ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1559/2021 от 08.06.2021 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи - Мамаева А.К.,

при секретаре судебного заседания – ФИО2,

с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности - ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>», МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» <адрес> о признании незаконным отказ МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» <адрес>.18/02-6745/20 от ДД.ММ.ГГГГ в переводе жилого помещения в нежилое, расположенного по адресу: <адрес> – 1, <адрес>, с кадастровым номером 05:40:000069:5245-05/184/2018-1 и возложении обязанности на МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» <адрес> перевести из жилого в нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> – 1, <адрес>, с кадастровым номером 05:40:000069:5245-05/184/2018-1,

установил:

ФИО1, действуя через представителя по доверенности ФИО4, обратился в суд к Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>», МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» <адрес> о признании незаконным отказ МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» <адрес>.18/02-6745/20 от ДД.ММ.ГГГГ в переводе жилого помещения в нежилое, расположенного по адресу: <адрес> – 1, <адрес>, с кадастровым номером 05:40:000069:5245-05/184/2018-1, о возложении обязанности на МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» <адрес> перевести из жилого в нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> – 1, <адрес>, с кадастровым номером 05:40:000069:5245-05/184/2018-1 и в сохранении в перепланированном и переустроенном состоянии квартиру, расположенную по адресу: <адрес> – 1, <адрес>, с кадастровым номером 05:40:000069:5245-05/184/2018-1, мотивируя свои требования тем, что в собственности ФИО1 находится недвижимое имущество - квартира, расположенная по адресу: <адрес>, на первом этаже, запись в ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ В ноябре 2020 года ФИО1 собрав необходимый пакет документов, предусмотренный ст. 23 ЖК РФ, обратился в администрацию города с заявлением о переводе указанного помещения их жилого в нежилое, в чем ему отказано ДД.ММ.ГГГГ исх. .18/02-6745/20, на основании раздела 2.9.1 Регламента, утвержденного администрацией ГОсВД «<адрес>», ввиду того, что имеется перепланировка помещения - подоконый проем убран, установлена дверь с выходом на тротуар. ФИО1 купил данную квартиру в 2018 г., каких-либо "перепланировок не делал, квартира перешла в его собственность в таком же состояние как сейчас, ввиду чего у него отсутствует согласование о перепланировке. Заключением специалиста ООО «Республиканский центр судебной экспертизы» установлено, что перепланировка в квартире «соответствует требованиям строительных норм и правил, санитарных и противопожарных норм, которые предъявляются к жилым домам с встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения с использованием под торговлю, и не влияют на обеспечение прочности, несущей способности и устойчивости конструкций многоквартирного жилого дома в целом, а также являются безопасным конструктивным элементом».

С учетом уточненных требований просил признать незаконным отказ МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» <адрес> и улучшению жилищных условий» <адрес>.18/02-6745/20 от ДД.ММ.ГГГГ в переводе жилого помещения в нежилое, расположенного по адресу: <адрес> – 1, <адрес>, с кадастровым номером 05:40:000069:5245-05/184/2018-1 и возложить на МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» <адрес> обязанность перевести из жилого в нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> – 1, <адрес>, с кадастровым номером 05:40:000069:5245-05/184/2018-1 и в сохранении в перепланированном и переустроенном состоянии квартиру, расположенную по адресу: <адрес> – 1, <адрес>, с кадастровым номером 05:40:000069:5245-05/184/2018-1.

Административный истец ФИО1, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Представил в дело письменное заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия и с участием его представителя ФИО4

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности - ФИО4 поддержал административное исковое заявление, просил его удовлетворить и дал объяснения, в основном аналогичные тексту административного искового заявления.

Административный ответчик - Администрация городского округа с внутригородским делением «<адрес>» извещенная о месте и времени рассмотрения дела своего представителя не направила; доказательств уважительности причин неявки не представила, об отложении - судебного разбирательства не просила.

Административный ответчик - МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» <адрес> извещенное о месте и времени рассмотрения дела своего представителя не направила; доказательств уважительности причин неявки не представила, об отложении - судебного разбирательства не просила.

Заслушав объяснения представителя административного истца ФИО1 по доверенности - ФИО4 и изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно частям 1, 2 и 4 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение; план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения); протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение (часть 2 статьи 23 ЖК РФ).

В силу пункта 4 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.

Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке (часть 3 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Судом установлено и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.

Административный истец ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на основании произведенной ДД.ММ.ГГГГ государственной регистрации права собственности, запись в ЕГРП .

В соответствии с протоколом общего собрания собственников от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом было получено согласие всех собственников многоквартирного дома о переводе жилого помещения в нежилое, проведения перепланировки и переустройства помещения.

В целях перевода указанного жилого помещения в нежилое, ФИО1 обратился в МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» <адрес>.

Уведомлением МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано.

В силу части 2 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Основания отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое предусмотрены частью 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;

4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

В качестве основания отказа ФИО1 в переводе жилого помещения в нежилое, использованы не предусмотренные статьей 24 Жилищного кодекса Российской Федерации основания.

Таким образом, оспариваемый отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ФИО1, в связи с чем его нельзя признать законным.

В тоже время, в соответствии со статьей 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выполнение работ по устройству проемов должно осуществляться в соответствии с требованиями части 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ, согласно которой безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований данного Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона.

Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (далее - Правила).

Пунктом 1.7 Правил установлены условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений и повышение благоустройства жилых домов и жилых помещений.

Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (пункт 1.7.1 Правил).

Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (пункт 1.7.2 Правил).

Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается (пункт 1.7.3 Правил).

Из заключения специалиста экспертного учреждения ООО "Республиканский центр судебной экспертизы" следует, что переоборудование <адрес> пристройкой к ней в нежилые помещения общественного назначения соответствует требованиям строительных норм и правил, санитарных и противопожарных норм, которые предъявляются к жилым домам с встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения с использованием под торговлю, и не влияют на обеспечение прочности, несущей способности и устойчивости конструкций многоквартирного жилого дома в целом, а также являются безопасным конструктивным элементом.

Оснований ставить под сомнение достоверность заключения, поскольку содержит подробное описание, не имеется. Оснований не доверять выводам указанной экспертизы, не имеется. Кроме того, доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы, суду не представлено.

Кроме того, согласно представленным в материалы дела доказательствам, ФИО1 было получено согласие всех собственников многоквартирного дома на выполнение перепланировки, что подтверждается протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, в форме очно-заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление ФИО1 к Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>», МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» <адрес> о признании незаконным отказ МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» <адрес>.18/02-6745/20 от ДД.ММ.ГГГГ в переводе жилого помещения в нежилое, расположенного по адресу: <адрес> – 1, <адрес>, с кадастровым номером 05:40:000069:5245-05/184/2018-1 и возложении обязанности на МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» <адрес> перевести из жилого в нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> – 1, <адрес>, с кадастровым номером 05:40:000069:5245-05/184/2018-1, удовлетворить.

Признать незаконным отказ МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» <адрес>.18/02-6745/20 от ДД.ММ.ГГГГ в переводе жилого помещения в нежилое, расположенного по адресу: <адрес> – 1, <адрес>, с кадастровым номером 05:40:000069:5245-05/184/2018-1.

Обязать МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» <адрес> перевести жилое в нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> – 1, <адрес>, с кадастровым номером 05:40:000069:5245-05/184/2018-1.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме, через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья А. К. Мамаев