ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1552/18 от 15.11.2018 Каневской районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-1552/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Станица Каневская Краснодарского края 15 ноября 2018 г.

Каневской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Смирнова В.В.,

при секретаре Витковой Н.И.,

с участием представителя административного истца министерства природных ресурсов Краснодарского края поверенного Калякина Р.В., представившего соответствующую доверенность,

представителя административного ответчика администрации Новоминского сельского поселения Каневского района Краснодарского края поверенной Калюжной К.Г., представившей соответствующую доверенность,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску министерства природных ресурсов Краснодарского края к администрации Новоминского сельского поселения Каневского района о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель административного истца предъявил административный иск к административному ответчику, указывая, что на территории административного ответчика выявлены гидротехнические сооружения, которые в нарушение ст.225 ГК РФ и п.5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, установленного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 г. N 931 не поставлены им на учёт в качестве бесхозяйных объектов, в связи с чем может существовать реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде. Представитель административного истца требует признать бездействие административного ответчика по непостановке на учёт в качестве бесхозяйных объектов сооружений: плотины пруда № 6-а – трубчатого переезда через балку Албаши, местоположением: Краснодарский край, Каневской район, Новоминское сельское поселение, в 52 км от устья на реке Албаши, СШ 46°18/34//, ВД 39°04/30//; плотины пруда № 7 – местоположением: Краснодарский край, Каневской район, Новоминское сельское поселение, в 49 км от устья на реке Албаши, СШ 46°18/40//, ВД 39°02/13//; плотины пруда № 8 – трубчатого переезда через реку Албаши, местоположением: Краснодарский край, Каневской район, Новоминское сельское поселение, в 46 км от устья на реке Албаши, СШ 46°18/35//, ВД 38°59/22//; плотины пруда № 24 – трубчатого переезда через реку Албаши, местоположением: Краснодарский край, Каневской район, Новоминское сельское поселение, в 38 км от устья на реке Албаши, СШ 46°17/19//, ВД 38°55/15//; плотины пруда № 24-а – трубчатого переезда через реку Албаши, местоположением: Краснодарский край, Каневской район, Новоминское сельское поселение, в 34 км от устья на реке Албаши, СШ 46°17/24//, ВД 38°51/53//; плотины пруда № 9-б – трубчатого переезда через балку Хайлова, местоположением: Краснодарский край, Канев ской район, Новоминское сельское поселение, в 10 км от устья на балке Хайлова, СШ 46°21/17//, ВД 39°03/35//; плотины пруда № 10 – трубчатого переезда через балку Хайлова, местоположением: Краснодарский край, Каневской район, Новоминское сельское поселение, в 5 км от устья на балке Хайлова, СШ 46°20/18//, ВД 38°59/55//; плотины пруда № 11 – трубчатого переезда через балку Хайлова, местоположением: Краснодарский край, Каневской район, Новоминское сельское поселение, в 3 км от устья на балке Хайлова, СШ 46°19/32//, ВД 38°59/36//; плотины пруда № 17 – трубчатого переезда через балку Вырвихвост, местоположением: Краснодарский край, Каневской район, Новоминское сельское поселение, в 10 км от устья на балке Вырвихвост, СШ 46°15/32//, ВД 39°03/06// незаконным и обязать его в течение пятнадцати дней со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с целью постановки на учёт в качестве бесхозяйного объекта на указанные сооружения.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержал административные исковые требования.

Представитель административного ответчика в судебном заседании административные исковые требования признала в части, объяснив, что администрацией сельского поселения производятся действия по постановке указанных гидротехнических сооружений на учёт в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, но они не завершены.

Представители заинтересованных лиц администрации муниципального образования Каневской район Краснодарского края и управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с ч.1 ст.96 КАС РФ. Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Каневской район Краснодарского края доказательств уважительности причин неявки не представил (п.1 ч.6 ст.150 КАС РФ). Представитель заинтересованного лица управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, решение принять на усмотрение суда.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к убеждению, что административный иск подлежит удовлетворению в части.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Закон) под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; гидротехническими сооружениями являются - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Согласно ст.9 Закона собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны, в том числе, обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

В силу ст.19 Закона нарушением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в частности, является непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью.

Судом установлено, что по результатам проверки исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений на территории Краснодарского края, проведённой Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов СКУ Ростехнадзора на территории, в частности, Новоминского сельского поселения Каневского района выявлены гидротехнические сооружения, собственник которых неизвестен – плотина пруда № 6-а – трубчатый переезд через балку Албаши, местоположением: Краснодарский край, Каневской район, Новоминское сельское поселение, в 52 км от устья на реке Албаши, СШ 46°18/34//, ВД 39°04/30//; плотина пруда № 7 – местоположением: Краснодарский край, Каневской район, Новоминское сельское поселение, в 49 км от устья на реке Албаши, СШ 46°18/40//, ВД 39°02/13//; плотина пруда № 8 – трубчатый переезд через реку Албаши, местоположением: Краснодарский край, Каневской район, Новоминское сельское поселение, в 46 км от устья на реке Албаши, СШ 46°18/35//, ВД 38°59/22//; плотина пруда № 24 – трубчатый переезд через реку Албаши, местоположением: Краснодарский край, Каневской район, Новоминское сельское поселение, в 38 км от устья на реке Албаши, СШ 46°17/19//, ВД 38°55/15//; плотина пруда № 24-а – трубчатый переезд через реку Албаши, местоположением: Краснодарский край, Каневской район, Новоминское сельское поселение, в 34 км от устья на реке Албаши, СШ 46°17/24//, ВД 38°51/53//; плотина пруда № 9-б – трубчатый переезд через балку Хайлова, местоположением: Краснодарский край, Каневской район, Новоминское сельское поселение, в 10 км от устья на балке Хайлова, СШ 46°21/17//, ВД 39°03/35//; плотина пруда № 10 – трубчатый переезд через балку Хайлова, местоположением: Краснодарский край, Каневской район, Новоминское сельское поселение, в 5 км от устья на балке Хайлова, СШ 46°20/18//, ВД 38°59/55//; плотина пруда № 11 – трубчатый переезд через балку Хайлова, местоположением: Краснодарский край, Каневской район, Новоминское сельское поселение, в 3 км от устья на балке Хайлова, СШ 46°19/32//, ВД 38°59/36//; плотина пруда № 17 – трубчатый переезд через балку Вырвихвост, местоположением: Краснодарский край, Каневской район, Новоминское сельское поселение, в 10 км от устья на балке Вырвихвост, СШ 46°15/32//, ВД 39°03/06//.

В соответствии с Положением о министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утверждённым постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 г. № 1250, министерство обеспечивает капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию только гидротехнических сооружений, на которые распространяется действие Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», и которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, либо от права собственности на которые собственник отказался, и которые находятся на территории Краснодарского края.

В целях осуществления возложенных на Министерство природных ресурсов Краснодарского края полномочий в адрес администрации муниципального образования Каневской район направлялось письмо о необходимости проведения работ по выявлению (инвентаризации) гидротехнических сооружений на степных реках Краснодарского края, определению их правообладателей и предоставлению в министерство соответствующей информации.

Пунктом 2 Положения об учете федерального имущества, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 г. № 447, установлено, что реестр федерального имущества - это федеральная информационная система, представляющая собой совокупность содержащихся в единой базе данных сведений (документов) о федеральном имуществе и информационных технологий, обеспечивающих обработку таких сведений и реализующих процессы учета федерального имущества и предоставления сведений о нем.

Судом достоверно установлено, что в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляется Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, отсутствуют сведения об указанных гидротехнических сооружениях.

Отсутствие собственника у гидротехнического сооружения не позволяет обеспечить соблюдение требований Закона по поддержанию его надлежащего технического состояния, обеспечивающего безопасность эксплуатации, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка, затопление прилегающих территорий, причинение вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей природной среде.

Вместе с тем судом также достоверно установлено, что административным ответчиком ведётся деятельность по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества указанных гидротехнических сооружений (оформление надлежащей документации), следовательно, оснований для признания незаконным бездействия административного ответчика не имеется, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению в части.

Поскольку исполнение решения суда требует значительных временных затрат, необходимо установить разумный срок для его исполнения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск министерства природных ресурсов Краснодарского края к администрации Новоминского сельского поселения Каневского района о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным удовлетворить в части.

Обязать администрацию Новоминского сельского поселения Каневского района Краснодарского края обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества плотины пруда № 6-а – трубчатого переезда через балку Албаши, местоположением: Краснодарский край, Каневской район, Новоминское сельское поселение, в 52 км от устья на реке Албаши, СШ 46°18/34//, ВД 39°04/30//; плотины пруда № 7 – местоположением: Краснодарский край, Каневской район, Новоминское сельское поселение, в 49 км от устья на реке Албаши, СШ 46°18/40//, ВД 39°02/13//; плотины пруда № 8 – трубчатого переезда через реку Албаши, местоположением: Краснодарский край, Каневской район, Новоминское сельское поселение, в 46 км от устья на реке Албаши, СШ 46°18/35//, ВД 38°59/22//; плотины пруда № 24 – трубчатого переезда через реку Албаши, местоположением: Краснодарский край, Каневской район, Новоминское сельское поселение, в 38 км от устья на реке Албаши, СШ 46°17/19//, ВД 38°55/15//; плотины пруда № 24-а – трубчатого переезда через реку Албаши, местоположением: Краснодарский край, Каневской район, Новоминское сельское поселение, в 34 км от устья на реке Албаши, СШ 46°17/24//, ВД 38°51/53//; плотины пруда № 9-б – трубчатого переезда через балку Хайлова, местоположением: Краснодарский край, Канев ской район, Новоминское сельское поселение, в 10 км от устья на балке Хайлова, СШ 46°21/17//, ВД 39°03/35//; плотины пруда № 10 – трубчатого переезда через балку Хайлова, местоположением: Краснодарский край, Каневской район, Новоминское сельское поселение, в 5 км от устья на балке Хайлова, СШ 46°20/18//, ВД 38°59/55//; плотины пруда № 11 – трубчатого переезда через балку Хайлова, местоположением: Краснодарский край, Каневской район, Новоминское сельское поселение, в 3 км от устья на балке Хайлова, СШ 46°19/32//, ВД 38°59/36//; плотины пруда № 17 – трубчатого переезда через балку Вырвихвост, местоположением: Краснодарский край, Каневской район, Новоминское сельское поселение, в 10 км от устья на балке Вырвихвост, СШ 46°15/32//, ВД 39°03/06//, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении административного иска в оставшейся части отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Каневской районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 19.11.2018 г.

Председательствующий