ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-155/2017 от 31.01.2016 Нытвенского районного суда (Пермский край)

дело №2а-155/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 января 2016 года г. Оханск

Нытвенский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Оханск) в составе:

председательствующего судьи Томилиной Е.А., при секретаре Дворецкой Ю.Н.,

с участием представителя административного истца ст. помощника прокурора Оханского района Капитан Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное гражданское дело по административному иску прокурора Оханского района к Администрации Оханского муниципального района о признании незаконным бездействия в области осуществления дорожной деятельности, возложении обязанности устранить нарушения,

установил:

Прокурор Оханского района обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие Администрации Оханского муниципального района в области осуществления дорожной деятельности на участке улично-дорожной сети вблизи МБОУ «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, в части неисполнения требований пункта 4.2. ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения (утв. Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ), пункта 7 ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (утв. Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ-ст.

Кроме того, прокурор Оханского района просит возложить на администрацию Оханского муниципального района Пермского края обязанность в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения на участке улично-дорожной сети вблизи МБОУ «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, путем нанесения на пешеходном переходе горизонтальной дорожной разметки, выполненной в желтом цвете, в соответствии с требованиями пункта 4.2. ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности Дорожного движения (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221); установки светофора Т7 в соответствии с требованиями пункта 7 ГОСТ Р, 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст);

Представитель административного истца Капитан Т.А. поддержала исковые требования по доводам и основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела в суд не явился, обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика, указав, что исковые требования прокурора Оханского района административный ответчик признает в полном объеме (л.д. 11).

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" задачами в области безопасности дорожного движения являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно пункту 1 статьи 12 данного Федерального закона, безопасность дорожного движения должна обеспечиваться, в частности, содержанием дорог на территории Российской Федерации, под которым согласно пункту 12 статьи 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Соответствие состояние дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", деятельность по содержанию автомобильных дорог является одним из элементов дорожной деятельности.

В соответствии с пунктом 6 статьи 13 данного Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 6 части 1 статьи 10 Устава Оханского муниципального района дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.2995г № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности относится и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населённых пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности.

Частью 1 статьи 34 этого Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Содержанием автомобильной дороги является комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007№257-ФЗ).

В соответствии с п. 3.2. Положения об осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Оханского муниципального района в новой редакции (утв. Решением Земского Собрания Оханского муниципального района от 29.06.2011 № 29/5) перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения формируется из объектов автомобильных дорог, переданных и передаваемых в муниципальную собственность нормативно правовым актом губернатора Пермского края, и объектов автомобильных дорог, право собственности на которые возникает у муниципального района. Автомобильные дороги общего пользования местного значения находятся в муниципальной собственности Оханского муниципального района и учитываются как объект недвижимости (недвижимое имущество) в Едином реестре муниципальной собственности Оханского муниципального района (п.п. 4.1, 4.2 указанного Положения).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права , выданного ДД.ММ.ГГГГ, автомобильная дорога «<данные изъяты>», протяжённостью 3154 п.м. инв. , находится в собственности муниципального образования «Оханский муниципальный район Пермского края» на основании Приказа Агентства по управлению имуществом Пермского края от 22.09.2008г № СЭД-31-02-208 (л.д. 8). Именно на указанном объекте расположен участок улично-дорожной сети по <адрес>, примыкающий к территории МБОУ «<данные изъяты>».

Таким образом, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вблизи объектов МБОУ «<данные изъяты>», отнесена законом к вопросам местного значения муниципального района и подлежит осуществлению администрацией Оханского муниципального района Пермского края, входящей в структуру органов местного самоуправления Оханского муниципального района.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе обследования Отделением МВД России по Оханскому району, по требованию прокурора, объектов вблизи МБОУ «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, проведенного в период с ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что выход с территории школы осуществляется на <адрес>, где установлены следующие нарушения улично-дорожной сети:

- на пешеходном переходе отсутствует горизонтальная дорожная разметка, выполненная в желтом цвете, что является нарушением пункта 4.2. ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности Дорожного движения (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221);

- отсутствует светофор Т7, что является нарушением пункта 7 ГОСТ Р, 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст).

Согласно выписке Администрации Казанского сельского поселения от 16.12.2016г. улично-дорожная сеть вблизи образовательного учреждения на территории Казанского поселения находится на обслуживании УРИ ЖКХ Оханского муниципального района (л.д. 7).

Положения вышеуказанных Государственных стандартов в силу прямого указания статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» применяются в обязательном порядке в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. Обязательность их применения вытекает также из вышеуказанных положений Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Правил дорожного движения Российской Федерации.

Как следует из анализа п. 6 ст. 3, ч. 3 ст. 15, ч.ч. 1 - 3 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», пп. 1 п. 9 Квалификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402, абз. 7 ст. 2, п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 4.1.1 ГОСТ Р 50597-92 РФ «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, п. п. 1.1, 1.4, 2.2, 3.2, 4.2, 5, 6 Порядка разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах (Письма МВД РФ от 02.08.2006 № 13/6-3853 и Федерального дорожного агентства от 07.08.2006 № 01-29/5313), осуществление дорожной деятельности по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе обустройства этих дорог дорожными знаками в границах муниципального образования, разработка и утверждение проекта и схем организации дорожного движения с самостоятельным определением месторасположения дорожных знаков, относится к ведению уполномоченного органа местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что административный ответчик уклонился от возложенной на него обязанности по содержанию улично- дорожной сети в безопасном состоянии, что свидетельствует о неисполнении законодательства о безопасности дорожного движения. Выявленные в результате проверки нарушения способствуют возникновению аварийной ситуации на вышеуказанном участке дороге, создают угрозу жизни и здоровью граждан - неопределенного круга лиц, участников дорожного движения, в том числе несовершеннолетних лиц, являющихся учащимися МБОУ «<данные изъяты>».

С учетом изложенного, суд признает незаконным бездействие администрации Оханского муниципального района Пермского края в области осуществления дорожной деятельности на участке улично- дорожной сети вблизи МБОУ «Казанская СОШ с возложением обязанности на администрацию Оханского муниципального района Пермского края устранить выявленные нарушения в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

Требования прокурора Оханского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Оханского муниципального района Пермского края в области осуществления дорожной деятельности на участке улично-дорожной сети вблизи МБОУ «<данные изъяты>» по <адрес>, в части неисполнения требований пункта 4.2. ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221), пункта 7 ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст).

Обязать Администрацию Оханского муниципального района Пермского края в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные на участке улично-дорожной сети вблизи МБОУ «<данные изъяты>» по <адрес>, нарушения путем:

- нанесения на пешеходном переходе горизонтальной дорожной разметки, выполненной в желтом цвете, в соответствии с требованиями пункта 4.2. ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности Дорожного движения (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221);

- установки светофора Т7 в соответствии с требованиями пункта 7 ГОСТ Р, 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст);

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд (постоянное судебное присутствие в г. Оханск) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.А. Томилина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>