ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-154/19 от 31.01.2019 Московского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 2а-154/19

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Московский районный суд г. Казани в составе:

председательствующего судьи Е.В. Самойловой,

при секретаре К.Р. Ивановой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к прокуратуре <адрес>, прокуратуре Республики Татарстан о признании представления прокуратуры <адрес> об устранении нарушений жилищно-коммунального хозяйства незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

П.<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением к прокуратуре <адрес> о признании представления прокуратуры <адрес> об устранении нарушений жилищно-коммунального хозяйства незаконным. В обоснование заявленных административных требований указано, что прокуратурой <адрес>ДД.ММ.ГГГГ принято следующее решение: «Представление об устранении нарушений жилищно-коммунального хозяйства» . Данное представление нарушает права и законные интересы административного истца, так как обязывает его, как председателя Товарищества собственников недвижимости «АК-71» заниматься «теплоснабжением собственника нежилого помещения ФИО2». ТСК «АК-71» не является ни теплоснабжающей, ни теплосетевой организацией, не начисляет в счетах услугу «Теплоснабжение», а все претензии по п.76, 78, 79 «Правил организации теплоснабжения в РФ» относятся именно к теплоснабжающим и теплосетевым организациям. Также прокуратура обязывает административного истца, как председателя управляющей организации, предоставить доступ в подвальное помещение собственнику нежилого помещения ФИО2, согласно статье 36 ЖК РФ, где вообще не сказано приоритете отдельно взятого собственника в ущерб другим, ибо все решения по общедомовому имуществу принимаются только на общем собрании собственников, чем ТСК «АК-71» и должно руководствоваться. Никаких решений собраний собственников ФИО2 в Прокуратуру не предоставила, но Прокуратура обязывает административного истца принять незаконное решение. Также представление не соответствует действующему законодательству РФ, а именно: п.2 ст.26 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», по которому «Органы прокуратуры… не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций», так как все доступы к работам на внутренних инженерных сетях ТСН «АК-71» (в том числе тепловых) осуществляются по действующему Регламенту, который обязателен при работах, и к которому у Прокуратуры претензий в плане законодательства при проведении проверки не было. По регламенту для допуска лиц-специалистов, проводящих работы с внутренними теплосетями, требовалась письменная заявка с приложением пакета документов. До сих пор с письменной заявкой с приложением документов к административному истцу никто не обращался. Выяснилось, что в нарушение Регламента, у собственника нежилого помещения ФИО2 отсутствуют документы на подключение своих теплосетей к внутридомовым инженерным системам, что также прямо запрещено п.п. «е» п.35 «О предоставлении коммунальных услуг». Тем более, собственник нежилого помещения ФИО2 настаивает на допуске к общедомовому имуществу их арендатора АО «Тандер», которому они передали право на теплоснабжение, также противоречит п.2 ст.36 ЖК РФ. В связи с изложенным, административный истец просит признать незаконным представление прокуратуры <адрес> об устранении нарушений жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ в отношении П.<адрес>.

Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Прокуратура Республики Татарстан, в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО2, АО «Тандер» и АО «Татэнерго».

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее в ходе рассмотрения дела административные исковые требования поддержал, указал, что в его полномочия как Председателя ТСН «АК-71» не входит обязанность заниматься теплоснабжением. Товарищество собственников недвижимости «АК-71» теплоснабжением не занимается и теплосетевой организацией не является. К административному истцу, как руководителю товарищества собственников недвижимости, которое занимается только управлением общим имуществом дома, теплоснабжение никоим образом не относится. В соответствии с представлением прокуратуры, он должен предоставлять доступ всем лицам без ограничений, однако общим собранием установлены пределы. Предоставление доступа в подвальное помещение является не его личным делом, а делом всех собственников общедомового имущества. В представлении прокуратуры из пункта 2 статьи 36 ЖК РФ изъято слово «в пределах», что кардинально меняет смысл указанной статьи. Без указания пределов получается, что он будет заниматься самоуправством.

Представитель административных ответчиков в суде с административным иском не согласилась, пояснила, что представление было вручено ДД.ММ.ГГГГ председателю ТСН «АК-71» П.<адрес> по результатам проверки жалобы собственника нежилого помещения ФИО2 об отсутствии тепла в нежилом помещении жилого дома после начала отопительного сезона. Представление было внесено обоснованно, в целях устранения выявленных нарушений жилищно-коммунального законодательства. В <адрес> образовано товарищество собственников недвижимости «АК-71», председателем которого является П.<адрес>. ФИО2 является собственником встроено-пристроенного нежилого помещения первого этажа в указанном доме. Нежилое помещение встроено-пристроенного помещения ФИО2 было предоставлено в аренду АО «Тандер». Договор на теплоснабжение нежилого помещения заключен между арендатором помещения АО «Тандер» и ресурсоснабжающей организацией АО «Татэнерго». Инженерные сети теплоснабжения дома находятся в подвальном помещении дома. ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки с участием председателя ТСН, собственника ФИО2, ее представителя, представителя АО «Тандер», доступ в подвальное помещение, где находятся инженерные сети теплоснабжения, председателем не был обеспечен. ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки установлен факт отсутствия тепла в нежилом встроено-пристроенном помещении дома, принадлежащем собственнику ФИО2, при наличии тепла в инженерных сетях теплоснабжения дома. Имеется небольшая течь на сетях контура нежилого помещения при открытии вентилей при отсутствии давления. П.<адрес> не допускал подачу тепла в нежилое помещение путем того, что не предоставил возможность специалистам ресурсоснабжающей организации открыть вентиль, который подает тепло конкретно в контур пристроя данного дома, а также не предоставил доступ ФИО2. П.<адрес> не является представителем ресурсоснабжающей организации, однако п.79 Правил организации теплоснабжения в РФ распространяется также на организации, которые не оказывают услуги по передаче тепловой энергии. В данном случае, П.<адрес>, как представитель ТСН, ограничил доступ ФИО2, как собственника помещения, к получению тепла, то есть совершил действия, создающие препятствия для получения тепла определенного помещения. Доказательств возникновения или угрозы возникновения аварии на инженерных сетях теплоснабжения П.<адрес> не представлены и П.<адрес>, как представитель организации, не имел оснований для ограничения, приостановления, иного препятствования в получении коммунальной услуги «теплоснабжение» собственником нежилого помещения. Также административный истец не предоставляет доступ в подвальное помещение, где находятся коммуникации, собственнику ФИО2 в нарушение требований ст.36 ЖК РФ, в связи с чем его действия были расценены в ходе проверки как самоуправство. В отношении П.<адрес> возбуждено административное производство. Постановлением мирового судьи судебного участка по Московскому судебному району <адрес> РТ П.<адрес> признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 рублей. Решением Московского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление мирового судьи судебного участка по Московскому судебному району <адрес> РТ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении П.<адрес> оставлено без изменения. В представлении говорится о необоснованности действий П.<адрес> - приостановления, ограничения, о препятствовании получения коммунальной услуги теплоснабжения собственнику нежилого помещения и ставятся требования об устранении этих нарушений закона. Чей-либо приоритет из собственников помещений дома в ходе проверки не преследовался. На доступ в помещение подвала имеют право все собственники помещений дома, но, поскольку о нарушении своих прав заявила только ФИО2, в представлении указано на нарушение только ее прав. Данное представление имело целью устранение нарушений действующих требований нормативных актов, а не вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность товарищества. Только АО «Татэнерго» имеет право подавать тепло, а председатель ТСН «АК-71» препятствовал подаче тепла, поскольку сомневался в том, выдержат ли трубы всего дома и отдельного контура нежилого помещения нужного для подачи тепла давления. Административный истец как председатель ТСН, которая не передает тепло, но которой фактически принадлежат тепловые сети, должен был уведомить об этом ФИО2. Просила в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель заинтересованного лица АО «Татэнерго» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором указал, что между АО «Татэнерго» и ТСН «АК-71» заключен договор теплоснабжения Т от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объекта теплоснабжения многоквартирного <адрес>. Согласно приложению к договору Т от ДД.ММ.ГГГГ, границей эксплуатационной ответственности по сетям теплоснабжения со стороны АО «Татэнерго» является внешняя граница стены здания. Также в указанном многоквартирном доме расположено нежилое помещение, с арендатором которого АО «Тандер» заключен договор теплоснабжения Т от ДД.ММ.ГГГГ. Нежилое помещение в <адрес> включено в договор Т дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ. АО «Татэнерго» несет ответственность за состояние и обслуживание тепловых сетей до границы раздела. Эксплуатационную ответственность за систему теплоснабжения внутри многоквартирного <адрес> несет ТСН «АК-71». Пуск тепла в указанный дом в отопительный сезон 2018-2019гг. произведен по заявкам абонентов ДД.ММ.ГГГГ. В данном случае действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунального ресурса осуществляет лицо, отвечающее за содержание внутридомовых инженерных сетей, по заявлению ресурсоснабжающей организации. АО «Тандер» не имеет задолженности перед АО «Татэнерго». Заявления со стороны АО «Татэнерго» об осуществлении ограничения или приостановления предоставления тепловой энергии в нежилом помещении в адрес ТСН «АК-71» не направлялись. В связи с чем, оснований для ограничения или приостановления предоставления тепловой энергии в нежилое помещение не имелось.

Заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв, в котором указала, что с административным иском не согласна. ДД.ММ.ГГГГ между ней и ЗАО «Тандер» был заключен договор аренды нежилых помещений 1-23 по <адрес>. Отопительный период начался с ДД.ММ.ГГГГ. Система теплоснабжения к этому времени была готова, что подтверждается актом АО «Татэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ. У арендатора заключен прямой договор с ОАО «Татэнерго» на поставку тепловой энергии, напрямую оплачиваются счета за теплоснабжение и, кроме того, в договоре имеется схема разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. С ДД.ММ.ГГГГ ей, как собственнику нежилого помещения, от арендатора стали поступать жалобы на отсутствие отопления в арендуемых помещениях магазина «МАГНИТ». Она обратилась за разъяснениями к председателю ТСН «АК-71» П.<адрес>, но ее доводы, что ТСН «АК-71» не является исполнителем коммунальной услуги по отоплению, П.<адрес> проигнорированы, доступ в помещение теплового узла был закрыт. По данному факту она обратилась в прокуратуру <адрес> с жалобой о привлечении П.<адрес> к административной ответственности. По результатам рассмотрения жалобы и выхода на место установлено, что факты, изложенные в ее обращении, нашли свое подтверждение: отопление в нежилые помещения не поступает, П.<адрес> всячески отказывается предоставить доступ в помещение теплового узла, которое принадлежит ей на праве общей долевой собственности, и тем самым препятствует в получении коммунальной услуги. По данному факту было возбуждено административное производство и выдано представление об устранении нарушений жилищно-коммунального законодательства. Постановлением мирового судьи судебного участка по Московскому судебному району <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ П.<адрес> привлечен к административной ответственности по ст.19.1 КоАП РФ, решением Московского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление мирового судьи оставлено без изменения. Поскольку вина П.<адрес> полностью доказана, соответственно и отсутствуют основания для признания незаконным выданного представления. Просила отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Представитель заинтересованного лица АО «Тандер» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны.

Выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из смысла статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует, что для признания незаконными постановления, действий (бездействия) публичного органа необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого постановления, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов административного истца.

Обязанность доказывания обстоятельств наличия нарушения прав, свобод и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является представление об устранении нарушений закона.

В пункте 3 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Как установлено судом, в многоквартирном жилом <адрес> образовано Товарищество собственников недвижимости «АК-71», председателем которого является П.<адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между АО «Татэнерго» и ТСН «АК-71» заключен договор теплоснабжения Т.

Согласно акту разграничения эксплуатационной ответственности (Приложение к договору Т), граница эксплуатационной ответственности по сетям теплоснабжения по объекту жилой <адрес> устанавливается со стороны теплоснабжающей организации: внешняя граница стены здания.

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Татэнерго» и Казанским филиалом ЗАО «Тандер» заключен договор Т на снабжение тепловой энергией в горячей воде.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, включено в вышеуказанный договор Т.

ФИО2 является собственником нежилого помещения, общей площадью 308,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между индивидуальным предпринимателем ФИО2 и ЗАО «Тандер» заключен договор аренды недвижимого имущества №КзФ 1/493/10, в соответствии с которым индивидуальный предприниматель ФИО2 предоставила ЗАО «Тандер» за плату во временное владение и пользование нежилые помещения №, общей площадью 286,4 кв.м, расположенные на 1 этаже здания лит.А, находящегося по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> поступила жалоба от собственника нежилого помещения в <адрес> г.Казани ФИО2 на самоуправные действия председателя правления ТСН «АК-71», заключающиеся в непредоставлении доступа в помещение теплового узла для подачи отопления площадей, сдаваемых в аренду под магазин «Магнит».

На основании поступившей жалобы от собственника нежилого помещения в <адрес> г.Казани ФИО2, решением прокурора <адрес> организовано проведение проверки исполнения требований жилищно-коммунального законодательства Товариществом собственников недвижимости «АК-71».

По результатам проведенной прокуратурой <адрес> были выявлены нарушения требований жилищно-коммунального законодательства, а именно: ДД.ММ.ГГГГ П.<адрес>, в нарушение пунктов 76, 78, 79 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации теплоснабжения в РФ», в нарушение требований ст.36 ЖК РФ, не обеспечил доступ к инженерным сетям теплоснабжения, находящимся в подвальном помещении <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки установлен факт отсутствия тепла в нежиломвстроенно-пристроенном помещении дома, принадлежащем собственнику ФИО2, при наличии тепла в инженерных сетях снабжения дома. Также, в нарушение статьи 36 ЖК РФ П.<адрес> не предоставил собственнику нежилого помещения ФИО2 доступ в подвальное помещение, где находятся коммуникации.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя ТСН «АК-71» прокурором <адрес> направлено представление об устранении выявленных нарушений жилищно-коммунального законодательства, согласно которому прокурор потребовал от председателя ТСН «АК-71» следующее:

1. Рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры и принять меры по устранению указанных в представлении нарушений законодательства.

2. Решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.

3. О результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратуру <адрес> в письменной форме в месячный срок.

По результатам проведенной проверки прокурором <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в отношении председателя правления ТСН «АК-71» П.<адрес> возбуждено производство об административном правонарушении по ст.19.1 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка по Московскому судебному району <адрес> РТ от ДД.ММ.ГГГГ П.<адрес> признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 рублей.

Решением Московского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление мирового судьи судебного участка по Московскому судебному району <адрес> РТ от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, жалоба П.<адрес> - без удовлетворения.

Проанализировав вышеуказанные нормы права, суд, рассматривая обоснованность представления, законность которого оспаривает административный истец, ссылаясь на статью 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, приходит к следующему.

Согласно п. 1 ч. 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 76 Правил организации теплоснабжения в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации теплоснабжения в РФ» ограничение и прекращение подачи тепловой энергии потребителям может вводиться в следующих случаях: неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором, а также нарушение условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок; прекращение обязательств сторон по договору теплоснабжения; выявление фактов бездоговорного потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя; возникновение (угроза возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения; наличие обращения потребителя о введении ограничения; иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором теплоснабжения.

Согласно статье 78 Правил организации теплоснабжения в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации теплоснабжения в РФ» в случае если подача тепловой энергии (мощности), теплоносителя потребителю осуществляется по тепловым сетям, принадлежащим теплосетевой организации, действия по ограничению, прекращению данной подачи в порядке, установленном настоящими Правилами, осуществляются теплосетевой организацией на основании уведомления, направленного теплоснабжающей организацией. Теплосетевая организация имеет право осуществить в присутствии представителей теплоснабжающей организации и потребителя необходимые переключения в теплопотребляющих установках, принадлежащих организации-потребителю, если эта теплосетевая организация не может реализовать с использованием своих объектов принадлежащее ей право ограничения потребления и снижения параметров потребления тепловой энергии, теплоносителя. Если потребитель уклонился от присутствия при осуществлении переключений, переключения производятся в присутствии 2 любых незаинтересованных лиц.

Согласно статье 79 Правил организации теплоснабжения в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации теплоснабжения в РФ» в случае если теплопотребляющие установки потребителя подключены к тепловым сетям организаций, не оказывающих услуги по передаче тепловой энергии, или коллекторам источника тепловой энергии иного владельца, не являющегося теплоснабжающей организацией по отношению к данному потребителю, действия по введению частичного или полного ограничения режима потребления в отношении такого потребителя осуществляются собственником или иным законным владельцем тепловых сетей, источника тепловой энергии в соответствии с положениями, установленными настоящим разделом для теплосетевой организации. Срок начала ограничения и срок прекращения подачи тепловой энергии устанавливается договором теплоснабжения.

На основании пункта 115 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае: возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации; возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости; выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения; использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, - с момента выявления нарушения; получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.

В пункте 117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов указаны случаи, при которых ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг возможно при условии предварительного уведомления потребителя. К таким относятся: неполная оплата потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами; проведение планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.

Пунктом 114 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае если приостановление или ограничение предоставления коммунального ресурса в отношении нежилого помещения в многоквартирном доме вызвано наличием задолженности по договору с ресурсоснабжающей организацией либо отсутствием письменного договора с ресурсоснабжающей организацией, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил, у потребителя, чье ресурсопотребляющее оборудование присоединено к внутридомовым инженерным сетям, указанные выше действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунального ресурса осуществляет лицо, отвечающее за содержание внутридомовых инженерных сетей, по заявлению ресурсоснабжающей организации.

Как установлено судом, АО «Тандер» задолженности перед АО «Татэнерго» не имеет, заявления со стороны АО «Татэнерго» об осуществлении ограничения или приостановления предоставления тепловой энергии в нежилом помещении в адрес ТСН «АК-71» не направлялись. Доказательств возникновения или угрозы возникновения аварии на инженерных сетях теплоснабжения в принадлежащем ФИО2 помещении административным истцом также не представлено.

Свидетель ФИО3 в суде пояснил, что работает инженером в АО «Татэнерго», осуществляющем подачу тепла в многоквартирный жилой <адрес>. В его непосредственные обязанности входило выписывать наряд на впуск тепла. Осенью 2018 года АО «Татэнерго» была осуществлена подача теплоносителя до стены дома. Впоследствии стало известно о поступивших жалобах на отсутствие тепла в нежилом помещении, поскольку председатель ТСН не осуществил допуск рабочим к тепловому узлу, который находится в техподвале жилого дома в отдельном помещении, где имеется дверь и замок. В тепловом узле есть свои задвижки у АО «Тандер», которые необходимо было открыть. В обязанности АО «Татэнерго» входит подача теплоносителя до стены дома, все дальнейшие действия внутри жилого дома осуществляются с разрешения управляющей компании. АО «Татэнерго» не имеет право без разрешения управляющей компании, в данном случае ТСН, трогать задвижки. Наряд на впуск тепла в нежилое помещение был один, каким образом впоследствии появилось тепло в нежилом помещении, арендованном АО «Тандер», ему не известно.

Свидетель ФИО4 в суде пояснил, что работает инженером-теплотехником филиала АО «Тандер». В 2018 году председателем ТСН отказано в допуске к теплосетям. Доступ в подвальное помещение предоставляется только с разрешения председателя ТСН. Летом 2018 года П.<адрес> впускал их в подвальное помещение, они произвели опрессовку, претензий не было. Председатель ТСН препятствовал пуску тепла в нежилое помещение, при этом сам не открывал краны, обеспечивающие подачу тепла в нежилое помещение, и не предоставлял допуск рабочим открыть эти краны. В многоквартирном жилом доме тепло было, а подачу тепла в нежилое помещение ограничивал П.<адрес>.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что непредоставление председателем ТСН «АК-71» П.<адрес> доступа в подвальное помещение собственнику нежилого помещения, расположенного в указанном многоквартирном жилом доме, является незаконным, поскольку в подвальном помещении находятся общие объекты инженерной инфраструктуры дома.

В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", вносит представление об устранении нарушений закона (абз. 3 п. 3 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").

Пунктом 1 статьи 24 того же Федерального закона установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежат безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В силу статей 1, 21 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона является мерой прокурорского реагирования в рамках реализации прокурором полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов, в том числе руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

По смыслу приведенных правовых норм, оспариваемое представление является одной из мер прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов, представляет собой правовое средство особой целевой направленности, оно имеет превентивный (предупредительный, профилактический) характер, целью которого является предупреждение правонарушений путем официального указания на необходимость изменения модели своей юридически значимой деятельности. Само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" органы, должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

Оспариваемое представление прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ содержит требование о рассмотрении указанного представления с участием представителя прокуратуры и принятии мер по устранению указанных в представлении нарушений законодательства; о рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.

Судом установлено, что представление прокурора <адрес> об устранении нарушений жилищно-коммунального законодательства не носило произвольного характера, поскольку основано на результатах проведенной проверки, результаты которой отражены в акте проверки и самом представлении.

Таким образом, вынося представление, прокурор действовал в рамках своей компетенции в соответствии с нормами Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", представление обоснованно вынесено прокурором после проведения проверки в связи с выявленными нарушениями ТСН «АК-71» жилищно-коммунального законодательства, то есть с соблюдением порядка его принятия, содержание оспариваемого представления не противоречит действующему законодательству Российской Федерации и прав П.<адрес> не нарушает, а потому оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к прокуратуре <адрес>, прокуратуре Республики Татарстан о признании представления прокуратуры <адрес> об устранении нарушений жилищно-коммунального хозяйства незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд <адрес>.

Судья: Е.В. Самойлова