ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1556/18 от 23.10.2018 Новотроицкого городского суда (Оренбургская область)

Дело № 2а-1556/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 октября 2018 года г.Новотроицк

Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Колесниковой А.Н.,

при секретаре судебного заседания Денисовой О.Б.,

с участием помощника прокурора г. Новотроицка Кирякова Д.В., представителя административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Новотроицка, действующего в интересах Российской Федерации, к нотариусу нотариального округа город Новотроицк Оренбургской области ФИО2 о признании незаконным бездействие,

У С Т А Н О В И Л

Прокурор г. Новотроицка в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к нотариусу нотариального округа г. Новотроицк Оренбургской области ФИО2 о признании незаконным его бездействия.

В обоснование требований указал, что прокуратурой города во исполнение поручения прокуратуры Оренбургской области на основании решения прокурора от 12.04.2018 №77 проведена проверка соблюдения нотариусом ФИО2 законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. В рамках проверки были получены Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденные приказом нотариуса нотариального округа г. Новотроицк Оренбургской области ФИО2 от 03.06.2013.

22.06.2018 указанные Правила были опротестованы прокурором города как не соответствующие требованиям федерального законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Письмом от 06.07.2018 №904 нотариусом ФИО2 сообщено об отсутствии оснований для внесения изменений в Правила, ввиду их соответствия положениям федерального законодательства.

Вместе с тем, указанные Правила не соответствуют положениям законодательства. Понятия внутреннего контроля, бенефициарного владения, определенные в Правилах, не соответствуют понятиям, указанным в ст.3 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Правилами не предусмотрен порядок выявления среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, а также их супругов и близких родственников; порядок принятия на обслуживание иностранных публичных должностных лиц, а также меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц. В нарушение ст. 7.3 Закона № 115, п. 1.9, 2.6, 2.12, 2.14, 2.15, 2.18 Положения №59 нотариусом в составе Правил не разработана программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Процедуры, применяемые при реализации программы идентификации (п. 2.3 Правил), в нарушение п. 2.1 Положения № 59 не учитывают мероприятия по определению принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу; выявлению юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории); оценке и присвоению клиенту степени (уровня) риска; обновлению сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей. Устанавливаемые при идентификации физического лица сведения согласно п. 2.5 Правил не предусматривают определение ИНН (при наличии), сведения о месте пребывания, а также информацию о том, является ли физическое лицо иностранным публичным должностным лицом, его супругом, близким родственником (родственником по прямой восходящей или нисходящей линии (родителем или ребенком, дедушкой, бабушкой или внуком), полнородными или неполнородными (имеющим общего отца или мать) братом или сестрой, усыновителем или усыновленным), что не соответствует Приложению 1 к Положению № 59. Не содержат Правила сведения, устанавливаемые при идентификации представителя физического лица, что не соответствует пп. 1 п. 1 ст. 7, п.1 ст. 7.3 Закона № 115-ФЗ, п.4.2 приложения 1 к Положению № 59. Сведения, устанавливаемые при идентификации юридического лица, предусмотренные п. 2.6 Правил, не отвечают требованиям пп. 1 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, Приложения 2 к Положению № 59. Не предусмотрены Правилами сведения, устанавливаемые при идентификации выгодоприобретателя, что является нарушением пп. 1 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, Приложения 3 Положения №59. Программа документального фиксирования информации не содержит основания документального фиксирования информации полученной в результате реализации правил внутреннего контроля (п.2 ст. 7 Закона № 115, п. 2.15 Положения № 59). Правилами внутреннего контроля не определен порядок фиксирования и обновления данных, полученных в результате идентификации и оценки уровня (степени) риска, что не соответствует п. 2.5, 2.8, 2.9, 2.10, 2.11, 2.14, 2.16, 2.17 Положения № 59. Рекомендации в составе Правил в полном объеме не учтены. При таких обстоятельствах нотариусом ненадлежащим образом организованы мероприятия внутреннего контроля, не обеспечивается соблюдение публично-правовой обязанности, возложенной государством на участника отношений в сфере ПОД/ФТ, и ставит под угрозу достижение целей и задач, предусмотренных ст. 1 Закона № 115. Необеспечение государством правового механизма не позволяет исполнить в полном объеме взятые международные обязательства в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции, ратифицированной Федеральным законом от 08.03.2006 № 40-ФЗ, Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма, ратифицированной Федеральным законом от 20.04.2006 № 56-ФЗ.

В связи с этим, просит признать незаконным бездействие нотариуса нотариального округа город Новотроицк Оренбургской области ФИО2 по неприведению в соответствие с требованиями федерального законодательства Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденные приказом нотариуса нотариального округа г. Новотроицк Оренбургской области ФИО2 от 03.06.2013.

Обязать нотариуса ФИО2 в течение месяца со дня вступления в силу решения суда привести правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от 03.06.2013 в соответствие с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма по основаниям, изложенным в протесте прокурора города.

В судебном заседании представитель административного истца Киряков Д.В. требования административного искового заявления поддержал в полном объеме по основаниям, в нем изложенным.

Административный ответчик нотариус ФИО2 в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям указанным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу Приволжского федерального округа в судебное заседание не явился, от него поступило ходатайство с просьбой рассмотреть дело без его участия. В отзыве на административное исковое заявление указал на законность требований административного истца.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Поскольку на нотариусов возложены публично-правовые функции в сфере финансового мониторинга, то их действия (бездействие), а также решения, связанные с осуществлением данной функции, в соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ могут быть оспорены в судебном порядке.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой города во исполнение поручения прокуратуры Оренбургской области на основании решения прокурора от 12.04.2018 № 77 в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 14 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» проведена проверка соблюдения нотариусом ФИО2 законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

По результатам проверки 20.06.2018 как не соответствующие требованиям федерального законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма прокурором были опротестованы Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденные приказом нотариуса нотариального округа г. Новотроицк Оренбургской области ФИО2 от 03.06.2013.

Письмом от 06.07.2018 №904 нотариусом ФИО2 сообщено об отсутствии оснований для внесения изменений в Правила, ввиду их соответствия положениям федерального законодательства с учетом специфики нотариальной деятельности установленной Основами законодательства РФ о нотариате и Регламентом совершения нотариальных действий.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, истец указывает на несоответствие приведенных Правил внутреннего контроля нормам действующего законодательства, а именно: понятия внутреннего контроля, бенефициарного владельца, определенные в Правилах, не соответствуют понятиям, указанным в ст.3 Закона №115; Правилами не предусмотрен порядок выявления среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, а также их супругов и близких родственников; порядок принятия на обслуживание иностранных публичных должностных лиц, а также меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц; нотариусом в составе Правил не разработана программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Процедуры, применяемые при реализации программы идентификации (п.2.3 Правил) не учитывают мероприятия по определению принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу; выявлению юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории); оценке и присвоению клиенту степени (уровня) риска; обновлению сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей. Устанавливаемые при идентификации физического лица сведения согласно п. 2.5 Правил не предусматривают определение ИНН (при наличии), сведения о месте пребывания, а также информацию о том, является ли физическое лицо иностранным публичным должностным лицом, его супругом, близким родственником (родственником по прямой восходящей или нисходящей линии (родителем или ребенком, дедушкой, бабушкой или внуком), полнородными или неполнородными (имеющим общего отца или мать) братом или сестрой, усыновителем или усыновленным). Правила не содержат Правила сведения, устанавливаемые при идентификации представителя физического лица. Сведения, устанавливаемые при идентификации юридического лица, предусмотренные п. 2.6 Правил, не отвечают требованиям пп. 1 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, Приложения 2 к Положению № 59. Правилами не предусмотрены сведения, устанавливаемые при идентификации выгодоприобретателя. Программа документального фиксирования информации не содержит основания документального фиксирования информации полученной в результате реализации правил внутреннего контроля. Правилами внутреннего контроля не определен порядок фиксирования и обновления данных, полученных в результате идентификации и оценки уровня (степени) риска. В составе Правил не в полном объеме учтены Рекомендации разработанные Федеральной службой по финансовому мониторингу в целях создания единого эффективного механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, плаченных преступным путем, и финансированию терроризма.

Давая оценку доводу административного истца о несоответствии Правил внутреннего контроля, утвержденных приказом нотариуса нотариального округа г. Новотроицк Оренбургской области ФИО2 от 03.06.2013, нормам действующего законодательства, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В соответствии с ч.2 указанного закона настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

Положениями статьи 7 указанного Федерального закона закреплены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, а также порядок представления информации в уполномоченный орган.

В силу пункта 2 статьи 7 вышеназванного Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Согласно статье 7.1 указанного Федерального закона Требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные подпунктом 1 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7 настоящего Федерального закона, распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом: сделки с недвижимым имуществом; управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента; управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг; привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими; создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

При наличии у адвоката, нотариуса, лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом уполномоченный орган.

Порядок передачи адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, информации о сделках или финансовых операциях регулируется соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2005 № 82.

Таким образом, нотариусы, являясь агентами финансового мониторинга, обязаны выполнять возложенную на них публично-правовую функцию по осуществлению процедур в рамках указанного мониторинга.

Данное обстоятельство опровергает довод административного ответчика о том, что публичные полномочия нотариуса ограничиваются деятельностью по совершению нотариальных действий, а его правоотношения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не могут оцениваться как осуществление государственных или иных публичных полномочий, законность и обоснованность которых является предметом судебного контроля в соответствии со ст. 1 КАС РФ.

Поскольку нотариусы являются специальным субъектом правоотношений, регулируемых законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на которые распространяются положения статей 7 и 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ, то они обязаны организовывать систему внутреннего контроля.

Согласно п.2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ Правила организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента (в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 утверждены требования к Правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями (далее Требования к Правилам внутреннего контроля), а Постановлением Правительства РФ от 29.05.2014 № 492 утверждены требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

На основании пп. 1 п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 Правила внутреннего контроля должны быть приведены в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не позднее месяца после даты вступления в силу указанных нормативных правовых актов, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами.

Таким образом, приведенная норма права носит императивный характер, обязывающий разрабатывать Правила внутреннего контроля в актуальной редакции и в соответствии с действующими требованиями законодательства, содержащими установленный и четкий перечень программ осуществления внутреннего контроля.

Поскольку нотариусы являются специальным субъектом правоотношений, регулируемых законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, то на них распространяется указанная обязанность по разработке Правил внутреннего контроля в актуальной редакции и в соответствии с нормами действующего законодательства.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 29.05.2014 №492 требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17.02.2011 № 59 утверждено Положение о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее Положение № 59).

При этом, в соответствии с п. 1.1 указанного Положения оно распространяется, в том числе на лиц, указанных в статье 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ.

Поскольку какие-либо ограничения по его применению указанными лицами данное Положение не содержит, то оно в полном объеме без каких-либо исключений подлежат применению, в том числе нотариусами.

Данный факт свидетельствует о несостоятельности довода административного ответчика о невозможности применения к нотариусам всех положений указанного законодательства.

Кроме того, в целях повышения эффективности работы по предупреждению, выявлению и пресечению фактов легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также в целях разъяснения порядка информационного взаимодействия с Федеральной службой по финансовому мониторингу президентом Федеральной нотариальной палаты 24.08.2009 утверждены рекомендации по организации исполнения нотариусами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

Согласно п. 4 указанных Рекомендаций нотариусы являются специальным субъектом правоотношений, регулируемых законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на которые распространяются положения статей 7 и 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ.

В соответствии с п. 5 Рекомендаций нотариусам, в случаях удостоверения различного рода крупных сделок имущественного характера, в том числе с недвижимым имуществом, с ценными бумагами, сделок по привлечению и использованию физическими и юридическими лицами денежных средств в крупных размерах на создание юридических лиц, отчуждение или приобретение предприятий, долей в уставном капитале хозяйственных товариществ и обществ и на иные цели следует идентифицировать клиентов путем установления следующих сведений:

- в отношении физических лиц - фамилию, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

- в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.

В судебном заседании установлено, что нотариусом ФИО2 в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 03.06.2013 утверждены Правила внутреннего контроля.

Между тем, указанные Правила не в полном объеме соответствуют нормам действующего законодательства.

В соответствии с п. 1.9 Положения № 59 организация в соответствии с пунктом 4 Требований к правилам внутреннего контроля, в составе правил внутреннего контроля разрабатывает программу идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей и программу оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Пункт 2.6 указанного Положения предусматривает, что идентификация клиентов и выгодоприобретателей в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона осуществляется с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Согласно п. 2.12, 2.14, 2.15 и 2.18 Положения в рамках идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, а также при проведении операций и сделок организация оценивает и присваивает клиенту степень (уровень) риска.

Организация оценивает степень (уровень) риска при возникновении деловых отношений с клиентом (принятии его на обслуживание), в ходе обслуживания клиента (по мере совершения операций (сделок)), в иных случаях, предусмотренных организацией в правилах внутреннего контроля.

В соответствии с пунктом 15 Требований для оценки степени (уровня) риска клиента, а также в целях последующего контроля за его изменением организация осуществляет постоянный мониторинг операций (сделок) клиента по мере их совершения.

Пересмотр степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, и обновление сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, могут производиться также в иных случаях в порядке и сроки, установленные организацией в правилах внутреннего контроля.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о необходимости в целях повышения эффективности работы по предупреждению, выявлению и пресечению фактов легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в составе Правил внутреннего контроля разрабатывать программу оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Вместе с тем, указанная программа в составе Правил внутреннего контроля нотариусом ФИО2 не разработана, что свидетельствует о несоответствии Правил внутреннего контроля от 03.06.2013 требованиям действующего законодательства.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что указанными Правилами внутреннего контроля не предусмотрен порядок выявления среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, а также их супругов и близких родственников порядок принятия на обслуживание иностранных публичных должностных лиц, а также меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц.

Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении административным ответчиком требований, предусмотренных п. 1.9 Положения № 59 и п. 11 Требований к Правилам внутреннего контроля.

Кроме того, как следует из п. 2.3 Правил внутреннего контроля от 03.06.2013 программа идентификации включает следующие процедуры осуществления мероприятий по идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца:

- установление в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя сведений, определенных статьей 7 Федерального закона № 115-ФЗ, до их приема на обслуживание;

- принятие обоснованных и допустимых в сложившихся обстоятельствах мер по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе мер по установлению в отношении указанных владельцев сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ;

- проверка наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Вместе с тем, согласно п. 2.1 Положения № 59 идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя включает в себя следующие мероприятия:

установление определенных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона сведений в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя;

проверка наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона;

определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу;

выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);

оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска;

обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что процедуры, применяемые административным ответчиком при реализации программы идентификации не учитывают мероприятия по определению принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу; выявлению юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории); оценке и присвоению клиенту степени (уровня) риска; обновлению сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей.

Кроме того, установлено, что п. 2.5 рассматриваемых Правил внутреннего контроля не соответствует Приложению 1 к Положению № 59, поскольку не предусматривают определение ИНН (при наличии), сведения о месте пребывания, а также информацию о том, является ли физическое лицо иностранным публичным должностным лицом, его супругом, близким родственником (родственником по прямой восходящей или нисходящей линии (родителем или ребенком, дедушкой, бабушкой или внуком), полнородными или неполнородными (имеющими общего отца или мать) братом или сестрой, усыновителем или усыновленным).

Данное обстоятельство также указывает на несоответствие рассматриваемых Правил внутреннего контроля требованиям законодательства.

При этом, суд принимает во внимание, что в соответствии с Рекомендациями по организации исполнения нотариусами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма от 24.08.2009 нотариусы, в случаях удостоверения различного рода крупных сделок имущественного характера, следует идентифицировать клиентов путем установления в отношении физических лиц, в том числе идентификационный номер налогоплательщика.

Кроме того, Правила внутреннего контроля не содержат сведения, устанавливаемые при идентификации представителя физического лица и предусмотренные пп.1 п.1 ст. 7, п.1 ст. 7.3 Закона № 115-ФЗ и п. 4.2 Приложения 1 к Положению № 59.

Также сведения, устанавливаемые при идентификации юридического лица, предусмотренные п. 2.6 Правил, не отвечают требованиям, предусмотренным пп.1 п.1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, Приложения 2 к Положению № 59.

Так, в соответствии с п. 2.6 Правил внутреннего контроля от 03.06.2013 в целях идентификации юридических лиц нотариус устанавливает следующие сведения: наименование; государственный регистрационный номер; место государственной регистрации; место нахождения; почтовый адрес; идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации; Ф.И.О. руководителя и его должность.

Вместе с тем, в соответствии с пп.1 п.1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 настоящей статьи, установив следующие сведения:

в отношении юридических лиц - наименование, организационно-правовую форму, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, также основной государственный регистрационный номер и адрес юридического лица, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством иностранного государства, также регистрационный номер, место регистрации и адрес юридического лица на территории государства, в котором оно зарегистрировано.

Кроме того, согласно Приложения 2 к Положению № 59 в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона организация устанавливает следующие сведения в отношении юридических лиц: наименование (полное, сокращенное (если имеется) и наименование на иностранном языке (если имеется)); организационно-правовую форму; идентификационный номер налогоплательщика - для резидента, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации - для нерезидента; сведения о государственной регистрации: основной государственный регистрационный номер (ОГРН) (для нерезидента - регистрационный номер в стране регистрации); серия и номер документа, подтверждающего государственную регистрацию; адрес (место нахождения), указанный в Едином государственном реестре юридических лиц (для резидента); место нахождения, указанное в учредительных документах; адрес (место нахождения) представительства, отделения, иного обособленного подразделения нерезидента на территории Российской Федерации либо сведения о регистрации по месту жительства и о фактическом месте жительства (месте пребывания) физического лица - уполномоченного представителя нерезидента на территории Российской Федерации (при наличии); номера контактных телефонов и факсов.

В целях более подробного изучения юридического лица рекомендуется дополнительно (при наличии его согласия) устанавливать и фиксировать дату государственной регистрации юридического лица, его почтовый адрес, а также коды форм федерального государственного статистического наблюдения (при наличии).

Анализ приведенного указывает на то, что Правила внутреннего контроля от 03.06.2013 не содержат в себе все необходимые сведения, подлежащие установлению в соответствии с законодательством при идентификации юридического лица.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организация устанавливает сведения об основаниях, свидетельствующих о том, что клиент действует к выгоде или в интересах выгодоприобретателя при проведении операций с денежными средствами или иным имуществом.

Приложением 3 к Положению № 59 определены конкретные сведения, устанавливаемые при идентификации выгодоприобретателя – физического лица, а именно: фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая); гражданство; дата рождения; реквизиты документа, удостоверяющего личность: наименование, серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, и код подразделения (если имеется); данные миграционной карты: серия, номер карты, дата начала срока пребывания и дата окончания срока пребывания; данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации: серия (если имеется) и номер документа, дата начала срока действия права пребывания (проживания), дата окончания срока действия права пребывания (проживания); идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); сведения (адрес) о регистрации по месту жительства и о фактическом месте жительства (месте пребывания).

В отношении выгодоприобретателя - юридического лица в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона устанавливаются наименование (полное, сокращенное (если имеется) и наименование на иностранном языке (если имеется)); организационно-правовая форма; идентификационный номер налогоплательщика - для резидента, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации - для нерезидента; сведения о государственной регистрации: основной государственный регистрационный номер (ОГРН) (для нерезидента - регистрационный номер в стране регистрации); серия и номер документа, подтверждающего государственную регистрацию; адрес (место нахождения), указанный в Едином государственном реестре юридических лиц (для резидента); место нахождения, указанное в учредительных документах; адрес (место нахождения) представительства, отделения, иного обособленного подразделения нерезидента на территории Российской Федерации либо сведения о регистрации по месту жительства и о фактическом месте жительства (месте пребывания) физического лица - уполномоченного представителя нерезидента на территории Российской Федерации (при наличии); номера контактных телефонов и факсов.

Вместе с тем, Правила внутреннего контроля от 03.06.2013 не предусматривают соответствующие сведения, устанавливаемые при идентификации выгодоприобретателя, что является нарушением приведенного законодательства.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом; совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся запрос, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи; отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В соответствии с требованиями п. 2.15 Положения № 59 для оценки степени (уровня) риска клиента, а также в целях последующего контроля за его изменением организация осуществляет постоянный мониторинг операций (сделок) клиента по мере их совершения.

Если операции (сделки) или деятельность клиента отнесены к повышенному риску, организация уделяет повышенное внимание операциям (сделкам), проводимым этим клиентом, в целях выявления оснований для документального фиксирования информации, предусмотренных абзацем 4 пункта 2 статьи 7 Федерального закона, операций, подпадающих под критерии и признаки необычных сделок, предусмотренные в правилах внутреннего контроля, и в целях представления в уполномоченный орган сведений об операциях, установленных пунктом 3 статьи 7 Федерального закона.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что программа документального фиксирования информации, полученной в результате реализации Правил внутреннего контроля, должна содержать основания такого фиксирования.

Вместе с тем, Правила внутреннего контроля от 03.06.2013 не содержат в себе основания документального фиксирования информации о сделках, подпадающих под критерии и признаки необычных сделок.

Кроме того, Правилами внутреннего контроля от 03.06.2013 не определен порядок фиксирования и обновления данных, полученных в результате идентификации и оценки уровня (степени) риска, что не соответствует п. 2.5, 2.8, 2.9, 2.10, 2.11, 2.14, 2.16 и 2.17 Положения № 59.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о несоответствии Правил внутреннего контроля, утвержденных нотариусом ФИО2 03.06.2013, нормам действующего законодательства.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что требование административного истца о признании незаконным бездействия нотариуса ФИО2 по не приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных 03.06.2013, является законным и подлежит удовлетворению.

При этом, суд принимает во внимание факт несостоятельности довода административного ответчика о том, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, не отнесены к субъектам, в отношении которых может осуществляться прокурорский надзор.

Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

Поскольку нотариальная деятельность носит публично-правовой характер, а нотариусы, как государственные, так и занимающиеся частной практикой, осуществляют нотариальные функции от имени Российской Федерации, то прокурор как представитель надзорного органа в сфере соблюдения законов, действующих на территории Российской Федерации, вне зависимости от формы деятельности нотариуса наделен полномочиями провести прокурорскую проверку и обратиться в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации об оспаривании действий (бездействия) нотариуса и его решения.

Что касается довода административного ответчика и его представителя о том, что Основы законодательства Российской Федерации о нотариате имеют большую юридическую силу, чем Федеральный закон № 115-ФЗ, то, давая ему оценку, суд приходит к следующему.

Норма статьи 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате определяет, что нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.

Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, лицу, замещающему временно отсутствующего нотариуса, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Основами.

Принимая во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 05.10.2000 №199-О, постановление от 29.06.2004 №13-П, определение от 15.05.2007 Ю71-О-П и др.) о признании приоритета в случае коллизии норм равной юридической силы, регулирующих одни и те же общественные отношения, последующего закона (принятого позднее по времени) и закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений (специального закона), нельзя говорить о приоритете применения в рассматриваемом случае Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» устанавливается правовой механизм противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в целях предупреждения, выявления и пресечения соответствующих противоправных деяний. Данный Федеральный закон регламентирует отношения, связанные с осуществлением операций с денежными средствами или иным имуществом, и устанавливает меры по контролю органами Росфинмониторинга за проведением указанных операций. Рассматриваемая сфера правового регулирования, не относится к вопросам законодательства о нотариате.

Таким образом, в сфере регулирования рассматриваемых правоотношений специальным следует считать Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Довод административного ответчика о незаконности и необоснованности принесения повторного протеста в рамках проведенной одной проверки является несостоятельным, поскольку законом не запрещено повторное принесение прокурором протеста.

Таким образом, анализируя изложенное, учитывая, что в судебном заседании установлен факт несоответствия требованиям законодательства Правил внутреннего контроля, утвержденных нотариусом ФИО2 03.06.2013, суд считает необходимым иск прокурора г.Новотроицка удовлетворить, обязать административного ответчика привести указанные Правила в соответствие с требованиями законодательства, изложенными в протесте прокурора г.Новотроицка от 20.06.2018 № 7-1-2018.

Суд соглашается со сроком исполнения решения в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу, считая его разумным и достаточным.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора г. Новотроицка, действующего в интересах Российской Федерации, к нотариусу нотариального округа город Новотроицк Оренбургской области ФИО2 о признании незаконным бездействие удовлетворить.

Признать незаконным бездействие нотариуса нотариального округа город Новотроицк Оренбургской области ФИО2 по не приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных приказом нотариуса нотариального округа город Новотроицк Оренбургской области ФИО2 от 03.06.2013.

Обязать нотариуса нотариального округа город Новотроицк Оренбургской области ФИО2 в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда привести Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденные приказом нотариуса нотариального округа город Новотроицк Оренбургской области ФИО2 от 03.06.2013, в соответствие с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма по основаниям, изложенным в протесте прокурора г. Новотроицка Оренбургской области от 20.06.2018 № 7-1-2018.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.Н.Колесникова

Мотивированное решение составлено 26.10.2018.

Судья А.Н.Колесникова