Дело № 2а-1555/2022
УИД 27RS0006-01-2022-001521-71
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 27 июня 2022 года
Хабаровский районный суд Хабаровского края
в составе единолично судьи Рябцевой Н.Л.,
при секретаре судебного заседания Герасимовой К.О.,
с участием:
представителя административного истца ст. помощника прокурора Хабаровского района Хабаровского края Васильевой Н.В.,
представителя административного ответчика администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Кирсановой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Хабаровского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Хабаровского муниципального района, межведомственной комиссии Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом о признании незаконным заключения межведомственной комиссии, возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокуратура Хабаровского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Хабаровского муниципального района, межведомственной комиссии Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом о признании незаконным заключения межведомственной комиссии, возложении обязанности совершить определенные действия.
Административный иск мотивирован тем, что прокуратурой Хабаровского района по коллективному обращению собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, проведена проверка администрации Хабаровского муниципального района, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. Установлено, что 28.10.2021г. Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края направило в администрацию Хабаровского муниципального района информацию по результатам осмотра многоквартирного <адрес> в <адрес>, в ходе которого главное управление пришло к заключению, что указанный МКД является аварийным. К письму было также приложено соответствующее заключение органа государственного контроля. Администрацией Хабаровского муниципального района 15.12.2021г. дан ответ Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, в соответствии с которым, НО «Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае» и ИП Третьяковым Р.А. разработана проектная документация на проведение работ капитальному ремонту фундамента указанного многоквартирного дома. Помимо этого, отмечено, что в случае принятия собственниками решения об увеличении вносов на капитальный ремонт, указанные работы будут осуществлены в 2022 году. Собственниками до настоящего времени решение о проведении капитального ремонта в 2022 году не принято, Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края в своём заключении указало, что указанный многоквартирный дом является аварийным. Проведение капитального ремонта может в дальнейшем оказаться недостаточным, что повлечёт необоснованные траты собственников, необходимость проведения дополнительных работ. При этом порядок, предусмотренный постановлением от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» проигнорирован, вопрос о выявлении оснований для признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу надлежащим образом не рассмотрен. В связи с изложенным прокуратурой района направлено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и указано следующее: Межведомственной комиссией о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым и жилого дома рассмотрено - «Заключение по результатам обследования <адрес> в <адрес>» Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края и проведено обследование многоквартирного <адрес> в <адрес>. По результатам работы комиссии принято решение об оценке соответствия многоквартирного дома установленным в пункте 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 требованиям и составлен Акт обследования многоквартирного дома от 14.02.2022 года № 9 и принято заключение 14.02,2022 года № 9 об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Ранее информации о запланированной к проведению работы межведомственной комиссии в прокуратуру района не поступало, по запросу прокуратуры администрацией района указанное не было отмечено. Прокуратурой района изучен указанный акт и заключение. Установлено, что обследование проведено только визуально, без проведения инструментального контроля и других видов контроля. Межведомственная комиссия в нарушение требований пункта 43 Положения не приняла мер по оценке степени и категории технического состояния строительных конструкций жилого дома в целом, заключение межведомственной комиссии не содержит сведения о том, что при обследовании производились какие-либо замеры и исследования, лабораторные испытания, заключения экспертов проектно-изыскательных и специализированных организаций в отношении жилого помещения не учитывались, диагностическое оборудование не использовалось, специальные замеры не проводились, исследования на предмет степени повреждений конструкций жилого дома не осуществлялось, в связи с чем заключение не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права и законные интересы граждан. Также акт и заключение составлены ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя три с половиной месяца после получения заключения Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края. Документов, подтверждающих направление контролирующему органу документов о результатах проведённой работы не представлено. Помимо этого, в состав межведомственной комиссии, в соответствии с постановлением администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№, включён представитель органов, уполномоченных на государственный контроль и надзор в сферах пожарной, экологической и иной безопасности - Пархоменко А. А. Однако указанный представитель в обследовании и даче заключения не участвовал, подписи лица отсутствуют. Пунктом 47 Постановления № 47 установлено, что комиссия правомочна принимать решение (имеет кворум), если в заседании комиссии принимают участие не менее половины общего числа ее членов, в том числе все представители органов государственного надзора (контроля), органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, включенные в состав комиссии. Таким образом, кворум соблюдён не был. Также администрацией района сообщено в ответе на представление, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, состоит из 48 квартир общей площадью 2553,6 кв. м (в том числе в муниципальной собственности 6 квартир общей площадью 223,3 кв. м). Доля муниципальной собственности в вышеназванном многоквартирном доме составляет 8,7 %. В случае принятия собственниками дома решения об обращении в специализированную организацию для изготовления заключения, в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, администрацией Хабаровского муниципального района будут оплачены расходы в части муниципального жилищного фонда (8,9 % от общей стоимости услуг). Помимо этого, прокуратурой района получены следующие документы, а именно: письмо от ДД.ММ.ГГГГ КОЖД <адрес> директору ООО «УК «Хехцир» Аршинскому С.А., согласно которому управляющей компании предложено инициировать общее собрание собственников по вопросу принятия решения об обращении в специализированную организацию для получения заключения о возможности признания данного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; письмо от ДД.ММ.ГГГГ КОЖД <адрес> директору ООО «УК «Хехцир» Аршинскому С.А., согласно которому управляющей компании повторно предложено инициировать общее собрание по этим же вопросам. Считают, что действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов независимо от финансово-экономических возможностей. Кроме того, в межведомственную комиссию обращались не собственники помещений в доме, а орган государственного жилищного надзора, поэтому комиссия не вправе требовать от собственников получения заключения специализированной организации и ставить рассмотрение обращения жилищной инспекции с принятием решения в зависимость от представления собственниками дополнительных документов. Таким образом считают, что межведомственная комиссия обязана рассмотреть заключение жилищной инспекции, провести оценку соответствия многоквартирного дома в порядке, установленном пунктом 42 Положения, и вынести решение в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения. В случае необходимости межведомственная комиссия может самостоятельно назначить проведение дополнительных обследований и испытаний в отношении спорного дома.
На основании изложенного просят: признать незаконным и отменить заключение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом; обязать межведомственную комиссию, назначенную постановлением администрации Хабаровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, принять решение в соответствии с требованиями законодательства; обязать администрацию Хабаровского муниципального района принять меры по организации проведения обследования дома специализированной организацией в целях обеспечения рассмотрения межведомственной комиссией заключения жилищной инспекции.
В судебное заседание административный ответчик Межведомственная комиссия Хабаровского муниципального района Хабаровского края, заинтересованное лицо ГУ регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, об отложении не ходатайствовали. В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассматривается в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании административный истец административные исковое заявление поддержал, просил требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Кирсанова Т.В. не согласилась с заявленными требованиями административного истца, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме, мотивировав тем, что 14.02.2022г. межведомственной комиссией составлен акт обследования № 9 многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, согласно которому год постройки 4-х этажного жилого дома - 1989, 2-подъездный, наружные стены - кирпичные, отопление, электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение, канализация - централизованное. При визуальном осмотре выявлено: с левого торца здания МКД имеется разрушение кирпичной кладки в районе первого этажа, выпадение кирпичей. Частичное разрушение отмостки по периметру дома. Как указано в акте от 14.02.2022г., рекомендации МВК и предлагаемые меры, которые необходимо принять для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания: восстановить кирпичную кладку в районе первого этажа; выполнить устройство отмостки. Согласно заключению межведомственной комиссии от 14.02.2022г. № 9 об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, межведомственная комиссия установила отсутствие оснований для признания МКД, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В связи с чем межведомственной комиссией принято следующее заключение: об отсутствии оснований для признания МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Межведомственной комиссией установлено отсутствие необходимости получения дополнительных документов для принятия решения о соответствии (несоответствии) МКД установленным требованиям. Членами комиссии осуществлен выход по месту нахождения МКД, произведен его осмотр, заключение, на которое ссылается административный истец, изготовлено на основании визуального осмотра консультанта межрайонного отдела государственного жилищного надзора С. А. Бакаевским, в то время как оспариваемое заключение МВК подготовлено на основании акта обследования МКД, подготовленного членами МВК, обладающими специальными познаниями, в связи с чем заключение, предоставленное административным истцом, не может быть признано допустимым доказательством по делу. Просят отказать в требовании о возложении обязанности на администрацию района принять меры по организации проведения обследования дома специализированной организацией в целях обеспечения рассмотрения МВК заключения жилищной инспекции, поскольку вопрос о необходимости проведения обследования МКД специализированной организацией входит исключительную компетенцию МВК.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу пункта 2 статьи227 КАС РФсуд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. По смыслу положений ст.227 КАС РФнеобходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом ВС РФ 29 апреля 2014 года, решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями гл.25 ГПК РФ ( в настоящее время –КАС РФ).
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее также Положение) утверждён порядок принятия решения по указанному вопросу.
Согласно п. 7 Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля). Решение принимается на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Пунктом 44 Положения установлено, что процедура проведения оценки соответствия помещения требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, а также иных документов; определение перечня дополнительных документов, необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным требованиям; определение состава привлекаемых экспертов; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
В силу п. 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление в течение 30 календарных дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В соответствий с п. 47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Указанный пункт также гласит, что комиссия правомочна принимать решение (имеет кворум), если в заседании комиссии принимают участие не менее половины общего числа ее членов, в том числе все представители органов государственного надзора (контроля), органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, включенные в состав комиссии.
Согласно п. 45 (1) Положения, в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 Положения.
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде.
Согласно пункту 43 Положения, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Как следует из материалов дела, протоколом № 1 от 06.02.2018г. общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: 680502, <адрес>, был рассмотрен следующий вопрос: 9 – о выборе лица, которое от имени всех собственников помещений в многоквартином доме уполномочено утверждать смету расходов на разработку проектной документации по указанным видам работ, участвовать в приемке выполненных работ по капитальном ремонту и подписанию соответствующих актов (итог голосования за-100%), в результате рассмотрения было принято решение избрать лицо Воронцову О.В., собственника помещения № 34 расположенного по адресу: 680502, <адрес>, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено утверждать смету расходов на разработку проектной документации по указанным видам работ, участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту и подписывать соответствующие акты.
Согласно ответу Главного управление регионального государственного контроля и лицензирования <адрес> от 28.10.2021г. заявителю ФИО8 установлено, что 28.10.2021г. проведена внеплановая выездная проверка в отношении управляющей организации ООО «УК Хехцир», в ходе которой установлено, что с левого торца здания МКД имеется разрушение кирпичной кладки в районе первого этажа. В рамках проверки представлена проектно-сметная документация на проведение капитального ремонта фундамента МКД. Информация о сроках проведения капитального ремонта фундамента МКД не предоставлена. В связи с разрушением конструктивных элементов МКД, главное управления считает МКД аварийным. В связи с чем главным управлением в адрес администрации Хабаровского муниципального района направлено заключение для рассмотрения на межведомственной комиссии вопроса о признании многоквартирного дома аварийным, в порядке пункта 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерацшу от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом». и предоставлении в главное управление копии заключения межведомственной комиссии.
В этот же день Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края направило администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края ответ о рассмотрении межведомственной комиссией вопроса о выявлении основании для признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу на основании заключения по результатам обследования многоквартирного <адрес> в <адрес> согласно которому многоквартирный <адрес> в <адрес> (далее - МКД) - 4-этажный, 2-подъездный, 1989 года постройки, процент износа на дату проведения осмотра не определен, отопление, элетроснабжение, холодное и горячее водоснабжение, канализация централизованное, управляющая организация ООО "УК Хехцир", при осмотре МКД установлено, что с левого торца здания МКД имеется разрушение кирпичной кладки в районе первого этажа, выпадение кирпичей, трещины в цоколе здания, ведущие к фундаменту здания МКД, частичное разрушение отмостки по периметру здания МКД. По результатам осмотра, а также в связи со значительным физическим износом конструктивных элементов здания, главное управление приходит к заключению, что указанный МКД является аварийным.
Из ответа администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 15.12.2021г. следует, что администрацией Хабаровского муниципального района рассмотрела вопрос о проведении обследования многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>, Заказчиком - НО «Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае» и подрядной организацией ИП Третьяков Р.А. разработана проектная документация на проведение работ по капитальному ремонту фундамента многоквартирного <адрес> в <адрес>. Данным проектом предусмотрено проведение работ по усилению фундамента, устройства дренажа, проведение закладки разрушенной части простенка, выполнение усиления простенков. Кроме того, данным проектом предусмотрено произвести вывешивание плиты перекрытия лоджии путем установок стоек. Региональным оператором будет произведен расчет увеличения стоимости взноса на капитальный ремонт и направлен каждому собственнику помещения в многоквартирном доме. В случае принятия положительного решения об увеличении стоимости взноса на капитальный ремонт собственниками помещений данного многоквартирного дома, работы по капитальному ремонту фундамента будут осуществлены в 2022 году.
На основании представления прокурора Хабаровского района 24.03.2022г. администрацией Хабаровского муниципального района хабаровского края был дан ответ из которого следует, что межведомственной комиссией о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым и жилого дома рассмотрено вышеуказанное «Заключение по результатам обследования многоквартирного жилого дома №19 по ул. Центральной в с. Бычиха Хабаровского района Хабаровского края» Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края и проведено обследование многоквартирного <адрес> в <адрес>, по результатам работы комиссии принято решение об оценке соответствия многоквартирного дома установленным в п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 требованиям и составлен акт обследования многоквартирного дома от 14.02.2022г. № 9, принято заключение 14.02.2022г. № 9 об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно акту обследования многоквартирного дома № 9 от 14.02.2022г. межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» в составе председателя комиссии: заместителя главы администрации Хабаровского муниципального района Харина А.С.; начальника отдела по управлению муниципальной собственностью Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Диянковой Е.Б.; начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района Лупанова Е.А.; начальника отдела выдачи разрешительной документации Управления архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района Терешиной О.Л.; председателя Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района Фесик Г.М.; ведущего специалиста-эксперта Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю Яковлевой М.Р. без участия приглашенного экспертов и приглашенного собственника помещения или уполномоченного им лица, произвела обследование многоквартирного дома на основании обращения Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края и составила настоящий акт обследования многоквартирного дома <адрес>. Краткое описание состояния многоквартирного дома, инженерных систем здания, оборудования и механизмов и прилегающей к зданию территории: год постройки 4-х этажного жилого дома - 1989, 2-х подъездный, наружные стены - кирпичные. Отопление, электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение, канализация - централизованное. Сведения о несоответствиях установленным требованиям с указанием фактических значений показателя или описанием конкретного несоответствия: при визуальном осмотре выявлено, что с левого торца здания многоквартирного дома имеется разрушение кирпичной кладки в районе первого этажа, выпадение кирпичей, частичное разрушение отмостки по периметру дома. Отсутствует оценка результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследований. Рекомендации межведомственной комиссии и предлагаемые меры, которые необходимо принять для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания: восстановить кирпичную кладку в районе первого этажа; выполнить устройство отмостки. Вынесено заключение об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом № 9 от 14.02.2022г. в составе вышеуказанной межведомственной комиссии при отсутствии приглашенного эксперта и приглашенного собственника помещений или уполномоченного лица по результатам обследования вышеуказанного многоквартирного дома согласно которому отсутствуют основания для признания многоквартирного дома (<адрес>) аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Данная межведомственная комиссия, за исключением ведущего специалиста-эксперта Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю Яковлевой утверждена постановлением администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 19.11.2021г. № «О внесении изменений в состав межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением администрации Хабаровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№».
Рассматривая заключение межведомственной комиссии, суд считает, что оспариваемое заключение межведомственной комиссии принято с нарушением предписаний указанного выше Положения.
Пунктом 10 Положения установлено, что несущие и ограждающие конструкции жилого помещения должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.
Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.
Согласно п. 34 Положения, основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.
Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
В силу пункта 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в числе прочего:
определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения.
Из приведенных правовых норм следует, что межведомственная комиссия при проведении оценки жилого помещения обязана установить его фактическое состояние на основании представленных заявителем документов, а в случае необходимости истребовать дополнительные документы, привлечь экспертов для оценки состояния жилого помещения, а также провести непосредственное обследование жилого помещение с составлением соответствующего акта.
При этом заключение межведомственной комиссии должно быть мотивированным, то есть содержать выводы о том, в силу каких установленных обстоятельств комиссией принято то или иное заключение в отношении подлежащего оценке жилого помещения.
Во время обследования элементов жилого дома МВК было выявлено, что с левого торца здания многоквартирного дома имеется разрушение кирпичной кладки в районе первого этажа, выпадение кирпичей, частичное разрушение отмостки по периметру дома ( л.д.40). при этом, специалистом ГУ регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края ( лд.31) было отмечено, что помимо разрушения кирпичной кладки имеются трещины в цоколе здания, ведущие к фундаменту, отмечается значительный физический износ конструктивных элементов здания.
Суд полагает, что заключение не содержит сведений о произведении при проведении дома замеров и исследований, позволяющих прийти к выводу об обеспечении соблюдения необходимых технических, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, осмотр производился исключительно визуально, что указывает на несоблюдение порядка принятия заключения.
Утверждение об отсутствии основания для признания многоквартирного дома (<адрес>) аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, голословно, ничем не подтверждено.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7 Положения, собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса.
Суд полагает, что процедура оценки жилого помещения и оспариваемое заключение межведомственной комиссии не соответствуют приведенным выше требованиям Положения, поскольку при проведении комиссионного обследования жилого дома какое-либо оборудование или специальные замеры комиссией не проводились, осмотр проводился визуально, специалисты либо эксперты не приглашались, строительно-технические экспертизы не проводились, не проверено фактическое состояние и не определен физический износ жилого помещения, не дана оценка степени и категории технического состояния дома, собственники жилых помещений/их представители к работе комиссии не привлекались, что в силу п. 33, 34, 43 Положения имеет существенное значение.
Сведений о том, что в соответствии с п. 46 Положения в ходе работы межведомственной комиссией назначались дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщены к акту обследования, и использовались для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям, в материалы дела стороной административного ответчика не представлено.
Таким образом, оценка соответствия помещения проведена без получения необходимого заключения специализированной организации, осмотр жилого дома проводился только визуально, без применения необходимых измерительных приборов и приспособлений, вывод комиссии о возможности проведения капитального ремонта не подтвержден ни техническим заключением о целесообразности и стоимости ремонтных работ, ни каким-либо иным допустимым документом.
С учетом вышеприведенных характеристик строения, наличием сведений о деформации несущих конструкций, межведомственной комиссии необходимо было исследовать вопрос о степени повреждения конструкций дома, его фундамента, балконных плит, наличии/отсутствии кренов, при необходимости повести строительно-техническую экспертизу либо получить заключение специализированной организации.
При изложенных обстоятельствах, давая оценку заключению межведомственной комиссии от 9 от 14.02.2022г., руководствуясь нормами материального права, подлежащими применению по настоящему делу, суд приходит к выводу, что оно не соответствует требованиям Положения, а потому является незаконным.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований об обязании администрации Хабаровского муниципального района принять меры по организации проведения обследования МКД специализированной организацией, т.к. согласно п.44 Положения, определение перечня дополнительных документов ( в т.ч. заключения специализированной организации, по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), относится к перечню действий в рамках процедуры проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям, и относится к исключительной компетенции самой МВК.
Последствия вынесенного судом решения о признании заключения межведомственной комиссии незаконным заключаются в том, что недействительное заключение рассматривается как акт, не имеющий юридической силы и не подлежащий применению, следовательно, у принявшего его органа в соответствии с функциональными полномочиями возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения, если основания для этого сохраняются. Удовлетворяя заявление о признании незаконным решения межведомственной комиссии, суд вправе возложить на такую комиссию обязанность в определенный срок провести оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям, не предрешая ее существа (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года).
В силу части 2 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
С учетом обстоятельств дела, суд полагает необходимым возложение на административного ответчика (межведомственную комиссию) обязанности устранить нарушение прав неопределенного круга лиц, в защиту интересов которых выступает прокурор, путем повторной оценки МКД в месячный срок.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора Хабаровского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Хабаровского муниципального района, межведомственной комиссии Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом о признании незаконным заключения межведомственной комиссии, возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить частично.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом № 9 от ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на межведомственную комиссию Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом обязанность провести оценку соответствия МКД № 19 по <адрес> муниципального района Хабаровского края требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части заявленных требований-отказать
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в апелляционном порядке через Хабаровский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Рябцева Н.Л.
Мотивированное решение изготовлено 08.07.2022 г.