ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-154/20 от 22.06.2020 Старицкого районного суда (Тверская область)

УИД 69RS0031-01-2020-000386-02

Дело № 2а-154/2020

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Старица 22 июня 2020 г.

Старицкий районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Беляковой И.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Старицкого района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Берновское сельское поселение Старицкого района Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов,

установил:

прокурор Старицкого района Тверской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Берновское сельское поселение Старицкого района Тверской области (по тексту также - Администрация) в части необеспечения ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, возложении обязанности в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенного в 15 м от дома № 15 в д.Глазуново Берновского сельского поселения Старицкого района Тверской области.

В обоснование административного искового заявления со ссылками на ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч.2 ст. 2, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 18 ч.1 ст. 14, п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 1 Закона Тверской области от 19.11.2014 № 92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области», ч. 1.2 СанПин 42-128-4690-88, утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88, п. 18 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 указано на то, что в ходе проведения прокуратурой Старицкого района проверки исполнения природоохранного, экологического и земельного законодательства в части обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечения санитарного благополучия населения, на территории Берновского сельского поселения Старицкого района Тверской области выявлен земельный участок, относящийся к землям указанного выше муниципального образования, расположенный в 15 м от дома № 15 в д.Глазуново, на котором осуществляется несанкционированное складирование твердых коммунальных отходов.

Непринятие административным ответчиком мер по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов создает реальную опасность для здоровья людей, угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, может причинить вред окружающей среде, привести к негативным изменениям природной среды, является нарушением земельного законодательства, регулирующего использование земель по целевому назначению.

В судебное заседание стороны - административный истец прокурор Старицкого района Тверской области и представитель административного ответчика администрации Берновского сельского поселения не явились, извещены своевременно, надлежащим образом, в письменных обращениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Явка сторон в силу ч.6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в судебное заседание по данному административному делу не является обязательной в силу закона и не признана обязательной судом. Предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отложения разбирательства дела не имелось.

При указанных обстоятельствах, учитывая положения ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 названного Кодекса.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии с пунктом 18 части 1 и пунктом 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», статьей 1 Закона Тверской области от 19.11.2014 N 92-ЗО "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области к вопросам местного значения поселений относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В пункте 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Требования к содержанию территорий населенных мест содержатся в Санитарных правилах и нормах СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88.

В силу ч. 1.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

В соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны: использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, почву, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В нарушение этих требований на землях, находящихся в ведении администрации Берновского сельского поселения Старицкого района Тверской области, а именно - в 15 метрах от дома № 15 в д.Глазуново Берновского сельского поселения Старицкого района Тверской области несанкционированно размещены твердые коммунальные отходы.

Данное обстоятельство административным ответчиком не оспаривалось, подтверждается актом проверки от 25.05.2020 (л.д. 14).

Согласно пункту 20 статьи 8 Устава муниципального образования Берновское сельское поселение Старицкого района Тверской области, к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (л.д.10).

Нарушения, связанные с размещением на территории сельского поселения твердых бытовых отходов, ставят под угрозу права жителей сельского поселения на благоприятную окружающую среду, охраняемые и гарантированные Конституцией Российской Федерации, могут привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в указанном районе.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Учитывая обстоятельства дела, в соответствии с положениями пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает необходимым обязать административного ответчика устранить указанные в административном исковом заявлении прокурора нарушения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Берновское сельское поселение Старицкого района Тверской области, выразившееся в не обеспечении ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, находящегося в 15 м от дома № 15 в д.Глазуново Берновского сельского поселения Старицкого района Тверской области.

Возложить на администрацию муниципального образования Берновское сельское поселение Старицкого района Тверской области обязанность обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, находящихся в 15 м от дома № 15 в д.Глазуново Берновского сельского поселения Старицкого района Тверской области, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Указать административному ответчику на необходимость сообщения об исполнении решения по данному административному делу в суд и прокурору Старицкого района Тверской области в течение 10 дней со дня его исполнения.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий:

УИД 69RS0031-01-2020-000386-02

Дело № 2а-154/2020

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Старица 22 июня 2020 г.

Старицкий районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Беляковой И.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Старицкого района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Берновское сельское поселение Старицкого района Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов,

установил:

прокурор Старицкого района Тверской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Берновское сельское поселение Старицкого района Тверской области (по тексту также - Администрация) в части необеспечения ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, возложении обязанности в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенного в 15 м от дома № 15 в д.Глазуново Берновского сельского поселения Старицкого района Тверской области.

В обоснование административного искового заявления со ссылками на ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч.2 ст. 2, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 18 ч.1 ст. 14, п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 1 Закона Тверской области от 19.11.2014 № 92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области», ч. 1.2 СанПин 42-128-4690-88, утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88, п. 18 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 указано на то, что в ходе проведения прокуратурой Старицкого района проверки исполнения природоохранного, экологического и земельного законодательства в части обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечения санитарного благополучия населения, на территории Берновского сельского поселения Старицкого района Тверской области выявлен земельный участок, относящийся к землям указанного выше муниципального образования, расположенный в 15 м от дома № 15 в д.Глазуново, на котором осуществляется несанкционированное складирование твердых коммунальных отходов.

Непринятие административным ответчиком мер по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов создает реальную опасность для здоровья людей, угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, может причинить вред окружающей среде, привести к негативным изменениям природной среды, является нарушением земельного законодательства, регулирующего использование земель по целевому назначению.

В судебное заседание стороны - административный истец прокурор Старицкого района Тверской области и представитель административного ответчика администрации Берновского сельского поселения не явились, извещены своевременно, надлежащим образом, в письменных обращениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Явка сторон в силу ч.6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в судебное заседание по данному административному делу не является обязательной в силу закона и не признана обязательной судом. Предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отложения разбирательства дела не имелось.

При указанных обстоятельствах, учитывая положения ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 названного Кодекса.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии с пунктом 18 части 1 и пунктом 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», статьей 1 Закона Тверской области от 19.11.2014 N 92-ЗО "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области к вопросам местного значения поселений относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В пункте 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Требования к содержанию территорий населенных мест содержатся в Санитарных правилах и нормах СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88.

В силу ч. 1.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

В соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны: использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, почву, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В нарушение этих требований на землях, находящихся в ведении администрации Берновского сельского поселения Старицкого района Тверской области, а именно - в 15 метрах от дома № 15 в д.Глазуново Берновского сельского поселения Старицкого района Тверской области несанкционированно размещены твердые коммунальные отходы.

Данное обстоятельство административным ответчиком не оспаривалось, подтверждается актом проверки от 25.05.2020 (л.д. 14).

Согласно пункту 20 статьи 8 Устава муниципального образования Берновское сельское поселение Старицкого района Тверской области, к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (л.д.10).

Нарушения, связанные с размещением на территории сельского поселения твердых бытовых отходов, ставят под угрозу права жителей сельского поселения на благоприятную окружающую среду, охраняемые и гарантированные Конституцией Российской Федерации, могут привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в указанном районе.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Учитывая обстоятельства дела, в соответствии с положениями пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает необходимым обязать административного ответчика устранить указанные в административном исковом заявлении прокурора нарушения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Берновское сельское поселение Старицкого района Тверской области, выразившееся в не обеспечении ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, находящегося в 15 м от дома № 15 в д.Глазуново Берновского сельского поселения Старицкого района Тверской области.

Возложить на администрацию муниципального образования Берновское сельское поселение Старицкого района Тверской области обязанность обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, находящихся в 15 м от дома № 15 в д.Глазуново Берновского сельского поселения Старицкого района Тверской области, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Указать административному ответчику на необходимость сообщения об исполнении решения по данному административному делу в суд и прокурору Старицкого района Тверской области в течение 10 дней со дня его исполнения.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий:

1версия для печатиДело № 2а-154/2020 ~ М-135/2020 (Решение)