ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1556/19 от 30.04.2019 Индустриального районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-1556/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена 30 апреля 2019 года г. Ижевск

Полный текст решения изготовлен 01 мая 2019 года

Индустриальный районный суд г. Ижевска УР под председательством судьи Фролычевой Е.А.,

при секретаре Лопатиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4, к Администрации г. Ижевска о признании решения комиссии незаконным, обязании повторно рассмотреть заявление о перераспределении границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратился в суд с административным иском к Администрации г. Ижевска о признании решения комиссии незаконным. Требования административного иска были мотивированы следующим. -Дата- от Комиссии по землепользованию и застройке истцом получен отказ в перераспределении земельного участка по адресу ..., с кадастровым номером . Комиссией указан пп. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ в связи с тем, что имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, а именно, согласно пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ предоставленная схема разработана с нарушениями требований, предусмотренных п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, а именно подготовка схемы согласно п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ должна осуществляться с учетом: территории общего пользования (испрашиваемый земельный участок является проездом к земельным участкам с кадастровыми номерами , ). В соответствии с п. 1 ст. 90 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиями и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами. Ст. 85 ЗК РФ установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами не подлежат приватизации. Считает, что указанный отказ вынесен с нарушением действующего законодательства РФ без учета нормативно-правовых актов по пожарной безопасности и устройства пожарных проездов, в том числе Федерального закона от 22.07.2008 года № 123 – ФЗ, Свода правил СП 42.1330.2011. На указанном участке земли сложился следующий порядок проезда: заезд к земельным участком по ... и ... осуществляется с улицы ... и со стороны .... Кроме того, именно со стороны заезда с ... расположены строения на каждом из этих участков, их максимальная удаленность от проезда составляет не более 4х метров. Подъезд пожарной техники возможен и составляет менее 50 метров. Соседние постройки и забор, установленный на земельном участке по адресу ... не препятствует подъезду техники. Просит признать решение комиссии по землепользованию и застройки Администрации г. Ижевска от -Дата- в части отказа в разрешении распределения границ земельного участка по адресу ... недействительным.

В судебном заседании представителем административного истца ФИО1 представлено ходатайство об изменении исковых требований просит дополнить исковые требования: обязать Комиссию по землепользованию и застройке Администрации города Ижевска рассмотреть повторно Схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории города Ижевска.

В судебном заседании административный истец ФИО4 и его представитель ФИО1 требования искового заявления с учетом ходатайства об изменении исковых требований поддержали. Просили иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО2 возражал против удовлетворения иска, пояснил, что согласно п. 3 ст. 39.28, пп.11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка должна осуществляться с учетом территории общего пользования (испрашиваемый земельный участок является проездом к земельным участкам с кадастровыми номерами , ). В настоящее время проезд пожарной техники к земельному участку с кадастровым номером обеспечен только между участками по ... и ..., что подтверждается также представленным истцом письмом Главного управления МЧС России по УР от -Дата-. . Довод административного истца о том, что в случае перераспределения земельного участка расстояние для проезда пожарной техники будет составлять 4 метра (согласно справке ООО «Удмуртаэрогеодезия») считает не состоятельным ввиду неясности способов измерения ширины проезда. Считает, что на момент вынесения решения Комиссией от -Дата- проезд к земельному участку по адресу: ... по дороге не мог быть обеспечен. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В судебное заседание заинтересованное лице ГУ МЧС РФ по УР не явилось, извещалось надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомило.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заинтересованного лица.

В судебном заседании специалист ФИО3., старший инспектор пожарного надзора ГУ МЧС РФ по УР пояснил по делу, что в ГУ МЧС поступило обращение, в рамках которого был совершен выезд по адресу ..., подъезд к домам был осуществлен, все соответствовало нормативам, они измерили все расстояния, проехать было возможно, в соответствии с требованиями федерального закона и свода правил ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее 3,5 метра, въезд соответствует.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав стороны, допросив специалиста, считает, что административное исковое заявление ФИО4 подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 1 статьи 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Заявителем оспаривается Решение комиссии по землепользованию и застройке Администрации г. Ижевска от -Дата- С заявлением об оспаривании указанного решения ФИО4 обратился в суд -Дата-, т.е. в пределах установленного срока.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно выписки из ЕГРН ФИО4 является собственником земельного участка, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное строительство второго жилого дома и ведение личного подсобного хозяйства, общая площадь 1643 +/-14,19 кв.м, адрес объекта: ..., кадастровый (или условный) номер объекта: , существующие ограничения (обременения) права: не зарегистрировано.

Обращение ФИО4 по вопросу перераспределения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ... и земель неразграниченной государственной собственности в кадастром квартале (площадь участка в результате перераспределения увеличится на 311 кв.м. и составит 1954 кв.м. Комиссией по землепользованию и застройке Администрации города Ижевска оставлено без удовлетворения и отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании пп. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ в связи с тем, что имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, а именно, согласно пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ предоставленная схема разработана с нарушениями требований, предусмотренных п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, а именно подготовка схемы согласно п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ должна осуществляться с учетом: территории общего пользования (испрашиваемый земельный участок является проездом к земельным участкам с кадастровыми номерами , ). В соответствии с п. 1 ст. 90 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиями и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами. Ст. 85 ЗК РФ установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами не подлежат приватизации.

Протокол заседания Комиссии по землепользованию и застройке г. Ижевска от -Дата- по п. 5.п. 5.12.

В соответствии с пп. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 16 статья 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Таким образом, основанием для отказа Комиссии по землепользованию и застройке г. Ижевска от -Дата- по п. 5.п. 5.12 являлось нарушение требований п. 1 ст. 90 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиями и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.

В соответствии с письмом Главного управления МЧС России по УР от -Дата- проезд для пожарной техники к земельному участку по адресу: ..., обеспечен только между участками по .... Проезд к земельному участку по адресу: ..., может быть обеспечен в соответствии с действующим законодательством по дороге № 1, указанной в фотографии (схеме), при условии очистки его от снега, вырубки деревьев, кустарников и при обеспечении дорожной одежды проезда для пожарной техники, рассчитанной на нагрузку от пожарных автомобилей. Проезд для пожарной техники к земельному участку по адресу: ..., обеспечен по дороге № 2 указанной в фотографии (схеме).

В соответствии со справкой, подготовленной ООО «Удмуртаэрогеодезия» от -Дата-, в соответствии с выписками из ЕГРН на земельные участки с кадастровыми номерами , находящийся по адресу ... и , находящийся по адресу ... расстояние от границ указанных земельных участком до земельного участка с кадастровым номером , находящийся по адресу ... составляет:

От точки 1 земельного участка, находящегося по адресу ... () до границы земельного участка, находящегося по адресу ... () составляет – 4 метра.

От точки 2 земельного участка, находящегося по адресу ... () до границы земельного участка, находящегося по адресу ... () составляет – 13,13 метров.

Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 Закона № 123-ФЗ).

Пунктом 6 статьи 63 данного Федерального закона установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 90 Федерального закона № 123-ФЗ установлено, что для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

Приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288 утвержден Свод правил 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (вместе с «СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»).

Согласно СП 4.13130.2013:

- для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство, в частности, пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами (пункт 7.1);

- допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям и сооружениям в случаях меньшей высоты, чем указано в пункте 8.1;

- ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее 3,5 метров - при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно (пункт 8.6)

- планировочное решение малоэтажной застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров (пункт 8.17)

Из представленных в материалы дела доказательств усматривается и стороной ответчика не оспаривается, что проезд к рассматриваемым участкам имеется, соответствует требованиям, предъявляемым в Своде правил 4.13130.

При таких обстоятельствах, учитывая, что имеется наличие пожарного проезда и подъездных путей к зданиям, расположенным на земельных участках в кадастровом квартале для пожарной техники, ширины всех проездов для пожарной техники не менее 3,5 метров, присутствует обеспечение подъезда пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров, то отказ Комиссии по землепользованию и застройке в перераспределении границ земельного участка на основании отсутствия обеспечения устройства пожарных проездов и подъездных путей к зданиям незаконен.

Доказательств наличия иных препятствий к заключению соглашения о перераспределении земельных участком на основании пп.11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ на спорном земельном участке суду не представлено.

В порядке восстановления нарушенного права административного истца суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть вопрос о перераспределении земельного участка с кадастровым номером -Дата-, расположенного по адресу ... и земель неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале .

С учетом вышеуказанных обстоятельств суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить заявленные исковые требования.

На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 175-180, 293-294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования административного искового заявления ФИО4, к Администрации г. Ижевска о признании решения комиссии незаконным, обязании повторно рассмотреть заявление о перераспределении границ земельного участка удовлетворить.

Признать Решение комиссии по землепользованию и застройке Администрации г. Ижевска от -Дата- в п.п. 5.12 в части отказа в разрешении перераспределения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ... и земель неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале незаконным.

Обязать Комиссию по землепользованию и застройке города Ижевска Администрации г. Ижевска повторно рассмотреть заявление о перераспределении границ земельного участка по адресу: ... кадастровый номер

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Судья Е.А. Фролычева