ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-154/2022 от 17.02.2022 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

УИД 19RS0001-02-2021-008931-65 Дело № 2а-154/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Абакан 17 февраля 2022 года.

Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Моркеля А.С.,

при секретаре Дроздецкой Е.В.,

с участием

административного истца ФИО1

представителя административного истца ФИО2,

представителей административного ответчика ФИО3, ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству образования и науки Республики Хакасия, Министру образования и науки Республики Хакасия ФИО5 об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству образования и науки РХ, Министру образования и науки РХ ФИО5 об оспаривании решения. Требования мотивированы тем, что 03.09.2021 года в отношении ФИО1 советником по надзору в сфере образования Министерства образования и науки РХ ФИО6 был составлен протокол об административном правонарушении по факту совершения административного правонарушения 03.06.2021 года, предусмотренного ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ. В протоколе об административном правонарушении указано, что истцом был нарушен п. 65 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России, Рособрнадзора от 07.11.2018 г. №190/1512, путем проноса в аудиторию проведения экзамена запрещенных предметов: справочных материалов, письменных заметок и иных средств хранения и передачи информации. 03.09.2021 года по итогам выявления нарушения председателем государственной экзаменационной комиссии ФИО5 составлен протокол заседания государственной экзаменационной комиссии №55 об аннулировании результатов истца по учебному предмету «Русский язык». Административный истец с протоколом заседания государственной экзаменационной комиссии №55 об аннулировании результатов по учебному предмету «Русский язык» 03.09.2021 года не согласен, поскольку административного правонарушения не совершал, с правилами проведения ЕГЭ не знакомился, основания для перепроверки результатов незаконны, порядок выявления и фиксирования допущенного нарушения не соблюден. На основании изложенного просит признать незаконным и отменить Протокол заседания государственной экзаменационной комиссии №55 об аннулировании результатов административного истца по учебному предмету «Русский язык» от 03.09.2021 года председателя государственной экзаменационной комиссии ФИО5, признать незаконным и отменить приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия от 02 сентября 2021 года «О пересмотре видеозаписей хода проведения единого государственного экзамена».

Определением суда в качестве административного соответчика привлечена Министр образования и науки Республики Хакасия ФИО5.

В судебное заседание административный ответчик ФИО5 не явилась, надлежащим образом была извещена о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании административный истец ФИО1, представитель административного истца ФИО2 исковые требования поддержали в полном объеме.

Представители административного ответчика Министерства образования и науки РХ ФИО4, ФИО3, возражали против удовлетворения административных исковых требований.

Определением суда, к участию в деле для дачи заключения привлечена Прокуратура г. Абакана, в судебное заседание Прокурор г. Абакана не явился, направив в адрес суда отзыв, в котором указал, что оспариваемые административным истцом документы признаками нормативного правового акта не обладают.

Исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.1, 7 и 8 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административным истцом обжалуются Протокол заседания государственной экзаменационной комиссии РХ от 03.09.2021 года №55, приказ Министерства образования и науки РХ от 02.09.2021 года №100-776. Административный иск направлен в суд 30.09.2021. Таким образом, срок обжалования не пропущен.

Как установлено в судебном заседании на основании приказа Министерства образования и науки РХ от 02.09.2021 года №100-776 «О пересмотре видеозаписей хода проведения единого государственного экзамена» был осуществлен пересмотр видеозаписей хода проведения единого государственного экзамена, советником отдела надзора в сфере образования МОиНРХ ФИО7 составлена служебная записка, согласно которой, в ходе проведения экзамена «Русский язык» 03.06.2021 года в ППЭ 1061, аудитории 0003 выявлено, что участником ФИО1 (место в аудитории 5А) в 10 часов 48 минут и в 11 часов 24 минуты было допущено нарушение п. 65 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России №190, Рособрнадзора №1512 от 07.11.2018, в части использования участником экзамена письменных заметок.

03.09.2021 года составлен Протокол заседания государственной экзаменационной комиссии Республики Хакасия №55, которым в соответствии с п. 88, 89 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 №190/1512 аннулированы результаты экзамена по учебному предмету «Русский язык» ФИО1, обучающегося в МБОУ «Усть-Абаканская СОШ».

Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на образование.

Во исполнении данной нормы Конституции РФ, был принят Федеральный закон Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который регулирует общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование. (ч. 1 ст. 1 ФЗ «Об образовании в РФ»).

Согласно пп. 6 ч. 1 ст. 6 ФЗ «Об образовании в РФ», к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся, в том числе утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.07.2018 N 884 «Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», Министерство просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания.

В соответствии с пп. 4.2.25. п. 4.2 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство просвещения РФ устанавливает формы, порядок (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации), сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам (совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки).

В соответствии с вышеуказанными полномочиями, Министерством просвещения РФ совместно с Рособрнадзором издан приказ N 190/ N 1512 от 07.11.2018 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования".

В соответствии с пп. 4 ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об образовании в РФ», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве образования и науки Республики Хакасия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Хакасия от 28.05.2009 N 226 "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Республики Хакасия", Министерство образования и науки Республики Хакасия (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим функции по государственному управлению в сфере образования, по организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних и обеспечивающим реализацию государственной молодежной политики на территории Республики Хакасия.

Согласно пп. 1 п. 4.4 Положения о Министерстве образования и науки Республики Хакасия, Министерство образования и науки Республики Хакасия обеспечивает проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования. Кроме того, контролирует соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Хакасия в области образования несовершеннолетних. (пп 2 п. 4.9 Положения о Министерстве образования и науки Республики Хакасия).

В соответствии с пп. 5.7. п. 5 Положения о Министерстве образования и науки Республики Хакасия, Министерство образования и науки Республики Хакасия имеет право издавать в пределах своей компетенции, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти Республики Хакасия, приказы, инструктивно-методические и иные акты, контролировать их исполнение и давать разъяснения по их применению.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Министерством образования и науки Республики Хакасия в рамках предоставленных полномочий был принят приказ «О пересмотре видеозаписей хода проведения единого государственного экзамена» от 02.09.2021 года.

Приказом Министерства образования и науки Республики Хакасия от 02.09.2021 года было поручено начальнику отдела по надзору в сфере образования ФИО8 организовать просмотр архивов видеозаписей экзаменов: участников, получивших менее 30% баллов за часть с кратким ответом, при этом более 70% баллов за часть с развернутым ответом, согласно приложению 1; участников, с внесенными 4 или 5 правильными ответами в поле бланка ответов №1 «Замена ошибочных ответов на задания с кратким ответом», согласно приложению 2.

Согласно приложению №1 вышеупомянутого приказа участником ЕГЭ 2021, получившим менее 30% баллов за часть с кратким ответом, при этом более 70% баллов за часть с развернутым ответом указан ФИО1

Протоколом заседания государственной экзаменационной комиссии Республики Хакасия от 03.09.2021 года, установлено нарушение ФИО1 п. 65 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 №190/1512, в части использования участником экзамена ФИО1, обучающимся в МБОУ «Усть-Абаканская СОШ», письменных заметок. По результату рассмотрения материалов об итогах проверки по факту нарушения порядка проведения ЕГЭ принято решение об аннулировании результата экзамена по учебному предмету «Русский язык» ФИО1

Административный истец, в своем исковом заявлении указывает на то, что в соответствии с пунктами 37, 41, 66 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 №190/1512, в случае выявления нарушения порядка проведения государственной итоговой аттестации, члены комиссии принимают решение об удалении с экзамена участника, решение оформляется протоколом. Поскольку административный ответчик, не был удален с государственной итоговой аттестации, Протокол заседаний государственной экзаменационной комиссии является незаконным и подлежит отмене.

В соответствии с абз. 3 п. 88 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 №190/1512, в случае выявления Рособрнадзором фактов нарушения настоящего Порядка со стороны участников экзамена или лиц, перечисленных в пунктах 59 и 60 настоящего Порядка, в том числе фактов отсутствия (неисправного состояния) средств видеонаблюдения на территории субъекта Российской Федерации, Рособрнадзором до 1 марта года, следующего за годом проведения экзамена, проводится проверка по фактам нарушения настоящего Порядка. В адрес председателя ГЭК направляются информация и материалы об итогах проверки и фактах нарушения настоящего Порядка. Председатель ГЭК рассматривает указанную информацию и материалы, принимает решение об аннулировании результата экзамена в связи с нарушением настоящего Порядка.

В соответствии с абз. 6 п. 57 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 №190/1512, аудитории и помещение для руководителя ППЭ оборудуются средствами видеонаблюдения без трансляции проведения экзаменов в сети "Интернет" по согласованию с Рособрнадзором.

В соответствии с абз. 1 п. 58 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, срок хранения видеозаписи экзамена - до 1 марта года, следующего за годом проведения экзамена. До наступления указанной даты материалы видеозаписи экзамена могут быть использованы Рособрнадзором, ОИВ и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, с целью выявления фактов нарушения настоящего Порядка.

Таким образом, удаление с государственной итоговой аттестации и составление протокола, не является единственным основанием для аннулирования результатов государственной итоговой аттестации.

Кроме того, в судебном заседании обозревалась видеозапись хода проведения экзамена «Русский язык» 03.06.2021 года в ППЭ 1061, аудитория 0003, на которой зафиксированы указанные нарушения.

В соответствии с Распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.12.2020 года №1314-10 «Об утверждении председателей государственных экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего образования в 2021 году», председателем государственной экзаменационной комиссии Республики Хакасия назначена ФИО5

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Протокол заседания государственной экзаменационной комиссии Республики Хакасия от 03.09.2021 года №55 составлен уполномоченным лицом в рамках установленной законодательством компетенции.

Согласно ч.9, 11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.

Таким образом, для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным и отмене Протокола заседания государственной экзаменационной комиссии №55 об аннулировании результатов ФИО1 по учебному предмету «Русский язык» от 03.09.2021 года, о признании незаконным и отмене приказа Министерства образования и науки Республики Хакасия от 02 сентября 2021 года «О пересмотре видеозаписей хода проведения единого государственного экзамена», необходимо установить нарушение прав и свобод заявителя, а также нарушение норм закона.

Учитывая отсутствие нарушений законодательства со стороны Министерства образования и науки Республики Хакасия, Министра образования и науки Республики Хакасия ФИО5, нарушения прав административного истца действиями административных ответчиков не допущено.

Следовательно, требования административного истца не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требований по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству образования и науки Республики Хакасия, Министру образования и науки Республики Хакасия ФИО5 о признании незаконным и отмене протокола заседания государственной экзаменационной комиссии №55 от 03.09.2021 и приказа Министерства образования и науки Республики Хакасия от 02.09.2021 «О пересмотре видеозаписей хода проведения единого государственного экзамена».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Моркель А.С.

Мотивированное решение составлено и подписано 02.03.2022 года.