ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1550/2022 от 15.04.2022 Хостинского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело № 2а-1550/2022

УИД: 23RS0058-01-2022-001708-55

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Сочи 15 апреля 2022 года

Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

Председательствующего Леошик Г.Д.,

при секретаре Паниной А.В.,

с участием: представителя административного истца ФИО1 - ФИО2,

представителя административного ответчика Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи - ФИО3,

представителей заинтересованных лиц ФИО4, ФИО5 – ФИО6, ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в Хостинский районный суд города Сочи с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, в котором просит признать незаконным отказ в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства» и решение об отказе в выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства от 14.09.2021 г., и возложить обязанность устранить выявленные нарушения путем выдачи разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в отношении объекта: «Гостиничный комплекс Монреаль парк» ФИО8, ФИО5 в соответствии с представленной проектной документацией шифр от марта 2021г., разработанной ООО «Кубаньпроект» и положительным заключением экспертизы от 03.06.2021 г., выполненное ООО «КМНЭ» в отношении объекта: «Гостиничный комплекс «Монреаль Парк» на земельном участке с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> без учета положений п. 2 решения городского собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 28.07.2021 г.

Требования административного истца мотивированы тем, что ФИО1 с целью целевого использования земельного участка с кадастровым номером , была разработана проектная документация, выполненная ООО «КубаньПроект». В отношении указанной проектной документации получено положительное заключение экспертизы от 03.06.2021, выполненное обществом с ограниченной ответственностью «Краснодарская межрегиональная негосударственная экспертиза».

В соответствии с установленным порядком, определенным административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства», утвержденным постановлением администрации города Сочи от 25 декабря 2020 года, 14.06.2021 г. административный истец обратился с соответствующим заявлением о выдаче разрешения на строительство.

Административным ответчиком 14.09.2021 г. принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство с указанием следующих оснований:

1.Не представлены документы необходимые для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, предусмотренные частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ: а именно, раздел проектной документации «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства»;

2. Представленная проектная документация разработана за границами правомерного земельного участка;

3. Техническое задание на проектирование разработано от 14.05.2021, при этом проектная документация разработана от 03.2021. Таким образом, представленная проектная документация разработана без технического задания на проектирование;

4. Озеленения на земельном участке с кадастровым номером недостаточно;

5. Установлено превышение максимальной высоты зданий, допустимой для проектирования в территориальной зоне «Ж-3»;

6. Согласно выписке из ЕГРН от 21.07.2021 данные о правообладателе земельного участка с кадастровым номером отсутствуют. Установлено ограничение: залог в силу закона в пользу ООО «ДомоС», договор купли-продажи недвижимого имущества от 20.02.2019. Таким образом, соглашение об установлении частного сервитута от 20.05.2021 на земельный участок с кадастровым номером между ООО «ЭВЕРЕСТ» и ФИО1 является недействительным;

7. Согласно «Схеме планировочной организации земельного участка», в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства осуществляется проектирование подпорных стен, прокладка инженерных сетей, благоустройство территории (проектирование проезда).

Согласование строительства сетевой организации вышеуказанных объектов охранной зоне электросетевого хозяйства в представленных документах отсутствует, согласование строительства противооползневых мероприятий, автомобильного проезда, а также прокладки инженерных сетей с эксплуатирующей организацией газовой сети в представленных документах отсутствует;

8. В отношении проектируемого здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером отсутствуют технические условия, необходимые для подключения к сетям электроснабжения и связи. Также на земельный участок с кадастровым номером отсутствует соглашение о компенсации затрат ПАО «Кубаньэнерго» по демонтажу (переустройству) сетей электроснабжения.

9. Не представлены к рассмотрению инженерно-геофизические изыскания, указанные в техническом задании на проектирование от 14.05.2021.

10. Функциональное назначение здания - «гостиничный комплекс» не соответствует требованиям СП 257.1325800.2016 2016 «Свод правил. Здания гостиниц. Правила проектирования», предъявляемым к проектированию зданий такого типа.

11. Согласно текстовой части раздела, отделка помещений квартир выполняется собственником после сдачи объекта в эксплуатацию в соответствии с индивидуальными дизайн-проектами. Таким образом, установлено нецелевое использование земельного участка. Намечаемая деятельность не соответствует разрешенному виду использования земельного участка согласно Приказу Министерства Экономического развития РФ от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

12. При рассмотрении представленного раздела «Конструктивные и объемно-планировочные решения. Конструктивные решения подпорных стен» установлено:

а) раздел разработан с нарушением требований Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», а именно: отсутствует текстовая часть раздела.

13. При рассмотрении технического отчет по инженерно-геологическим изысканиям (Том 2) «СочиТисизПроект» от 2020 установлено, что текстовая часть отчета не оформлена в установленном порядке (не заверена специалистами).

14. Представленное положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «КМНЭ» от 03.06.2021 не соответствует требованиям к оформлению.

09.02.2022г. ФИО1 заключил договор купли-продажи земельного участка с ФИО8 и ФИО9. Право общей долевой собственности возникло у ФИО8 и ФИО9 согласно договора купли-продажи земельного участка, о чем 10.02.2022г. в едином государственном реестре недвижимости сделана запись .

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности – ФИО2 настаивал на удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи - ФИО3 возражал против удовлетворения административного иска на основании доводов, изложенных в отзыве на иск.

Представитель заинтересованных лиц ФИО4, ФИО5 – ФИО6 настаивал на удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель заинтересованных лиц ФИО4, ФИО5 - ФИО7 настаивала на удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденными решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 № 202, градостроительным планом земельного участка от 18.12.2018г. , в территориальной зоне «Ж-3» установлены, такие предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства как: минимальные отступы от границ земельного участка - 5м, максимальная высота здания - 22,0 м, максимальный процент застройки в границах земельного участка - 50%, минимальный процент озеленения - 15 %, коэффициент использования территории (КИТ) - 1,2.

Как указано в Решении об отказе в выдаче разрешения на строительство, согласно представленной проектной документации здание 1 (стилобат 1, литер 1, 2, 7) запроектировано высотой 26,4м, здание 2 (стилобат 2, литер 3, 4, 5) запроектировано высотой 37,5м.

Допустимая высота, предусмотренная градостроительным регламентом для территориальной зоны «Ж-3», составляет 22,0 м. С учетом допустимого отклонения 10% по высоте - 24,2 м.

Таким образом, установлено превышение максимальной высоты зданий, допустимой для проектирования в территориальной зоне «Ж-3».

Административный истец в судебном заседании указал, что в проектной документации том 3.1 «Архитектурные решения» (шифр проекта ) в разделе «Определение предельных параметров зданий согласно правилам землепользования и застройки, г. Сочи» указано подробное описание определения высоты здания в соответствии с ПЗЗ г. Сочи. В указанном описании высота здания не превышает предельных значений, определенных градостроительным планом.

Суд не может принять во внимание указанный довод по следующим основаниям.

Как указал представитель административного ответчика, в соответствии с положениями п. 3.1. СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с Изменением N 1)», высота здания определяется высотой расположения верхнего этажа, не считая верхнего технического этажа, а высота расположения этажа определяется разностью отметок поверхности проезда для пожарных машин и нижней границы открывающегося проема (окна) в наружной стене. При отсутствии открывающихся окон (проемов) высота расположения этажа определяется полусуммой отметок пола и потолка этажа. При наличии эксплуатируемого покрытия высота здания определяется по максимальному значению разницы отметок поверхности проездов для пожарных машин и верхней границы ограждений покрытия.

Данное определение используется для определения высоты зданий в сводах правил:

СП 54.13330.2016 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные», (сноска к пункту 1.1); СП 267.1325800.2016 «Здания и комплексы высотные. Правила проектирования», (пункт 3.5). Данный способ определения высоты здания в частности применяется при проведении анализа проектной документации объектов капитального строительства.

Согласно частям 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельною участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

К указанному заявлению прилагаются документы согласно исчерпывающего перечня, предусмотренного частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.

Административным истцом в отношении проектируемого здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером суду не представлены действующие технические условия, необходимые для подключения к сетям электроснабжения и связи.

Данное обстоятельство является достаточным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Доводы административного истца в той части, что на момент прохождения экспертизы, 04.2021 г. – 06.2021 г. они были действительны, не могут быть приняты во внимание.

Так, в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, технические условия — комплект документации, устанавливающий необходимые для подключения к коммуникациям характеристики оборудования, материалов, этапности проведения работ, а также нормы расхода.

Технические условия являются неотъемлемой частью договора на технологическое подключение. Получение технических условий сопряжено с заключением договора на осуществление поставок ресурсов. Как правило, объект капитального строительства до ввода в эксплуатацию нуждается в подключении к следующим городским коммуникациям — электроснабжению, теплоснабжению, водопроводу, канализации, водостоку, наружному освещению, сетям связи.

Таким образом, указанные документы являются неотъемлемой составляющей, необходимой для осуществления фактического подключения объекта капитального строительства к сетям ресурсоснабжающих организаций.

В таком случае до подачи заявления о выдаче разрешения на строительство административному истцу следовало обратиться в соответствующие организации, ранее выдавшие технические условия, либо за продлением уже имеющихся технических условий, либо за заключением договора о предоставлении технических условий с аналогичными характеристиками на новый срок.

Одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство указано то, что согласно текстовой части раздела, отделка помещений квартир выполняется собственником после сдачи объекта в эксплуатацию в соответствии с индивидуальными дизайн-проектами. Таким образом, установлено нецелевое использование земельного участка. Намечаемая деятельность не соответствует разрешенному виду использования земельного участка согласно Приказу Министерства Экономического развития РФ от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

В судебном заседании надлежащих доказательств обратного административным истцом не представлено.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Таким образом, указанный документ является целостным и делать исключений в какой-либо из его частей не представляется возможным. Указанные обстоятельства действительно находят свое отражение в разделе «Конструктивные и объемно-планировочные решения».

Так, с целью устранения указанных обстоятельств административному истцу надлежит в установленном законом порядке обратиться к лицу, выполнявшему работы по проектированию с требованием об устранении недостатков в результате работ. Административный ответчик в свою очередь обоснованно руководствовался нормами градостроительного законодательства при вынесении решения об отказе в выдаче разрешения на строительство.

Вышеуказанных обстоятельств достаточно для того, чтобы установить, что у Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи имелись предусмотренных законом основания для отказа административному истцу в выдаче разрешения на строительство.

В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основании своих возражений. По таким делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод, и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актом, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые ссылаются как на основании своих требований.

Согласно пункту 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, обязанность доказывания указанных обстоятельств, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Суд считает, что доводы административного ответчика нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, опровергают позицию административного истца, и являются основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования ФИО1 к Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда через Хостинский районный суд г.Сочи в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 25 апреля 2022 года.

Судья Хостинского районного суда г. Сочи Г.Д. Леошик

На момент опубликования не вступило в законную силу.

СОГЛАСОВАНО: СУДЬЯ: