Дело № 2а- 1557/2019
УИД 74RS0003-01-2019-001288-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2019 года город Челябинск
Тракторозаводский районный суд города Челябинска в составе:
председательствующего судьи Приваловой Н.В.,
при секретаре Главацкой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению представителя Акционерного общества «ОТП Банк» к судебному приставу – исполнителю Тракторозаводского районного отдела судебных приставов города Челябинска ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области о признании незаконным бездействия судебного пристава – исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «ОТП Банк» (далее по тексту – АО «ОТП Банк») в лице своего представителя обратилось в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области (далее по тексту – УФССП по Челябинской области), к судебному приставу – исполнителю Тракторозаводского районного отдела судебных приставов города Челябинска (далее по тексту – Тракторозаводский РОСП города Челябинска) ФИО1 о признании незаконным бездействия, выразившегося в невынесении постановления о временном ограничении права выезда должника за пределы Российской Федерации в срок до 21 марта 2017 года по 04 апреля 2019 года, в непроведении проверки имущественного положения должника по месту ее жительства/регистрации за период с 21 марта2017 года по 04 апреля 2019 года, в ненаправлении постановления об удержании из заработной платы должника за период с 21 марта 2017 года по 04 апреля 2019 года, в несвоевременном направлении в адрес взыскателя процессуальных документов, вынесенных в рамках исполнительного производства, в период с 21 марта 2017 года по 04 апреля 2019 года, в несвоевременном перечислении денежных средств, удержанных с пенсии должника на счет взыскателя за период с 21 марта 2017 года по 04 апреля 2019 года, в непроведении проверки бухгалтерии работодателя (источника дохода) в случае отсутствия перечислений.
В обоснование иска указано на то, что 07 марта 2017 года в Тракторозаводский РОСП города Челябинска был предъявлен исполнительный лист, выданный мировым судьей судебного участка № 3 Тракторозаводского района города Челябинска, о взыскании с должника ФИО2 задолженности по кредитному договору. 21 марта 2017 года ответчиком ФИО1 было возбуждено исполнительное производство. Административный истец указывает на нарушение 10- дневного срока, предусмотренного для разрешения поступивших ходатайств, заявлений, кроме того, принятые судебным приставом - исполнителем Тракторозаводского РОСП города Челябинска ФИО1, не направлялись взыскателю. Ответчиком ФИО1 не принимаются меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, меры принудительного характера к должнику ФИО2 не предпринимаются и административному истцу не направляются. Ссылается на непринятие судебным приставом Тракторозаводского РОСП города Челябинска ФИО1 постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, постановления о принудительном приводе должника для дачи объяснений по факту неисполнения ею решения суда.
Административный истец в судебном заседании своего представителя не направил, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении административного дела в его отсутствие.
Административные ответчики судебный пристав – исполнитель Тракторозаводского РОСП города Челябинска ФИО1, представитель УФССП по Челябинской области в судебном заседании участия не приняли, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют расписки в получении судебных повесток.
Заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещалась по известному суду адресу, конверт возвращен с отметкой «истек срок хранения».
Исследовав письменные доказательства, признанные относимыми, допустимыми и достаточными, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных административным истцом исковых требований и необходимости в их удовлетворении ввиду нижеследующего.
В соответствии со статьей 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
В силу статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и, иных обращения судов являются обязательными для органов государственной власти государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия ) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие - либо обязанности.
Согласно части 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава – исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии со статьей 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта, (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава - исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава - исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями ( бездействием ), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия ) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1 - ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Согласно положениям статьи 4 Закона № 229-ФЗ, статей 12 и 13 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременного совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. В соответствии со статьей 64 Закона № 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом - исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно абзацу 2 пункта 1 и абзацам 2, 4, 5, 11, 14 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», пунктам 1, 2, 11 и 17 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229 - ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав – исполнитель при осуществлении принудительного исполнения судебных актов принимает меры по своевременному, полному и правильному их исполнению.
Для этого он вправе проводить проверку исполнения судебных актов и вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве; запрашивать необходимые сведения у физических лиц и организаций, в том числе сторон исполнительного производства, и получать от них объяснения, информацию, справки; входить в помещения и производить осмотры помещений; обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти и местного самоуправления; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения судебных актов.
Одним из принципов исполнительного производства в силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229 - ФЗ «Об исполнительном производстве» является принцип своевременности совершения исполнительных действий.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов в силу части 2 статьи 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229 - ФЗ «Об исполнительном производстве» возлагается на судебных приставов - исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона № 118 - ФЗ «О судебных приставах» старший судебный пристав организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами - исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов - исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
В статье 30 Закона № 229 - ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что судебный пристав – исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В рамках указанного Федерального закона судебный пристав - исполнитель должен принять все допустимые меры для исполнения исполнительного документа. Меры принудительного исполнения, предусмотренные Законом об исполнительном производстве, направлены на создание условий для исполнения судебного акта.
Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого судом исполнительного листа.
Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом - исполнителем в соответствии с данным федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судебный пристав - исполнитель в порядке исполнения переданных для принудительного исполнения документов вправе произвести действия, предписанные исполнительным листом, в порядке, установленном законом.
Судебный пристав - исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: производить розыск должника, его имущества, в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В соответствии с частью 4 статьи 69 ФЗ «Об исполнительном производстве» при отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьем фактическом владении и (или) пользовании оно находится.
Согласно частям 1, 2 статьи 24 Федерального закона «Об исполнительном производстве» лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются о времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызываются к судебному приставу - исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав - исполнитель поручает их доставить.
В судебном заседании установлено, что 21 марта 2017 года вр.и.о. судебного пристава – исполнителя Тракторозаводского РОСП города Челябинска ФИО4 было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП на основании судебного приказа № от 15 октября 2016 года, выданного судебным участком № 3 Тракторозаводского района города Челябинска о взыскании с должника ФИО2 задолженности по кредитному договору в размере 139 268 рублей 26 копеек.
Как следует из сводки по исполнительному производству №-ИП после возбуждения исполнительного производства судебным приставом – исполнителем Тракторозаводского РОСП города Челябинска в период с 22 марта 2017 года по 02 ноября 2017 года судебным приставом - исполнителем Тракторозаводский РОСП города Челябинска ФИО1 были направлены запросы в регистрационные – учетные органы и кредитные организации.
02 ноября 2017 года судебным приставом – исполнителем Тракторозаводского РОСП города Челябинска на основании заявления взыскателя об окончании исполнительного производства вынесено постановление об окончании и возвращении исполнительного документа взыскателю. В тексте постановления указано на частичное погашение задолженности должником ФИО2 в размере 8 156 рублей 14 копеек.
Кроме того, суду представлено постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства), в котором содержится указание на ходатайство № от взыскателя ОТП БАНК ОАО КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ о вынесении постановления о временном ограничении выезда за пределы Российской Федерации в отношении должника ФИО2 Далее имеется ссылка на то, что отказано в удовлетворении заявленного ходатайства в связи с тем, что исполнительное производство окончено.
Однако суд критически относится к вышеуказанному постановлению судебного пристава – исполнителя Тракторозаводского РОСП города Челябинска, потому как само постановление значительно отличается от иных 2 постановлений данного исполнительного производства №-ИП, ввиду нижеследующего.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229 - ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление судебного пристава должно содержать наименование подразделения судебных приставов и его адрес; дата вынесения постановления; должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление; наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление; вопрос, по которому выносится постановление; основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты; решение, принятое по рассматриваемому вопросу; порядок обжалования постановления.
Кроме того, процессуальные документы в Тракторозаводском РОСП города Челябинска формируются в электронной базе ФССП России.
В соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП России № 682 от 10 декабря 2010 года (с изменениями): документы Службы при создании их в форме электронного документа в соответствии с Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 63 - ФЗ «Об электронной подписи» подписываются усиленной квалифицированной, неквалифицированной и простой электронной подписью. Для обеспечения восприятия электронного документа человеком пользователи АИС ФССП России (участники процесса электронного документооборота ФССП России) используют печатную форму электронного документа, создаваемую с использованием электронных вычислительных машин. Печатная форма электронного документа содержит все его реквизиты без исключения с воспроизведением их значений. Элементами печатной формы могут являться элементы шаблона печатной формы, реквизиты электронного документа, реквизиты электронной подписи, сведения о проверке электронной подписи, сведения о простой электронной подписи, сведения о печатной форме, штрихкоды, кодирующие электронный документ и его реквизиты, реквизиты для оплаты задолженности, электронную подпись документа, без размещения иных элементов на печатной форме электронного документа между сведениями о печатной форме и сведениями о проверке электронной подписи (сведениями о простой электронной подписи). В случае формирования печатной формы электронного документа для ее направления адресатам, не относящимся к структуре ФССП России, осуществляется проверка электронной подписи, в том числе в автоматическом режиме. Результат проверки электронной подписи указывается на печатной форме электронного документа и заверяется лицом, ее сформировавшим (п.п.2, 8, 9 п.3.3.3.12.); при передаче электронных документов в другие государственные органы и организации, гражданам документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица Службы - автора документа в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи» (п.4.11.4.2.); идентификатор электронной копии документа (имя файла на машинном носителе, дата его создания, а также другие поисковые данные) проставляется в виде отметки в нижнем колонтитуле каждой страницы документа, в левой его части шрифтом «Times New Roman» размером № 8 (п.3.1.7.26.).
В электронный документооборот включаются в числе прочего документы – постановления судебного пристава - исполнителя (п.2.3.1); электронный документ не подлежит исполнению/применению сторонами при отсутствии в нем реквизитов, обязательность которых устанавливается форматами Электронных документов (п.2.6); при осуществлении электронного документооборота стороны заверяют электронные документы, в том числе постановление судебного пристава - исполнителя, квалифицированной электронной подписью (п.2.10.1); стороны обязуются предоставлять по требованию другой стороны на бумажном носителе и оформленные в соответствии с действующим законодательством копии электронных документов, направленных другой стороне в электронном виде, при этом документы направляются заказным письмом с уведомлением о вручении или вручаются под роспись уполномоченным представителям другой стороны; копии документов на бумажном носителе предоставляются, в том числе для разрешения конфликтных ситуаций (п.3.1.5);
Представленная с копиями материалов исполнительного производства №-ИП копия постановления об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства), не содержит дату вынесения постановления, основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты, рукописную подпись судебного пристава - исполнителя, в нем не имеется электронной цифровой подписи, кода документа.
При таких обстоятельствах судом установлен факт несоответствия действий (бездействия) судебного пристава - исполнителя приведенным выше положениям Закона об исполнительном производстве, Инструкции по делопроизводству, соглашения о порядке электронного документооборота № 41 от 24 июня 2015 года.
Таким образом, постановление о временном ограничении выезда за пределы Российской Федерации в отношении должника ФИО2 не соответствует требованиям законодательства.
Поскольку в ответ на запрос суда административными ответчиками не было представлено исполнительное производство в полном объеме, ввиду чего у суда отсутствуют объективные, достоверные и допустимые доказательства того, что судебным приставом - исполнителем производились необходимые действия по исполнению решения суда.
При таких обстоятельствах требования заявителя о признании бездействий судебных приставов - исполнителей незаконными, принятия необходимых мер по исполнению решения суда являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Соответственно, допущенное бездействие судебным приставом – исполнителем Тракторозаводского РОСП города Челябинска ФИО1 не соответствует нормативным правовым актам, при этом нарушает право административного истца на правильное и своевременное исполнение решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Требования административного истца Акционерного общества «ОТП Банк» к судебному приставу – исполнителю Тракторозаводского районного отдела судебных приставов города Челябинска ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области о признании незаконным бездействия судебного пристава – исполнителя удовлетворить.
Признать незаконным бездействие судебного пристава – исполнителя Тракторозаводского районного отдела судебных приставов города Челябинска ФИО1, выразившееся в невынесении постановления о временном ограничении права выезда должника за пределы Российской Федерации в срок до 21 марта 2017 года по 04 апреля 2019 года, в непроведении проверки имущественного положения должника по месту жительства/регистрации должника за период с 21 марта 2017 года по 04 апреля 2019 года, в ненаправлении постановления об удержании из заработной платы должника за период с 21 марта 2017 года по 04 апреля 2019 года, в несвоевременном направлении в адрес взыскателя процессуальных документов, вынесенных в рамках исполнительного производства, в период с 21 марта 2017 года по 04 апреля 2019 года, в несвоевременном перечислении денежных средств, удержанных с пенсии должника на счет взыскателя за период с 21 марта 2017 года по 04 апреля 2019 года, в непроведении проверки бухгалтерии работодателя (источника дохода) в случае отсутствия перечислений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тракторозаводский районный суд города Челябинска.
Председательствующий Н.В. Привалова