестом прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Иных оснований, ссылок на нормы права не указано. Также, Решение от ДД.ММ.ГГГГ N 29 не содержит указаний на приведенные в пункте 21.1 статьи 51 ГрК РФ основания для прекращения разрешения на строительство.
ФИО3 просит суд:
Признать действия Администрации городского округа «<адрес>» Республики Дагестан незаконными.
Признать Решение Администрации городского округа «<адрес>» Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГг. об отмене разрешения на строительство № RU№ от ДД.ММ.ГГГГг. незаконным.
Обязать Администрацию ГО «<адрес>» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО3
В судебном заседании представитель административного истца ФИО5 поддержал исковые требования ФИО3 и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФИО6 возражал против удовлетворения исковых требований административного истца и просил отказать в их удовлетворении по тем основаниям, что заявитель указывает на невозможность прекращения действия разрешения на строительство ссылаясь на п.21.1 ст.51 ГрК РФ. Полагают, что отмена разрешения на строительство в порядке самоконтроля возможна, если это разрешение было выдано с нарушением требований градостроительного законодательства. Соответствующее решение может быть принято на любом этапе строительства. Данные выводы согласуются с судебной практикой. Отзыв разрешения на строительство возможен, если застройщиком или уполномоченным органом нарушены положения ст. 51 ГрК РФ вне зависимости от наличия обстоятельств, указанных в п. 21.1 данной статьи. При этом п. 21.1 устанавливает специальные основания для отмены разрешения на строительство в ситуации, когда на этапе его выдачи никаких нарушений не было допущено, но впоследствии появились обстоятельства, препятствующие дальнейшему строительству. Несостоятельными также считаем доводы заявителя об отсутствии у Администрации необходимости в обязательном порядке удовлетворять протест прокурора. Согласно статье 22 Федерального закона от 17.01.1992г. № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:
- опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
- вносит представление об устранении нарушений закона.
При этом в соответствии со статьей 23 указанного Закона прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Статья 6 данного Закона устанавливает, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Просит суд в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения от 20.09.2018г. отказать..
Представитель прокуратуры – ст.помощник прокурора <адрес>ФИО7 в судебном заседании также просил отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 по тем основаниям, что решение разрешение на строительство № RU№ от ДД.ММ.ГГГГг. отменено на основании протеста прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
Изучив административное исковое заявление, возражение административного ответчика, выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, ст.помощника прокурора <адрес>, выслушав свидетелей и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО1, показал, что он является директором МУП «Очистные сооружения», он пояснил, что под данным земельным участком выделенном ФИО3 проходят коммуникации, а именно трубы, от канализационных насосных станций, в связи с чем строительство магазина там не допустимо. Минимальный отступ от фундамента строящегося объекта до труб должен составлять 5 метров.
Допрошенная в судебном заседании ФИО2, показала, что она является начальником отдела Архитектуры, градостроительства и земельных отношений Администрации ГО «<адрес>», ей известно о выданном разрешении ФИО3 на строительство торгового павильона, по <адрес> и том, что данное разрешение было опротестовано прокурором <адрес>. Она пояснила, что согласно генплану там проходят коммуникации МУП «Очистные сооружения» а именно две канализационные трубы, одна напорная и одна самотечная. На место выезжали сотрудники архитектуры, МУП «Очистные сооружения», кадастровый инженер, которые проводили фотосъемку места, где находится этот земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ МБУ «Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений» выдано ФИО3 разрешение на строительство торгового павильона №RU№ на земельном участке с кадастровым номером 05:43:000241:137 площадью 100 кв.м.
Между МКУ «Комитет по управлению имуществом <адрес>» и ФИО3 заключен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым арендодатель предоставляет арендатору - ФИО3 земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 05:43:000241:137, находящийся по адресу: РД, <адрес> «д», площадью 100 кв.м на срок с 07.05.2018г. по 07.05.2023г.
По акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГФИО3 приняла в аренду земельный участок общей площадью 100,0 кв.м. по адресу: РД, <адрес> «д», выделенный под магазины (торговый павильон из сборных конструкций).
ИП ФИО8 составлена проектная документация на торговый павильон из сборных конструкций по <адрес> «д» <адрес>.
Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что по адресу РД, <адрес> находится земельный участок с кадастровым номером 05:43:000241:137 площадью 100 кв.м., кадастровая стоимость 248837 руб. категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины (торговый павильон из сборных конструкций).
Как следует из письма директора МУП «Очистные сооружения» № от ДД.ММ.ГГГГ на имя врио начальника отдела муниципального контроля Администрации ГО «<адрес>» по адресу: РД, <адрес> от № до № проходит два напорных коллектора, а также два самотечных коллектора, возможности переноса канализационных линий не имеется, с приложением схемы.
Указанные сведения о проходе напорных коллекторов и канализационных линий подтверждаются исследованными в судебном заседании генеральным планом и проектом благоустройства территории прилегающей к многоквартирным жилым домам №, 89, 91 по <адрес>.
Из протеста прокуратуры № от ДД.ММ.ГГГГ на разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №RU№ следует, что Прокуратурой <адрес> проведена проверка по обстоятельствам изложенным в коллективном заявлении жителей <адрес>, которой, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ директором МБУ «УАГиЗО» выдано ФИО3 разрешение № RU№ на строительство торгового павильона по <адрес>. Данное разрешение на строительство выдано с нарушением требований закона и подлежит отмене по тем основаниям, что согласно схемы прохождения канализационных линий, по <адрес>№ проходят два напорных коллектора, а также два самотечных коллектора.
На основании указанного протеста прокуратуры № от 14.09.2018г. вынесено решение МБУ «УАГиЗО» от ДД.ММ.ГГГГ об отмене разрешения на строительство №RU№ от 23.08.2018г. на строительство торгового павильона из легких сборных конструкций по <адрес> д, выданного ФИО3
Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
В силу части 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или уполномоченной организации, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в случае:
- принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
- отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
- расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
- прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Между тем, в данной норме закона указаны основания для прекращения действия разрешения на строительство, выданных на основании решений уполномоченных органов на выдачу разрешений на строительство.
Анализ приведенного законодательства в системном единстве свидетельствует о том, что эти основания для отмены разрешения на строительство применяются в том случае, если оно было выдано уполномоченным органом в порядке, установленном законом.
Вместе с тем, разрешение на строительство №RU№ от ДД.ММ.ГГГГ, относящееся к муниципальным правовым актам, выдано органом местного самоуправления в лице МБУ «УАГиЗО» с нарушением требований закона и противоречит Конституции Российской Федерации, и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, и исходя из положений ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также в соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона N 131-ФЗ, этот акт может быть отменен или его действие может быть приостановлено органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, принявшим (издавшим) соответствующий муниципальный правовой акт, в порядке самоконтроля.
Согласно ст.77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
Основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления в лице МБУ «УАГиЗО» по требованию прокуратуры отменил разрешение на строительство №RU№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение МБУ «УАГиЗО» от ДД.ММ.ГГГГ N 29 издано в соответствии с требованиями действующего на момент издания законодательства, не нарушает права, свободу и законные интересы ФИО3 как застройщика и как гражданина РФ, при этом административным истцом строительство объекта капитального строительства на момент издания распоряжения начато не было.
Основанием для издания оспариваемого решения явилось нарушение п.7.23 Строительных норм и правил СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89, так как разрешение на строительство магазина выдано на земельном участке, под которым проходят канализационные трубы.
Согласно пункту 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В силу пункта 13 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
Таким образом, приведенные выше основания являлись безусловными для отказа в выдаче разрешения на строительство. Несмотря на это административным ответчиком в нарушение требований закона было выдано разрешение на строительство. С учетом приведенных выше доводов суд приходит к выводу о том, что МБУ «Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений» <адрес> в пределах своих полномочий по требованию прокурора <адрес> вправе было отменить ранее принятый им акт - разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ и соответственно решение N 29 от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из смысла приведенных норм права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180, 218-228 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Администрации городского округа «<адрес>» о признании недействительным ненормативного правового акта, решения (действия) незаконным – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, через Кизлярский городской суд РД.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.А. Августин