Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Богородицкий районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Кожуховой Л.А.,
при секретаре Соколовой М.Ю.,
с участием административного истца ФИО5,
заинтересованного лица ФИО6 выступающего в своих интересах и в интересах подопечного ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № по административному исковому заявлению ФИО5 к администрации муниципального образования Воловский район об оспаривании решения органа местного самоуправления,
установил:
ФИО5 обратилась в суд с указанным административным иском, в обоснование которого указала, что является нанимателем жилого помещения - квартиры № в многоквартирном двухэтажном <адрес>. 5.10.2020 года в <адрес> решением № (без названия) административного ответчика - администрации МО Воловский район ей отказано в переводе её квартиры на индивидуальный источник тепловой энергии (ИИТЭ). Аналогичные решения приняты административным ответчиком и в отношении её соседей по дому: ФИО2 (квартира №), ФИО3 (квартира №) и ФИО4 (квартира №). С указанным решением она не согласна, считает, что оно противоречит действующему законодательству и нарушает её право потребителя на предоставление ей качественных услуг по теплоснабжению в её квартире, предусмотренное п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации № 2300-1 от 7.02.1992 года «О защите прав потребителей» и на выбор источника теплоснабжения и обслуживающей организации. Решение ответчика нарушает положения п. 1 ст. 10 Федерального Закона Российской Федерации № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции», фактически своим решением администрация МО Воловский район поощряет действия <данные изъяты>, занимающего доминирующее положение, не давая ей возможности пользоваться услугами другой теплоснабжающей организации – <данные изъяты>, ей навязываются услуги по центральному теплоснабжению, хотя имеется альтернативная возможность перехода на ИИТЭ и заключения договора с другой теплоснабжающей организацией; административный ответчик своим решением фактически поощряет <данные изъяты> в поддерживании монопольно высокой цены за центральное отопление (2540,32 руб. в месяц в течение всего года, независимо от времени отопительного сезона) и навязывании ей невыгодных условий договора как по завышенной цене, так и по качеству теплоснабжения, не обеспечивающего нормального температурного режима в её квартире. Согласно ГОСТ 30494-2011 (действует с 1.01.2013 года), допустимая норма температуры в жилых комнатах – 18-24 градуса, на кухне, в коридоре, в ванной и санузле – 18-26, а у неё в квартире температура до 2017 года (до установки ею ИИТЭ) была 16-17 градусов, после 2017 года температура стала выше на кухне и в ванной, в остальных комнатах ничего не поменялось. Она и владельцы квартир под №, № и № уже установили ИИТЭ в своих квартирах с устного разрешения главы администрации МО Воловский район ФИО7, данного в присутствии представителей этой администрации и <данные изъяты> на собрании жителей посёлка Горный в 2015 году, где объявили о срочной газификации и установке ИИТЭ. Однако впоследствии разрешение на установку ИИТЭ дали не всем, а только жителям отдельных 1-2-х квартирных домов, жителям многоквартирных домов объявили о невозможности установки ИИТЭ. Для того, чтобы демонтировать оставшиеся в её квартире три радиатора центрального отопления (в жилых комнатах под номерами 2, 3 и кухне – под номером 4) и подсоединённые к ним трубы, необходимо решение административного ответчика, разрешающее ей перевод квартиры на ИИТЭ. Свой отказ в переводе её квартиры на ИИТЭ административный ответчик мотивирует тем, что организация теплоснабжения многоквартирного дома (МКД) посредством «смешанного типа», т.е. одновременного использования централизованного теплоснабжения и теплоснабжения с использованием ИИТЭ, нормативными документами не предусмотрена, со ссылкой на п. 6.1.1. СП 60.13330.2016 «Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003». Однако указанный пункт СП вовсе не запрещает использование «смешанного типа» отопления МКД, а указано следующее: «Теплоснабжение зданий должно осуществляться согласно СП 124.13330, а также СП 281.1325800». Цитата, приведённая административным ответчиком из указанного пункта СП, неверная, взята из старой редакции. Таким образом, закон не содержит запрета на «смешанный тип» теплоснабжения МКД, а если не запрещено, значит – разрешено. А если закон не предусматривает чего-либо, то это – пробел в законодательстве. По мнению административного истца, существует возможность внесения изменений в схему теплоснабжения. Пункт 22 Правил подключения к системам теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ обязывает орган местного самоуправления, утвердившего схему теплоснабжения, обосновать отказ во внесении изменений в схему теплоснабжения и предоставить заявителю информацию об иных возможностях теплоснабжения подключаемого объекта. Отказ во внесении изменений в схему теплоснабжения не обоснован административным ответчиком и ей не предоставлена информация об иных возможностях теплоснабжения её квартиры. Из пункта 20 указанных Правил следует, что орган местного самоуправления не может решать вопрос о подключении к системе теплоснабжения без согласования с теплоснабжающей организацией, поскольку именно она должна вносить предложения в орган местного самоуправления, утвердившего схему теплоснабжения, о включении в неё соответствующих мероприятий. Вопрос о подключении её квартиры к системе теплоснабжения был решён при согласовании с теплоснабжающей организацией: имеются соответствующие рабочий проект и технические условия <данные изъяты> в квартире на кухне установлен ИИТЭ - газовый котёл Navien с закрытой камерой сгорания, с выводом дымоотводящей трубы через наружную стену, установлен индивидуальный прибор учёта потребления газа; ею заключен договор с теплоснабжающей организацией - <данные изъяты> и договор на ВДГО с <данные изъяты>. От котла трубы отопления идут в ванную комнату, где установлен полотенцесушитель, котёл обеспечивает также нагрев воды в ванной и на кухне. Три радиатора от центрального отопления сохранились у неё в жилых комнатах под номерами 2 и 3 и на кухне под номером 4, стояк идёт вверх на чердак через квартиру №ФИО3, она также установила ИИТЭ и желает демонтировать оставшиеся радиаторы и трубы центрального отопления. В соседней квартире №ФИО2 остался один радиатор центрального отопления и идущая от него труба в её комнату (2), которые она тоже желает демонтировать. Над квартирой ФИО2 (№) находится квартира №ФИО4, которая также же, как и ФИО2, желает демонтировать один оставшийся в её квартире радиатор и трубу центрального отопления. То есть ей необходимо только демонтировать радиаторы и трубы, находящиеся в её квартире, т.е. произвести внутреннее переустройство квартиры, не затрагивающее общедомовое имущество и не являющееся реконструкцией, с согласия всех соседей по одному стояку. Установка ИИТЭ была проведена ею с разрешения газоснабжающей организации, ввод в эксплуатацию осуществлён в 2017 году, т.е. она пользуюсь ИИТЭ уже четвёртый год и одновременно вынуждена пользоваться навязанной ей услугой <данные изъяты>, оплачивая ежемесячно за отопление – 2540, 32 руб., стоимость за год – 30483,84 руб. и услугой по газоснабжению от ИИТЭ. Установка ИИТЭ в четырёх квартирах (№, №, № и №) была согласована со всеми собственниками квартир многоквартирного дома, соответствующее заявление принято административным ответчиком 11.09.2020 года. В решении административного ответчика указано, что изменение параметров объекта капитального строительства является реконструкцией, согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ. Однако в указанной статье Градостроительного кодекса РФ дано несколько иное определение реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объёма), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Линейные объекты – это линии электропередачи, связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы (водопровод, канализация, газопровод, теплотрасса и др.), автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Таким образом, изменение газопровода внутри квартиры – это не реконструкция, а – переустройство. Административный ответчик ссылается на необходимость принятия решения о реконструкции МКД общим собранием собственников помещений МКД, согласно п. 2 ст. 44 ЖК РФ. Однако, реконструкция МКД - это есть реконструкция объекта капитального строительства, за исключением линейных объектов. Поэтому полагает, что и решения общего собрания собственников жилья на реконструкцию линейных объектов не требуется. Ссылки административного ответчика на определение реконструкции здания, данное в СП 13-102-2003, принятом постановлением Госстроя России от 21.08.2003 года № 153, считает несостоятельными, поскольку Градостроительный кодекс РФ имеет большую юридическую силу, нежели СП и должно применяться определение реконструкции, данное именно в Градостроительном кодекс РФ, нежели в СП. Согласно п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, в соответствии со ст. 36 ЖК РФ, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учёта тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Официальное толкование данной нормы дано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22.09.2009 года № ГКПИ09-725, предметом которого являлась её проверка на соответствие п. 1 ст. 290 ГК РФ и ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2009 года № КАС09-547, которым вышеуказанное решение было оставлено без изменения. Из содержания данных судебных актов следует, что по смыслу п. 6, подп. «д» п. 2, п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме – в состав имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.). Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают только одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в соответствии со ст. 26 ЖК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие изменения в технический паспорт такого помещения. При проведении переустройства ею не затронуто общедомовое имущество, и данное переустройство не привело к его уменьшению. На проведение переустройства - замену оборудования внутри квартиры не требуется согласия собственников помещений всего многоквартирного дома. То есть фактически, обращаясь с заявлением к административному ответчику и выражая просьбу перевести её квартиру на ИИТЭ, она просила согласовать внутреннее переустройство её квартиры, не затрагивая общедомовое имущество. Изменения в переустройстве отопления не повлекли нарушение прав и законных интересов иных жильцов многоквартирного дома, не создали угрозу надёжности теплоснабжения. Если ею будут демонтированы оставшиеся радиаторы и трубы, то это тоже никак не повлияет на права соседей. Считает, что если четыре квартиры в их доме частично уже переведены на ИИТЭ, то существует и техническая возможность внесения изменений в схему теплоснабжения во всём МКД. Существующее центральное отопление не обеспечивает достаточной тепловой мощности, зимой в квартире до установки ИИТЭ было очень холодно, температура достигала максимальной отметки + 16-17 градусов, после установки ИИТЭ стало теплей на кухне и в ванной комнате, а в остальных комнатах температура остаётся прежней: 16-17 градусов, поэтому приходиться включать дополнительно электроотопительные приборы. По мнению административного истца, одного решения административного ответчика без согласования с теплоснабжающей организацией недостаточно, поскольку административный ответчик не является специалистом по газификации, по реконструкции линейных объектов и не может единолично предрешать вопросы, требующие специальных познаний. Полагает, что если бы теплоснабжающая организация дала заключение об отсутствии технической возможности перевода ею квартиры на ИИТЭ, то только в этом случае можно было ей отказать в этом. Считает, что все ссылки на необходимость проведения общего собрания собственников жилья в данном случае неправомочны, и, что административный ответчик трактует закон в свою пользу, ущемляя права одних граждан, по сравнению с другими, навязывая ей услуги центральной котельной, нарушая принцип свободной конкуренции и не предоставляя ей выбора обслуживающей организации, ставит под сомнение возможность перевода её квартиры на ИИТЭ уже при наличии такой возможности, при наличии «смешанного типа» отопления. Полагает, что решение административного ответчика противоречит закону РФ от 7.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральному закону Российской Федерации от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Правилам подключения к системам теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 года № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», статьям 7, 8 Конституции Российской Федерации. Полагает, что решение административного ответчика противоречит также ст. 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В разрез с этим положением Конституции РФ, другим гражданам в посёлке Горный из многоквартирных домов разрешён перевод на ИИТЭ, ей известно, что такие же разрешения давались и собственникам квартир в <адрес>, где в некоторых МКД существует «смешанный тип» отопления. Меры по примирению с административным ответчиком ею не предпринимались, т.к. им ранее выносились аналогичные решения об отказе в переводе её квартиры на ИИТЭ. Жалоба в вышестоящий в порядке подчинённости орган по тому же предмету, который указан в настоящем административном иске, ею не подавалась.
На основании изложенного, административный истец просил суд признать незаконным решение администрации муниципального образования Воловский район № от 5.10.2020 г. (без названия), вынесенное в <адрес>, а также обязать администрацию муниципального образования Воловский район Тульской области устранить в полном объёме нарушение её права на внутреннее переустройство <адрес> посредством её перевода на индивидуальный источник тепловой энергии.
Административный истец ФИО5 в судебном заседании поддержала заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснила, что она не является собственником квартиры. В квартире подключен котел, она платит двойную плату. На индивидуальное отопление перешел не весь дом, а только 4 квартиры, часть жильцов не соглашаются. Из <адрес> приезжала комиссии проверять отопление, никакие акты не составляли и уезжали.
Заинтересованное лицо ФИО6, выступающий в своих интересах и в интересах подопечного ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные ФИО5 административные исковые требования, и пояснил, что дополнить к изложенному ФИО5 ему нечего.
Представитель административного ответчика администрации МО Воловский район в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В деле имеется письмо за подписью главы указанной администрации ФИО7 с просьбой рассмотреть дело в отсутствии представителя администрации.
Из отзыва на административное исковое заявление усматривается, что администрация с заявленными административными исковыми требованиями не согласна по следующим основаниям. Пункт 15 статьи 14 Федерального закона № 190 «О теплоснабжении» гласит: «запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения». Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены правила подключения к системам теплоснабжения и требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 года № 154. Согласно данным правовым актам актуализация схемы теплоснабжения муниципального образования проводится ежегодно. В срок до 1 марта будут приниматься предложения и замечания теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных инстанций (то есть активные граждане смогут внести свои предложения) по актуализации схемы теплоснабжения, в том числе, по формированию перечня по переключению домов с центрального теплоснабжения на отопление с использованием индивидуальных источников теплоснабжения. Отказ от централизованного отопления представляет собой как минимум процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт. В соответствии со ст. 25 ЖК РФ такие действия именуются переустройством жилого помещения (жилого дома, квартиры, комнаты), порядок проведения которого регулируется как главой 4 ЖК РФ, так и положениями Градостроительного кодекса РФ о реконструкции внутридомовой системы отопления (то есть получении проекта реконструкции, разрешения на реконструкцию, акта ввода в эксплуатацию и т.п.). В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ, пунктом 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года № 170, замена нагревательного оборудования является переустройством жилого помещения. Частью 1 статьи 26 ЖК РФ установлено, что переустройство жилого помещения производится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Согласно п. 1.7.2 Правил, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. Приборы отопления служат частью отопительной системы жилого дома, их демонтаж без соответствующего разрешения уполномоченных органов и технического проекта, может привести к нарушению порядка теплоснабжения многоквартирного дома. То есть, если с момента постройки многоквартирный дом рассчитан на централизованное теплоснабжение, то установка индивидуального отопления в квартирах нарушает существующую внутридомовую схему подачи тепла. Перевод на автономное отопление отдельно взятой квартиры в многоквартирном доме приводит к изменению теплового баланса дома и нарушению работы инженерной системы дома, к значительному увеличению расхода газа, на что существующие газовые трубы (их сечение) не рассчитаны. Кроме этого при отключении основной доли потребителей в многоквартирных домах увеличивается резерв мощности котельной, что негативно сказывается на работе теплоснабжающей организации и на предоставлении услуг теплоснабжения остальным потребителям (например, следует рост тарифа для остальных потребителей, что ущемляет их права). Согласно действующим строительным нормам и правилам (СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», п.7.3.7) применение систем поквартирного теплоснабжения может быть предусмотрено только во вновь возводимых зданиях, которые изначально проектируются под установку индивидуальных теплогенераторов в каждой квартире. Допускается перевод существующих многоквартирных жилых домов на поквартирное теплоснабжение от индивидуальных теплогенераторов с закрытыми камерами сгорания на природном газе при полной проектной реконструкции инженерных систем дома, а именно: общей системы теплоснабжения дома; общей системы газоснабжения дома, в т.ч. внутридомового газового оборудования, газового ввода; системы дымоудаления и подвода воздуха для горения газа. Кроме того, демонтаж приборов отопления не свидетельствует о том, что тепловая энергия гражданами не потреблялась, поскольку энергия передавалась в дом, где распределялась через транзитные стояки по квартирам и общим помещениям дома, тем самым отапливая весь дом. Собственниками помещений многоквартирного дома, перешедшими с централизованного отопления на индивидуальное, оплачивается только собственное потребление. Однако, жилищное законодательство (ст.ст. 30 и 39 ЖК РФ) не освобождает граждан, отключившихся от центрального отопления, от оплаты за тепловые потери системы отопления многоквартирного дома и расход тепловой энергии на обще домовые нужды. Учитывая вышеизложенные факты, отказ от централизованного теплоснабжения и переход на автономное теплоснабжение, возможен и целесообразен только для многоквартирного дома в целом, но тогда соответствующее решение должны принять собственники помещений МКД, разработать проект реконструкции внутренних инженерных систем, согласовать его с соответствующими службами. Для этого необходимо провести собрание собственников жилых помещений, на котором принять решение о переводе всех квартир дома на индивидуальное теплоснабжение с отключением от централизованного теплоснабжения, определить источник финансирования данных работ, в том числе проектных. В случае имеющейся возможности установки индивидуального газового отопительного оборудования, на общем собрании собственников помещений принимается решение о переводе всех квартир дома на индивидуальное отопление, администрацией МО Воловский район издается постановление о переводе всех квартир дома на индивидуальное отопление, а управляющими компаниями, ТСЖ и другими балансодержателями многоквартирных домов должен выполняться расчет пропускной способности подводящих и внутренних газопроводов и разрабатывается откорректированный проект газоснабжения жилого дома в целом. Следует отметить, что отключение от централизованного теплоснабжения многоквартирного дома невозможно в случае возникновения серьезных нарушений в схеме теплоснабжения муниципального образования, возникших при отключении многоквартирного дома от централизованного теплоснабжения. Данное заключение может дать местная теплоснабжающая организация. Согласно схемы теплоснабжения муниципального образования Турдейское Воловского района в настоящее время жилой <адрес> отапливается от котельной, эксплуатируемой <данные изъяты>. На основании изложенного, администрация МО Воловский район просит отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО5
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Положениями ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В п. 1 ст. 247 ГК РФ установлено, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дано понятие реконструкция объектов капитального строительства как изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Исходя из положений ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Положениями ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в то числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В соответствии с п. п. 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Основание проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения предусмотрены ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации:
1. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
2. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр.
3. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с ч. ч. 2 и 2.1 настоящей статьи.
4. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с ч. ч. 2 и 2.1 настоящей статьи документов.
Основания отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения перечислены в ст. 27 ЖК РФ, согласно которой:
1. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: 3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
2. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи.
Согласно п. п. 1.7.1, 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года № 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», согласно ч. 15 ст. 14 которого запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Порядок предоставления коммунальных услуг регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6.05.2011 года № 354. Согласно пп. «е» п. 4 указанных Правил отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения № 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с п. 35 указанных Правил потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом (пп. "в" п. 35 Правил), вносить изменения во внутридомовые инженерные системы (пп. "е" п. 35 Правил).
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения. Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, что подтверждается правовой позицией, указанной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 7.05.2015 года № АКПИ15-198, которым отказано в удовлетворении заявлений о признании недействующим абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6.05.2011 года № 354.
Отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения соответствующих изменений в технический паспорт многоквартирного дома.
Поскольку внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, отключение квартир в многоквартирном жилом доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, сопровождающегося реконструкцией, переустройством или перепланировкой данного помещения, и связанное с изменением параметров общего имущества многоквартирного жилого дома и режима пользования этим имуществом, приводит к уменьшению состава общего имущества в виде внутридомовой системы отопления (в т.ч. путем реконструкции системы отопления посредством переноса, демонтажа стояков, радиаторов и т.п.) и предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, что в соответствии с ч. 2 ст. 40, ч. 3 ст. 36 ЖК РФ требует согласия всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО8 обратилась в <данные изъяты> и получила Технические условия на подключение (техническое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения № от ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия технического условия 1 год.
ФИО8 на основании договора социального найма жилого помещения № от 31.07.2009 года и дополнительного соглашения № от 31.03.2017 года является нанимателем квартира, площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>, т.е. собственником указанного жилого помещения является администрации МО Воловский район.
5.10.2020 года главой администрации МО Воловский район ФИО7 ФИО5 отказано переводе <адрес> на индивидуальный источник тепловой энергии (ИИТЭ) и разъяснён порядок подачи заявления о выдаче разрешения на реконструкцию системы теплоснабжения МКД и перечень документов, прилагаемых к заявлению. Также разъяснено, что при поступлении инициативы от общего собрания собственников всех помещений жилого <адрес>, администрация МО Воловский район примет инициативу к рассмотрению.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», согласно ч. 15 ст. 14 которого запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Таким образом, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.
Постановлением администрации муниципального образования Воловский район от 9.04.2020 года № «Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования Турдейское Воловского района Тульской области до 2028 года» не предусмотрен перевод жилых помещений, расположенных в домах с центральным отоплением, на отопление от индивидуальных источников тепловой энергии.
В частности, в соответствии с пунктами 4.1 и 5.3 вышеуказанного Постановления Генеральным планом МО Турдейское Воловского района не предусмотрено изменение схемы теплоснабжения. Строительство (реконструкция) тепловых сетей для обеспечения условий, при наличии которых существует возможность поставок тепловой энергии потребителям от различных источников тепловой энергии, не планируется.
Следовательно, возможность перевода на индивидуальное отопление отдельно взятой квартиры в многоквартирном доме путем отключения от централизованной системы отопления и установления, индивидуального источника тепловой энергии схемой теплоснабжения муниципального образования МО Турдейское Воловского района не предусмотрена.
Многоквартирный дом по адресу: <адрес>, как обособленное здание подключено к тепловым сетям котельной <адрес>, то есть является единым целостным объектом инженерной инфраструктуры.
С учетом изложенного, схема теплоснабжения многоквартирных домов, в составе которых находится квартира административного истца, не предусматривает индивидуальное отопление квартир, а, следовательно, проект переустройства индивидуального отопления квартиры не соответствует требованиям закона.
Материалы дела также не содержат сведений о том, что собственниками помещений в указанном многоквартирном жилом доме инициировался перед администрацией МО Турдейское Воловского района вопрос об изменениях схемы теплоснабжения этого муниципального образования, касающихся возможности установки индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в указанном многоквартирном жилом доме.
Кроме того, внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, отключение квартир в многоквартирном жилом доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, сопровождающегося реконструкцией, переустройством или перепланировкой данного помещения, и связанное с изменением параметров общего имущества многоквартирного жилого дома и режима пользования этим имуществом, приводит к уменьшению состава общего имущества в виде внутридомовой системы отопления (в том числе путем реконструкции системы отопления посредством переноса, демонтажа стояков, радиаторов и т.п.) и предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, что в соответствии с ч. 2 ст. 40, ч. 3 ст. 36 ЖК РФ требует согласия всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения соответствующих изменений в технический паспорт многоквартирного дома.
В п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, установлено, что в состав общего имущества многоквартирного дома включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, поэтому отключение квартир в многоквартирном жилом доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, сопровождающегося реконструкцией, переустройством или перепланировкой данного помещения, и связанное с изменением параметров общего имущества многоквартирного жилого дома и режима пользования этим имуществом, приводит к уменьшению состава общего имущества в виде внутридомовой системы отопления (в т.ч. путем реконструкции системы отопления посредством переноса, демонтажа стояков, радиаторов и т.п.) и предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, что в соответствии с ч. 3 ст. 36, ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации требует согласия всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
При этом данное согласие должно быть получено в установленной п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ форме - на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о реконструкции многоквартирного дома.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в <адрес> имеются квартиры, находящиеся в муниципальной собственности, в том числе квартира административного истца.
Однако согласие администрации МО Воловский район на реконструкцию системы отопления в квартире административного истца не получено.
В силу п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Применение в многоквартирном жилом доме, оборудованном централизованной системой отопления, системы поквартирного отопления может быть реализовано в установленном законом порядке только путем реконструкции внутридомовой системы отопления всего многоквартирного жилого дома, технологически присоединенного к централизованной системе отопления, при определении в схеме теплоснабжения возможности такого перехода для всего многоквартирного жилого дома, а также положительном решении собственников помещений в многоквартирном доме о необходимости смены существующей центральной системы теплоснабжения (ст.36 ЖК РФ), но не посредством переустройства отдельных жилых помещений.
Однако сведениями о том, что такой проект реконструкции системы отопления указанного многоквартирного дома разрабатывался, материалы дела не содержат.
Не представлено суду и сведений о принятии собственниками помещений в указанном многоквартирном доме решения о необходимости смены существующей центральной системы теплоснабжения в многоквартирном доме.
Рассматривая требования об оспаривании решений органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на суд возложена обязанность по выяснению вопроса о том, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ).
В ходе судебного заседания административный истец ФИО9 пояснила, что оспариваемое решение нарушает её право, поскольку не позволяет перевести квартиру на индивидуальный источник тепловой энергии, в связи с чем, ей приходится платить за отопление двойную плату. В административном исковом заявлении утверждала, что необходимость установки в её квартире индивидуального источника теплоснабжения вызвана тем, что в осенне-зимний период в квартире холодно, температура воздуха ниже установленных нормативов.
Между тем, в ходе рассмотрения дела административный истец не доказала необходимость осуществления реконструкции принадлежащей ей квартиры путем установки индивидуального источника теплоснабжения ввиду названных негативных явлений.
Доказательств того, что административный истец на правах нанимателя спорной квартиры обращались в управляющую компанию с претензией о не соответствии температурного режима в её квартире, каких-либо актов осмотра жилого помещения, содержащих результаты замеров температуры воздуха и отклонение такой температуры от действующих нормативов, не представлено.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что заявленные административные требования ФИО5 о признании незаконным решения администрации муниципального образования Воловский район № от 5.10.2020 года, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 174-177 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО5 к администрации муниципального образования Воловский район об оспаривании решения органа местного самоуправления - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богородицкий районный суд Тульской области в течение одного месяца дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Мотивированное решение изготовлено 15.02.2021 года. |