ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-154/20 от 27.02.2020 Калтанского районного суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-154/2020

...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

... 27 февраля 2020 г.

Калтанский районный суд ... в составе

председательствующего судьи Евсеева С. Н.

при ведении протокола помощником судьи Х. Н. В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию – Калтанский городской округ о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ... в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к муниципальному образованию – Калтанский городской округ (далее МО – КГО), согласно которого просил признать бездействие администрации Калтанского городского округа, выразившееся в непринятии муниципальной целевой программы по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма на территории Калтанского городского округа, незаконным, обязать администрацию Калтанского городского округа совершить необходимые действия к принятию муниципальной целевой программы по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма на территории Калтанского городского округа, установить срок в течение, которого решение может быть исполнено.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой ... в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму и экстремизму установлено, что администрацией МО - КГО .../.../.... было принято постановление ...-п «Об утверждении муниципальной программы «Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Калтанском городском округе» на 2014-2016». .../.../.... издано постановление ...-п о внесении изменений в постановление администрации Калтанского городского округа от .../.../.......-п. В муниципальной программе «Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Калтанском городском округе» на 2014-2021 предусмотрено финансирование программных мероприятий по борьбе с преступностью, профилактика правонарушений, противодействие терроризму в 2019 году в размере 15596397,56 рублей. Прокуратурой установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 5.2 Федерального закона от .../.../.... № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации .../.../.... № Пр-2753 администрацией МО – КГО не приняты меры по разработке и утверждению муниципальной целевой программы по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма на территории городского округа. В связи с выявленными нарушениями федерального законодательства прокуратурой .../.../.... в адрес главы МО – КГО было вынесено представление, по результатам рассмотрения которого администрация МО – КГО пришла к выводу об отсутствии необходимости принятия муниципальной целевой программы в сфере противодействия терроризму и экстремизму.

Представитель административного истца помощник прокурора ... Демченко С. В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, подтвердил доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика МО – КГО Гизатулина Н. Н., действующая на основании доверенности ... от .../.../.... (л.д. 62), в судебном заседании с административными исковыми не согласилась, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме. Пояснила, что администрацией Калтанского городского округа разработана муниципальная программа «Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Калтанском городском округе» на 2020-2021, в рамках которой разработана подпрограмма «Борьба с преступностью, профилактика правонарушений, противодействие терроризму». В рамках подпрограммы разработан комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективность профилактики экстремизма и терроризма на территории Калтанского городского округа, также подпрограмма должным образом обеспечена финансированием и является достаточной для обеспечения ее эффективной организации, в связи с чем, принятие самостоятельных целевых программ не требуется.

Исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно подпункту 7 части 1 статьи 14 Федерального закона от .../.../.... № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

Согласно п. 7.1 ч. 1 ст. 8, а также п. 44.1 ст. 41 Устава муниципального образования «...» к вопросам местного значения ... относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма, экстремизма в границах городского округа. Администрация Калтанского городского округа разрабатывает и реализует муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (л.д. 72 – оборот, 73а).

В соответствии с пунктом 1 статьи 5.2 Федерального закона «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ .../.../...., субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, обязанные проводить мероприятия по противодействию терроризму.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 114-ФЗ от .../.../.... «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Согласно статье 5 Федерального закона № 114-ФЗ от .../.../.... «О противодействии экстремистской деятельности» в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

В соответствии с пунктами 1, 2 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025, утвержденной Президентом Российской Федерации .../.../...., № Пр-2753, Стратегия разработана в целях конкретизации положений Федерального закона от .../.../.... № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Указа Президента Российской Федерации от .../.../....... «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», в которых одним из источников угроз национальной безопасности Российской Федерации признана экстремистская деятельность националистических, радикальных религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной обстановки в стране.

Стратегия является основополагающим документом для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, который определяет цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму с учетом стоящих перед Российской Федерацией вызовов и угроз и направлен на объединение усилий указанных органов, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в целях пресечения экстремистской деятельности, укрепления гражданского единства, достижения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, сохранения этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, формирования в обществе обстановки нетерпимости к экстремистской деятельности и распространению экстремистских идей.

На основании пунктов 24, 25 Стратегии, целью государственной политики в сфере противодействия экстремизму является защита основ конституционного строя РФ, общественной безопасности, прав и свобод граждан от экстремистских угроз. Достижение указанной цели должно осуществляться путем реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях мер организационного и правового характера, разрабатываемых с учетом результатов мониторинга в сфере противодействия экстремизму.

На основании п. 26 Стратегии основными задачами государственной политики в сфере противодействия экстремизму являются разработка и осуществление комплекса мер по повышению эффективности профилактики, выявления и пресечения правонарушений и преступлений экстремистской направленности.

Согласно пункту 27 Стратегии основными направлениями государственной политики по противодействию экстремизму в сфере законодательной деятельности являются, в том числе, принятие на региональном и муниципальном уровнях соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных конфликтов.

Пунктом 29 Стратегии предусмотрено, что она реализуется субъектами противодействия экстремизму, в том числе, при формировании и исполнении бюджетов всех уровней; в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов; в ходе контроля за исполнением норм законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму и выполнением мероприятий, предусмотренных планом реализации настоящей Стратегии, планами и программами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию экстремизму;

Пункты 31, 32, 33 Стратегии предусматривают ее реализацию в три этапа.

На первом этапе (2015 год) предполагается осуществить следующие мероприятия: а) разработка плана реализации настоящей Стратегии; б) определение направлений дальнейшего развития законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму; в) совершенствование организационного обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по противодействию экстремистской деятельности.

На втором этапе (2016 - 2024) планируется осуществить следующие мероприятия: а) разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, направленных на решение задач в сфере противодействия экстремизму; б) выполнение мероприятий в соответствии с планом реализации настоящей Стратегии; в) мониторинг результатов, достигнутых при реализации настоящей Стратегии; г) прогнозирование развития ситуации в области межнациональных и межконфессиональных отношений в Российской Федерации и возможных экстремистских угроз; д) обеспечение вовлечения институтов гражданского общества в деятельность, направленную на противодействие экстремизму: е) создание системы дополнительной защиты информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», от проникновения экстремистской идеологии.

На третьем этапе (2025) предусматривается обобщить результаты реализаций настоящей Стратегии и при необходимости сформировать предложения по разработке новых документов стратегического планирования в данной сфере, а также обеспечить принятие мер организационного характера на межведомственном уровне.

На основании п. 4 ст. 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации целевые статьи расходов бюджетов формируются в соответствии с государственными (муниципальными) программами.

Статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

По каждой государственной программе Российской Федерации, государственной программе субъекта Российской Федерации, муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации.

Таким образом, из приведенных норм права в их совокупности следует, что профилактическая работа является приоритетным направлением в организации противодействия экстремизму и терроризму. В отсутствие обеспеченной финансированием программы в сфере противодействия терроризму и экстремизму невозможно обеспечить своевременное выявление и устранение причин и условий, способствующих проявлению терроризма и экстремизма, а также постоянную готовность сил и средств, выделенных для участия в мероприятиях по минимизации ликвидации последствий возможных террористических актов и проявлений экстремизма.

Судом установлено, что .../.../.... постановлением администрации МО – КГО утверждена муниципальная программа «Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Калтанском городском округе» на 2014-2016, целями которой явились: обеспечение безопасности граждан, сокращение масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, обеспечение высокого уровня безопасности дорожного движения, сокращения количества лиц, погибших в результате ДТП с пострадавшими. В качестве одной из подпрограмм данной муниципальной программы предусмотрена «Борьба с преступностью, профилактика правонарушений, противодействие терроризму» (л.д. 28-35).

Постановлением администрации МО – КГО ...-п от .../.../.... в указанную муниципальную программу внесены изменения: утвержден паспорт и разделы IV, VII данной муниципальной программы, в соответствии с которыми объем финансирования программного мероприятия «Борьба с преступностью, профилактика правонарушений, противодействие терроризму» составит из средств местного бюджета за 2018 – 12272,10 тыс. рублей, за 2019 – 14613,40 тыс. рублей, за 2020 - 8576,80 тыс. рублей, 2021 - 8576,80 тыс. рублей (л.д. 9-27, 154-177).

Постановлением администрации Калтанского городского округа от .../.../.......-п утверждена муниципальная программа «Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Калтанском городском округе» на 2020-2022 (л.д. 178), целями которой являются обеспечение безопасности граждан, задачами которой, в том числе, являются сокращение масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, обеспечение высокого уровня безопасности дорожного движения, сокращение количества лиц, погибших в результате ДТП и количества ДТП с пострадавшими. Задачами муниципальной программы, в том числе, являются совершенствование городской системы профилактики терроризма и экстремизма путем осуществления мер информационно-правового и организационно-административного характера, обучение населения гражданским технологиям противодействия экстремизму и терроризму путем пропаганды специальных знаний, повышение антитеррористической защищенности потенциально-опасных объектов, мест массового пребывания людей и объектов, находящихся в муниципальной собственности. Общий объем средств, необходимых для реализации данной программы на 2020-2022 составляет 22792764 рубля (л.д. 178-196).

Также, из материалов дела следует, что муниципальные программы принимаются в соответствии с Положением о порядке разработки и реализации муниципальных программ Калтанского городского округа, утвержденного постановлением администрации МО – КГО от .../.../.......-п, согласно которому муниципальная программа Калтанского городского округа – это система мероприятий и инструментов, обеспечивающих достижение приоритетов и целей политики органов местного самоуправления в сфере социально-экономического развития Калтанского городского округа, при этом, подпрограмма муниципальной программы представляет собой комплекс мероприятий, нацеленных на решение конкретных задач в рамках муниципальной программы (л.д. 47-61).

.../.../.... прокурором ... в отношении администрации МО – КГО вынесено представление, согласно которому администрации МО – КГО необходимо принять конкретные необходимые меры к устранению допущенных нарушений бюджетного законодательства и законодательства в сфере противодействия терроризму и экстремистской деятельности, причин и условий им способствующих, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц (л.д. 36-41).

В результате рассмотрения представления администрацией МО – КГО учтены замечания и принято решение внести изменения в муниципальную программу «Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Калтанском городском округе» на 2020-2022, в части конкретизации целей по каждой подпрограмме. Проект данного постановления согласно ответа администрации МО – КГО должен быть направлен в адрес прокуратуры ... (л.д. 42-43).

Также, в материалы дела административным ответчиком представлена информация прокурора ... на имя губернатора ..., согласно которой решение задач по профилактике террористических угроз и экстремистских проявлений осуществляется как в рамках реализации областных, так и муниципальных целевых программ (подпрограмм) профилактического направления. Вместе с тем установлены факты замены муниципальных программ в сфере противодействия терроризму и экстремизму планами, которые финансово не обеспечены, а соответственно формальны (л.д. 197-204).

Согласно п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в том числе выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ закреплено, что обязанность доказывания обстоятельства нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Исходя из положения п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, оспариваемые решения, действия (бездействия) могут быть признаны незаконными, только при условии признания их нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно доводам административного ответчика в Калтанском городском округе разработана муниципальная программа «Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Калтанском городском округе» на 2020-2022, в рамках которой разработана подпрограмма «Борьба с преступностью, профилактика правонарушений, противодействие терроризму», в направлениях деятельности которой предусмотрена система мероприятий, взаимосвязанных по срокам и ресурсам. В рамках подпрограммы разработан комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективность профилактики экстремизма и терроризма на территории муниципального образования, реализацию информационно-пропагандистских мероприятий по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности и другие вопросы местного значения по участию в профилактике терроризма.

Суд полагает, что работа по проведению отдельных мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму, не является достаточной, поскольку основой обеспечения эффективной организации противодействия терроризму и экстремизму является создание системы взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению, профилактике и пресечению терроризма и экстремизма, что на должном уровне будет достигнуто только в результате принятия соответствующих самостоятельных целевых программ, обеспеченных финансированием.

Представленные в дело программа «Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Калтанском городском округе», а в рамках ее подпрограмма «Борьба с преступностью, профилактика правонарушений, противодействие терроризму», а также подпрограмма «Профилактика терроризма и экстремизма на территории Калтанского городского округа» предусматривают частичные мероприятия в области профилактики терроризма и экстремизма (в отдельных сферах), и, кроме того, не устанавливают финансового обеспечения профилактики терроризма и экстремизма в целом, на что, в свою очередь, направлены соответствующие целевые программы. Также указанная муниципальная программа и в рамках её подпрограммы конкретных мер противодействия экстремизму не содержат.

Отсутствие комплексной программы по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма не позволяет в полном объеме планировать и осуществлять на территории Калтанского городского округа мероприятия по профилактике экстремизма и терроризма, финансировать их. Бездействие администрации муниципального образования – Калтанский городской округ, выразившееся в не принятии муниципальной программы по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма нарушает интересы государства и права граждан.

С учетом изложенного, поскольку административным ответчиком до настоящего времени не разработаны и не утверждены муниципальные программы в области профилактики терроризма и экстремизма, то административные исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Суд считает, что указанное решение суда должно быть исполнено в месячный срок со дня вступления в законную силу, который является достаточным и реальным для исполнения возложенной обязанности.

Правовых оснований для применения положений ст. 111 КАС РФ и взыскания с муниципального образования – Калтанский городской округ у суда не имеется.

Руководствуясь ст. 175-177, ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковое заявление прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать бездействие муниципального образования – Калтанский городской округ, выразившееся в непринятии муниципальной целевой программы по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма на территории Калтанского городского округа, незаконным.

Обязать муниципальное образование – Калтанский городской округ принять муниципальную целевую программу по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма на территории Калтанского городского округа в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Калтанский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено .../.../.....

Судья С. Н. Евсеев