ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1556/2021 от 13.09.2021 Ленинскогого районного суда г. Костромы (Костромская область)

№ 2а-1556/2021

44RS0002-01-2021-002238-19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«13» сентября 2021 года г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе судьи Н.С.Иоффе,

при секретаре судебного заседания И.И.Мариничевой,

с участием представителя административного истца и заинтересованного лица ООО «Новые технологии управления» Ковальчук Н.И., представителя административного ответчика Ермаковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Палкина В. А. к Управлению ЖКХ Администрации г. Костромы о признании незаконным распоряжения о формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома на счете регионального оператора,

УСТАНОВИЛ:

Палкин В.А. обратился в Ленинский районный суд г. Костромы с указанным выше административным иском, указав, что dd/mm/yy Управлением ЖКХ Администрации г. Костромы принято распоряжение «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городского округа город Кострома», согласно которому фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, указанных в приложении (172 МКД), в том числе ... (п. 47 приложения), подлежит формированию на счете регионального оператора НКО «Фонд капитального ремонта», в указанных многоквартирных домах должен быть проведен капитальный ремонт. До принятия указанного распоряжения собственники помещений многоквартирных домов, указанных в приложении (172 МКД), формировали фонд капитального ремонта на специальных счетах. Истец является собственником ? доли квартиры в указанном многоквартирном доме, полагает, что принятым решением нарушены его права и законные интересы. Так, истец лишен права собственности на денежные средства, находящиеся на специальном счете. Как указано в распоряжении, его принятие основано на нормах ЖК РФ, а именно ч. 7 ст. 189. Согласно Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением администрации Костромской области от dd/mm/yy-а, в 2020-2022 годах в отношении МКД истца был запланирован капитальный ремонт инженерных систем, включая ПСД и технадзор, на 2023-2025 – проведение ремонта фасада, включая ПСД и технадзор. Кровля дома в ремонте не нуждается, жильцы дома копили денежные средства на ремонт инженерных систем. Изменение способа формирования фонда капитального ремонта дома лишает собственников возможности провести капитальный ремонт. Таким образом, по мнению истца, оспариваемым решением Управления ЖКХ Администрации г. Костромы он не только лишен права собственности на денежные средства, находящиеся на специальном счете, но и лишен права на проведение необходимого дому вида капитального ремонта. При вынесении распоряжения орган местного самоуправления в нарушение ч. 7 ст. 189 ЖК РФ не установил факта необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в доме. Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области установлен Постановлением Администрации Костромской области от dd/mm/yy-а. В соответствии с Порядком в целях определения необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области создают комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта. В состав комиссии включаются представители: 1) органа местного самоуправления, 2) органа муниципального жилищного контроля, 3) органа государственного жилищного надзора Костромской области, 4) регионального оператора, 5) организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, а также к работе комиссий привлекаются лица, уполномоченные действовать от имени собственников помещений в многоквартирных домах. С целью установления технического состояния общего имущества многоквартирного дома, требующего определения необходимости проведения капитального ремонта, комиссия проводит обследование технического состояния конструктивных элементов дома, которое оформляется актом о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома с приложением фотоматериалов. Акт должен содержать выводы комиссии о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома. И только по результатам работы комиссии может быть принято обоснованное решение о признании многоквартирного дома требующим проведения какого-либо вида работ по капитальному ремонту, предусмотренного для этого многоквартирного дома региональной программой. Основания принятия комиссией указанного решения прямо закреплены в Порядке: 1) физический износ общего имущества достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни. и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц; 2) исходя из акта о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома имеется опасность нарушения установленных предельных характеристик надежности и безопасности. Кроме того, Правила требуют указать в решении комиссии вид работ по капитальному ремонту, определенный в региональной программе, и сроки его проведения. Комиссия по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества дома до принятия оспариваемого Распоряжения не формировалась, обследование технического состояния дома с составлением акта не проводилось. Оснований для принятия комиссией решения о признании многоквартирного дома требующим проведения какого-либо вида работ по капитальному ремонту не имеется: 1) физический износ общего имущества не достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, 2) не имеется опасности нарушения установленных предельных характеристик надежности и безопасности общего имущества МКД по запланированному в Региональной программе виду капитального ремонта. Таким образом, ни фактических, ни юридических оснований для включения дома в адресный перечень, являющийся приложением к Распоряжению, и как следствие, для «принудительного» изменения способа формирования фонда капитального ремонта и перечисления накопленных на специальном счете денежных средств на счет регионального оператора не имелось и не имеется.

Административный истец Палкин В.А. просит признать незаконным распоряжение Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от dd/mm/yy в части включения в приложение многоквартирного дома: ... (п. 47 приложения).

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Государственная жилищная инспекция Костромской области, НО «Фонд капитального ремонт многоквартирных домов Костромской области», ООО «Новые технологии управления», Палкина Л.П.

В судебное заседание административный истец Палкин В.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя Ковальчук Н.И., которая принимая участие в судебном заседании, исковые требования поддержала в полном объеме по доводам изложенным в иске, просила восстановить срок, поскольку истец узнал о нарушении своего права только dd/mm/yy.

Представитель административного ответчика Ермакова Е.Н. исковые требования не признала, в письменном отзыве на исковое заявление указала, что в соответствии с ч. 7 ст. 189 ЖК РФ, статьей 16 Закона Костромской области от 25.11.2013 №449-5-ЗКО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области», определяющих права и обязанности органа местного самоуправления в сфере организаций проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в предусмотренный региональной программой капитального ремонта срок, и в соответствии с порядком установления необходимости проведения ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения соответствующего уведомления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Управление осуществляет свою деятельность на основании Положения об Управлении, утвержденного решением Думы города Костромы от 25.10.2018 № 175. В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Положения, Управление, в сфере организации проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, расположенных на территории города Костромы, в предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации случаях принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома на счете специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 15 Положения, в целях реализации полномочий, определенных настоящим Положением, начальник Управления издает распоряжения по вопросам местного значения и по вопросам непосредственного исполнения отдельных государственных полномочий, а также приказы по вопросам организации деятельности Управления, перечень вопросов, по которым начальник Управления издает распоряжения и приказы, устанавливается главой Администрации. Постановлением Администрации города Костромы от dd/mm/yy установлен перечень вопросов, по которым начальник Управления города Костромы издает распоряжения и приказы. Так, пунктом 1.14 указанного постановления предусмотрено, что начальник Управления издает распоряжение о формировании в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов на счете специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Таким образом, оспариваемое распоряжение издано уполномоченным лицом. В дальнейшем, в оспариваемое распоряжение распоряжениями начальника Управления внесены изменения (от dd/mm/yy, от dd/mm/yy, от dd/mm/yy, от dd/mm/yy). ЖК РФ не устанавливает конкретный способ направления такого решения владельцу специального счета, указывает лишь на то, что такое решение должно быть направлено владельцу специального счета и не обязывает орган местного самоуправления направлять такое решение каким-либо определенным способом. Распоряжение принято dd/mm/yy. Все принятые распоряжения (первоначальное и внесенные в него изменения) размещены (dd/mm/yy, dd/mm/yy, dd/mm/yy, dd/mm/yy, dd/mm/yy) на официальном сайте Администрации города Костромы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Управление, в части рассматриваемого многоквартирного дома, исполнило требования ч. 7 ст. 189 ЖК РФ и приняло предусмотренное данной статьей решение в виде распоряжения начальника Управления.

Представитель заинтересованного лица ООО «Новые технологии управления» Ковальчук Н.М. в судебном заседании считала заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица НО «Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель заинтересованного лица Государственной жилищной инспекции Костромской области Л.В.Петухова в судебное заседание не явилась, в письменном отзыве к суду указала, что dd/mm/yy собственниками многоквартирного ... в ... на общем собрании принято решение о способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого является ООО «НТУ». Постановлением Администрации Костромской области от 26.03.2014 №100-а утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области. Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области установлен постановлением Администрации Костромской области от dd/mm/yy-а. Региональной программой в отношении рассматриваемого МКД в 2017-2019 годах предусмотрено выполнение капитального ремонта крыши МКД, который не проведен в установленный срок. На период с 2020 по 2022 запланировано выполнение работ по капитальному ремонту инженерных сетей. По информации Департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области в период с 2017 по 2019 работы по проведению капитального ремонта общего имущества данного МКД, определенные региональной программой не выполнялись. Распоряжением Управления ЖКХ Администрации г. Костромы от dd/mm/yy внесены изменения в оспариваемое распоряжение, которым действия пункта 1 распоряжения приостановлено до dd/mm/yy, до завершения обследования многоквартирных домов, указанных в уведомлении. dd/mm/yy по результатам обследования МКД дом признан не требующим проведения капитального ремонта крыши, установлена необходимость проведения капитального ремонта инженерных сетей.

Заинтересованное лицо Палкина Л.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляла.

Выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд (пункты 1 и 2); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункты 3 и 4).

Часть 11 названной нормы предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно части 1 статьи 36.1 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации, и сформированные за счет взносов на капитальный ремонт, пеней, уплаченных в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате таких взносов, и начисленных кредитной организацией процентов за пользование денежными средствами на специальном счете.

В силу части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.

В соответствии с частью 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов (пункт 2); создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора (пункт 3); устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (пункт 5); устанавливаются порядок предоставления лицом, на имя которого открыт специальный счет, и региональным оператором сведений, подлежащих предоставлению в соответствии с частью 7 статьи 177 и статьей 183 настоящего Кодекса, перечень иных сведений, подлежащих предоставлению указанными лицами, и порядок предоставления таких сведений (пункт 6); устанавливается порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств (пункт 8); устанавливается порядок информирования собственников помещений в многоквартирных домах и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, о содержании региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта (пункт 9).

Статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1).

В силу части 2 этой же статьи региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя:

1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах;

2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 настоящего Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт;

4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (часть 3 статьи 168 ЖК РФ).

Региональной программой капитального ремонта в приоритетном порядке могут быть предусмотрены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (пункт 3.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт; запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются; изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома; внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (часть 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (пункт 4.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта (часть 1).

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (часть 3).

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора (часть 4).

Согласно части 1 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными настоящим Кодексом. Денежные средства, внесенные на специальный счет, используются на цели, указанные в статье 174 настоящего Кодекса.

Частью 3 этой же статьи предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.

В соответствии с частью 1 статьи 176 Жилищного кодекса Российской Федерации специальный счет открывается на имя лица, указанного в частях 2 и 3 статьи 175 настоящего Кодекса, при предъявлении оформленного протоколом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, и других документов, предусмотренных банковскими правилами. Российская кредитная организация не вправе отказать в заключении договора на открытие и ведение специального счета в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме определили данную российскую кредитную организацию для открытия специального счета.

В силу части 1 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно статье 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи (часть 1).

Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (часть 2).

Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи (часть 4).

В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту; сроки проведения капитального ремонта; источники финансирования капитального ремонта; лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты (пункт 5.1).

В случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения соответствующего уведомления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления. Решение о капитальном ремонте общего имущества в этом многоквартирном доме принимается в соответствии с частями 3 - 6 настоящей статьи. В случае, если владелец специального счета не перечислил средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в срок, установленный настоящей частью, региональный оператор, любой собственник помещения в многоквартирном доме, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании средств, находящихся на специальном счете, с перечислением их на счет регионального оператора. Положения настоящей части не применяются в случае наличия непогашенных кредита и (или) займа, погашение которых осуществляется за счет средств, поступающих на соответствующий специальный счет (часть 7).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что административный истец Палкин В.А. является собственником ? доли ... в ... с dd/mm/yy по настоящее время.

Постановлением Администрации Костромской области от dd/mm/yy-а утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы.

Согласно действующей редакции приложения к Региональной программе, многоквартирный дом по адресу: ... включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества.

На 2020-2022 годы запланировано проведение ремонта инженерных систем, включая ПСД и технадзор, на 2023-2025 капитальный ремонт фасада, включая ПСД и технадзор.

В ранее действовавшей редакции (в ред. постановления Администрации Костромской области от dd/mm/yy-а) приложения к Региональной программе, капитальный ремонт кровли многоквартирного дома по адресу: ... был запланирован на 2017-2019 годы, работы в установленный срок проведены не были. На период с 2020 по 2022 запланировано выполнение работ по капитальному ремонту инженерных сетей.

Постановлением Администрации Костромской области от dd/mm/yy-а утвержден Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области.

Согласно указанному Порядку, последний распространяется на многоквартирные дома, включенные в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043.

Порядок применяется в случаях: 1) актуализации региональной программы; 2) определения в соответствии с ч. 4 ст. 181 ЖК РФ необходимости повторного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме при вынесении общим собранием собственников помещений в данном многоквартирном доме решения о зачете стоимости ранее оказанных услуг и (или) проведенных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, принятом в соответствии со ст. 21 Закона Костромской области; 3) установления в соответствии с ч. 7 ст. 189 ЖК РФ необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, если в срок, определенный в региональной программе, капитальный ремонт не был проведен (п. 2).

В целях определения необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области создают комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта (п. 3).

В состав комиссии включаются представители органа местного самоуправления, органа муниципального жилищного контроля, органа государственного жилищного надзора Костромской области, регионального оператора, организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. К работе комиссий привлекаются лица, уполномоченные действовать от имени собственников помещений в многоквартирных домах (п. 4).

С инициативой рассмотрения комиссией вопроса об установлении необходимости проведения капитального ремонта могут выступать руководитель структурного подразделения органа местного самоуправления, ответственного за координацию вопросов жилищно-коммунального хозяйства, и иные заявители в лице регионального оператора, организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом или оказывающих услуги (выполняющих работы) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также собственников помещений многоквартирных домов, уполномоченных решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 5).

С целью установления технического состояния общего имущества многоквартирного дома, требующего определения необходимости проведения капитального ремонта, комиссия проводит обследование технического состояния конструктивных элементов дома, которое оформляется актом о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома с приложением фотоматериалов. Акт должен содержать выводы комиссии о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома (п. 6).

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: 1) о признании многоквартирного дома требующим проведения какого-либо вида работ по капитальному ремонту и (или) необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем, предусмотренного для этого многоквартирного дома региональной программой. Данное решение принимается в одном из следующих случаев: если физический износ общего имущества достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц; если исходя из акта о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома имеется опасность нарушения установленных предельных характеристик надежности и безопасности. Данное решение должно содержать указание на вид работ по капитальному ремонту, определенный в региональной программе, и предельные сроки его проведения и (или) на необходимость оказания услуг и (или) выполнения работ одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем (при наличии); 2) о признании многоквартирного дома не требующим капитального ремонта определенных конструктивных элементов и (или) инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома. Данное решение принимается при отсутствии оснований, указанных в абзацах третьем и четвертом подпункта 1 настоящего пункта (п. 7).

Решение комиссии оформляется протоколом (п. 8). Протокол заседания комиссии является основанием внесения изменения в муниципальный краткосрочный план реализации региональной программы, а также подготовки актуализации региональной программы уполномоченным исполнительным органом государственной власти ... в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства (п. 9).

Управляющей организацией МКД а по ... в ... является ООО «Новые технологии управления».

Согласно протоколу общего собрания от dd/mm/yy, общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: ... принято решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта – формирование фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого является ООО «Новые технологии управления».

Вопрос о проведении капитального ремонта общего имущества дома, предусмотренного Региональной программой на 2017-2019 годы, общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: ... до 2019 года не рассматривался, ремонт не проводился.

Распоряжением Управления ЖКХ Администрации ... от dd/mm/yy «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ ...» в связи с тем, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вила работ, предусмотренных региональной программой, установлено сформировать фонд капитального ремонт общего имущества многоквартирных домов в г. Костроме на счете НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» согласно адресному перечню многоквартирных домов (приложение) (п. 1); провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах г. Костромы, согласно адресному перечню, в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора (п. 2); отделу по эксплуатации жилищного фонда Управления жилищно-коммунального хозяйства уведомить владельцев специальных счетов о принятом решении, в том числе с использованием ГИС ЖКХ (п. 3).

В адресный перечень, изложенный к Приложении к указанному распоряжению, включен многоквартирный дом по адресу: ... (п. 47).

Распоряжением Управления ЖКХ Администрации г. Костромы от dd/mm/yy внесены следующие изменения в распоряжение Управления ЖКХ Администрации г. Костромы от dd/mm/yy: заголовок изложен в следующей редакции «О формировании фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»; во вводной части цифры «1.14» заменены цифрами «1.15»; пункт 2 признан утратившим силу. Приостановлено действие п. 1 распоряжения Управления ЖКХ Администрации г. Костромы от dd/mm/yy и приложения к распоряжению до dd/mm/yy (п. 2). Предписано при необходимости, комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта провести обследование многоквартирных домов, указанных в приложении к распоряжению в соответствии с постановлением Администрации Костромской области от dd/mm/yy-а (п. 3). Собственникам помещений МКД, указанных в приложении к распоряжению, в случае принятия решения о переносе срока проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, либо о проведении работ по капитальному ремонту общего имущества МКД предписано уведомить НО «Фонд капитального ремонта МКД Костромской области», Департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области, Управление ЖКХ Администрации г. Костромы в срок до dd/mm/yy (п. 4).

Как следует из протокола комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории г. Костромы, и акта о техническом состоянии от dd/mm/yy, многоквартирный ... имеет 3 этажа, 1999 года постройки, кирпичный, двухподъездный, 13 квартир. Крыша скатная, металлическая. В соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, в период 2017-2019 г.г. запланирован капитальный ремонт кровли. Инженерные системы находятся в неудовлетворительном состоянии, наблюдается снижение их механических и эксплуатационных качеств. Крыша, фасад и фундамент находятся в удовлетворительном состоянии. Согласно выводам комиссии, многоквартирный ... в ... признан не требующим капитального ремонта крыши, предусмотренного для этого многоквартирного дома региональной программой на период 2017-2019 годы.

Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: ... от dd/mm/yy, принято решение о проведении капитального ремонта инженерных сетей, определены подрядная организация и источник финансирования капитального ремонта.

Распоряжением Управления ЖКХ Администрации г. Костромы от dd/mm/yy внесены изменения в приложение к распоряжению начальника управления ЖКХ Администрации г. Костромы от dd/mm/yy, строки 3,6,7,8,15,27,57,64,65,80,82,103,109,111 признаны утратившими силу. Отделу по эксплуатации жилищного фонда Управления ЖКХ Администрации г. Костромы поручено направить региональному оператору настоящее распоряжение для организации перечисления взносов на капитальный ремонт со счета регионального оператора на специальный счет, открытый собственниками помещений в многоквартирных домах, указанных в п. 1 распоряжения, на основании решения общего собрания об открытии специального счета в кредитной организации.

Рассматриваемый МКД из адресного перечня, предусмотренного оспариваемым распоряжением, не исключен.

Согласно акту приемки выполненных работ от dd/mm/yy в отношении общего имущества МКД выполнены работы по замене водопровода и канализации. В представленных Управляющей компанией сведениях, по состоянию на dd/mm/yy размер израсходованных средств со специального счета МКД 36а составил 401 811,30 руб.

На момент принятия собственниками МКД а решения о проведении капитального ремонта инженерных сетей срок выполнения данных работ, согласно региональной программы, не истек, изменения в региональную программу и в краткосрочную программу капитального ремонта на 2021 год на предмет проведения работ по капитальному ремонту кровли не внесены.

В настоящее время в Арбитражном суде Костромской области рассматривается спор по иску НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» к ООО «НТУ» о перечислении денежных средств, полученных от собственников помещений в многоквартирном ... в ..., на счет регионального оператора, где Палкин В.А. привлечен к участию в деле в качестве третьего лица.

Проанализировав представленные сторонами доказательства и приведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение принято без проведения обследования многоквартирного ... в ... и установления необходимости ремонта, предусмотренного региональной программой, то есть с нарушением установленного порядка, в связи с чем, распоряжение не может быть признано законным.

Решение комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории г. Костромы, было принято dd/mm/yy, то есть после принятия Управлением распоряжения от dd/mm/yy. Более того, согласно выводам комиссии многоквартирный ... признан не требующим капитального ремонта кровли, предусмотренного для этого многоквартирного дома региональной программой на период 2017-2019 годов.

Распоряжение начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от dd/mm/yy «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Кострома» с внесенными в него изменениями не основано на результатах проведенного обследования, а проведенное в последующем обследование не подтвердило необходимость проведения в многоквартирном доме капитального ремонта, предусмотренного региональной программой.

При таких обстоятельствах, вышеуказанное распоряжение в части включения в адресный перечень многоквартирного ... является незаконным и нарушает право собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе административного истца, на самостоятельный выбор способа формирования фонда капитального ремонта и распоряжение средствами данного фонда в порядке, предусмотренном жилищным законодательством, исходя из выбранного способа формирования.

Таким образом, оспариваемое распоряжение в действующей редакции подлежит признанию незаконным в части включения в приложение многоквартирного дома по адресу: ... (п. 47 приложения).

Нарушенные права истца подлежат восстановлению путем аннулирования правовых последствий издания незаконного правового акта.

При этом суд учитывает, что о нарушенном праве истец узнал dd/mm/yy, обращение с настоящим иском последовало dd/mm/yy, т.е. в пределах срока, установленного ст. 219 КАС РФ.

Предпринятые собственниками МКД меры по изменению способа формирования фонда капитального ремонта не обеспечивают восстановление нарушенных прав истца, поскольку исполнение данного решения возможно в силу приведенных положений ЖК РФ по истечении года с момента его принятия и, соответственно, не обеспечивает проведение капитального ремонта в срок, установленный собственниками МКД.

Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса.

Поскольку требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче искового заявления государственная пошлина в сумме 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Палкина В. А. удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Управления ЖКХ Администрации г. Костромы от dd/mm/yy «О формировании фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» в части включения в приложение к распоряжению многоквартирного дома по адресу: ... (п. 47 приложения).

Взыскать с Управления ЖКХ Администрации г. Костромы в пользу Палкина В. А. расходы по уплате госпошлины в сумме 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г.Костромы.

Судья Н.С.Иоффе

Мотивированное решение изготовлено 27.09.2021