03RS0№-66
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 марта 2021 года город Уфа
Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующей судьи Кузнецова А.В.,
при секретаре Киселевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации МР Уфимский район Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в проведении публичных слушаний,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации МР Уфимский район Республики Башкортостан о признании отказа Администрации Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, изложенный в письме за №/<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выразившийся в не проведении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования, с «для сельскохозяйственного производства» на «на – отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну семью, коттеджи» земельного участка с кадастровым номером 02:47:130801:2605, общей площадью 784 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, <адрес>, земельный участок 2, незаконным.
В обоснование иска указала, что является собственником земельного участка, с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 784 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>, <данные изъяты> категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, что подтверждается Выпиской ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год.
С целью изменения вида разрешенного использования, указанного выше земельного участка, ФИО2 была получена Выписка из градостроительного регламента сельского поселения Русско-Юрмашского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ за №, согласно которой, желаемый вид ВРИ – отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну семью, коттеджи относятся к Условно разрешенному виду разрешенного использования.
В порядке предусмотренном действующим законодательством, истец обратилась в Администрацию МР <адрес> РБ, с письменным заявлением, с просьбой предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 02:47:130801:2605, общей площадью 784 кв.м., с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: РБ, Сельское поселение Русско-Юрмашский сельсовет, <адрес>, земельный участок 2, на – отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну семью, коттеджи.
На указанное выше обращение, от Администрации МР <адрес> РБ, было получено письмо от ДД.ММ.ГГГГ№/Г<данные изъяты>, согласно которому, изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:47:130801:2605 возможно после подготовки документации по планировке территории. В соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет МР Уфимский район РБ, утвержденным Решением Совета СП Русско-Юрмашский сельсовте МР <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в территориальной зоне «КО»-комплексное освоение.
Административный истец, ФИО1, не согласна с данным отказом, т.к. он противоречит закону и нарушает ее права.
В судебном заседании представитель Истца по доверенности в деле ФИО3, поддержала исковые требования, просила их удовлетворить, в обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
Административный истец ФИО2, на судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, суду представлено заявление. С просьбой рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика, Администрации МР Уфимский район РБ ФИО4 просила в удовлетворении иска отказать, за необоснованностью.
Представитель заинтересованного лица, Администрации сельского поселения Русско-юрмашский сельсовет ФИО5 просил в удовлетворении иска отказать, за необоснованностью.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, с учетом мнения участников процесса, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Административный истец, ФИО2, является собственником земельного участка, с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 784 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, <данные изъяты><адрес>, земельный участок 2, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, что подтверждается Выпиской ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год.
С целью изменения вида разрешенного использования, указанного выше земельного участка, ФИО2 была получена Выписка из градостроительного регламента сельского поселения Русско-Юрмашского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ за №, согласно которой, желаемый вид ВРИ – отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну семью, коттеджи относятся к Условно разрешенному виду разрешенного использования.
В порядке предусмотренном действующим законодательством, истец обратилась в Администрацию МР Уфимский район РБ, с письменным заявлением, с просьбой предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 784 кв.м., с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <адрес>, земельный участок 2, на – отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну семью, коттеджи.
На указанное выше обращение, от Администрации МР Уфимского района РБ, было получено письмо от ДД.ММ.ГГГГ№/<данные изъяты>, согласно которому, изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> возможно после подготовки документации по планировке территории. В соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет МР Уфимский район РБ, утвержденным Решением Совета СП Русско-Юрмашский сельсовте МР Уфимский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в территориальной зоне «КО»-комплексное освоение.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом удовлетворение требований заявителей возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
Отказывая в предоставлении разрешения на условный вид ВРИ, Администрация МР Уфимский район РБ, ссылается на довод отсутствия проекта планировки и проекта межевания, что не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права ФИО2, по следующим основаниямю
Градостроительный кодекс относит к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности участие граждан и их объединений в ее осуществлении, обеспечение свободы такого участия, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (статья 2).
Статьей 39 Градостроительного кодекса определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Так, проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 2 статьи 39 ГрК РФ).
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 ГрК РФ).
Исходя из указанных в части 8 данной статьи рекомендаций, глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9 статьи 39 ГрК РФ).
Как видно из приведенных нормативных положений, одним из этапов получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является проведение общественных обсуждений или публичных слушаний.
Проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений направлено на обеспечение комплексного учета интересов населения, соблюдение права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Анализ норм статьи 39 ГрК РФ позволяет сделать вывод, что решение о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято органом местного самоуправления только при соблюдении указанных в названной статье административных процедур, в том числе организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Иное означало бы предоставление неоправданно широкого усмотрения органу местного самоуправления в названной сфере. Данная позиция отражена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утв. Президиумом Верховного суда РФ 14 ноября 2018 года).
В соответствии с Генеральным планом сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет МР Уфимский район РБ, утвержденным Решением Совета сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет МУ Уфимский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ№, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен на территории предназначенной для размещения усадебной застройки.
Статьей 7 Земельного кодекса предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Исходя из положений пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
С учетом изложенного и положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.
В силу статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2); изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3).
Действующие нормы ГрК РФ не содержат такого основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, как отсутствие проекта планировки и проекта межевания территории.
Ч. 9 ст. 39 ГрК РФ, предусмотрено, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято органом местного самоуправления на основании результатов публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Таким образом, публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка истца, не проводились, в связи с чем отказ главы местной администрации в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, выраженный в уведомлении, суд считает незаконным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 174 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО2 удовлетворить.
Признать отказ Администрации Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, изложенный в письме за №/Г<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выразившийся в не проведении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования, с «для сельскохозяйственного производства» на «на – отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну семью, коттеджи» земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 784 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты> незаконным.
Обязать Администрацию Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан повторно рассмотреть заявление ФИО2, по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 784 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца.
Председательствующий судья А.В. Кузнецов
Решение10.03.2021