ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-154/19 от 22.04.2019 Акбулакского районного суда (Оренбургская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Акбулак 22 апреля 2019 года

Акбулакский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сохань Н.В., при секретаре Мамажоновой Ю.Н., с участием представителя административного истца - помощника прокурора Акбулакского района Расстригина В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Акбулакского района, поданному в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования, Российской Федерации к администрации муниципального образования Новоуспеновский сельсовет Акбулакского район Оренбургской области о признании бездействия незаконным, обязании администрации муниципального образования Новоуспеновский сельсовет провести оценку эффективности муниципальной программы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Акбулакского района обратился в суд с указанным выше административным иском и в его обоснование указал, что прокуратурой Акбулакского района Оренбургской области проведена проверка исполнения бюджетного законодательства в деятельности администрации муниципальных образований сельских поселений района. При проведении установлено, что администрацией МО «Новоуспеновский сельсовет» в 2018 году требования Положения «О порядке разработки, реализации и оценки эффективности программы муниципального образования «Новоуспеновский сельсовет», принятого во исполнение требований бюджетного законодательства, не исполнялись. В ходе проверки установлено, что на территории МО «Новоуспеновский сельсовет» реализуется муниципальная программа «Устойчивое развитие территории муниципального образования Новоуспеновский сельсовет» на 2017 – 2021 годы». Оценка эффективности реализации указанной муниципальной программы с целью возможности принятия решения о необходимости прекращения или об изменении, начиная с очередного финансового года ранее утвержденных муниципальных программ, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальной программы, не проведена и не утверждена. В связи с указанными нарушениями прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы МО «Новоуспеновский сельсовет» вносилось представление об устранении требований бюджетного законодательства, однако, до настоящего времени требования прокуратуры района в полном объеме не исполнены. Допущенные нарушения бюджетного законодательства влекут невозможность осуществления надлежащего и всестороннего контроля за использованием бюджетных средств, выделенных на реализацию муниципальных программ, за своевременностью и полнотой выполнения запланированных программных мероприятий и идут вразрез с принципами разумности и максимальной эффективности бюджетных расходов, что может повлечь не достижение цели мероприятий муниципальной программы и ставит под угрозу осуществление законных прав и интересов неопределенного круга лиц, затрагивает их права и законные интересы, влечет их неисполнение. Просили признать бездействие муниципального образования Новоуспеновский сельсовет по не проведению оценки эффективности муниципальных программ, реализуемых на территории МО Новоуспеновский сельсовет, за 2017 год незаконным; обязать администрацию муниципального образования Новоуспеновский сельсовет провести оценку эффективности муниципальной программы «Устойчивое развитие территории муниципального образования Новоуспеновский сельсовет на 2017 – 2021 годы» за 2017 год.

Представитель административного истца - помощник прокурора Акбулакского района Расстригин В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные в иске.

Представитель административного ответчика – МО Новоуспеновский сельсовет в судебное заседание не явился, о месте, времени и дате проведения судебного заседания извещался надлежаще.

В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, заслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, пришел к следующему.

В соответствии с ч.5 ст. 3 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 1 ст. 9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований отнесено установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.

В соответствии со ст. 15 БК РФ бюджет муниципального образования предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В соответствии со ст. 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципе эффективности использования бюджетных средств.

В силу положений ст. 34 БК РФ при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Расходные обязательства муниципального образования, в соответствии с ч.ч.1,2 ст. 86 БК РФ, возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.

Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абз. 2 и 4 п.1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Из п.п. 1-3 ст. 179 БК РФ следует, что государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются, соответственно, Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяется, соответственно, Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в установленном ими порядке.

Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ, устанавливается, соответственно, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

По каждой государственной программе Российской Федерации, государственной программе субъекта Российской Федерации, муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются, соответственно, Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

По результатам указанной оценки Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с (муниципальной) программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной (муниципальной) программы.

В целях реализации указанных норм постановлением администрации муниципального образования «Новоуспеновский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ-п утвержден Порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования «Новоуспеновский сельсовет».

В силу требований пункта 4.4 – 4.7 указанного Порядка соисполнители, участники муниципальной программы представляют ответственному исполнителю муниципальной программы: 1) не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом: информацию о ходе реализации мероприятий программ, отдельных мероприятий, в реализации которых принимают участие; отчеты об использовании субсидии, предоставленной бюджету Акбулакского района из областного бюджета; 2) не позднее 25 января года, следующего за отчетным финансовым годом - отчеты об использовании субсидии, предоставленной бюджету Акбулакского района из областного бюджета, за отчетный финансовый год; 3) не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным финансовым годом, информацию, необходимую для проведения оценки эффективности реализации муниципальной программы и подготовки годовых отчетов. За исключением отчетности, указанной в подпункте 2 настоящего пункта. Отчеты, указанные в подпункте 1 и подпункте 2 настоящего пункта, одновременно предоставляются в финансовый отдел.

Ответственный исполнитель муниципальной программы подготавливает отчет о реализации муниципальной программы за первое полугодие и за девять месяцев текущего года, содержащий тестовую часть и приложения, составленные по формам согласно таблицам 8,9,11-13 приложения к настоящему Порядку, заполняемые нарастающим итогом с начала финансового года, и представляет его в администрацию муниципального образования Новоуспеновский сельсовет не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Ответственный исполнитель ежегодно, не позднее 20 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, разрабатывает и предоставляет в администрацию муниципального образования Новоуспеновский сельсовет, согласно таблицам 8-11 приложения к настоящему Порядку: а) годовой отчет о реализации муниципальных программ. Годовой отчет о реализации муниципальных программ утверждается Постановлением администрации муниципального образования Новоуспеновский сельсовет и подлежит размещению на официальном сайте администрации муниципального образования Новоуспеновский сельсовет в сети Интернет; б) сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке муниципальных программ.

По результатам рассмотрения годового отчета о реализации муниципальных программ на основе комплексной оценки эффективности программ администрацией муниципального образования Новоуспеновский сельсовет принимается одно из следующих решений: в случае получения программой высокой оценки эффективности – продолжение реализации муниципальной программы в действующей редакции; в случае получения программой средней или удовлетворительной оценки эффективности – продолжение реализации муниципальной программы при условии корректировки отдельных мероприятий, показателей (индикаторов) муниципальной программы (подпрограмм), объема бюджетных ассигнований местного бюджета на ее реализацию; в случае получения муниципальной программой неудовлетворительной оценки эффективности – прекращение реализации муниципальной программы, либо дальнейшая реализация муниципальной программы при условии значительной ее доработки.

Сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности муниципальных программ в течение 10 дней после его рассмотрения администрацией муниципального образования Новоуспеновский сельсовет подлежит размещению на сайте администрации муниципального образования Новоуспеновский сельсовет в сети Интернет.

Раздел 6 указанного положении регламентирует сроки и порядок проведения комплексной оценки эффективности реализации муниципальных программ ответственным исполнителем программы.

В судебном заседании установлено, что администрацией МО «Новоуспеновский сельсовет» в 2018 году указанные требования Положения «О порядке разработки, реализации и оценки эффективности программы муниципального образования «Новоуспеновский сельсовет», принятого во исполнение требований бюджетного законодательства, не исполнялось.

На территории МО «Новоуспеновский сельсовет» реализуется муниципальная программа «Устойчивое развитие территории муниципального образования Новоуспеновский сельсовет на 2017 – 2021 годы». Оценка эффективности реализации указанной муниципальной программы с целью возможности принятия решения о необходимости прекращения или об изменении, начиная с очередного финансового года, ранее утвержденных финансовых программ, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальной программы, не проведена и не утверждена.

В связи с указанными нарушениями прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы МО «Новоуспеновский сельсовет» выносилось представление об устранении требований бюджетного законодательства, однако, до настоящего времени требования прокуратуры района в полном объеме не исполнены.

Допущенные нарушения бюджетного законодательства влекут невозможность осуществления надлежащего и всестороннего контроля за использованием бюджетных средств, выделенных на реализацию муниципальных программ, за своевременностью и полнотой выполнения запланированных программных мероприятий и идут в разрез с принципами разумности и максимальной эффективности бюджетных расходов, что может повлечь не достижение цели мероприятий муниципальной программы и ставит под угрозу осуществление законных прав и интересов неопределенного круга лиц, затрагивает их права и законные интересы, влечет их неисполнение.

На основании изложенного суд пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Акбулакского района Оренбургской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального образования Советский сельсовет Акбулакского района Оренбургской области по не проведению оценки эффективности муниципальных программ, реализуемых на территории МО Новоуспеновский сельсовет, за 2017 год.

Обязать администрацию муниципального образования Новоуспеновский сельсовет Акбулакского района Оренбургской области провести оценку эффективности муниципальной программы «Устойчивое развитие территории муниципального образования Новоуспеновский сельсовет на 2017—2021 годы» за 2017 год.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Акбулакский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья Н.В. Сохань

Мотивированное решение суда изготовлено 26.04.2019 года

Подлинник решения находится в гражданском деле № 2а-154 (2019 года) в Акбулакском районном суде Оренбургской области.