Дело № 2а-1555/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Шаран 17 июля 2018 года
Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Алехиной О.Н.,
с участием административного истца ФИО1, его представителя адвоката Жановой З.М., представившей удостоверение № и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Мухтасибовой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Межмуниципальному отделу по Бакалинскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, государственному регистратору Межмуниципального отдела по Бакалинскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ФИО3 о признании незаконным отказа в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на объект недвижимого имущества, обязании зарегистрировать переход права собственности и право собственности на объект недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Межмуниципальному отделу по Бакалинскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным отказа в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на объект недвижимого имущества, обязании зарегистрировать переход права собственности и право собственности на объект недвижимого имущества, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ он по договору купли-продажи №, заключенному с Государственным унитарным предприятием Республики Башкортостан «Туймазинский лес» в лице председателя ликвидационной комиссии Л., купил нежилое здание гаража, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Продажа указанного здания осуществлялась на торгах путем открытого аукциона по продаже государственного имущества Республики Башкортостан в связи с предстоящей ликвидацией ГУП РБ «Туймазинский лес». Информационное сообщение о проведении торгов было опубликовано на официальном сайте torgi/gov.ru ДД.ММ.ГГГГ. Торги были проведены ДД.ММ.ГГГГ., он был признан победителем торгов и ДД.ММ.ГГГГ. с ним был заключен договор купли-продажи указанного здания гаража. Оплата по договору в размере <данные изъяты> рублей им произведена полностью, из них <данные изъяты> рублей в качестве задатка, оплаченного ДД.ММ.ГГГГ. путем внесения наличными в кассу продавца, <данные изъяты> рублей, перечисленная на расчетный счет продавца ДД.ММ.ГГГГ. при заключении договора купли-продажи. ДД.ММ.ГГГГ здание гаража передано ему по акту приема-передачи. ДД.ММ.ГГГГ с представителем ГУП РБ «Туймазинский лес» они обратились в Управление Росреестра по РБ с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности и его права собственности на указанное здание. Уведомлением о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ. № государственный регистратор Межмуниципального отдела по Бакалинскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ ФИО3 приостановила государственную регистрацию прав по следующим причинам: не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства РФ; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам. Причинами приостановки регистрации указаны следующие: не соблюдена процедура реализации имущества - гаража, зарегистрированного по праву собственности за Республикой Башкортостан, продажа которого должна осуществляться на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2011г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в электронной форме на основании Постановления Правительства РФ от 27.08.2012г. № «Об организации и проведении продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме» с обязательной оценкой предмета продажи; договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. № не содержит сведения о земельном участке, на котором расположен вышеуказанный объект недвижимого имущества (согласно сведениям ЕГРН имеются разночтения в адресах гаража, имеющего адрес: <адрес>, и участка под ним: <адрес>А); не подано заявление о переходе права собственности на земельный участок под зданием гаража, зарегистрированный за Республикой Башкортостан. В целях устранения причин приостановки регистрации права собственности на гараж, им было подано заявление в Управление Росреестра по РБ о внесении изменений в адрес земельного участка под зданием гаража. В настоящее время разночтение в адресах гаража и земельного участка под ним устранено - адрес участка под зданием гаража изменен с <адрес>А на <адрес>, что соответствует адресу гаража. Были внесены изменения в договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. № и подписаны обеими сторонами договора, уточнен кадастровый номер земельного участка, на котором расположен покупаемый гараж, указан его правильный адрес, сделаны ссылки в договоре на имеющиеся в открытом доступе в сети «Интернет» на официальном сайте torgi/gov.ru данные о публикации сведений о торгах в форме открытого аукциона по продаже государственного имущества Республики Башкортостан, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГУП РБ «Туймазинский лес», добавлена ссылка на наличие письменного согласия собственника здания - Республики Башкортостан в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и на проведение оценки объекта независимым оценщиком. После устранения причин приостановки сторонами договора было подано заявление о возобновлении регистрации перехода права собственности и права собственности на здание. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ. было отказано в регистрации перехода права собственности, права собственности на здание гаража. Причинами отказа названы все вышеуказанные причины, послужившие основанием для приостановки регистрации и более конкретизировано положение о том, что для регистрации перехода и права собственности на здание гаража необходимо одновременное отчуждение с гаражом и земельного участка, на котором он расположен, так как и участок и гараж принадлежат одному лицу - <адрес>. Считает данный отказ незаконным, не основанным на действующем законодательстве. При продаже здания гаража соблюдены все нормы законодательства, регулирующие продажу государственного имущества, закрепленного по праву хозяйственного ведения за государственным предприятием. ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП зарегистрировано право хозяйственного ведения Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Туймазинский лес» (ИНН <***>) на здание гаража, площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: РБ, <адрес> на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ. № «О государственных унитарных предприятиях Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан». ДД.ММ.ГГГГ. на это же здание зарегистрировано право собственности Республики Башкортостан. ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрировано право собственности Республики Башкортостан на земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: РБ, <адрес>, на котором расположено указанное здание гаража. Согласно ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом. В соответствии с ч.2 ст.295 ГК РФ, ч.2 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. В данном случае согласие собственника - Минземимущества РБ было получено (письмо заместителя министра Минземимущества РБ от ДД.ММ.ГГГГ. о согласовании отчета о стоимости продаваемого здания гаража). Кроме того, решением собственника Республики Башкортостан в лице Минземимущества РБ было решено ликвидировать ГУП РБ «Туймазинский лес» и для реализации имущества ликвидируемого предприятия не требуется согласия собственника, так как решение о предстоящей ликвидации государственного предприятия уже является решением и согласием собственника на реализацию имущества предприятия для расчетов с кредиторами. Согласно пункту 4 статьи 63 ГК РФ, если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется. По итогам аукциона, проведенного ДД.ММ.ГГГГ., он был признан победителем и с ним был заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ., произведен полный расчет за покупаемое имущество, которое передано ему по акту приема-передачи. Ссылка государственного регистратора в уведомлении об отказе в государственной регистрации на нормы статей Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178 -ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации и проведении продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме» и не соблюдение установленного данным законом и постановлением Правительства РФ порядка приватизации и продажи государственного имущества не обоснованна, так как согласно п.9 ч.2 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении. Вторая причина отказа в регистрации - отсутствие сведений о земельном участке, на котором расположен объект недвижимого имущества, этот недостаток был устранен, представлен договор в новой редакции с полным указанием данных о земельном участке, устранены противоречия в адресах. Данные об участке, на котором расположен гараж, полностью совпадают с данными Единого государственного реестра недвижимости. Отсутствие по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. отчуждения земельного участка под зданием одновременно с отчуждением здания не является препятствием для регистрации перехода права собственности на здание гаража по следующим основаниям. В силу пункта 3 статьи 552 ГК РФ, пункта 1 статьи 35 ЗК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. Согласно пункту 4 статьи 35 ЗК РФ, пункту 11 Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" отчуждение здания, строения, сооружения, проводится вместе с земельным участком, на котором находятся такие объекты, только в случае, если и здания, строения, сооружения и земельный участок принадлежат одному лицу. Здание гаража принадлежит по праву хозяйственного ведения продавцу - ГУП РБ «Туймазинский лес», а земельный участок не принадлежит продавцу, имеется регистрация права собственности Республики Башкортостан на него, соответственно, продавец не вправе одновременно со зданием отчуждать земельный участок. В соответствии с п.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Таким образом, после регистрации его права собственности, он, как собственник недвижимости, сможет приобрести земельный участок под зданием по праву собственности либо в аренду. Таким образом, Управление Росреестра по <адрес> незаконно отказало в регистрации права собственности на здание гаража, поскольку все указанные в сообщении об отказе в государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. доводы не соответствуют требованиям законодательства. Просит признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в государственной регистрации перехода права собственности, права собственности ФИО1 на объект недвижимого имущества - нежилое здание гаража с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, изложенного в уведомлении об отказе в государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ., обязать Управление Росреестра по <адрес> зарегистрировать переход права от Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Туймазинский лес» к ФИО1, право собственности ФИО1 на объект недвижимого имущества - нежилое здание гаража с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель Жановой З.М. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить, привели доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представитель административного ответчика Межмуниципального отдела по Бакалинскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки суду не представил, не просил об отложении либо рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик государственный регистратор Межмуниципального отдела по Бакалинскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ФИО3, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, сведений о причинах неявки суду не представила, не просила об отложении либо рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по <адрес>, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в представленном отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело в отсутствие представителя комитета, полагал исковые требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица ГУП РБ «Туймазинский лес», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки суду не представил, не просил об отложении либо рассмотрении дела в свое отсутствие. В представленном отзыве на исковое заявление считал исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в представленном отзыве на административное исковое заявление просил рассмотреть дело в отсутствие представителя и принять решение в соответствие с действующим законодательством, указал, что в соответствии с Положением о порядке реализации государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными учреждениями Республики Башкортостан, утвержденным приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ, с Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан была согласована процедура реализации имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения, нежилого здания – гаража, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: РБ, <адрес>, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно итоговому протоколу от ДД.ММ.ГГГГ№ о рассмотрении заявок на реализацию государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГУП РБ «Туймазинский лес», победителем аукциона по продаже нежилого здания объявлен ФИО1ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ГУП РБ «Туймазинский лес» заключен договор № о купле-продаже государственного имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, нежилого здания - гаража, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: РБ, <адрес>, стоимостью <данные изъяты> рублей. Из акта приема-передачи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ видно, что вышеуказанное нежилое помещение передано истцу.
Представитель заинтересованного лица Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки суду не представил, не просил об отложении либо рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, с учетом требований ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает о рассмотрении указанного дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 46 ч. 2 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно п. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В п. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Согласно п.п. 1,2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу п.п. 1,2 ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 551 п. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Согласно ст. 447 п. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В силу п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия, в том числе, о предмете договора.
Как следует из положений ст. 554 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственной регистрации прав, иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и государственная регистрация прав проводится на основании заявления. К заявлению о государственном кадастровом учете должны быть приложены документы, необходимые для его проведения.
Пунктами 5,7 и 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
При проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
В силу ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания.
Законность сделки проверяется независимо от формы ее совершения (нотариальная (за исключением ипотеки) или простая письменная) как в случае государственной регистрации самой сделки, так и в случае государственной регистрации на ее основании перехода, ограничения (обременения) права.
Судом установлено, что спорный объект недвижимого имущества – гараж, назначение: нежилое, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве государственной собственности субъекта Российской Федерации - Республики Башкортостан (запись о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ находится в хозяйственном ведении Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Туймазинский лес», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, актом приема-передачи № от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан «Туймазинский лес» создано ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ находится в стадии ликвидации, учредителями являются Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ постановлено ликвидировать Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан «Туймазинский лес».
Приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ во исполнение распоряжения Правительства Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ приказано приступить к ликвидации Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Туймазинский лес» с утверждением состава ликвидационной комиссии Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Туймазинский лес», плана проведения ликвидационных мероприятий и срока работы ликвидационной комиссии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан №ДД.ММ.ГГГГ в приказ Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в части определения срока работы ликвидационной комиссии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ был проведен аукцион по продаже недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным предприятием Республики Башкортостан «Туймазинский лес», по результатам проведения которого ФИО1 признан победителем аукциона по продаже недвижимого имущества - гаража, назначение: нежилое, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по цене <данные изъяты> рублей.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и Государственным унитарным предприятием Республики Башкортостан «Туймазинский лес» заключен договор купли-продажи № нежилого здания – гаража, назначение: нежилое, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Оплата стоимости приобретенного по договору купли-продажи нежилого здания – гаража произведена ФИО1 в полном объеме в сумме <данные изъяты> рублей, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ и чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 и представитель Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Туймазинский лес» обратились в Межмуниципальный отдел по Бакалинскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлениями о регистрации перехода права собственности, права собственности в отношении объекта недвижимого имущества - нежилого здания – гаража, назначение: нежилое, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ.
К заявлениям были приложены следующие документы:
- приказ от ДД.ММ.ГГГГ№
- договор купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ;
- приказ от ДД.ММ.ГГГГ№
- приказ от ДД.ММ.ГГГГ№
- письмо от ДД.ММ.ГГГГ№;
- распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№
- квитанция об оплате ФИО1 государственной пошлины за государственную регистрацию.
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором Межмуниципального отдела по Бакалинскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ФИО3 приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ осуществление действий по государственной регистрации перехода права собственности, права собственности в отношении объекта недвижимого имущества - нежилого здания – гаража, назначение: нежилое, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что:
- не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав;
- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;
- не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Причинами приостановления государственной регистрации послужили:
- не соблюдение процедуры реализации имущества - нежилого здания – гаража, назначение: нежилое, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, поскольку собственником объекта недвижимого имущества является <адрес>;
- договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. № не содержит сведения о земельном участке, на котором расположен вышеуказанный объект недвижимого имущества (согласно сведениям ЕГРН объект недвижимого имущества расположен на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированный за Республикой Башкортостан);
- не подано заявление о переходе права собственности на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества.
ДД.ММ.ГГГГ в Межмуниципальный отдел по Бакалинскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> на государственную регистрацию перехода права собственности, права собственности в отношении объекта недвижимого имущества нежилого здания – гаража, назначение: нежилое, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, дополнительно представлены отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ№, итоговый протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, информационное письмо № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении открытого аукциона по продаже государственного недвижимого имущества, находящегося в хозяйственном ведении Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Туймазинский лес».
Согласно сведениям кадастра недвижимости Единого государственного реестра недвижимости, гараж с кадастровым № расположен на земельном участке с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и обслуживания административного здания и производственных помещений, площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>.
В соответствии со сведениями кадастра недвижимости земельный участок № образовался путем раздела из земельного участка № с разрешенным использованием: для размещения и обслуживания административного здания и производственных помещений, собственником данного объекта недвижимого имущества является <адрес> (запись о регистрации №).
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГФИО1 в Межмуниципальный отдел по Бакалинскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> на государственную регистрацию перехода права собственности, права собственности в отношении объекта недвижимого имущества нежилого здания – гаража, назначение: нежилое, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, представлен договор купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ с внесенными в него изменениями и дополнениями, с указанием сведений о земельном участке №, на котором расположен гараж по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ на государственную регистрацию дополнительно представлен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ№ с внесенными в него изменениями и дополнениями, с указанием сведений о земельном участке №, на котором расположен гараж по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ представитель Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Туймазинский лес» обратился в Межмуниципальный отдел по Бакалинскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о приостановлении осуществления государственной регистрации перехода права собственности, права собственности в отношении объекта недвижимого имущества нежилого здания – гаража, назначение: нежилое, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на срок до ДД.ММ.ГГГГ в связи с оформлением земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 и ДД.ММ.ГГГГ от представителя Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Туймазинский лес» поступили заявления о возобновлении государственной регистрации прав, ранее приостановленных, к заявлению представителем Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Туймазинский лес» приложены приказ от ДД.ММ.ГГГГ№, приказ от ДД.ММ.ГГГГ№, приказ от ДД.ММ.ГГГГ№
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором Межмуниципального отдела по Бакалинскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ФИО3ФИО1 отказано в осуществлении действий по государственной регистрации перехода права собственности, права собственности в отношении объекта недвижимого имущества - нежилого здания – гаража, назначение: нежилое, общей площадью <данные изъяты>.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению перехода права собственности, права собственности, в том числе:
- не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Причинами отказа в государственной регистрации послужили:
- не соблюдение процедуры реализации имущества - нежилого здания – гаража, назначение: нежилое, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, поскольку собственником объекта недвижимого имущества является <адрес>;
- согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сооружение расположено на земельном участке кадастровый №, земельный участок, категория земель: для населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и обслуживания административного здания и производственных помещений, площадь <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>А, зарегистрированный за Республикой Башкортостан.
На государственную регистрацию дополнительными документами представлен договор купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ с указанием сведений о земельном участке, на котором расположен вышеуказанный объект недвижимого имущества, который устраняет одну из причин приостановления государственной регистрации.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.
Отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу производится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев: отчуждение части здания, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка; отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса; отчуждение сооружения, которое расположено на земельном участке на условиях сервитута.
Отчуждение здания, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке, принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц.
Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.
Отчуждение участником долевой собственности доли в праве собственности на здание, сооружение или отчуждение собственником принадлежащих ему части здания, сооружения или помещения в них проводится вместе с отчуждением доли указанных лиц в праве собственности на земельный участок, на котором расположены здание, сооружение.
Согласно части 1 статьи 57 Закона о регистрации, при государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение или другое недвижимое имущество одновременно на основании заявления осуществляется государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок, занятый таким недвижимым имуществом и принадлежавший предшествующему собственнику такого недвижимого имущества на праве собственности.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона о регистрации, Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, данное сооружение расположено на земельном участке кадастровый №, земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и обслуживания административного и производственных помещений, площадь <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, с/с <адрес><адрес>, зарегистрированный за Республикой Башкортостан.
На момент принятая решения об отказе, заявление о переходе права и права собственности на земельный участок по вышеуказанному адресу на государственную регистрацию прав не представлено.
Разрешая заявленные ФИО1 исковые требования, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника (п. 2 ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аналогичные положения содержатся в ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 161-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
В соответствии с п.п. 1,3 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно Уставу Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Туймазинский лес», имущество предприятия находится в государственной собственности Республики Башкортостан, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе (п. 3.1 Устава).
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (п. 3.11 Устава).
В то же время в процессе ликвидации государственного и муниципального унитарного предприятия продажа имущества должна осуществляться только в соответствии с порядком ликвидации унитарного предприятия, установленным федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 4 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.
Таким образом, в силу прямого указания п. 4 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица. В этом случае установленный п. 4 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок отчуждения имущества безальтернативен: имущество может быть продано только с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.
Как установлено судом, такой порядок отчуждения спорного недвижимого имущества соблюден, что не оспаривается ответчиками. В данном случае решение о ликвидации Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Туймазинский лес» принято уполномоченным на то органом – Правительством Республики Башкортостан, следовательно, после его принятия согласие собственника на отчуждение имущества, находящего у юридического лица на праве хозяйственного ведения, не требуется.
Договор купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ имел целью отчуждение Государственным унитарным предприятием Республики Башкортостан «Туймазинский лес» имущества покупателю ФИО1, при осуществлении сделки между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, отчуждение имущества произведено по рыночной цене, стоимость нежилого помещения ФИО1 оплачена.
Таким образом, продажа недвижимого имущества по договору купли-продажи, заключенному на публичных торгах, проведенных в процессе ликвидации Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Туймазинский лес», с целью погашения задолженности предприятия, произведено в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом также установлено, что административным истцом ФИО1 были представлены регистрирующему органу документы в полном объеме, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которые соответствуют требованиям действующего законодательства.
Ссылка регистрирующего органа на непредставление заявителем документов, свидетельствующих о совершении сделки купли-продажи с учетом положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» несостоятельна, поскольку подпунктом 9 п. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлено, что действие настоящего федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
Довод регистрирующего органа, изложенный в оспариваемом отказе, о том, что отчуждение нежилого помещения должно осуществляться одновременно с отчуждением земельного участка, на котором расположен отчуждаемый объект недвижимого имущества, суд полагает ошибочным.
Согласно ст. 235 п. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст. 57 ч. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение или другое недвижимое имущество одновременно на основании заявления осуществляется государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок, занятый таким недвижимым имуществом и принадлежавший предшествующему собственнику такого недвижимого имущества на праве собственности.
В п. 3 ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно п. 4 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:
отчуждение части здания, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;
отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса;
отчуждение сооружения, которое расположено на земельном участке на условиях сервитута.
Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.
Таким образом, по смыслу п. 4 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение здания, сооружения проводится вместе с земельным участком, на котором находятся такие объекты, только в случае, если и здания, сооружения, и земельный участок принадлежат одному лицу.
В данном случае объект недвижимости – гараж, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве хозяйственного ведения Государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан «Туймазинский лес»
Пунктом 5 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» установлено, что государственное и муниципальное предприятие может обладать земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, только на праве аренды. Иные виды прав на земельный участок, например, в виде закрепления земельного участка на праве хозяйственного ведения, в гражданском законодательстве отсутствуют. Перечень вещных прав на землю, перечисленных в Земельном кодексе Российской Федерации, является исчерпывающим, земельный участок не может находиться на праве хозяйственного ведения Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Туймазинский лес» в силу закона.
С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что представленный на государственную регистрацию договор купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ не нарушает требований ст. 57 ч. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации о единстве судьбы имущества и земельного участка.
При таких обстоятельствах, основания для отказа административному истцу ФИО1 в государственной регистрации перехода права собственности, права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание гаража с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, по указанным в уведомлении мотивам, отсутствовали, отказ в государственной регистрации перехода права, права собственности ФИО1 на объект недвижимого имущества - нежилое здание гаража с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, является необоснованным и нарушает право административного истца ФИО1 на государственную регистрацию права собственности.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об отказе ФИО1 в государственной регистрации перехода права собственности, права собственности ФИО1 на объект недвижимого имущества - нежилое здание гаража с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Удовлетворяя административный иск ФИО1, суд в целях устранения нарушений прав административного истца, возлагает на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> обязанность зарегистрировать переход права от Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Туймазинский лес» к ФИО1, право собственности ФИО1 на объект недвижимого имущества - нежилое здание гаража с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 227, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 к Межмуниципальному отделу по Бакалинскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, государственному регистратору Межмуниципального отдела по Бакалинскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ФИО3 о признании незаконным отказа в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на объект недвижимого имущества, обязании зарегистрировать переход права собственности и право собственности на объект недвижимого имущества – удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в государственной регистрации перехода права от Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Туймазинский лес» к ФИО1, права собственности ФИО1 на объект недвижимого имущества - нежилое здание гаража с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи № от от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Государственным унитарным предприятием Республики Башкортостан «Туймазинский лес» и ФИО1, изложенный в уведомлении об отказе в государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> зарегистрировать переход права от Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Туймазинский лес» к ФИО1, право собственности ФИО1 на объект недвижимого имущества - нежилое здание гаража с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Государственным унитарным предприятием Республики Башкортостан «Туймазинский лес» и ФИО1.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий