Дело № 2а-154/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Беспятовой Н.Н.
при секретаре Пенкиной А.С.,
рассмотрев в г. Омске в открытом судебном заседании 18 января 2018 года дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Омского муниципального района <адрес> о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности выдать разрешение на строительство,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Омского муниципального района <адрес> о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности выдать разрешение на строительство. В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 в соответствии с ч. 9 ст. 51 ГрК РФ в Администрацию Омского муниципального района <адрес> подано заявление о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома площадью 225,4 кв.м., с количеством этажей – 2, на земельном участке площадью 1 000 кв.м., с кадастровым номером № из земель населенных пунктов с разрешенным использованием под строительство малоэтажных жилых домов, местоположение: <адрес>, взамен ранее выданного, что подтверждается заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ К заявлению от ДД.ММ.ГГГГ были приложены следующие документы: копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок, копия кадастрового паспорта на земельный участок, копия паспорта гражданина РФ, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места расположения объекта строительства. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией ОМР <адрес> было принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство с указанием следующих оснований: присутствует иное разрешение на строительство, выданное ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Дружинского СП ОМР <адрес>. Считает, что решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче разрешения на строительство незаконное, поскольку оно противоречит ч. 13 ст. 51 ГрК РФ и п. 2.10 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешения на строительство», утвержденного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№-п Администрацией ОМР <адрес>. Отказ в выдаче разрешения на строительство нарушает права и законные интересы административного истца по государственной регистрации права собственности на возведенный жилой дом площадью 225,4 кв.м. Просит признать незаконным и отменить решение Администрации Омского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче ФИО1 разрешения на строительство, обязать Администрацию ОМР <адрес> выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительство на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов.
В судебном заседании административный истец ФИО1 участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причины неявки суду не сообщила.
Представитель административного истца ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные истцом исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, суду пояснил, что ранее ФИО1 Администрацией Дружинского СП ОМР <адрес> выдавалось разрешение на строительство, однако жилой дом был возведен большей площадью, в связи с чем, считает, что необходимо получение нового разрешения на строительство для того, чтобы провести государственную регистрацию права собственности на возведенный жилой дом. Действующее законодательство не регламентирует таких случаев, поэтому получение нового разрешения на строительство при наличии ранее выданного является выходом из сложившейся ситуации.
Представитель административного ответчика Администрации Омского муниципального района <адрес>ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании административный иск не признал, указал, ДД.ММ.ГГГГ Администрация Дружинского СП ОМР <адрес> выдала ФИО1 разрешение на строительство, срок действия данного разрешения ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Администрацию ОМР <адрес> с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ без указания оснований. Решением Администрации ОМР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 было отказано. Отказ не обжаловался. Повторно ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась с заявлением о выдаче разрешения на строительство, при этом в данном заявлении был указан объект недвижимости – индивидуальный жилой дом, возведенный в 2017 году, площадью 225,4 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ административному истцу было отказано в выдаче разрешения на строительство, в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ ей выдавалось разрешение на строительство сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ Данный отказ также не был обжалован. В третий раз ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство взамен ранее выданного, при этом в заявлении вновь был указан объект недвижимости – индивидуальный жилой дом, площадью 225,4 кв.м., 2017 года постройки. Решением Администрации ОМР <адрес>, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГФИО1 было вновь отказано в выдаче разрешения на строительство, так как ранее ей выдавалось разрешение на строительство сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ Суду пояснил, что мотивом отказа в выдаче разрешения на строительство послужил тот факт, что объект недвижимости уже возведен на земельном участке, причем с нарушением параметров, обозначенных в ранее выданном разрешении на строительство. В тоже время, в силу положений ГрК РФ разрешение на строительство выдается в целях строительства, то есть предшествует самому строительству. Просил в административном иске отказать.
Представитель заинтересованного лица Администрации Дружинского сельского поселения Омского муниципального района <адрес> в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представил в материалы дела отзыв, в котором просил оставить разрешение исковых требований на усмотрение суда, рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 5. ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселений.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях.
В силу ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства; описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 10.2 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства включает в себя его описание в текстовой форме и графическое описание.
В соответствии с ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Взаимосвязанные положения частей 1, 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывают на то, что предусмотренные пунктом 20 части 1 статьи 14 указанного закона вопросы местного значения на территории Омской области в границах поселения, а именно: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, относятся к числу вопросов местного значения муниципального района.
Судом установлено, что постановлением Главы Дружинского сельского поселения Омского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ земельному участку с кадастровым номером № присвоен адрес: <адрес>, стр. поз. №.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 1000+/- 22 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ
В 2012 г. главой Дружинского сельского поселения ОМР <адрес> утвержден градостроительный план земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, стр. поз. №, на основании заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Администрацию Дружинского СП ОМР <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, общей площадью 160 кв.м., состоящего из двух этажей на земельном участке по адресу: <адрес>, стр. поз. №.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Дружинского СП ОМР <адрес>ФИО1 было выдано разрешение на строительство №, согласно которому администрация разрешает строительство индивидуального жилого дома, общей площадью 160 кв.м., количество этажей – 2, на указанном земельном участке. Срок действия разрешения до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно техническому плану здания, расположенного по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером №, назначение объекта недвижимости – жилое, наименование – индивидуальный жилой дом, количество этажей – 2, год завершения строительства – 2017 г., площадь объекта недвижимости – 225,4 кв.м.
Постановлением Администрации Дружинского сельского поселения ОМР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ индивидуальному жилому дому, принадлежащему ФИО1, присвоен адрес: <адрес>, изменен адрес земельного участка с кадастровым номером № на: «<адрес>
Таким образом, судом установлено, что ФИО1 в 2017 году возвела на принадлежащем ей земельном участке двухэтажный индивидуальный жилой дом, площадью 225,4 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Администрацию Омского муниципального района <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома взамен ранее выданного общей площадью 225.4 кв.м., количество этажей – 2, на земельном участке по адресу: <адрес>, сроком на 10 лет.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Омского муниципального района <адрес> было принято решение об отказе в выдаче ФИО1 разрешения на строительство. Указав в ответе, что Администрацией Дружинского сельского поселения Омского муниципального района <адрес> ей выдавалось разрешение на строительство индивидуального жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ№ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ
Судом также установлено, что ранее ФИО1 обращалась в Администрацию Омского муниципального района <адрес>, а именно ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о внесении изменения в разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, на данное заявление ею был получен отказ от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием оснований для внесения изменений в разрешение на строительство; ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>, решением Администрации ОМР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 было отказано в связи с тем, что ей ранее было получено разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ Данные решения об отказе Администрации Омского муниципального района <адрес>ФИО1 не обжаловала.
Кроме того, истец ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности в отношении объекта – жилой дом по адресу: <адрес>. Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ регистрирующий орган приостановил действия по государственному кадастровому учету, регистрации права собственности на объект, указывая на наличие отклонений параметров построенного объекта от заявленных в разрешении на строительство.
Таким образом, судом при рассмотрении дела установлено, что административный истец возвела на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке здание площадью 225,4 кв.м. с нарушением параметров площади жилого дома, отраженных в ранее выданном ей разрешении на строительство (160 кв.м.). Обращение в Администрацию ОМР <адрес> за получением нового разрешения на строительство последовало уже после завершения строительства объекта.
Как следует из пояснений представителя административного ответчика в судебном заседании, основанием для оспариваемого отказа в выдаче разрешения на строительство послужило фактическое осуществление административным истцом строительства объекта на принадлежащем истцу земельном участке с нарушением ранее выданного разрешения на строительство.
Оценивая доводы сторон, заинтересованного лица, суд приходит к следующему.
По общему правилу, предусмотренному статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, получению разрешения на строительство предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Проектная документация должна осуществляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 указанной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
Частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (объектов индивидуального жилищного строительства.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Системное толкование приведенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации дает основание полагать, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства (в случаях, когда необходимо получение разрешения) только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства.
Предоставление застройщиком указанных в статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документов, необходимых для получения разрешения на строительство, является обязательным, но их наличие не является единственным основанием для получения разрешения на строительство. Исполнение этой обязанности необходимо совершить перед началом строительства.
Кроме того, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяется выполнение строительства (реконструкции объекта капитального строительства) в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, из этого также следует, что приступить к строительству застройщик вправе только после получения такого разрешения.
Доводы административного истца о том, что отказом административного ответчика в выдаче разрешения на строительство нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, суд отклоняет, так как такое ограничение прямо предусмотрено п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Аналогичная норма предусмотрена пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому собственник земельного участка имеет право возводить жилые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
При этом, суд отмечает, что действующим градостроительным законодательством не предусмотрена возможность выдачи нового разрешения на строительство уже возведенного объекта капитального строительства, характеристики которого не соответствуют параметрам ранее выданного разрешения на строительство.
Статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации урегулированы основания, порядок рассмотрения обращения, основания и порядок выдачи органом местного самоуправления решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Как следует из материалов дела, истица с заявлением о предоставлении такого разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства не обращалась.
Таким образом, отказывая административному истцу в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, административный ответчик действовал в рамках и в соответствии с нормами действующего законодательства, следовательно, отказ Администрации Омского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче ФИО1 разрешения на строительство является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, суд не находит предусмотренных законом оснований для признания незаконным оспариваемого решения административного ответчика об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Соответственно, не подлежат удовлетворению и требования административного истца о возложении на ответчика обязанности выдать разрешение на строительство.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Администрации Омского муниципального района <адрес> о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через в Омский районный суд <адрес> в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Н. Беспятова
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.