Дело № 2а-1552/2022
УИД 21RS0023-01-2022-001158-21
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 марта 2022 г. г.Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе председательствующего судьи Евстафьева В.В.,
при секретаре Хмыровой А.А.,
с участием представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к МВД по Чувашской Республике о возложении обязанности исключить запись об уголовном преследовании из информационной базы данных Информационного центра МВД по Чувашской Республике, включая информационную базу данных МВД Российской Федерации,
у с т а н о в и л :
ФИО3 обратилась с административным иском к МВД по Чувашской Республике ссылаясь на то, что согласно справке о наличии (отсутствии судимости) Министерства внутренних дел Российской Федерации за ------Е от дата установлено, что в отношении нее - ФИО4, дата года рождения, уроженки адрес АССР, осуществлялось уголовное преследование Алатырским ГОВД Чувашской Республики по ч. 1 ст. 159 УК РФ. дата уголовное дело прекращено на основании п. 4 ст. 5 УПК РСФСР.
Из ответа на ее обращение в МВД по Чувашской Республике за ----- от дата по поводу возможно ошибочно внесенных данных записей в базу данных ИЦ МВД Чувашской Республики следует, что в отношении нее по результатам рассмотрения материала проверки по факту совершения мошенничества в отношении Алатырского центра занятости, за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст.159 Уголовного кодекса Российской Федерации, совершенного дата, Алатырским ГОВД Чувашской Республики дата вынесено постановление о прекращении уголовного преследования на основании п. 4 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (вследствие акта об амнистии).
Вышеуказанное письмо МВД по ЧР ----- от дата поступило на ее адрес без конверта в середине ноября 2021 года, в связи с чем, дата она снова обратилась с подобным заявлением в МВД по ЧР. Поэтому считает, что процессуальный срок, когда ей стало известно о нарушении ее прав, пропущен по уважительной причине. Просит восстановить срок для обращения с данным административным исковым заявлением.
Однако, со сведениями о привлечении ее к уголовной ответственности она не согласна, поскольку они не соответствуют действительности, никаких криминальных действий в отношении Алатырского центра занятости она не совершала, к уголовной ответственности не привлекалась. О каком-либо уголовном преследовании по ч.1 ст.159 УК РФ в отношении нее и о прекращении уголовного дела на основании п. 4 ст. 5 УПК РСФСР дата ей ничего неизвестно. В 1999 году в Алатырский ГОВД ее не вызывали, копию постановления ей не вручали и не направляли почтовой корреспонденцией.
Кроме того, ею был сделан запрос в Отдел КУ ЦЗН ЧР Минтруда Чувашии по адрес об имеющейся в документах организации копии постановления о прекращении уголовного дела в отношении ФИО5 на основании п. 4 ст. 5 УПК РСФСР от дата. Но до настоящего времени ответ не получен.
В связи с тем, что запись об уголовном преследовании в ее отношении не соответствует действительности и негативно влияет на ее трудоустройство по месту временного проживания и на ее жизнь в целом, считает, что данная информация подлежит исключению из информационной базы данных Информационного Центра Управления МВД по Чувашской Республике, включая информационную базу данных МВД Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, просит обязать Министерство внутренних дел по Чувашской Республике исключить запись из информационной базы данных Информационного Центра Управления МВД по Чувашской Республике, включая информационную базу данных МВД Российской Федерации об уголовном преследовании Алатырским ГОВД Чувашской Республики по части 1 статьи 159 УК РФ в отношении ФИО4, дата года рождения, уроженки адрес АССР, а также запись о прекращении уголовного дела на основании пункта 4 статьи 5 УПК РСФСР от дата.
Административный истец, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании заявила, что они исковые требования не признают, представила суду письменный отзыв на иск, доводы которого привела суду.
Из письменных возражений на иск следует, что на момент совершения оспариваемых действий (в 1999 году) вопросы о деятельности милиции регулировались Законом Российской Федерации от 18.04.1991 г. № 1026-1 «О милиции», статья 11 которого о правах милиции в пункте 14 содержала положение о предоставлении милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей права осуществлять предусмотренные законодательством учеты физических и юридических лиц, предметов и фактов и использовать данные этих учетов. И в настоящее время, в силу статьи 17 Федерального закона от 07.02.2011 г. № З-ФЗ «О полиции» полиция наделена полномочиями по обработке данных о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах.
Внесению в банки данных о гражданах, согласно части 3 статьи 17 Федерального Закона подлежит, в частности, информация: о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления; о лицах, осужденных за совершение преступления; о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием; о лицах, в отношении которых до вступления приговора в законную силу был применен акт помилования или акт об амнистии, освобождающие от наказания. Иными словами, это информация обо всех лицах, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию.
Учет лиц, подвергшихся уголовному преследованию - это оперативносправочный учет, предназначенный для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания. Учет лиц, подвергшихся уголовному преследованию, предназначен для подтверждения наличия (отсутствия) в отношении лица сведений о факте уголовного преследования.
дата сотрудником отделения дознания Алатырского ГОВД по уголовному делу ----- составлена учетная алфавитная карточка формы ----- в отношении ФИО1 и представлена в ИЦ МВД по Чувашской Республике. Данная учетная карточка содержит информацию об уголовном преследовании в отношении ФИО5, дата года рождения, уроженки адрес, проживающей по адресу: адрес, по части 1 статьи 159 УК РФ, и прекращении дата на основании п. 4 ст. 5 УПК РСФСР (вследствие акта амнистии).
Действительность сведений, содержащихся в данной учетной алфавитной карточке формы 1, подтверждается описью ----- прекращенных уголовных дел, сданных на архивное хранение в архив МВД по Чувашской Республике, составленной дата сотрудником подразделения дознания МВД по Чувашской Республике и подписанным руководителем подразделения - сдатчика. В опись внесено 29 уголовных дел, под порядковым номером 4 указана информация по уголовному делу -----: количество листов в деле - 30 листов; краткое описание события (при возбуждении дела) - мошеннические действия ФИО5; статья УК - 159-1; дата постановления о прекращении дела - дата; № статьи УПК, по которой прекращено дело - 5 п. 4; срок хранения дела - 3. Сданному на архивное хранение уголовному делу ----- присвоен архивный -----.
Согласно положениям требований Инструкции по архивной работе в органах внутренних дел, учреждениях, предприятиях и организациях системы министерства внутренних дел, утвержденной приказом МВД СССР от дата----- (действовавшей на момент приема указанного уголовного дела на архивное хранение), а затем приказов МВД России от дата----- «Об организации архивной работы в системе МВД России» и от дата----- уголовные дела, прекращенные в установленном порядке, сдаются в подразделение спецфондов по описи. Вместе с каждым делом сдается карточка к прекращенному уголовному делу форма -----. Каждому делу присваивается один архивный номер.
Вместе с уголовным делом ----- в архив МВД по Чувашской Республике сдана карточка формы -----, оформленная на ФИО5, в которой указано описание преступления следующего содержания: хищение чужого имущества, получение пособия по безработице путем обмана.
В связи с истечением срока хранения уголовное дело ----- с архивным номером 2745 уничтожено на основании акта об уничтожении прекращенных уголовных дел, утвержденного протоколом экспертнопроверочной комиссии (ЭПК) МВД Чувашии от дата-----. Данный акт содержит информацию о датах возбуждения и прекращения уголовного дела -----: дата и дата соответственно. Дела перед уничтожением сверены с записями в акте и полностью уничтожены путем сожжения.
Действия административного ответчика по внесению в базу данных информации об уголовном преследовании ФИО5 и ее сохранение являются обоснованными и правомерными, имеющиеся сведения в отношении ФИО5 носят достоверный характер и подлежат длительному хранению. Срок хранения информации о факте прекращения уголовного дела в отношении ФИО5 не истек, исключение указанной информации действующим законодательством не предусмотрено.
Материалами дела подтверждается, что оспариваемые административным истцом сведения об уголовном преследовании ФИО5 были внесены в информационную базу данных на основании учетных документов по уголовному делу -----. Законные основания для удаления данных сведений из соответствующего банка данных отсутствуют.
Уголовное дело ----- в отношении ФИО5 прекращено по нереабилитирующему основанию, в связи с чем данные сведения не подлежат снятию с учета.
Наличие в информационной базе данных сведений о факте прекращения уголовного дела, внесение данных сведений в справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта прекращения уголовного дела в отношении ФИО5 само по себе не влечет нарушения или ограничения права административного истца на труд, поскольку МВД по Чувашской Республике осуществляет лишь обработку персональных данных в виде совершения действий по хранению, обработке и предоставлению имеющейся в банке данных информации о факте прекращения уголовного дела (уголовного преследования) и не принимает решение о допуске гражданина к выбираемой им деятельности с учетом наличия данных сведений.
На основании вышеизложенного, просят в удовлетворении исковых требований ФИО4 отказать в полном объеме.
Обсудив доводы сторон, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат. К указанному выводу суд приходит на основании следующего.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению этих прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от дата N 3-ФЗ "О полиции" полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах.
Согласно пунктам 1, 4 части 3 статьи 17 указанного Федерального закона, внесению в банки данных подлежит информация о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования, в том числе вследствие акта об амнистии.
Отношения в области учета преступлений ранее регламентировались Инструкцией о едином учете преступлений (3-е издание), утвержденной Генпрокуратурой Российской Федерации дата-----, действовавшей до издания приказа Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от дата-----.
Названная Инструкция состоит из нескольких разделов, определяющих правила учета в том числе преступлений (раздел II) и лиц, совершивших преступления (раздел III). Согласно пункту 12 раздела III Инструкции учету подлежали также лица, уголовные дела по обвинению которых прекращены либо в возбуждении уголовного дела отказано: за истечением сроков давности (п. 3 ст. 5 УПК); вследствие акта амнистии или помилования (п. 4 ст. 5 УПК); в отношении умершего обвиняемого (п. 8 ст. 5 УПК); в связи с изменением обстановки (ст. 6 УПК); по основаниям, предусмотренным в ст.ст. 6-1, 6-2, 7, 8 и 9 УПК).
В настоящее время ведение централизованных учетов осуществляется на основании приказа МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Министра обороны Российской Федерации, ФСБ России, Следственного комитета Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации от дата-----дсп/19 дсп/73 дсп/1 адсп/113 дсп/108дсп/75 дсп/93 дсп/19дсп/324дсп/133 дсп/63 дс п/14/95дсп «Об утверждении Наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации».
Согласно требованиям вышеназванных приказов в 1999 году и в настоящее время на пофамильный учет ставились и ставятся в том числе лица, уголовные дела (уголовное преследование) в отношении которых прекращены вследствие акта амнистии. Одной из форм документов, используемых для формирования оперативно-справочных учетов, является учетная алфавитная карточка формы 1.
Учет лиц, подвергшихся уголовному преследованию - это оперативносправочный учет, предназначенный для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания. Учет лиц, подвергшихся уголовному преследованию, предназначен для подтверждения наличия (отсутствия) в отношении лица сведений о факте уголовного преследования.
Из представленных документов следует, что дата сотрудником отделения дознания Алатырского ГОВД по уголовному делу ----- составлена учетная алфавитная карточка формы ----- в отношении ФИО5 и представлена в ИЦ МВД по Чувашской Республике.
Данная учетная карточка содержит информацию об уголовном преследовании в отношении ФИО5, дата года рождения, уроженки адрес, проживающей по адресу: адрес, по части 1 статьи 159 УК РФ, и прекращении дата на основании п. 4 ст. 5 УПК РСФСР (вследствие акта амнистии).
Действительность сведений, содержащихся в данной учетной алфавитной карточке формы 1, подтверждается также описью ----- (дело -----) прекращенных уголовных дел, сданных на архивное хранение в архив МВД по Чувашской Республике, составленной дата сотрудником подразделения дознания МВД по Чувашской Республике и подписанным руководителем подразделения - сдатчика. В опись внесено 29 уголовных дел, под порядковым номером 4 указана информация по уголовному делу -----: количество листов в деле - 30 листов; краткое описание события (при возбуждении дела) - мошеннические действия ФИО5; статья УК - 159-1; дата постановления о прекращении дела - дата; № статьи УПК, по которой прекращено дело - 5 п. 4; срок хранения дела - 3. Сданному на архивное хранение уголовному делу ----- присвоен архивный -----.
Согласно положениям требований Инструкции по архивной работе в органах внутренних дел, учреждениях, предприятиях и организациях системы министерства внутренних дел, утвержденной приказом МВД СССР от дата----- (действовавшей на момент приема указанного уголовного дела на архивное хранение), а затем приказов МВД России от дата----- «Об организации архивной работы в системе МВД России» и от дата----- уголовные дела, прекращенные в установленном порядке, сдаются в подразделение спецфондов по описи. Вместе с каждым делом сдается карточка к прекращенному уголовному делу форма -----. Каждому делу присваивается один архивный номер.
Суду представлена карточка формы -----, оформленная на ФИО5, в которой указано описание преступления следующего содержания: хищение чужого имущества, получение пособия по безработице путем обмана.
В связи с истечением срока хранения уголовное дело ----- с архивным номером 2745 уничтожено на основании акта об уничтожении прекращенных уголовных дел, утвержденного протоколом экспертнопроверочной комиссии (ЭПК) МВД Чувашии от дата-----. Данный акт содержит информацию о датах возбуждения и прекращения уголовного дела -----: дата и дата соответственно. Дела перед уничтожением сверены с записями в акте и полностью уничтожены путем сожжения.
Данный акт также представлен суду.
На момент составления акта об уничтожении прекращенных уголовных дел действовал Перечень документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел, учреждений, предприятий и организаций системы МВД России с указанием сроков хранения, утвержденный приказом МВД России от дата-----, в соответствии с требованиями подпункта 8.13 пункта 8 которого прекращенные уголовные дела, возбужденные по признакам статей Уголовного кодекса, предусматривающих лишение свободы до 2 лет, хранились 3 года.
Действия административного ответчика по внесению в базу данных информации об уголовном преследовании ФИО5 и ее сохранение являются обоснованными и правомерными, имеющиеся сведения в отношении ФИО5 носят достоверный характер и подлежат длительному хранению. Срок хранения информации о факте прекращения уголовного дела в отношении ФИО5 не истек, исключение указанной информации действующим законодательством не предусмотрено.
Материалами дела подтверждается, что оспариваемые административным истцом сведения об уголовном преследовании ФИО5 были внесены в информационную базу данных на основании учетных документов по уголовному делу -----. Законные основания для удаления данных сведений из соответствующего банка данных отсутствуют.
Уголовное дело ----- в отношении ФИО5 прекращено по нереабилитирующему основанию, в связи с чем данные сведения не подлежат снятию с учета.
Таким образом, совокупность представленных доказательств, позволяет сделать вывод о том, что в отношении истца в действительности возбуждалось уголовное дело и оно было прекращено по п.4 ст.5 УПК РСФСР. Обоснованность принятого по уголовному делу решения не является предметом рассмотрения заявленного иска.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что сведения в базу данных ИЦ МВД по Чувашской Республики были внесены на законных основаниях и исковые требования об их исключении из указанных баз, не могут быть удовлетворены.
То обстоятельство, что процессуальные документы, послужившие основанием для заполнения учетных документов, в связи с истечением сроков хранения уничтожены, сами по себе не могут свидетельствовать о недостоверности внесения оспариваемых данных в информационный банк.
Кроме того, согласно ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч.5, 7, 8 ст.219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В настоящем случае ФИО3 вышеуказанный срок пропущен.
ФИО3 как минимум с дата (когда она впервые обратилась в МВД по Чувашской Республике) было известно о наличии в отношении нее записи об уголовном преследовании в информационных базах МВД России. В суд же она обратилась только дата. Каких-либо уважительных причин пропуска обращения в суд ФИО3 не привела, ссылка на то, что письмо МВД по ЧР ----- от дата поступило на ее адрес без конверта в середине ноября 2021 года, таковым не может считаться, тем более, что данное утверждение ничем не подтверждено.
Пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к МВД по Чувашской Республике о возложении обязанности исключить запись об уголовном преследовании из информационной базы данных Информационного центра МВД по Чувашской Республике, включая информационную базу данных МВД Российской Федерации об уголовном преследовании Алатырским ГОВД Чувашской Республики по части 1 статьи 159 УК РФ в отношении ФИО4, дата года рождения, уроженки адрес АССР, а также запись о прекращении уголовного дела на основании пункта 4 статьи 5 УПК РСФСР от дата, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения решения суда через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Судья В.В. Евстафьев
Мотивированное решение
изготовлено 22.03.2022
копия верна судья:
Решение24.03.2022