ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1557/2022 от 23.05.2022 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-1557/2022

39RS0004-01-2022-001213-25

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2022 г. г. Калининград

Московский районный суд г. Калининграда В СОСТАВЕ:

председательствующего судьи Левченко Н.В.

при секретаре Мухиной М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 7 по Калининградской области к Махатому Игорю Ярославовичу о взыскании недоимки,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России № 7 по Калининградской области 02.03.2022 обратилась в суд с вышеназванным административным иском, указав, что Махатый И.Я., ИНН , является плательщиком транспортного налога ввиду представленной МРЭО ГИБДД УМВД России по Калининградской области информации о зарегистрированных за ответчиком транспортных средствах, а именно: <данные изъяты>

В адрес налогоплательщика Инспекция направила налоговое уведомление № 5304782 от 03.08.2020 об уплате транспортного налога с физических лиц за 2019 год в сумме 43087 руб.

В установленный законом срок транспортный налог с физических лиц за 2019 год согласно уведомлению № 5304782 не оплачен.

Налоговый орган выставил ответчику требование № 128229 об оплате транспортного налога с физических лиц по состоянию на 30.12.2020 в сумме 43087 руб. и пени в сумме 170,91 руб., со сроком уплаты до 16.02.2021.

Требование в добровольном порядке не исполнено.

На основании заявления Инспекции и.о. мирового судьи 6-го судебного участка Московского судебного района г. Калининграда мировым судьей 5-го судебного участка Московского судебного района г. Калининграда вынесен судебный приказ № 2а-1734/2021 от 23.07.2021 в отношении Махатого И.Я.

Налогоплательщиком представлены возражения, на основании которых 07.09.2021 мировой судья вынес определение об отмене судебного приказа от 23.07.2021 по делу № 2а-1734/2021.

Просит взыскать с Махатого И.Я. задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2019 год в сумме 9415,89 руб.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 7 по Калининградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом в порядке ч. 7,8 ст. ст. 96, 99 КАС РФ, в том числе посредством размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте суда в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

Представитель административного истца представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в котором настаивает на удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку задолженность налогоплательщиком не погашена. Указывает, что МИФНС России №8 по г. Калининграду произвела начисление транспортного налога за налоговый период 2019 года за автомобиль <данные изъяты> на основании информации из базы данных налогоплательщика о транспортных средствах. Сведения о снятии с регистрационного учета в отношении вышеуказанного транспортного средства в базу данных инспекции не были представлены регистрирующими органами. 26.04.2021 направлялся запрос в регистрирующий орган, в результате представленного ответа данные о периоде регистрации указанного транспортного средства были скорректированы, и произведен перерасчет транспортного налога за 2018-2019 гг. В результате перерасчета сумма транспортного налога за налоговый период 2019 года была уменьшена на сумму 25500 руб. Махатый И.Я. частично уплатил задолженность по транспортному налогу за налоговый период 2019 года в размере 8151,02 руб. (29.11.2020 на общую сумму платежа 15344 руб.), налоговый орган 03.02.2022 принял решение о зачете задолженности по данному налогу в размере 20,09 руб. Таким образом, общая сумма задолженности составляет 9415,89 руб. (из расчета: 43087 руб. (общая сумма задолженности по транспортному налогу за 2019 год, согласно налоговому уведомлению № 5304782 от 03.08.2020) – 25500 руб. (уменьшение транспортного налога 26.04.2021) – 8151,02 руб. (частичная уплата задолженности по налогу 29.11.2020) – 20,09 руб. (решение о зачете 03.02.2022)). На текущую дату оплата по транспортному налогу за налоговый период 2019 год от ответчика так и не поступила, за налогоплательщиком до сих пор числится задолженность, указанная в просительной части административного иска (л.д. 53-54).

Административный ответчик Махатый И.Я. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований инспекции в полном объеме, так транспортный налог за 2019 год за автомобили марки «Ауди» и «Фольксваген» был оплачены в полном объеме их новым собственником по тем реквизитам, которые указаны в налоговом уведомлении. Так как автомобили в настоящее время находятся в технически неисправном состоянии, нет возможности перерегистрировать их в ГИБДД. Автомобиль марки «МАЗ» не находится в его собственности с 1999 года, о чем сам же истец указывает в иске, но при этом выставляет незаконное требование об уплате налога за данный автомобиль.

Выслушав пояснения административного ответчика, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

На основании требования п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы, установленные НК РФ.

Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

На основании требования п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно положению ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы, установленные НК РФ.

Положениями ст. 357 Налогового кодекса РФ и ст. 2, 3 Закона Калининградской области «О транспортном налоге» плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По сведениям, представленным из государственного реестра транспортных средств, за Махатым И.Я. были зарегистрированы следующие транспортные средства: автомобиль <данные изъяты>, с 30.12.2010 по настоящее время; автомобиль <данные изъяты>, с 25.10.2019 по настоящее время; автомобиль <данные изъяты>, с 01.11.1995 по 10.09.1999 (л.д. 43-46).

Следовательно, Махатый И.Я. являлся плательщиком транспортного налога с физических лиц в спорный налоговый период за 2019 год только за автомобиль <данные изъяты> и автомобиль <данные изъяты>.

По абз. 3 п. 2 ст. 52 Налогового кодекса РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В силу абз. 3 п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Налоговое уведомление от 03.08.2020 № 5304782 об уплате транспортного налога с физических лиц за 2019 год направлялось налогоплательщику 16.09.2020 заказным письмом по адресу (по месту регистрации): <адрес> (л.д. 18).

Как следует из указанного уведомления, Махатый И.Я. в установленный законом срок обязан уплатить транспортный налог с физических лиц за 2019 год в срок до 01.12.2020 на общую сумму 43087 руб. за следующие транспортные средства: автомобиль <данные изъяты> в сумме 15344 руб., за автомобиль марки «<данные изъяты> в сумме 25500 руб., за автомобиль марки <данные изъяты> в сумме 2243 руб. (л.д. 13).

Махатый И.Я. представил в материалы дела копию чека по операции от 26.11.2020 об оплате денежных средств в сумме 2243 руб., УИН , а также чек по операции от 29.11.2020 об оплате денежных средств в сумме 15344 руб., УИН (л.д. 66).

Вместе с тем, по состоянию на 30.12.2020 Махатому И.Я. было выставлено требование № 128229 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов об уплате недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2019 год в размере 43087 руб. и пени в размере 170,91 руб. (л.д. 14).

В силу ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Копия требования направлялась ответчику в электронном виде посредством личного кабинета налогоплательщика (л.д. 16).

Срок исполнения указанного требования был установлен – до 16.02.2021.

В установленный срок требование ответчиком не было исполнено.

На основании заявления Инспекции и.о. мирового судьи 6-го судебного участка Московского судебного района г. Калининграда мировым судьей 5-го судебного участка Московского судебного района г. Калининграда вынесен судебный приказ от 23.07.2021 по делу № 2а-1734/2021 в отношении Махатого И.Я. (оборот л.д. 70-71).

Налогоплательщиком представлены возражения, на основании которых 07.09.2021 мировой судья вынес определение об отмене судебного приказа (оборот л.д. 71-71).

Согласно абз. 2,3,4 ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, исходя из содержания вышеназванных норм закона, заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд органом контроля за уплатой обязательных платежей в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об их уплате.

Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пункт 2 статьи 48 НК РФ предусматривает аналогичный порядок исчисления срока для обращения в суд, если иное не предусмотрено данным пунктом.

В силу части 31 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ заявления о вынесении судебного приказа по бесспорным требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются мировым судьей по правилам главы 111 Кодекса административного судопроизводства РФ. По существу заявленного требования мировым судьей выносится судебный приказ, который на основании поступивших от должника возражений относительно его исполнения может быть отменен (часть 1 статьи 123.7 КАС РФ)

По смыслу положений глав 11.1 и 32 Кодекса административного судопроизводства РФ, учитывая правовую позицию, изложенную в пункте 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что оно подано по истечении шестимесячного срока, то требование о взыскании обязательных платежей и санкций, содержащееся в нем, не является бесспорным. Соответственно, в силу пункта 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства РФ мировой судья отказывает в принятии такого заявления.

В этом случае взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 6 части 1 статьи 286, часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства РФ в административном исковом заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть указаны сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 Кодекса административного судопроизводства РФ. В подтверждение этого к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается копия определения судьи об отмене судебного приказа (часть 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Из анализа приведенных норм в их взаимосвязи следует, что налоговым органом (таможенным органом) должны последовательно приниматься меры по взысканию налоговой задолженности, а именно, первоочередной является подача заявления о вынесении судебного приказа, и только при отмене судебного приказа либо отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа - предъявление административного иска.

Срок обращения для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей. Если мировой судья вынес судебный приказ, не усмотрев при этом основания для отказа в принятии заявления налогового органа (таможенного органа), установленного пунктом 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства РФ, то указанный срок им признан не пропущенным.

Поскольку проверка законности и обоснованности судебного приказа относится к компетенции суда кассационной инстанции (части 3 статьи 123.8 Кодекса административного судопроизводства РФ), а определение об отмене судебного приказа в соответствии с главами 34, 35 Кодекса административного судопроизводства РФ не подлежит обжалованию, то судья районного суда при рассмотрении административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа по такому же требованию не вправе проверять названные судебные акты, в частности, право налогового органа (таможенного органа) на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, соблюдение им срока на такое обращение. Из этого следует, что при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом производстве после отмены судебного приказа мирового судьи по тому же требованию правовое значение для исчисления срока обращения в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 КАС РФ имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.

В Московский районный суд г. Калининграда административный иск был направлен 02.03.2022, то есть с соблюдением установленного 6-месячного срока установленного абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ для обращения в суд после вынесения определения мирового судьи об отмене судебного приказа о взыскании задолженности по транспортному налог и налогу на имущество физических лиц с административного ответчика.

Возражая против заявленных требований, ответчик ссылается на полную оплату задолженности по транспортному налогу за 2019 год за автомобили, собственниками которых он являлся в спорном налоговом периоде и по тем реквизитам, которые предоставил налоговый орган в налоговом уведомлении № 5304782.

В подтверждение своих доводов административный ответчик Махатый И.Я. представил в материалы дела копию чека по операции от 26.11.2020 об оплате денежных средств в сумме 2243 руб., УИН , а также чек по операции от 29.11.2020 об оплате денежных средств в сумме 15344 руб., УИН (л.д. 66).

Как указывает истец в своих письменных пояснениях и следует из представленной в материалы дела КРСБ и сведениях о задолженности по транспортному налогу налогоплательщика Махатого И.Я. (л.д. 56-60), денежные средства, поступившие по платежным поручениям от 26.11.2020 в сумме 2243 руб. и от 29.11.2020 в сумме 15344 руб. были распределены на погашение ранее возникшей задолженности.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что инспекция направляла Махатому И.Я. уведомление от 03.08.2020 № 5304782, и платежный документ к данному уведомлению (индекс документа) зарегистрирован под номером (л.д. 13).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик с очевидностью произвел оплату налога и пени по уведомлению № 5304782 от 03.08.2020 с указанием уникального идентификатора платежа - , присвоенный платежам, начисленным за налоговый период 2019 года, и, несмотря на отсутствие в платежных документах отдельного дополнительного указания сведений о налоговом периоде, административный истец не имел права распределять полученные от ответчика денежные средства в счет погашения ранее возникших задолженностей.

Более того, в ходе судебного разбирательства было установлено и не оспаривалось административным истцом, что административный ответчик Махатый И.Я. в спорном налоговом периоде 2019 года не являлся собственником автомобиля «<данные изъяты>, соответственно, не обязан уплачивать транспортный налог за данное транспортное средство за 2019 год.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования о взыскании с Махатого И.Я. в пользу Межрайонной ИФНС России № 7 по Калининградской области задолженности по транспортному налогу за 2019 год в сумме 9415,89 руб. не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 289-290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 7 по Калининградской области к Махатому Игорю Ярославовичу о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2019 год в сумме 9415,89 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в апелляционном порядке через Московский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 6 июня 2022 г.

Судья: подпись <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>