ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1550/20 от 05.06.2020 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело №2а-1550/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 июня 2020 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: судьи Бахаревой Н.Н., при секретаре Фахуртдиновой Р.Р., помощнике судьи Кирюхиной Е.А., с участием представителя административного истца Лазарева А.А., представителя административного ответчика Леонтьева А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Соболевой ФИО9 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ульяновска о признании недействительными решения и записи ГРН об исключении гаражного-строительного кооператива «Сигнал» из Единого государственного реестра юридических лиц, о восстановлении и внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л :

Соболева О.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска о признании недействительным решения и записи ГРН об исключении ГСК «Сигнал» из Единого государственного реестра юридических лиц, о восстановлении и внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, взыскании судебных расходов.

Требования обоснованы тем, что Соболева О.А. является членом, а также председателем гаражно-строительного кооператива «Сигнал».

ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска была внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц об исключении ГСК «Сигнал» из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица. Соболевой О.А. об этом сообщено не было. За разъяснениями Соболева О.А. обратилась с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области. Позже истцом был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ИФНС по Ленинскому району г. Ульяновска подтверждает исключение ГСК «Сигнал» регистрирующим органом из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего свою деятельность на основании п. 1 ст. 21.1 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальный предпринимателей».

ГСК «Сигнал» был поставлен на учет в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ. На сегодняшний день ГСК «Сигнал» является действующей организацией. Проводятся плановые общие собрания членов ГСК, производятся ежемесячные платежи за поставленную электрическую энергию, что подтверждается актами об объеме поставленной Потребителю электрической энергии и кассовыми чеками. С момента регистрации и по настоящее время ГСК «Сигнал» осуществлял и продолжает свою деятельность.

Процедура, регламентированная положениями статей 21.1, 22 Закона о государственной регистрации, может быть применена налоговым органом только в том случае, когда у него имеются достоверные сведения, свидетельствующие о фактическом прекращении юридическим лицом своей деятельности.

Административный истец Соболева О.А. в судебное заседание не явилась, извещена.

Ее представитель в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, привел доводы, аналогичные исковому заявлению. Также пояснил, что в настоящее время в ГСК «Сигнал» осуществляет свою деятельность, потребляет электроэнергию, принят бухгалтер, который будет сдавать отчетность. Также просил взыскать с административного ответчика расходы по оформлению доверенности, расходы по оплате юридических услуг.

Представитель административного ответчика возражал против удовлетворения иска. Указал, что ГСК «Сигнал» на момент принятия решения о предстоящем исключении обладало признаками недействующего лица: бухгалтерская и налоговая отчётность в течение 12 месяцев не представлялась, сведения об открытых банковских счетах отсутствовали, что подтверждало отсутствие ведения финансово-хозяйственной деятельности. В соответствии с требованиями Федерального закона №129-ФЗ, Инспекцией по указанным фактам составлены справки от ДД.ММ.ГГГГ о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (последняя дата отчетности ДД.ММ.ГГГГ), и -С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам (сведения об открытых банковских счетах отсутствовали). На основании указанных документов ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем исключении ГСК «Сигнал», которое было опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации»- от ДД.ММ.ГГГГ/. С учетом непоступления заявлений заинтересованных лиц в установленный срок, ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН об исключении ГСК «Сигнал» из реестра.К тому же, на момент исключения из ЕГРЮЛ, кооператив имел задолженность бюджетом в сумме 400 руб. и указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию. Кроме того, ранее в отношении ГСК «Сигнал» уже принималось решение о предстоящем исключении юридического лица, как недействующего, но процедура исключения была прекращена в связи с поступлением заявления заинтересованного лица. Ранее, ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска также были составлены справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, об отсутствии движения денежных средств по банковским счетам.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Рассматриваемые правоотношения регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ)

Согласно статье 21.1 Закона № 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (пункт 1).

При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении) (пункт 2).

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3).

Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4).

Постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 № 10-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Отделсервис" наряду с институтом ликвидации юридического лица Гражданский кодекс Российской Федерации, законодательство о регистрации юридических лиц предусматривают механизм признания юридического лица недействующим и исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке, по решению наделенного соответствующими полномочиями регистрирующего органа, при наличии совокупности признаков, позволяющих установить, что данное лицо фактически прекратило свою деятельность: непредставление юридическим лицом в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление им операций хотя бы по одному банковскому счету (пункт 1 статьи 64.2 ГК Российской Федерации и статья 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"); исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 ГК РФ).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 06.12.2011 № 26-П и в определениях от 17.01.2012 № 143-О-О и от 17.06.2013 № 994-О, такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.

Оспариваемое положение ч. 2 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ о вынесении решения о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 данной статьи гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.

В соответствии с ч. 8 ст. 22 Закона № 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются этим актом, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Таким образом, положение п. 2 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ само по себе не может рассматриваться как противоречащее Конституции Российской Федерации, поскольку направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, а совокупность действий регистрирующего органа по исключению юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, осуществляемых во исполнение предписаний статьи 21.1 налоговыми органами является признанием со стороны государства публично-правового интереса в выявлении фактически недействующих юридических лиц в установленном законом порядке с учетом прав и законных интересов заинтересованных лиц.

Приказом Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» установлено, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».

Как следует из материалов дела, ГСК «Сигнал» было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Засвияжского района г. Ульяновска за номером

ДД.ММ.ГГГГ ИМНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска в Реестр внесены сведения о юридическом лице, зарегистрированном до ДД.ММ.ГГГГ за ГРН .

При наличии указанных в законе условий для признания юридического лица недействующим, что подтверждается справками от ДД.ММ.ГГГГ о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (последняя дата отчетности ДД.ММ.ГГГГ), и -С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам (сведения об открытых банковских счетах отсутствовали), ИФНС по Ленинскому району г. Ульяновска на основании ч. 2 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем исключении ГСК «Сигнал» из ЕГРЮЛ.

Сведения о данном решении были опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации»

В течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в адрес налогового органа какие-либо заявления от кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы нарушены, в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра, в регистрирующий орган не поступали. Сведениями о том, что заявитель является фактически действующим юридическим лицом, административный ответчик также не располагал.

При таком положении, учитывая, что ГСК «Сигнал» обладало всеми признаками недействующего юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, а также, учитывая, что с момента опубликования решения в трехмесячный срок, предусмотренный ч. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, заявлений и возражений относительно исключения общества из ЕГРЮЛ не поступило, в связи с чем у регистрирующего органа имелись правовые основания для принятия решения о предстоящем исключении общества из реестра, как недействующего юридического лица, суд приходит к выводу о соответствии действий Инспекции требованиям закона.

Доводы административного истца о том, что о принятом решении налоговый орган должен был его оповестить, суд находит несостоятельным, поскольку на последнего возлагается обязанность только опубликовать решение о предстоящем исключении в органах печати, что им и было сделано.

Положения Закона № 129-ФЗ применяются с учетом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из государственного реестра; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из реестра.

Проявляя должную осмотрительность, Соболева О.А. имела возможность получить в общем доступе информацию о предстоящем исключении ГСК «Сигнал» из ЕГРЮЛ и направить в налоговый орган свои возражения, чего ей сделано не было.

Те доводы, что ГСК «Сигнал» фактически осуществляет свою деятельность, о чем и пояснял свидетель Закалистов С.М., не опровергают установленных судом обстоятельств о том, что должностными лицами ГСК «Сигнал» не исполнены возложенные на них действующим законодательством обязанности по предоставлению документов отчетности, о наличии движения денежных средств по банковским счетам. Кроме того, ранее аналогичные нарушения имели место быть со стороны ГСК «Сигнал».

С учетом установленных обстоятельств суд отказывает Соболевой О.А. в удовлетворении административного иска в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175 -180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Соболевой ФИО10 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ульяновска о признании недействительными решения от ДД.ММ.ГГГГ и записи ГРН от ДД.ММ.ГГГГ об исключении гаражного-строительного кооператива «Сигнал» из Единого государственного реестра юридических лиц, о восстановлении и внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении гаражного-строительного кооператива «Сигнал», судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Н.Бахарева