ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1552/17 от 03.04.2017 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-1552/17

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 апреля 2017г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Петровой И.И.,

при секретаре Сулеймановой Р.Р,

с участием: представителя административного истца,

в отсутствие: представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности установить и описать границы особо охраняемой природной территории, предоставить документы в орган государственного кадастрового учета,

У С Т А Н О В И Л:

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области о признании незаконным бездействия Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, выразившегося в неустановлении границ особо охраняемой природной территории – государственного комплексного (ландшафтного) природного заказника «Сенгилеевские горы», в непредоставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории заказника, для постановки на государственный кадастровый учет границ государственного комплексного (ландшафтного) природного заказника «Сенгилеевские горы», обязании в течении 24 месяцев со дня вступления решения в силу решения суда установить и описать границы особо охраняемой природной территории – государственного комплексного (ландшафтного) природного заказника «Сенгилеевские горы», с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах, об обязании предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы - государственного комплексного (ландшафтного) природного заказника «Сенгилеевские горы», в обоснование иска указав следующее.

Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами государственной власти законодательства об особо охраняемых территориях регионального значения.

Проверкой установлено, что Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее - Министерство) не реализуются требования федерального законодательства об установлении границ особо охраняемой природной территории – государственного комплексного (ландшафтного) природного заказника «Сенгилеевские горы».

Государственный комплексный (ландшафтный) природный заказник «Сенгилеевские горы» образован и утвержден Постановлением Правительства Ульяновской области №226-П от 17.05.2012г., и расположен в муниципальных образованиях «Радищевский район», «Николавский район», «Новоспасский район»; Соловчихинское, Радищевское и Ореховское участковые лесничества Радищевского лесничества, имеет общую площадь 28 770га.

В ходе проверки выявлен факт отсутствия сведений в государственном кадастре недвижимости о государственном комплексном (ландшафтном) природном заказнике «Сенгилеевские горы», как об особо охраняемой природной территории. Данное обстоятельство подтверждается информацией филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ульяновской области.

Таким образом, до настоящего времени, несмотря на внесенное ранее представление Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора от 20 ноября 2013 года № 03-02-2013/258, ответчиком не обеспечено установление границы особо охраняемой территории в предусмотренном законодательством порядке, соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости не представлены и не включены, что является нарушением действующего законодательства – ст.ст. 26, 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ст. 1, 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ст.ст. 56, 94 Земельного кодекса РФ, норм Положения о Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 № 452-П.

Исходя из вышеуказанных, определяющих компетенцию Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, установление и описание границ особо охраняемых природной территорий регионального значения, а также предоставление в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы входит в компетенцию Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.

В судебном заседании представитель административного истца Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры на удовлетворении иска настаивал, привел в обоснование доводы, аналогичные изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, заинтересованного лица Управления Росреестра по Ульяновской области в судебном заседании не присутствовали, о дне рассмотрения дела извещены.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Как предусмотрено ч.2 указанной нормы, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Судом установлено, что Государственный комплексный (ландшафтный) природный заказник «Сенгилеевские горы» образован решением Ульяновского областного исполнительного Комитета №274 от 24.07.1990г. и расположен в муниципальном образовании «Сергилеевский район» на возвышенности «Сенгилеевские горы» Сенгилеевского участкового лесничества, Тушнинского участкового лесничества, Смородинского участкового лесничества, Елаурского участкового лесничества Сенгилеевского лесничества, а также земли сельскохозяйственных производственных кооперативов «Шиловский» и им.Гая, земли государственного учреждения социального обслуживания «Психоневрологический интернат в пос.Лесной», имеет общую площадь 39710га.

Как в ходе прокурорской проверки, так и при рассмотрении настоящего дела выявлен факт отсутствия сведений в государственном кадастре недвижимости о Государственном комплексном (ландшафтном) природном заказнике «Сенгилеевские горы», как об особо охраняемой природной территории. Данное обстоятельство подтверждается информацией филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ульяновской области.

Таким образом, до настоящего времени ответчиком не обеспечено установление границы особо охраняемой территории в предусмотренном законодательством порядке, соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости не представлены и не включены.

Указанное обстоятельство никем в ходе рассмотрения дела не оспорено.

В соответствии со ст.ст. 56, 94, Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко- культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом и иными федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах с особыми условиями использования территории.

Согласно ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

В соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» определяет, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в государственном кадастре недвижимости должны содержаться сведения, в том числе, о зонах с особыми условиями использования территории, к которым относятся и особо охраняемые природные территории.

Состав сведений кадастра недвижимости о таких зонах определен статьей 10 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». К указанным сведениям, в том числе, относятся описание местоположения границ зон, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений.

Статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлена обязанность органа государственной власти в срок не более, чем пять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется зона с особыми условия использования территории, представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в кадастр недвижимости сведения, а в случае необходимости составления карты (плана) объекта землеустройства в течение шести месяцев со дня принятия вышеуказанного решения.

Сведения об ограничении (обременении) вещного права на соответствующий объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлено это ограничение (обременение), включаются в кадастр недвижимости после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения).

Таким образом, органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, при наличии одновременно сообщают заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями.

Соответственно, при отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов в частности предоставления земельных участков, в отношении территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями, возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от установленных требований.

В силу п. 5 ст. 5 Закона Ульяновской области от 09.07.2007 № 96-ЗО (ред. от 03.06.2014) «Об особо охраняемых природных территориях областного значения в Ульяновской области», Правительство Ульяновской области в пределах своей компетенции, в частности, принимает решения об организации (упразднении) охранных округов особо охраняемых природных территорий, определяет границы и устанавливает режим особой охраны охранных зон или округов особо охраняемых природных территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ульяновской области.

В соответствии с Положением о Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, утвержденном Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 № 452-П, Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области, созданным в целях выполнения на территории Ульяновской области установленных законодательством задач, функций и полномочий в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в сфере охраны окружающей среды.

Министерство является правопреемником Министерства сельского хозяйства Ульяновской области и Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области.

Министерство в соответствии с п. 2.5 Положения в сфере охраны окружающей среды: участвует в образовании особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществляет управление в сфере охраны и использования таких территорий; разрабатывает и реализует государственные программы в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения; разрабатывает и утверждает положения об особо охраняемых природных территориях регионального значения; представляет справки, содержащие сведения о наличии или отсутствии особо охраняемой природной территории регионального значения в пределах земельного участка и (или) характере ограничений хозяйственной деятельности и иных обременении в связи с их наличием; проводит инвентаризацию и ведет государственный кадастр особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения (в ред. Постановления Правительства Ульяновской области от 11.08.2014 N 355- П).

Исходя из вышеизложенных норм, определяющих компетенцию Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, установление и описание границ особо охраняемых природной территорий регионального значения, а также предоставление в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы входит в компетенцию Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.

Таким образом, Министерство является надлежащим ответчиком по делу.

Прокуратура просит установить также двадцатичетырехмесячный срок с момента вступления решения в законную силу для установления и описания границ особо охраняемой природной территории с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах, а также для предоставления в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы.

По мнению суда, данный срок является разумным, ответчиком не представлены доказательства невозможности исполнения решения суда в указанный срок.

Руководствуясь ст.ст. 218 - 228 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Административный иск Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, выразившееся в неустановлении границ особо охраняемой природной территории – государственного комплексного (ландшафтного) природного заказника «Сенгилеевские горы», в непредоставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного комплексного (ландшафтного) природного заказника «Сенгилеевские горы», для постановки на государственный кадастровый учет границ государственного комплексного (ландшафтного) природного заказника «Сенгилеевские горы».

Обязать Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в течение 24 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда установить и описать границы особо охраняемой природной территории – государственный комплексный (ландшафтный) природный заказник «Сенгилеевские горы», с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах, а также предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ государственного комплексного (ландшафтного) природного заказника «Сенгилеевские горы».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.И. Петрова