дело № 2а-1555/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 21 сентября 2020 года
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе: председательствующего судьи Юдкина Е.И.
при секретаре судебного заседания Козловой З.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о признании незаконной государственной регистрации права на объект недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с настоящим административным иском, в котором просит признать незаконной регистрацию права собственности на объект недвижимости: квартира, расположенная по адресу <адрес>, кадастровый №; обязать Росреестр исключить из ЕГРП запись о регистрации права собственности гражданки ФИО2 на указанную квартиру.
В обосновании исковых требований административный истец указала, что между ней и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №. Все документы были сданы в Росреестр в <адрес> на регистрацию. При этом, расчет по квартире был произведен позже и не в полном объеме. В банке ФИО2 уплатила только 740 000 рублей, из которых 500 000 рублей перевела на счет, а 240 000 рублей получила при свидетеле у кассира. Расхождение в сумме 100 000 рублей, административный истец обнаружила не сразу, и при обращении к ФИО2, последняя отказалась доплачивать 100 000 рублей, в связи с чем, она была вынуждена обратиться в полицию и ДД.ММ.ГГГГ в Росреестр с заявлением об отмене государственной регистрации права в отношении спорной квартиры. Регистратором ей была выдана расписка в получении ее заявления, специалист Росреестра разъяснила, что право собственности (сделка) не будут зарегистрированы, и что Росреестр известит ФИО2 об отмене сделки. Однако, Росреестр несмотря на поданное ею заявление об отмене сделки и возврате документов произвели регистрацию права собственности гражданки ФИО2 на спорную квартиру. Документы, сданные на регистрацию, ей не возвратили.
Административный истец ФИО1 и её представитель, действующая на основании устного ходатайства ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по Волгоградской области, действующая на основании доверенности ФИО4 возражала против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что оспариваемые действия государственного регистратора отвечают требованиям действующего законодательства, предоставленным данному органу государственной власти полномочиям и не повлекли нарушения прав и законных интересов административного истца.
Заинтересованные лица ФИО2 и государственный регистратор ФИО5 в судебное заседание не явились о дате судебного разбирательства извещены своевременно и в установленном законом порядке, причину неявки не сообщили, возражений по существу спора не предавили.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения административного иска.
Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ч. 1 ст. 219 КАС РФ по общему правилу, подлежащему применению к рассматриваемому административному спору, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Срок обращения с настоящим административным исковым заявлением в суд не истек, данное административное исковое заявление подлежит рассмотрению по существу.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулирует Федеральный закон от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации).
Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права (ч. 5 ст. 1 Закона о регистрации).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом о регистрации случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (ч. 1 ст. 14 Закона о регистрации).
В силу части 4 ст. 29 Закона о регистрации в зависимости от результатов проведения правовой экспертизы представленных документов и имеющихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сведениях об объекте недвижимости орган регистрации прав, может быть принято несколько различных решений: решение о государственной регистрации прав; решение о приостановлении государственной регистрации прав; решение об отказе в государственной регистрации прав; решение о прекращении государственной регистрации прав.
Положениями пункта 3 части 3 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ) предусмотрено, что государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу части 5 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ в день приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона.
Перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлен частью 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года 218-ФЗ, в частности к таким основаниям относятся: не представление заявления всеми сторонами договора о прекращении государственной регистрации такого договора и (или) прав на его основании и возврате документов без проведения государственной регистрации прав, в том числе в случаях когда в соответствии с настоящим Федеральным законом заявление на государственную регистрацию прав может быть представлено одной из сторон договора (пункт 41).
В силу статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно части 6 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ в день отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю по указанному в заявлении о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав адресу направляется уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона. Если одновременно с уведомлением об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю должны быть направлены подлежащие в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав подлинники представленных заявителем документов, указанные документы также направляются заявителю.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО2 заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу <адрес>, кадастровый №.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО2 обратились в филиал ФЕБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> с заявлениями о регистрации перехода права собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено соответствующими заявлениями.
Указанные заявления были приняты Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> для регистрации.
Как следует из текста представленного договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обязуется передать, а ФИО2 принять в собственность квартиру общей площадью 32,1 кв.м., с кадастровым номером 34:35:030201:3252, расположенную по адресу: <адрес>. Цена указанной квартиры составляет 870 000 рублей (пункты 1, 4 договора купли-продажи б/н от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно собственноручной отметке ФИО1 в договоре купли-продажи б/н от ДД.ММ.ГГГГ, денежная сумма получена продавцом полностью.
В соответствии с передаточным актом от ДД.ММ.ГГГГ продавец передал покупателю квартиру со всеми документами, относящимися к указанному недвижимому имуществу, а покупатель осмотрел и принял квартиру. Денежный расчет между сторонами произведен полностью (пункты 1-3 передаточного акта б/н от ДД.ММ.ГГГГ).
По результатам правовой экспертизы и на основании представленных документов, государственным регистратором принято решение о государственной регистрации права и ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесены записи о праве собственности ФИО2 на спорную квартиру.
Как следует из пояснений представителя истца Управления Росреестра по <адрес>, при проведении правовой экспертизы документов, представленных для государственной регистрации перехода права собственности на спорное жилое помещение, на государственную регистрацию представлены все необходимые документы, соответствующие требованиям, предъявляемым Законом о регистрации к документам, представляемым для осуществления государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество. При принятии решения о государственной регистрации права собственности ФИО2 на квартиру с кадастровым номером 34:35:030201:3252 Управлением нарушений норм действующего законодательства в рамках возложенных на него полномочий допущено не было.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что настоящее время в отношении квартиры с кадастровым номером 34:35:030201:3252, расположенной по адресу: <адрес>, в ЕГРН внесены актуальные записи, а именно, о праве собственности ФИО2, запись внесена в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи б/н от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО1 и ФИО2; о запрете на совершение действий по регистрации, запись внесена в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании определения Ворошиловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, указанный раздел содержит погашенную запись о праве собственности ФИО1 Запись погашена ДД.ММ.ГГГГ при государственной регистрации перехода права на квартиру с кадастровым номером 34:35:030201:3252 к ФИО2 на основании договора купли- продажи б/н от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО1 (продавец) и ФИО2 (покупатель).
Вместе с тем, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о прекращении государственной регистрации перехода права собственности в отношении квартиры, расположенной по адресу <адрес>, кадастровый №. В качестве основания прекращения государственной регистрации перехода права собственности заявителем указана неполная оплата по договору купли-продажи б/н от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 4 ст.18 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прилагаются необходимые для государственной регистрации прав документы, в том числе документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав, иные документы, предусмотренные Законом о регистрации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Частью 1 ст. 21 Закона о регистрации установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.
В соответствии с ч.ч. 1, 4, 5 ст. 29 Закона о регистрации государственная регистрация прав включает в себя правовую экспертизу документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав, в том числе осуществляется проверка документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на соответствие требованиями законодательства Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 25 Закона о регистрации).
До осуществления государственной регистрации прав либо отказа в государственной регистрации прав рассмотрение представленных для осуществления государственной регистрации прав заявления и (или) документов может быть прекращено на основании совместного заявления лиц, представивших заявление и (или) документы для осуществления государственной регистрации прав (ч. 1 ст. 31 Закона о регистрации).
Заявление о прекращении государственной регистрации прав на основании договора и о возврате документов без осуществления государственной регистрации прав должно быть представлено всеми сторонами договора либо нотариусом в случае, если заявление о государственной регистрации прав представлено нотариусом.
Государственная регистрация прав прекращается не позднее рабочего дня, следующего за днем представления указанных заявлений (ч.ч. 2, 7 ст. 31 Закона о регистрации).
Орган регистрации прав обязан уведомить заявителей о прекращении осуществления государственной регистрации прав с указанием даты прекращения осуществления государственной регистрации прав (ч. 3 ст. 31 Закона о регистрации).
Из приведенных положений Закона о регистрации следует, что в целях обеспечения интересов заинтересованных сторон прекращение регистрационных процедур допускается только, если заявление о прекращении подано всеми лицами, обратившимися за осуществлением государственной регистрации, либо всеми сторонами договора. Такая гарантия необходима для предотвращения недобросовестных действий участников гражданского оборота.
В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Получение от продавца полной суммы денежных средств по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствует собственноручная отметка ФИО1 в самом договоре.
Вместе с тем, заявление ФИО2 о прекращении государственной регистрации права собственности в отношении квартиры с кадастровым номером 34:35:030201:3252 в Управление не поступало, в связи с чем, основания для прекращения государственной регистрации права собственности у административного ответчика отсутствовали.
Таким образом, Управлением Росреестра по <адрес> не допущено нарушение норм российского законодательства, оспариваемое решение Управления принято в полном соответствии с действующими правовыми нормами.
Бремя доказывания факта нарушения прав и законных интересов административного истца следует из положений ст. 62 КАС РФ, согласно которым организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц обязаны подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.
В силу п. 2 ст. 125 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены оспариваемым решением, действием (бездействием).
В рамках настоящего административного дела ФИО1 оспаривает законность и обоснованность настоящих действий органа государственной власти, выражающихся в незаконных действиях Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконной регистрацию права собственности на объект недвижимости квартиру, расположенную по адресу <адрес>, кадастровый №, чем были нарушены ее законные права.
Вместе с тем, заявляя требование о признании незаконной регистрации права собственности ФИО2 на квартиру с кадастровым номером 34:35:030201:3252 ФИО1 не указывает на существенные нарушения положений действующего законодательства, допущенные Управлением при принятии оспариваемого решения, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы административного иска основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих прекращение осуществления государственной регистрации прав.
Таким образом, заявленное требование о признании незаконной регистрации права собственности на объект недвижимости: квартира, расположенная по адресу <адрес>, кадастровый № и возложении обязанности Росреестр исключить из ЕГРП запись о регистрации права собственности гражданки ФИО2 на указанную квартиру, не соответствует обстоятельствам дела.
Согласно п. 41 ч. 1 ст. 26 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлено заявление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав всеми лицами, представившими заявление для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо не представлено заявление всеми сторонами договора о прекращении государственной регистрации такого договора и (или) прав на его основании и возврате документов без проведения государственной регистрации прав, в том числе в случаях, когда в соответствии с настоящим Федеральным законом заявление на государственную регистрацию прав может быть представлено одной из сторон договора.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 41 части 1 настоящей статьи, приостанавливается на срок не более чем один месяц (п. 8 ст. 41).
Ссылки административного истца на положение п. 41 ч. 1 ст. 26 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не могут служить основанием для удовлетворения иска, поскольку с момента подачи заявления о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и возврате документов без из проведения (ДД.ММ.ГГГГ) на дату рассмотрения настоящего дела (ДД.ММ.ГГГГ) прошло более одного месяца, и никаких документов за указанный период для отказа в регистрации права собственности ФИО6 на объект недвижимости, административным истцом ФИО1, представлено не было.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконной государственной регистрации права собственности ФИО2 на квартиру с кадастровым номером №, возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> исключить из ЕГРН запись о регистрации права собственности ФИО2 на указанное недвижимое имущество не имеется, в связи с чем, поэтому в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст. 219, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
отказать ФИО1 в удовлетворении административного иска к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконной регистрации права собственности на квартиру по адресу Волгоград, <адрес>1 кадастровый номер № и о возложении обязанности исключить запись о регистрации права собственности ФИО2 на квартиру по адресу <адрес>1.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда.
Председательствующий Е.И. Юдкина
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.И. Юдкина